Воззрения Такиаддина Ахмада ибн Теймии о мусульманском государстве
Воззрения
Такиаддина Ахмада ибн Теймии
о мусульманском государстве
Выдающийся мусульманский теоретик, правовед и мыслитель шейх уль-ислам
Абу'ль-Аббас Такиаддин Ахмад ибн Абдулхалим ибн Мадждиддин ибн
Абдуссалам ибн Теймия жил и творил в самый тяжелый период мусульманской
истории средневековья. Большинство мусульманских стран были разгромлены
монголо-татарами и лежали в руинах. Былому величию мусульманской
государственности, культуры, науки был положен конец. Больше не
существовало Аббасидского халифата в Ираке, как символа власти
ортодоксального Ислама. Глубочайший кризис охватил все аспекты
общественно-политической жизни мусульманского общества и привел
мусульманский мир на грань полной катастрофы.
Шейх уль-ислам Ибн Теймия всю свою сознательную жизнь искал пути
преодоления этой катастрофы и возрождения былого величия Исламского
миропорядка. Естественно, что основой его мировоззрения была исламская
религия, в которой он видел единственный путь спасения во всех
областях жизнедеятельности. Однако на протяжении столетий после
Пророка Мухаммада она перестала быть монолитным учением и распалась
на множество сект и течений. Такая раздробленность не давала ни
малейшего шанса на исламское возрождение. Именно поэтому Ибн Теймия
видел выход из создавшегося положения в возврате к той единой
и монолитной религии, которая существовала в начальный период
истории исламской религии. Будучи последовательным сторонником
этой идеи, он написал большое количество мировоззренческих и правовых
сочинений, в которых он подверг детальному анализу все исламское
наследие_ 1. Видя в сектантстве угрозу
для существования исламской религии и сплочения народа вокруг
религии свободной от поздних нововведений, Ибн Теймия подверг
ожесточенной критике воззрения неортодоксальных учений_ 2.
В числе прочих проблем Ибн Теймия придавал большое значение и
проблемам государства, его структуре и функциям. На его воззрения
в этой области очень сильно воздействовал пример его современника
мамлюкского султана Египта Бейбарса, который разгромил монголо-татар
и развеял миф об их непобедимости. Как и все мусульмане, шейх
уль-ислам Ибн Теймия восторгался героизмом Бейбарса и был ему
бесконечно благодарен. Он видел на примере этого султана начало
процесса возрождения исламского мира. Воззрения о государстве
Ибн Теймия изложил в сочинениях «Сиясату'ш-Шария» и «Аль-Хизба
фи'ль-Ислам».
В сочинении «Аль-Хизба фи'ль-Ислам» Ибн Теймия писал, что человек
создан Богом для цивилизованной жизни в обществе. Взаимодействие
различных индивидуумов необходимо для совместного решения проблем
и отражения различных опасностей. Такие общества составляют основу
государства, во главе которых стоят правители. Однако, образовывая
государства людям необходимо иметь познания о моральных и нравственных
аспектах человеческого общежития. А эти познания можно почерпнуть
только в Божественной религии_ 3.
Об общих чертах, необходимо присущих любому государству Ибн Теймия
писал в сочинении «Сиясату'ш-Шария», в которой он называет мусульманское
общество в совокупности с присущей ему системой управления велаятом.
Велаят охватывает все государство_ 4.
В том же сочинении Ибн Теймия пишет о том, что государство обязательно
должно управляться правителем_ 5.
Наличие правителя он считает настолько важным, что даже «наличие
самого плохого правителя является более предпочтительным, чем
хоть один миг безвластия». Но правитель не может в одиночку справиться
с государственным управлением. Поэтому необходима иерархия власти,
в которой каждый несет ответственность за свои обязанности. Эта
иерархия назначается правителем, для которого крайне важно подобрать
достойные кадры для управления страной. Если он не сумеет подобрать
достойные управленческие кадры, то это грозит упадком различных
сфер государства и падением его личного авторитета_ 6.
Далее Ибн Теймия считал, что государство должно быть сильным и
обладать достаточной материальной базой. Он придавал большое значение
защите государства, обеспечению безопасности всех его граждан,
их правовой защищенности. Поэтому к исполнителям судебных и административных
органов он предъявлял моральные требования, которые основывались
на принципах Шариата_ 7.
Все внутриполитические и внешнеполитические неудачи, поражения
в войнах, а также сектантство возникают из-за отступлений от законов
Божественного шариата. Поэтому он настаивает на построении государственных
порядков только на основании примера государственного правления
Пророка Мухаммада и первых четырех халифов. Этот период он считает
идеальным и истинным исламским правлением. В качестве основополагающих
принципов системы государственного правления Ибн Теймия приводит
следующие коранические аяты:
«Аллах, поистине повелевает нам возвращать доверенное имущество
владельцам его, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости.
Ведь Аллах – как прекрасно то, чем Он нас увещевает! – ведь Аллах
слышащий, видящий. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху
и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если
же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику,
если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это лучшее и прекраснее
по исходу»_ 8.
Большое значение Ибн Теймия придает правильному выбору наиболее
достойного, опытного и грамотного человека в качестве главы государства.
Власть должна принадлежать не тому, кто к ней стремится, а тому,
кто сможет управлять страной в полном соответствии с требованиями
Божественного закона и духа
религии_ 9. Этот выбор осуществляют
специальные представители мусульманской общины (улю'ль-амр), которые
пользуются популярностью и доверием в народе. К ним Ибн Теймия
предъявляет определенные требования. В частности, они должны быть
праведными, опытными и грамотными людьми. Если улю'ль-амр не обладает
всеми этими качествами, то достойный правитель не будет избран,
что приведет к ослаблению государства_ 10.
Выборы правителя (имама) должны быть не предвзятыми, а справедливыми.
В выборе имама недопустимо руководствоваться местническими, клановыми,
национальными и иными субъективными критериями. Ибн Теймия подчеркивал,
что если в результате выборов имама наиболее достойнейший этой
должности человек не будет избран, то это является самым наитяжелейшим
грехом, который будут нести члены улю'ль-амра. В этом случае место
имама оказывается узурпированным недостойным этой должности человеком,
и справедливость оказывается попранной. Если мнение улю'ль-амра
остановится на двух cамых достойных кандидатах и они не сумеют
избрать из них достойнейшего, то должен быть брошен жребий, после
чего один из кандидатов сможет стать главой государства.
Далее в сочинении «Сиясату'ш-Шария» шейх уль-ислам Ибн Теймия
считал имама – руководителя государства не просто защитником Божественного
закона, но в первую очередь его исполнителем. Сам же Божественный
закон является всеохватным и объемлет все сферы индивидуального
и социального бытия. В связи с верховенством Божественного закона
подчинение народа имаму оговаривается определенными условиями.
До тех пор, пока в государстве царит стабильность в мирских и
религиозных сферах, бунт против правителя недопустим_ 11. Восстание против власти недопустимо, даже если
им руководит самый набожный и праведный человек. Ибн Теймия считал,
что даже при наличии такого человека вреда от хаоса, в который
будет ввергнуто общество, будет больше чем пользы от этого бунта.
Возможно, что эта доктрина шейх уль-ислама является противовесом
идеологии различных бунтарских сект в средневековом мусульманском
обществе.
Согласно Ибн Теймии, восстание недопустимо даже тогда, когда правитель
нарушает некоторые необходимые качества главы государства, оговоренные
Шариатом в том случае, если он ведет войны с внешними врагами
государства, поддерживает целостность его границ и поддерживает
порядок. Таким образом, шейх уль-ислам ставил долгосрочные перспективные
выгоды мусульманского общества выше сиюминутного стремления привести
к власти идеального правителя. В этом выражен реализм воззрений
Ибн Теймии и его отход от утопии, присущей многим другим мусульманским
мыслителям. Можно с уверенностью сказать, что вообще Ибн Теймия
был противником любого бунта, восстаний и переворотов, даже если
у власти находится неправедный правитель.
Затем Ибн Теймия писал, что, придя к власти, имам обязан поддерживать
социальную справедливость и порядок в обществе на основании положений
религии. Целью правления имама, как и целью существования государства
должно быть всеобщее торжество Божьего закона и истинного духа
религии.
Основными функциями государства является обеспечение прав граждан
на основании Божественных законов и устранение социального зла.
В первую очередь Ибн Теймия считал, что государство обязано обеспечить
материальное благосостояние граждан. Должна быть обеспечена выплата
различных социальных выплат, заработной платы, создание условий
для деловых отношений между гражданами. Государство также должно
заботиться о строительстве объектов общественного назначения и
здравоохранения, дорог, мостов и т. д.
Важнейшей задачей государства, согласно Ибн Теймии, является обеспечение
экономического процветания страны. Для этого он считал необходимым
предоставление гражданам всех необходимых экономических свобод.
Это должно привести к росту всех экономических показателей государства
и благосостояния граждан. Ибн Теймия считал недопустимым ограничения
деловой активности граждан со стороны государства, за исключением
тех случаев, если они не противоречат Божественному закону.
Еще одной важной функцией государства у Ибн Теймии является повышение
обороноспособности и способность к отражению внешней агрессии.
Однако в случае ведения войны необходимо руководствоваться религиозной
моралью и не посягать на жизнь и достоинство мирных людей. Воевать
необходимо только с вооруженными силами противника_ 12.
Укрепление моральных и этических устоев общества Ибн Теймия считал
базисом, фундаментальной основой для решения всех других задач
экономического, политического и военного характера. Согласно его
убеждениям мораль, построенная на идеалах религии, искреннее служение
Богу, приведение этических норм каждого гражданина в соответствие
с ее положениями, следование за дозволенным и воздержание от порицаемого
ставит естественное препятствие для совершения различных правонарушений
во всех сферах социальной жизни. Государство должно принимать
все необходимые меры по недопущению в обществе греховности и аморальности
и воспитывать своих граждан в духе служения Богу_ 13. Для претворения в жизнь всех указанных выше
задач нужно постоянно вести идеологическую работу с населением
страны и готовить их для совершения этих дел.
1 Ibn Teymiye T. Sherhu’l-Akideti’l-Vasitiyye,
Istanbul, s. 18.
2 Ibn Teymiye T. Risaletu Ashab-i Kiram. Istanbul, 1997.
3 Ibn Teymiye T. El-Hisbe fi'l Islam (Bir Islam Kurumu olan Hizbe)
Istanbul, 1989, s. 33.
4 Ibn Teymiye T. Es-Siyasetu's-Ser'iye (Siyaset Risalesi). Istanbul,
1996,
s. 4.
5 Там же, s.142.
6 Там же, s. 5.
7 Там же, s. 27-52.
8 Коран, 4: 58, 59
9 Ibn Teymiye T. Es-Siyasetu's-Ser'iye (Siyaset Risalesi). Istanbul,
1996,
s. 6.
10 Там же, s. 142-144.
11 Там же, s.143.
12 Там же, s. 100-121.
13 Там же, s. 86-94.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы