Я живу в трагическое время. Беседа с Олегом Павловым
Беседа с Олегом Павловым
  Вы были одним из участников книжной ярмарки во Франкфурте
  на Майне. Расскажите о своих впечатлениях.
  На мой взгляд, половина мероприятий была бесполезна, как и сама
  форма участия России в ярмарке. Стенды российских издательств
  были не более чем декорациями для бесконечных «круглых столов».
  А сами книги, ради которых люди и приходили на ярмарку, оставались
  в стороне. Cкажем, я о том, что привезли во Франкфурт мои книги,
  узнал только после того, как прошелся по стендам. Рассказать о
  своих книгах я при этом не мог. В таком же положении оказалось
  большинство наших авторов, ну и также издательства — они ведь
  должны представлять себя авторами, их книгами. Вот почему стенды
  напоминали какие-то безымянные могилы. Авторские презентации были,
  если не ошибаюсь, у Радзинского и Ерофеева. И ещё те, кого представляли
  немецкие издатели: Сорокин, Донцова, Толстая... Остальные бродили
  безликой толпой, по неволе безликой.
Как вы оцениваете отношение немцев к российской литературе?
  Тут можно говорить о конъюнктуре какой-то. Если раньше говорили
  о тлетворном влиянии Запада, то теперь, наверное, можно говорить
  о тлетворном влиянии России на Запад. Для них главное место занимают
  семейные, государственные ценности, религия... А у нас что? За
  редким исключением, беспредел. Книги, наполненные культом секса,
  насилия. И они это покупают, потому что самим неприлично такое
  «культивировать». А если русские в таком виде себя показывают,
  немцам интересно, и это хорошо продаётся.
  Сегодня многие, если не большинство пишущих в России, вынуждены
  сочетать писательский труд с каким-то дополнительным заработком.
  Прожить литературным трудом почти невозможно. Как вы к этому относитесь?
  Прожить литературой всегда будет трудно, если и пишешь не для
  денег... Вопрос в другом. Литература сегодня стала частью индустрии
  развлечений. Эта индустрия тотально уничтожает всё на себя непохожее.
  Серьезные книги на рынок не пускают. В книжных магазинах один
  и тот же набор развлекательного чтива. Они не заинтересованы продавать
  серьёзную литературу, то есть психологическую прозу и многое другое,
  что и представляло до последнего времени русскую культуру. Якобы
  не хотят работать себе в убыток. Якобы такие книги не пользуются
  читательским спросом. Но это всё обман... Чтобы книга продавалась,
  нужно выкладывать ее на прилавки. Мы же говорим не о какой-нибудь
  лавчонке, а о России, где книжных магазинов или там магазинчиков
  столько же, сколько городов, тысячи. И если в каждом хотя бы даже
  по 10 книг продастся, то это уже реальные тиражи. Другое дело,
  что же тиражируется, какая побеждает на книжном рынке политика.
  У нас была разрушена система книгораспространения. Вместо нее
  выстроилось несколько оптовых книготорговых монополий. Они и решают,
  какие книги будут сегодня в России выкладывать на книжные прилавки
  — а, значит, покупать и читать.
  Угасание читательского интереса к серьезной литературе, все
  же, факт очевидный. Чем вы это объясняете?
  Читатели на самом деле разные. Когда говорят о читателе, то почему-то
  имеют в виду как раз потребителя чтива... На самом деле люди,
  которые читают Библию, тоже читатели. Или которые в библиотеки
  ходят, а много таких по сегодняшней бедности. Они ищут ответы
  на духовные вопросы. Но таким людям просто делать нечего в книжных
  магазинах. Это в Москве ещё есть выбор — а в провинции идут в
  библиотеки, где есть ещё серьёзные книги. Соревноваться с чтивом
  невозможно. Люди в своём большинстве хотят развлекаться. Посмотрите
  на Москву: это огромный Лас-Вегас. При этом желание развлекаться
  приходит на место пустоты. Отчасти сказывается пропаганда нового
  образа жизни. Побеждает эгоистическое сознание: я, для меня, мне...
  Сейчас очень многие люди устроили свою жизнь в узких рамках комфортного
  мира. Они просто не хотят знать, что происходит за его пределами.
  Не желают задумываться, за кого-то страдать, пусть даже абстрактно.
  Но долго так продолжаться не будет. Жизнь сложнее и драматичней
  этих мирков, и правда жизненная вырвется наружу.
  Считаете ли вы, что писательский труд обязывает защищать
  нравственные ценности? Нужно ли воспитывать читателя?
  Воспитатель — это жизнь. А человек понимает себя в конфликте.
  Литература моделирует такой конфликт. Она для читателя как зеркало.
  Попадая в рамки какого-то конфликта, жизненной драмы, читатель
  делает оценки, думает, познает самого себя. На мой взгляд, именно
  так книги воспитывают.
  Ваши произведения, заставляющие задумываться над «вечными
  вопросами», порой слишком пессимистичны.
Вы с этим согласны?
  Каждый человек дает оценку времени, в котором он живет. Я считаю,
  что живу в трагическое время. И моя литература несет это ощущение.
  Почему трагическое? Во-первых, безмерное одиночество людей. Беззащитность
  человека, отсутствие у него опоры в самом себе. Жестокий, беспощадный
  молох нашей истории. Но главное — отсутствие любви к человеку,
  ближнему. У нас эта любовь подается как пирожное, что-то вроде
  десерта. Все друг друга любят... Зайдите на ночную дискотеку —
  там, казалось бы, море любви, веселья и счастья. Но это суррогат,
  «попсовая» любовь. Если кто-то упадет, случится с кем-то несчастье,
  будет в лучшем случае любопытство. Что-то с нами произошло? Главное
  — ни все вместе, ни по отдельности, мы не знаем, зачем живем.
  Мы строим какое-то новое общество, а у нас уже миллион бездомных
  детей... И это абсурд, которому нет объяснения. Кажется, что жизнь
  стала гораздо комфортнее, у людей появилось больше возможностей
  для самореализации, профессионального роста, зарабатывания денег...
  Но ощущение одиночества человека, бессмысленности такой жизни,
  для меня — самое сильное чувство.
  В рамках традиций русской литературы — существует сегодня
  такое понятие, как долг писателя?
  За писателем в России всегда стояли какие-то серьезные обязательства.
  Он видел жизнь широко открытыми глазами и должен был, обязан был
  понять происходящее. Сказать обществу правду любой ценой. В этом
  его долг.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             