Агрессивное неприятие другой реальности
Движение к полноте жизни предполагает, что все содержание опыта
жизни служит поводом для проявления свободной воли. Духовный
рост личности проявляется в раскрытии способности воли свободно
отвечать на любые ситуации и обстоятельства, однако это
требует постоянного напряжения воли, преодолевающего инертность
и страхи.
Фундаментальное настроение (основополагающее отношение к
собственному существованию) раскрывает первичное самоопределение воли к
жизни, в котором определяется либо подчинение ее инерции,
либо готовность к преодолевающему инертность волевому
напряжению.
Подчинение инерции предполагает игнорирование внешних ситуаций и
обстоятельств, побуждающих свободно поступать. В результате,
все богатство жизни редуцируется к суррогатному мироописанию.
Одним из механизмов редуцирования является объективация.
Становление жизни раскрывается в общении. Общение не следует сводить
только к межчеловеческому общению, это любое свободное
взаимодействие: и с другими культурами, и с Богом, и с жизненным
началом мира. Реальный мир – это область общения, а
объективация – это преобразование области общения в систему
объектов, в силу чего формируется суррогатное мироописание –
восприятие мира, редуцированное к заданной системе объектов.
Мотивация объективации – страх перед сложным миром, требующим
ответственных решений, стремление к внутреннему психологическому
комфорту, успокоенности, уверенности, что все понятно,
объяснимо и ничего непредсказуемого не случиться.
В общении открывается внутренняя реальность Другого, объективация
предполагает абстрагирование от этой реальности. Однако,
объект всегда более беден, чем стоящая за ним реальность, поэтому
ее невозможно просто так игнорировать. Отсюда возникает
агрессия, точнее агрессивное неприятие, нуждающееся в
постоянном подтверждении, что другой, необъективированной,
реальности, не существует. Агрессивное неприятие парадоксально, так
как оно проявляется в действиях, направленных на всяческое
принижение и обесценивание той реальности, существование
которой в то же самое время не признается.
Агрессивное неприятие другой реальности везде сопутствует процессу
объективации, начиная с детского хулиганства и бытового
хамства вплоть до межцивилизационных конфликтов. Возьмем обычную
детскую шалость. Дети подходят к чужой двери, нажимают на
звонок и тут же убегают. Зачем им беспокоить незнакомых людей?
Что они от этого получают?
Детская картина мира находится в постоянном формировании, она еще
очень хрупка, и дети стремятся что-то сделать, чтобы придать
ей большую устойчивость. Мир чужих людей им непонятен, там
может оказаться нечто, что приведёт к пересмотру их детского
мировосприятия. Поэтому им нужно абстрагироваться от чужого
мира, редуцировав его только до одного объекта – чужой двери
со звонком. Однако сквозь эту дверь просачивается
присутствие другой реальности, и, чтобы обесценить ее, совершаются
хулиганские действия.
Взрослые обычно поступают также. Например, какой смысл кидать мусор
через забор к чужим людям, если мусорный бак недалеко?
Поступающие так обыватели не воспринимают реальность людей,
живущих за забором, однако им нужно постоянно что-то делать,
чтобы эту реальность и дальше не воспринимать. Только с помощью
подобных поступков они могут обеспечивать устойчивость и
определенность собственного суррогатного описания мира.
В неприятии реальности человек инстинктивно ищет поддержку у себе
подобных. Их агрессивные действия суммируются, набирая
разрушительную мощь. Например, если в городе выжигаются деревянные
дома вместе с жильцами, то у главного застройщика выжженных
территорий будут самые большие шансы победить на выборах в
местную думу. Когда жильцы благоустроенных домов видят ветхие
деревяшки, у них возникает скрытое раздражение по поводу
существования чужой реальности, которая им неприятна. Поэтому
у них бессознательно возникает симпатия к тому, кто готов
выжигать людей, как крыс из нор. Правда, чтобы завоевать
симпатию для победы на выборах более высокого уровня этого мало,
тут счет может идти на полностью зачищенные города.
Когда условия жизни ставят под сомнение устойчивость и
определенность мироописания, агрессивное неприятие другой реальности
трансформируется в ксенофобию. В агрессивном неприятии
реальность редуцируется к объекту и, тем самым, перестает
восприниматься. При этом, агрессивные действия совершаются ради
сохранения объективированного состояния, само же отношение к
объекту обычно равнодушное. Ксенофобия предполагает проекцию всего
плохого, что есть внутри себя, на внешний объект, чем и
вызывает к нему страх и ненависть. Такая проекция превращается
в универсальный объяснительный принцип всех собственных
проблем, что ведет к еще большему упрощению мироописания, так
как исчезает вообще всякая необходимость искать подлинные
причины происходящего, ибо всё объясняется вездесущими врагами.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы