Комментарий |

Sein und Zeit-2005

Говорить о времени – пустая трата времени

(И, между тем, только ленивый ничего о нем не сказал)

Согласно Хайдеггеру, бытие определяется временем. Теряя ощущение
времени, частично теряешь и привычную(!) действительность.
Остается вторая координата нашей плоскостной жизни –
пространство, «почва под ногами»; о третьей – далее.

Самое страшное в современности – это то, что она неизбежно несет в
себе прошлое. Но при этом уловить ее дух (zeitgeist-2005) –
совершенно невозможно, даже художнику. Перенаселена не только
планета, но и головы. Каждое последующее поколение (по
идее) должно знать больше, нежели предыдущее. Считается, будто
знание прошлого, истоков, контекста и пр. гарантирует
возникновение чего-то нового, точнее, вообще – прогресс (стоит ли в
него верить?). Но получается, как в рассказе Рэя Бредбери
«Лед и пламя»: из восьми дней жизни семь с половиной – это
учеба. На творческую активность у героев-ученых остается
только несколько предсмертных часов.

Короче, поток, поток, жрачка, жвачка…

Больше книжные магазины ввергают меня в ступор: Дэн Браун, Пелевин,
Бегбедер, Донцова и Артуро Перес-Реверте. 0101 1011 0100
0111 1001 0101 Перенасыщенность, эклектика, хаос. 0101 1011
0100 0111 1001 0100 Кажется, это называется «чувство
когнитивного диссонанса»… 0101 1011 0100 0111 1001 0101
Бла-бла-бла-бла-бла! 0101 1011 0100 0111 1001 0101 Хочется быть
культурным? 0101 1011 0100 0111 1001 0101 Все это «игра в бисер»! 0101
1011 0100 0111 1001 0101 Нойз, шум, построк, постпанк. Ах,
постмодернизм – смех и тоска по новому, выуживание блеска из
говна, хм, весьма успешно. Отрицание за счет умножения.
0101 1011 0100 0111 1001 0101 Информационное рабство. 0101 1011
0100 0111 1001 01010101 1011 0100 0111 1001 0101

О политике и TV-НЛП – молчок.

Или поговорим? Люмпены разочаровались в институте Государства.
Анархистские настроения. Наконец, им стало понятно, что
законность не имеет ничего общего со справедливостью – она у каждого
своя. Вместе с развалом Советского Союза пропала и вера в
Общество (Любви!). Последним великим адептом этой религии был
Андрей Платонов, марсианин. Не говорите мне про КНР –
китайцы гармонично-восточные(-таки) люди. Они никогда не смешивали
внешнее с внутренним, в отличие от мечтательных героев
«Чевенгура». А сейчас – война и немцы, разочарование и отчаяние.
Люди устали от людей. От огромной массы людей. Это обратная
сторона информационной лавины. Я ненавижу, например, Олега
Газманова, хотя мне лично он ничего такого не сделал. Смысл?

Среди типа современной молодежи – хороший тон вписывать все проблемы
(нет, сбои!) в однобокие кибернетические «системы». Власть
бихевиоризма (о, психологические тренинги!), виртуализация
сознания. Еще в моде минимализм – отмети все лишнее, получи
глубину и красоту. Но любая «система» (как и всякое
логическое построение) обладает изрядной долей условности.
Необъятного – не объять, говорил агностик Прутков. Излишняя
зацикленность на кибернетике ведет к приоритету одних «систем» над
другими, а это – шизофрения: хиппи лучше панков, «Теремок»
лучше «Масленицы», Piano Magic лучше Mogwai, ЖивойЖурнал
(LiveJournal) лучше ЖивойЖизни (LiveLife) и т.д. Абсурд, когда одна
интеллектуальная надстройка считается важнее другой.

С другой стороны, в подобном подходе, разумеется, есть некое здравое
(слишком здравое) зерно. Приоритеты – вещь индивидуальная,
ведь дело-то не только в интеллекте, но и в… «Главное в этой
жизни, – писал Борис Виан в предисловии к «Пене дней» –
подходить ко всему предвзято. (…) Единственное, ради чего стоит
жить – это ньюорлеанский джаз и красивые девчонки». Будь
собой в своем времени. Но не с помощью логики и подгонки
фактов, а с помощью интуиции. Интеллект нам дан только для того,
чтобы оценивать себя относительно других (типа коммуникация,
а, по-настоящему – избегание интеракции). Интуиция...
Интересы… Я называют это идеологией Внутреннего фашизма – ответ
внешней анархии. Уважение чужих убеждений (о,
политкорректность!) возможно только тогда, когда у тебя есть свои
собственные. «Мастер видит то, что снаружи, но доверяет тому, что
внутри» (Лао Цзы, 12 глава _ 1).

Но человек – животное, научившееся оправдывать свои поступки.
Поэтому крепость внутренней организации – сама себе рознь, пока
есть ницшеанская жажда власти, а проще говоря, похоть,
помноженная на инстинкт самосохранения. Агрессия. А это уже внешний
(обыкновенный) фашизм. Правда, чаще всего следование
внутренней природе – это попросту гедонизм, эгоизм и пофигизм.
(Лучшая книга про «общество потребления» – «Однорукий
аплодисмент» Э. Берджесса.) Но самое страшное – это, конечно, апатия.
Забить на все болт. Гори огнем ясно, чтобы не погасло. В
предчувствии апатии и начинается безумная гонка за
информацией, за модным и актуальным – страх одеревенения, остановки
личностного развития. Где золотая середина?

Тут, как мне кажется, должен вступить в силу даосский принцип
недеяния (вэй). Вещи следуют своей природе (цзы жань), и Мастер не
мешает им. Он плывет по течению в нужном направлении,
постигая Дао – то самое третье измерение, позволяющее вырваться
из рамок времени и пространства. Принять время – значит
отказаться от него. Отказаться от времени – значит быть выше его.
То же самое происходит и с «природой человека» (к разговору
о гедонизме и приоритетах).

По Норберту Виннеру, жизнь – это борьба с энтропией и хаосом. По Лао
Цзы – познание энтропии и хаоса. Но не умом, а сердцем.
Лучше принимать, чем воевать (тот, кто развязывает войну, уже
проиграл ее, испугавшись нападения). Кибернетика
подразумевает, прежде всего, хаос информационный. Александр Гордон
как-то сказал _ 2, что современное общество развращено информацией:
мол, журналисты в Ираке и Чечне рискуют своей жизнью только
ради того, чтобы какая-нибудь бабушка могла поговорить на
лавочке о войне, а не сидеть дома и вязать тем же самым
солдатикам шерстяные носки. Поэтому, ИМХО, не стоит даже пытаться
заглотить в себя весь этот поток. Противостоять ему – тем
более глупо. Лавировать и вылавливать из сети «фрагменты» _ 3 Настоящего (в качественном, а не временном смысле) – раз. И два:
«событие бытия» происходит не где-то там, а внутри. «Мы
работаем с бытием, но пользуемся небытием» (Лао Цзы, 11 глава).

Погоня за настоящим еще потому ничего не стоит, потому что оно –
пусто. Прекрасное осознается постфактум или придумывается (на
основе приобретенного опыта!). Будущее – мечты – и прошлое –
воспоминания – гораздо ближе к тому Космосу, что твориться
не только в наших головах, но и над ними. Удел же настоящего
– пустота, которую нужно сделать оружием, пробивающим дырки
в полотне реальности – прямо в Вечность. Ведь жизнь – это
арена борьбы со временем – то есть со смертью – страх –
стремление к Вечности – исток творчества, религий и пирамид.
«Тишина и пустота – достойный ответ на ход конем, который сделала
Вселенная» _ 4, навязав нам пространство и время. И если
преодолеть эту условность, то в одноминутную поездку в парижском
метро можно вместить и Нью-Йорк, и красное платье, и траву с
саксофоном (см. «Преследователь» Х. Кортасара). А разве
есть что-нибудь важнее этого, если вы понимаете, о чем я
говорю.

:-)



1. Цитаты из Лао Цзы даются в переводе А. Гениса

2. Александр Гордон. «14 мыслей о телевидении». «Эсквайр», ноябрь
2005, стр. 83

3. см. роман «Распознание образов», написанный Уильямом Фордом
Гибсоном, т.н. «отцом киберпанка»

4. Александр Генис. «Темнота и тишина» (маленькая, но мощная вещь).

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка