Код да Винчи: ингредиенты бестселлера или что общего у тамплиера с феминисткой?
Николай Солодов (11/07/2006)
или что общего у тамплиера с феминисткой?
…История всегда пишется победителями. И когда происходит столкновение двух культур, проигравший как бы вычеркивается, а победитель начинает писать новые книги по истории, книги, прославляющие его деяния и унижающие побежденного противника.
Дэн Браун «Код да Винчи»
Как вы относитесь к Коду да Винчи? Такую сенсационную информацию осмелились наконец напечатать! Вот оно как было на самом деле! Попытки возражать выглядят не ярко и не убедительно. Еще бы: какие-то серые «за» и «против», какие-то скучные монографии, в которых даже предисловие не поймешь без словаря. А там: сенсации и разоблачения, да такие, что дух захватывает. Масонские ложи в борьбе с Opus Dei. Коварные кардиналы, которые сами-то люди хорошие, но среда, окружение… да и обстоятельства такие, что продают все и вся. Славные короли Меровинги, в силу хитроумных интриг и трагических обстоятельств вынужденные скрываться, но они среди нас, и скоро о них заговорят все! Великие Мастера – люди спесивые и немножко со странностями, но живут красиво и вообще – эстеты, хотя нам, простым американцам, этого и не понять – доверимся авторитетам: от Боттичелли до Ньютона, от де Голля до Миттерана – все, всегда и повсюду твердят нам о прописных масонских истинах… А главное-то, главное! Мария-то Магдалина и Иисус были… ну как бы помягче?… муж и жена! А вы как думали? почему в священники женщин не пускают? Вот только поэтому! Это все император Константин на Первом Вселенском соборе. Почему именно Константин и именно на Первом Вселенском соборе? – Да просто в воскресных школах эту тему лучше учат. При этом автор, чувствуется, не только мастер накрутить нервы и воображение любой, самой скептической домохозяйке, но и крупный специалист. В какой науке, не знаю. Вероятно, во всех сразу. Уверен, что глубина его безапелляционных заявлений заставила полностью пересмотреть свои теории по истории, искусствознанию, генеалогии, библеистике многих пенсионеров по всему миру, и стала предметом самых оживленных дискуссий среди студентов младших курсов университетов и интересующихся школьников. Эрудиция и широкая осведомленность Брауна в новейших достижениях науки и техники и правда впечатляет. Рассказ о числе PHI (в простонародье «золотое сечение», (1+√5)/2) сопровождается экскурсами в астрономию и историю живописи; попутно делается и несколько новых «открытий». Оказывается (1+√5)/2 равно (!) 1,618, а «каждые четыре года планета Венера описывает правильный пентакл по большому кругу небесной сферы» (Глава 6) – понять последнее утверждение без аллегорического толкования не представляется возможным. По определению самого Брауна пентакл это «пять прямых линий, которые, перекрещиваясь, образовывают пятиконечную звезду». Информация о тайных обществах получена из «Секретного Досье», рукописи под номером 4° lm1 249, обнаруженной в 1975 году в Национальной Библиотеке в Париже. От одного вида этого номера, а это номер реально существующего документа, нормального обывателя охватывает священный трепет, и любые попытки критического осмысления того, что последует за магическими цифрами, представляются ему необоснованной самонадеянностью. Отталкиваясь от нескольких малоизвестных подробностей истории тамплиеров, автор с такой живостью представляет тайное учение ордена, что кажется, сам он присутствовал на строжайше засекреченных церемониях чествования страшного идола Бафомета («Бафомет», вероятно, испорченное Мухаммед). Но и в истории не без «открытий»: оказывается, папа Климент V рассеивал прах сожженных тамплиеров над Тибром. И это при том, что папа жил тогда во Франции («авиньонское пленение») и к расправе над орденом имел лишь косвенное отношение _ 1. Говоря о библейской археологии, Дэн Браун ссылается на рукопись Q, на находки в Кумране и Наг-Хаммади, на Евангелие от Фомы… Мало кто из читателей представляет о чем там речь, но многие слышали, что что-то такое есть и оно очень важно и даже сенсационно, и даже – содержит данные, неудобные для Католической церкви... Что-то они там прячут? И все же, несмотря на все эти несомненные достоинства Кода да Винчи – они сразу бросаются в глаза самому поверхностному критику – знакомство с книгой заставило меня надолго погрузиться в размышления. Что сделало Код мировым бестселлером? Ведь, идеи и сенсации Брауна далеко не оригинальны. Научными открытиями такого качества заполнены газеты и телевидение; тысячи книг написаны о том, кем «на самом деле» был Иисус, о причудливой роли тайных обществ в истории; эзотерика превратилась в целую индустрию; громкие разоблачения уже так приелись, что заявления вроде: «Имярек был масоном (шпионом, евреем, инопланетянином)», волнуют обывателей гораздо меньше, чем, например, погода на завтра. И по радикальности теорий Браун далеко отстал от плеяды блестящих фантазеров New Age’а начиная с Блаватской. Итак, в чем же изюминка творения Дэна Брауна? Проанализируем несколько подробнее что представляет из себя феномен «Код да Винчи».
Происхождение
– Наверное, это самый известный труд, – сказал
Тибинг, достал с полки книгу в потрепанной обложке и протянул ей. Софи прочла название: «Святая Кровь, Священный Грааль». Всемирно признанный бестселлер. Софи с недоумением подняла глаза.
– Всемирно признанный бестселлер? Странно, но я никогда о нем не слышала.
– Вы были слишком молоды, дитя мое. В восьмидесятые годы эта книга произвела настоящий фурор. На мой взгляд, авторам не хватило смелости довести до логического конца свой анализ. Но мыслили они в верном направлении. И еще, следует отдать им должное, сумели внедрить идею о царском происхождении Христа в умы широких масс.
Дэн Браун «Код да Винчи»
Кому-то это может показаться неожиданным, но теоретическая нагрузка Кода не только не оригинальна, но и традиционна. Непосредственную предысторию идеологических заготовок можно проследить как минимум до 30-х годов XX века. Речь идет о Приорате Сиона, о неправде про супружество Марии Магдалины, о Меровингах как ее потомках, о редактировании Библии Константином Великим. Все эти идеи-лозунги содержатся в книге «Святая Кровь, Святой Грааль», изданной в 1982 году, авторы Г. Линкольн, М. Бейджент (Baigent) и Р. Ли (Leigh). Читатели Кода да Винчи, вероятно, помнят профессора Ли Тибинга (Leigh Teabing), несколько искусственно превращенного авторской фантазией из респектабельного историка-миллионера в середине книги в главного злодея в конце; его имя – явное указание на источник заимствования: Teabing получается из Baigent перестановкой букв. Впрочем, книга упоминается и явно. В отличие от творения Брауна книга «Святая Кровь, Святой Грааль» позиционируется как научная работа, в которой вымыслы иногда называются гипотезами. Любопытная деталь: весной 2006 году в Англии проходило судебное разбирательство по иску Бейджента и Ли к Дэну Брауну. Последний обвинялся в плагиате. Поскольку по закону об авторских правах вполне допускается использование опубликованных научных работ при написании художественного произведения, ученым авторам пришлось признать, что их опус имеет литературный характера. Браун выиграл процесс, но и истцы не проиграли. Переиздание их книги, разрекламированной судебным процессом, с лихвой окупило затраты. Судья даже счел должным озвучить мнение, что иск мог изначально преследовать задачу рыночного продвижения обеих книг, тем более что правами на издание и той и другой обладает сейчас издательская группа Random House.
Приорат Сиона
Плантар был ризничим (sacristain), который потерял веру. Сын камердинера (valet de chambre), он мечтал о королевском происхождении и жил как отшельник.
Ж.-Л. Шомей
Пожалуй, из всех историософских изысков Бейджента, Ли & Co наиболее оригинально и веско происхождение Приората Сиона. В основании этой организации стоял Пьер Плантар, – внимательные читатели Кода вспомнят несколько раз вскользь упомянутое имя Плантара. Это совершенно реальный человек, несколько лет не доживший до триумфальной известности своего детища – он умер в 2000 году. Всю свою сознательную жизнь Плантар посвятил попыткам основать настоящее «тайное» общество, и зарабатывать на членских взносах, но так и не преуспел. Первый проект тогда еще 17-летнего Пьера назывался «Французский Союз», общество крайней правой, монархической идеологии. Плантар бросил учебу и зарабатывал на жизнь ризничим (sacristain) в церкви св. Луи д’Антан, и даже являлся одно время лидером приходского молодежного движения. В 1940 году двадцатилетний Пьер Плантар пишет маршалу Петену, не задолго до этого подписавшего перемирие с Гитлером: «Господин Маршал, Ваша жизнь находится под угрозой… Необходимо остановить в зародыше ужасный заговор франкмасонов и евреев, чтобы избежать чудовищной резни во Франции и во всем мире. В моем распоряжении сотня надежных и преданных делу мужчин, они готовы до последних сил сражаться под Вашим командованием» _ 2. В 1943 году Плантар обращается напрямую к Гитлеру: Я хочу, чтобы Германия Гитлера знала, что все препятствия нашим проектам наносят ей ущерб, так как Сопротивление масонства подрывает силы немцев» _ 3. Но ни французские, ни германские власти заявления всерьез не приняли. Наведя справки и обнаружив, что движение насчитывает не более 200 сторонников, они ограничились установлением негласного надзора за Плантаром. В 1941 Плантар основывает новую организацию «Французское национальное обновление». Однако немецкие власти отказали ему в регистрации, поскольку вместо декларируемых 3245 членов, в организации состояли только четыре человека. В 1942 году – новая попытка, на этот раз общество называется «Альфа Галатов». Плантар постепенно переходит от монархии к эзотерике. Его организации приобретают все более разработанную структуру: в Альфе 12 степеней инициации, высшая «друидическое величество» предназначена, разумеется, самому Плантару. Количество членов «Альфы» не превышало 50, и в 1947 возникает «Латинская Академия», состоявшая всего из двух членов – Плантара и его матери. Наконец, в 1956 году в небольшом французском городке Аннемассе, недалеко от швейцарской границы, Плантар основывает на совершенно легальных основаниях организацию «Приорат Сиона». Интересно, что первоначально имелся в виду вовсе не иерусалимский Сион, а одноименная небольшая гора в окрестностях Аннемасса, где «Приорат» надеялся приобрести дом для «обучения, медитации, отдыха и молитвы». Как и все предыдущие проекты Плантара, Приорат Сиона не пользовался популярностью, и в середине 60-х неутомимый Пьер вместе с двумя компаньонами, Жераром де Седом и Филиппом де Шеризе, предпринял замечательную PR-акцию, ставшую «документальным» основанием «Кода да Винчи». Трое единомышленников составили и депонировали в Национальной библиотеке рукопись под уже знакомым нам номером 4° lm1 249. В ней утверждалось, что Плантар – прямой потомок Меровингов, единственный законный наследник французского трона, а Приорат Сиона – организация, основанная в 1099 году Годфруа Бульонским для защиты уцелевших потомков королевского рода. Список Великих Мастеров Приората, начинался Николя Фламелем, и кончался Франсуа Дюко-Бурже _ 4, настоятелем церкви, в которой Плантар был ризничим. Впоследствии все трое признавали, что «Секретное Досье» не что иное как «блестящая фальсификация», что не помешало одному из мистификаторов де Седу опубликовать в 1967 году книгу «Золото Ренна», опирающуюся на «обнаруженный документ». Чтобы пояснить о каком Ренне идет речь, придется коснуться еще одной «тайной» темы.
Аббат Соньер
В «Секретном Досье» фигурирует некий аббат Соньер – именно в честь него назвал Дэн Браун куратора Лувра. Без упоминания истории этого аббата, служившего в конце XIX – начале XX века в маленьком городишке Ренн-ле-Шато на юге Франции, не обходится ни одна «околобрауновская» публикация. По предположениям «эзотериков» Соньеру удалось найти клад, спрятанный еще катарами или же вестготами. Возможно, – эту же версию продвигал Плантар, а позже Бейджент и Ли, – содержанием клада были не сокровища, а секретные документы… Замечательная отправная точка любой эзотерической фантазии. На самом деле, внезапное обогащение скромного лангедокского священника объясняется значительно прозаичнее. В то время в Католической церкви были очень распространены заказные мессы: некий аналог записок, принятых у православных, с той существенной разницей, что одна месса могла служиться только по одному «заказу». Предприимчивый же аббат, рассылая множество писем по всей Европе, собрал огромное количество заказов, по некоторым оценкам около 100 тыс. – столько месс он не смог бы отслужить и за всю жизнь. На вырученные средства он отремонтировал храм и жил в довольстве. В конце концов, эта афера открылась епархиальному архиерею, и Соньер предстал перед церковным судом. Но наивные оправдания аббата про то, что это все сокровища визиготов, были подхвачены владельцем ресторана в Ренн-ле-Шато Ноэлем Корбю, а затем и случайно наткнувшимся на эту историю Пьером Плантаром. Вот так, переходя из рук в руки, обрастая все новыми подробностями и прозрениями история перешла к Линкольну, Бейдженту и Ли.
Композиция
Прежде всего. Код да Винчи написан простым американцем. Конечно, Дэн – не чикагский чернорабочий, он вырос в академической семье: отец – учитель математики, мать – органист, специалист по духовной музыке. Да и сам Браун закончил-таки престижный колледж. Но не надо требовать от него слишком многого. Писать Дэн начал в 1993 году. До Кода им было написал уже четыре книги: успеха они, правда, не имели, но дали опыт работы в писательском бизнесе. К 2000-му году технология создания текстов была отработана. К сфере ответственности Дэна относился сюжет: приключения, «неожиданные» повороты, борзоватые диалоги, пошленькие намеки – и юмор в лучших традициях диснеевского конвейера. Все вполне предсказуемо для автора, дебютировавшего с путеводителем для романтически разочарованных женщин «187 мужчин, которых следует избегать». Теоретическое наполнение книг Брауна принадлежит в основном его жене Блайс (Blythe). По словам судьи Питера Смита, разбиравшего их тяжбу с Бейджентом и Ли, Дэн просто вставлял в текст результаты «исследований» своей жены, не особенно вникая откуда они взяты. А взяты они были в случае Кода да Винчи преимущественно из «Святой Крови». Чтобы соединить два источника вдохновения чета Браунов использовала know-how Жюля Верна: по ходу дела герои-специалисты читают героям-профанам лекции, содержание которых может заимствоваться из внешних источников без особого редактирования.
Хронология
Небезынтересно проследить историю написания Кода по датам. Работа над книгой началась еще в 2000 году, и к февралю 2001 был написан подробный план, представленный для предварительного рассмотрения в Doubleday, подразделение Random House Group. К 15 марта 2002 написаны первые 190 страниц черновика. Кауфман, издатель Кода, сократил черновик до 128 страниц (без согласования с автором!) и они были переданы в издательство для подтверждения публикации. К тому моменту текст был идеологически сдержан: ритуальное убийство Великого Мастера, намеки на женское «начало» в религии, знаки, шарады, символы. В современном тексте черновику 2002-го года соответствуют первые 30-40 глав, а учитывая любовь автора к намекам «для своих», можно указать и точное место: 38 глава, Лэнгдон приносит своему издателю Фаукману (= Кауфману) черновик.
Именно такое недоуменное выражение лица наблюдал Лэнгдон у своего редактора несколько месяцев назад, когда принес ему план рукописи, над которой работал. – Так вы утверждаете, что... – Тут редактор поперхнулся, закашлялся, поставил бокал вина на стол рядом с недоеденным ленчем и уставился на него. – Вы это серьезно? Быть такого не может! – Совершенно серьезно. Недаром же я потратил целый год на исследования. Знаменитый нью-йоркский редактор Джонас Фаукман нервно затеребил козлиную бородку. На протяжении всей своей блистательной карьеры ему, несомненно, довелось повидать немало книг с самыми дикими идеями, но ни с чем подобным сталкиваться не доводилось. – Послушайте, Роберт, – сказал он после паузы, – поймите меня правильно. Мне нравится ваша работа, мы с вами всегда прекрасно ладили. Но если я соглашусь напечатать эту книгу, то целые месяцы под окнами моего издательства будут стоять пикеты. Кроме того, она просто пагубна для вашей репутации. Вы же ученый, историк, преподаете в Гарварде, а не какой-нибудь там популяризатор дешевых сенсаций, решивший урвать лишний доллар. Скажите, есть ли у вас хоть какие-то надежные доказательства, подтверждающие эту версию? Лэнгдон улыбнулся и достал из кармана твидового пиджака листок бумаги. Протянул его Фаукману. То был библиографический список из пятидесяти наименований – книги известных историков, как современных, так и средневековых. Многие из этих книг давно стали своего рода научными бестселлерами. Сами их названия служили косвенным подтверждением теории Лэнгдона. Фаукман пробежал глазами список, и на лице его появилось выражение, какое бывает у человека, вдруг узнавшего, что Земля на самом деле плоская.
Описанные события параллельны реальности весны 2001 года. Браун принес Кауфману план, к которому также прилагалась библиография с книгами известных «историков», причем красноречивые названия их действительно говорили о содержании. История с черновиком привлекает особое внимание потому, что после его согласования с издательством, идеологическое содержание книги значительно изменилось. Курс был взят на Линкольна, Бейджента и Ли: «Святая Кровь, Святой Грааль». С марта по август 2002 года Браун дописывает оставшуюся часть Кода. Главы 37, 38, 40, 48, 55, 56, 60-62 – это пересказ трех авторов, выдержанный в форме сократовского диалога: Лэнгдон и Тибинг вещают, реплики Софи односложны и выражают одобрительное удивление. Остальное содержание Кода вплоть до 105 главы – обычный приключенческий романчик. Шарады, злодеи, стандартные превращения друзей во врагов и пр. Что же произошло весной 2002? Получил ли Браун конкретный «социальный заказ» на антихристианскую провокацию? Во всяком случае, издательство принимало деятельное участие в работе над книгой на всех этапах, а результат понравился настолько, что в рекламную компанию была вложена весьма значительная сумма. А может быть, Блайс просто наконец дочитала исторический труд трех авторов и представила мужу краткий пересказ для инкорпорации в текст. Твёрдых аргументов мы не имеем.
Аудитория
Код да Винчи нашел своего читателя. Расчет был простой и неоригинальный. Чтобы иметь надежду на успех книга должна быть интересна и понятна американским домохозяйкам. Отсюда выводы: а) характеры героев должны быть стереотипны и ярко выражены; б) главные герои должны быть хорошими, но не слишком уж героичными, иначе сложно увидеть себя на их месте; в) все географические названия, исторические события и личности должны быть на слуху: если Париж, то Эйфелева башня и Лувр, если художник, то Леонардо; г) приветствуется апелляция к раскрученным скандалам, эзотерическим открытиям, словом – у читателя предполагается хорошее владение и вкус к материалам желтой прессы; д) американцы – хорошие, остальные – по обстоятельствам. Все это Браун учел, сознательно или бессознательно. Изюминкой его творчества и еще одним средством найти общие интересы с аудиторией является любовь к кроссвордам. Искусство шарад, анаграмм (два слова получаются одно из другого перестановкой букв), загадок близко Брауну с детства. Это придумка его отца – на Рождество дарить сыночку вместо подарка – схему поиска подарка. В общем, в этой области Браун чувствует себя как рыба в воде, и весь Код нашпигован «игрой букв». Взять хотя бы имена: Leigh Teabing (Ли Тибинг) = Leigh + Baigent, Jonas Faukman = Jason Kaufman, Legaludec получилось из Languedoc (n – потерялось где-то) – регион во Франции, Aringarossa = aringa rossa (ит.) – красная селедка, Bezu Fache = zébu fâché (фр.) – разъяренный бык (зебу), Sophie Neveu = Sophie neuve (фр.) – новая премудрость; Некоторые анаграммы Браун специально заказывал своему знакомому Роберту Лэнгдону (!) Но и загадки соизмеряются с силой отгадывающих. «Я думаю, люди получают удовольствие от такого рода поиска сокровищ, особенно стараясь расшифровывать секретные данные на шаг раньше героев» _ 5.
–––––––––––––––––––––––
1. Не могу не сказать пару «добрых слов» в адрес переводчиков Кода на русский язык. Чего стоит такой перл: «Многие из них (тамплиеров – Н.С.) были сожжены на столбах, а затем тела несчастных без всяких церемоний сбрасывали в Тибр». Так что желающему отделить реальность Брауна от реальности исторической следует пользоваться английским текстом.
2. Стр. 58, Мари-Франс Этчегуан, Фредерик Ленуар «Код да Винчи. Расследование» / перевод с французского Людмилы Матяш. М.: Столица Принт, 2005
3. Там же стр. 59.
4. Один из деятелей «лефевристского раскола», отлучен от Католической церкви в 1976 году.
5. I think people enjoy this sort of quest, especially trying to stay a step ahead of the hero by deciphering the clues along the way (Д. Браун, показания на суде).
(Окончание следует)
Последние публикации:
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы