Постинтеллектуализм «в сухом остатке»
	Необходимо различать литературный постинтеллектуализм как стихийное
	художественное течение в литературе и постинтеллектуализм
	как теоретическую рефлексию на это явление, то есть как
	специфическую искусствоведческую методологию, позволяющую говорить
	о существовании особой критической школы или направления, и
	в этом смысле отождествляемую с постинтеллектуализмом.
	В отечественной литературной критике понятие постинтеллектуальности
	впервые употреблено Натальей Бабинцевой для характеристики
	творчества Бананы Ёсимото, Эрленда Ву, Альдо Нове и Кристиана
	Крахта: «Они поминают Ролана Барта между двумя
	кружками свежего пива, в ряду именований крупных торговых
	лейблов. Это не снобизм. Это суперснобизм. Они не интеллектуалы.
	Они постинтеллектуалы». [1]
	Дмитрий Бавильский распространил это понятие на современную русскую
	литературу, охарактеризовав как постинтеллектуальное
	творчество прозаиков Леонида Костюкова и Андрея Левкина, а также
	драматурга Евгения Гришковца. Он противопоставил их
	произведения литературе традиционно «интеллектуального» толка (то есть
	такой, где «любое бытовое движение оказывается тенью
	откровения или многозначным, многозначительным знаком»):
	«Постинтеллектуализм возникает как следствие информационной
	травмы и повседневного консюмеризма, когда человеческий
	организм не в состоянии больше справляться с огромным количеством
	нужной и ненужной информации, с постоянным сиюминутным
	давлением социума... Вот и начинает хотеться чего-то простого и
	чистого, незамысловатого и, по возможности,
	смешного». [2]
	Точка зрения на постинтеллектуализм, согласно которой он является
	реакцией на гиперинтеллектуализм «высокой» (прежде всего
	модернистской и постмодернистской) культуры, позволила ряду
	критиков сопоставить его с «массово-культурной»
	антиинтеллектуалистской стратегией. Об этом свидетельствует, в частности,
	такая интерпретация понятия Арсением Дежуровым: «Среди
	терминов, которыми можно было бы обозначить искусство
	последних лет, есть и такой — “постинтеллектуализм”. С начала
	своего ХХ век взял моду умничать. Появилась литература для
	писателей, живопись для художников, музыка для композиторов.
	Публика стала скучать, предпочитая высокому искусству
	развлечения низменного характера — бульварную литературу, кич в
	живописи, популярную музыку. Постепенно стали вымирать и
	образованные художники, и образованная публика. Но генетическое
	воспоминание о том, что в искусстве должно быть что-то умное и
	значительное, интеллектуальное, осталось. Современное
	постинтеллектуальное искусство все время что-то цитирует, равно как
	и высокое. Только культурный тезаурус современного
	постинтеллектуала ограничивается, как правило, пятью-семью
	прочитанными книжками из джентльменского набора современного читателя
	— Булгаков-Кастанеда-Гессе-Маркес и Паоло Коэльо, по всей
	вероятности. Их и цитируют». [
3]
	Начиная с 2002 года дискуссия о постинтеллектуализме переходит в
	контекст литературно-идеологического и политического
	противостояния. Это связано с тем, что в центре внимания литературной
	критики и публицистики в 2002–2003 гг. оказывается
	стремление нового поколения авторов преодолеть постмодернистское
	наследие 90-х гг. Проблему обозначила полемика вокруг повести
	Сергея Шаргунова «Ура!», манифеста Дмитрия Ольшанского «Как я
	стал черносотенцем», стихотворений Всеволода Емелина и
	активно поддержанного молодыми критиками романа Александра
	Проханова «Господин Гексоген» (см. об этом, в частности: [4]).
	Юлия Вишневецкая связывает их попытки преодоления
	постмодернизма с постинтеллектуалистской стратегией: «В
	отечественную литературу пришло новое поколение. Объявив своим
	главным врагом постмодернизм, они (...) декларируют возвращение
	к реализму. (...) На смену интеллектуальным играм 90-х
	приходит литература, пропагандирующая «новый реализм». Поколение
	90-х пресытилось бесконечными языковыми экспериментами и
	попытками разыскать в повседневности потаенный мифологический
	подтекст. (...) Поколение 90-х пришло в литературу с целью
	утвердить “новую искренность”, ставшую чуть ли не основным
	художественным критерием: не столь важно уметь писать, главное
	— устранить эстетический барьер между литературой и
	действительностью, общаться с миром напрямую, без посредников в
	виде разнообразных культурных накоплений». [
5]
	Таким образом дискуссионная «ситуация постинтеллектуализма» в
	актуальной русской литературе оказывается родственной «ситуации
	постмодернизма» в европейской и американской литературах 70-х
	гг. Ср., например: «Начиная с середины 70-х годов в
	культурном климате Запада наблюдается определенный перелом
	литературно-эстетических настроений и вкусов, падает интерес
	к формалистическому эксперементированию, становится
	очевидной бесплодность попыток “нового романа” привлечь к себе
	внимание широкой публики, и наоборот растет (...) интерес к
	реалистическому письму. Именно в это время и были выдвинуты
	концепции постмодернизма». [6]
	Наша гипотеза сводится к тому, что ситуация постинтеллектуализма в
	рецепции русской критики является изоморфным отражением
	ситуации постмодернизма в 70-е гг. на Западе. Постмодернизм — это
	кризис модерна, то есть кризис новизны, кризис
	информационного перепроизводства в культуре. В России предпосылки для
	такого кризиса возникли только после осуществления проекта
	«возвращенной литературы». Кирилл Куталов по этому поводу
	пишет: «С конца 80-х (...) мы поставили мировой рекорд по
	скорости прочтения, усвоения и переработки чужой культуры.
	За две пятилетки пропустили через себя как минимум полвека.
	(...) Но нечеловеческий ритм, в котором пришлось работать
	как читателю, так и автору, сказался на результате. Все
	золотоносные жилы, какие только были в литературе, разработаны.
	Остались лишь заброшенные штольни. И апатия». [7]
	Будучи во многом выключенной из логики Западного культурного
	развития в ХХ веке, русская литература не пережила в полной мере
	предпосылок постмодернизма. Наш постмодернистский бум начала
	90-х был запоздалым применительно к опыту Запада и
	преждевременным применительно к российскому опыту. Настоящие
	предпосылки для ситуации постмодернизма в России сложились только
	сегодня, когда постмодернистский проект на Западе исчерпан
	исторически, а у нас — номинально. Поэтому стратегия
	постмодернизма (как исторически опробованная реакция на кризис
	информационного перепроизводства) не может быть использована
	современной критикой для описания ситуации. Литературный
	постинтеллектуализм — это осуществление постмодернистского проекта в
	условиях ревизии и преодоления постмодернизма.
- Бабинцева, Наталья. Конец эпохи Мураками. // Независимая газета — М., 22 ноября 2001.
 - Бавильский, Дмитрий. Спорные территории // Русский журнал.— М., 27 декабря 2001.
 - А. Дежуров. Львы святого Марка // Фотомодель — М., 2003, № 12.
 - Менцель, Бригит. Перемены в русской литературной критике. Взгляд через немецкий телескоп // Неприкосновенный запас — М., 2003 — №30.
 - Вишневецкая, Юлия. Красные дьяволята // Эксперт — М., 2003, №8.
 - Ильин, Илья. Общая характеристика постмодернизма // Теория литературы. Том IV. Литературный процесс.— М., ИМЛИ РАН, 2001.— С. 349 (в Сети отсутствует).
 - Куталов, Кирилл. Литература после кризиса новизны // Независимое обозрение.— М., 6 марта 2002.
 
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             