Код Дэна Брауна (Об одной литературной мистификации)
Код Дэна Брауна
(Об одной литературной мистификации)
От нечего делать прочла «Код да Винчи»... Нечеловеческая книга.
Первые десять страниц произвели на меня впечатление столь сильное,
что глаза у меня полезли из орбит, а волосы на всем теле встали
дыбом.
Мистер Браун
У Дэна Брауна нарочито всё против логики и здравого смысла – бедный
профессор живет в «Ритце», хотя жалеет о пропавших 70 долларах,
мужчина и женщина расходятся в длинном коридоре в разные стороны,
чтобы оказаться через минуту в одной точке, полиция убегает с
места преступления, бросив без охраны картины и голое мертвое
тело со всеми уликами, специалистка по криптографии не может разгадать
примитивную анаграмму, знаток искусства не знает, что Да Винчи
писал справа налево, топология Парижа такова, что начинаешь тихо
сходить с ума. Что-то вроде «вышел на балкон в Южном Бутово полюбоваться
на Кремль, ВДНХ и памятник Петру». Партнерша Амона почему-то Изида,
не знаю, может по бизнесу, потому что женой-то у него была Мут.
Ну а уж путаницу с Давидом и Соломоном заметили все.
С какой стати он громоздит одну нелепицу на другой? Ведь очевидно,
что цели, ради которых написан роман, Браун доводит до логического
завершения можно сказать с блеском.
Очевидно, что роман написан под экранизацию с заготовленным продакт-плейсментом.
Читатель тоже определен – это средний полуидиот. Стратегия – герои
тупее читателя. Это как в телевикторинах, которые делятся на две
группы – участники тупее зрителя («Поле чудес», «Угадай мелодию»)
и участники умнее зрителя («Своя игра», «Что? Где? Когда?»).
Читатель у Брауна разгадывает все ходы раньше героев, а герои
подбадривают его криками «гениально, как я раньше не догадался».
Полуидиот заведомо американец. Он знает: 1. Европейский город
– Париж. 2. Самый известный музей – Лувр. 3. Самый известный художник
– Да Винчи. 4. Самая известная картина – Джоконда. 5. Самая известная
книга – Библия. 6. Самый известный человек – Иисус Христос.
На этом познания американского полуидиота заканчиваются, поэтому
Браун снабжает его подсказками – «Елисейские поля – это как Пятая
Авеню», «Тюильри – это как Сентрал парк». А круассан – это свернутый
в трубочку гамбургер без котлеты и кетчупа.
Ну хорошо, полуидиот не заметит всех фактических и логических
ошибок, но что делать с полуобразованным читателем, который натыкается
на них на каждом шагу? Зачем Браун расставил исторические и географические
ориентиры, которые каждую минуту должны напомнить читателю, что
всё это чепуха несусветная? Кстати, никакого да Винчи и собственно
кода там нет. В качестве доказательства приводится только «Тайна
вечеря», которая сохранилась так плохо, что углядеть в ней можно
всё, что угодно…
Тут я поняла, что роман конспирологический. Браун зашифровал в
нем первое скрытое послание: «Дураки вы все». С этого момента
читать стало интересно – во всем этом бреду я стала искать разгадку
кода Дэна Брауна.
В какой-то момент Браун уже настолько обнаглел, что стал глумиться
откровенно, подкидывая историю про скрытые знаки в мультфильмах
Диснея. Но одно его рассуждение показалось мне остроумным. Это
история о том, что католическая церковь намеренно создала культ
холостяка, опираясь на тот факт, что Иисус не был женат. То есть
сокрытие «тайного знания» преследовало одну цель – отвадить мужиков
от женитьбы, пропиарить холостяков и насолить таким образом женщинам.
Ну и вся книжка напичкана феминизмом по самое никуда.
И тут обнаружилось, что Дэн Браун в 1995 году совместно с женой
опубликовал книгу «187 мужчин, от которых следует держаться подальше:
путеводитель для романтически фрустрированных женщин». Вот он,
ключ к разгадке. Книгу написала жена Дэна Брауна, которой до чертиков
надоел её неудачник-муж.
Миссис Браун
Однажды за завтраком миссис Браун сказала мистеру Брауну:
– Слушай, я сейчас читаю такую интересную книжку "Holy Blood,
Holy Graal" (в русском переводе «Священная загадка» – прим А.Ч.),
довольно старинную, она вышла еще в 80-х.
– Угу, – сказал мистер Браун, не отрываясь от газеты.
– Представляешь, один француз по фамилии Саньер нашел как-то древние
свитки, содержащие очень важную тайну, которую никто не мог разгадать.
– Хм, – ответил мистер Браун и надкусил бутерброд.
– Ты слушаешь меня? Так вот, оказалось, что в деле замешаны тайные
общества, тамплиеры, катары, и еще эти, как их там, боже, эти
европейские названия, ризеншнауцеры, тфу, то есть розенкрейцеры.
– Передай мне молоко, – сказал мистер Браун и вернулся к газете.
– И в этих тайных обществах состояли всякие известные люди, все
европейцы, Леонардо да Винчи, например.
– Да-да, – пробубнил мистер Браун.
– И эти Байджент, Линкольн и Ли, ну которые написали эту книгу,
всё раскопали – Иисус, оказывается, был женат! Представляешь?
И у него были дети, от которых пошли всякие европейские короли,
Меровинги там разные, и их потомки до сих пор живы. А святой Грааль
это в самом деле Sang Real – царская кровь. А церковь всё это
от нас, женщин скрывала. Все вы, мужики, таковы, на всё пойдете,
лишь бы не жениться!
– Дорогая, но я всё-таки женился на тебе.
– Это потому что ты атеист. Но есть тайное общество, Приорат Сиона,
Prieure du Sion, или Сионская Община, которое знает правду и непременно
её откроет.
– Полагаешь? – мистер Браун перевернул страницу.
– Послушай, вот бы написать про это книжку! Это был бы бестселлер
и миллионы женщин наконец-то узнают истину!
– Дорогая, у меня встреча с издателем, напиши сама, только отвези
перед этим машину в автосервис, мне кажется, в ней что-то стучит.
И купи еще молока, у нас кончилось.
Миссис Браун села в кабинете мужа. Ну что ж, она напишет сама,
раз ему некогда. Но она не умела придумывать детективные истории,
а только писать колонки про отношения мужчин и женщин. Тогда она
сняла с полки книгу своего мужа «Ангелы и демоны». «Какую бы придумать
завязку? А что думать! Возьмем её прямо из его романа, ведь не
подаст же он на меня в суд! Итак, заменим лабораторию на музей».
Тут миссис Браун порылась в путеводителе по Парижу. «Как его там…
а, Лувр». Пусть убитый будет не отцом, а дедушкой этой француженки.
Что там дальше? Тайный знак. Тайный знак на груди он нарисовал
себе сам. Теперь шифр... Их полно в воскресном выпуске газеты
на последней странице, всякие загадки и ребусы, которые я никогда
не могла понять. К счастью, там публикуют решения.
Работа пошла. Единственное, что как всякая женщина, миссис Браун
совершенно не умела ориентироваться по карте. Она совсем запуталась
в этих планах Лувра и Парижа. Но так ли это важно, куда они там
повернули? Главное, что все мужики сволочи, они придумали себе
бога, который позволяет им не жениться, потому что, видите ли,
Иисус не был женат, а из двух женщин в его жизни одна была старой
девой, а вторая проституткой. Ну ничего, я раскрою всем глаза.
Когда рукопись была закончена, миссис Браун задумалась. «Мне не
поверят, как не верили и раньше, такое должно быть написано мужчиной,
от мужчины они не смогут отмахнуться». Миссис Браун вздохнула
и напечатала «© – Дэн Браун». Уговорить мужа показать роман издателям
было пустячным делом.
***
По примеру миссис Браун я тоже прочла «Священную загадку». То,
что именно она составила историческую завязку «Кода да Винчи»,
сомнений не оставляет. По сути «Загадка…» отличная мистификация,
куда более сложная и изящная по структуре, чем поделка Браунов.
Она мне напомнила «Рукопись, найденную в Сарагосе», где переплетается
множество историй и тьма персонажей, которые всё едут и едут куда-то,
но так и не сдвигаются с одного места. В конце концов выясняется,
что все эти цыгане, маги, ученые красавицы и мавританские принцессы
морочат главному герою голову своими рассказками ради одной цели
– тайны, в которую он должен быть посвящен. Так Байджент и компания
плетет множество сюжетных линий и цитирует множество источников,
как подлинных, так и мнимых, чтобы привести к уже известной развязке.
Книга напоминает кельтский орнамент, каждая ветвь теряется среди
других, чтобы появиться снова через 5 глав. Для того, чтобы связать
невозможное, Байджент и Ко пользуются одним простейшим приемом,
вроде манипуляций карточного фокусника – «Если предположить, что
этот документ всё-таки не подделка, то совершенно очевидно, что...».
То есть, проверить невозможно, а следовательно, доказательство
бесспорно. Впрочем, ошибок в тексте и так хватает. Тем не менее
читать это чрезвычайно интересно, если относиться к тексту, как
к исключительно художественному.
Вот и вся история.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы