Огонь и дверь
/Алексей Серов «Мужчины своих женщин». Рыбинск – Ярославль, 2006./
Герои Алексея Серова с головой погружены в ежедневную жизнь и
двигаются в этой среде медленно, с трудом преодолевая мощное
сопротивление обстоятельств – всякий раз новых. Вот юноша,
пропадающий от одиночества среди своих книг. Он хочет разорвать
путы невезения, познакомиться с девушкой – но вместо этого
попадает в ловушку времени: счастье только пригрезилось ему…
Вот молодой рабочий, жалеющий пьяницу-отца, но вынужденный
избивать его.
Вот «самурай из русской провинции», заступившийся за женщину и
получивший в итоге удар заточкой в живот. Вот старик,
помешавшийся на собственном здоровье – потеряв опостылевшую жену, он и
сам вскоре умирает. Вязкое месиво бытовых проблем застит
глаза героям Серова; упертые, несговорчивые, они «гнут свою
линию», опускаясь порой на самое дно – и о каждом из них можно
сказать слова, которые автор в своей повести «Злоба ночи»
говорит о ребенке: «Маленький человек начал познавать мир,
несущими опорами которого были неуверенность и страдание. Нужно
было учиться терпеть и преодолевать всё это собственной
жизнью, добиваясь счастья».
Эти персонажи всем нам хорошо известны: мы живем с ними и среди них,
находим в них черты своих родственников, знакомых или даже
свои собственные. Миг узнавания радостен – и вот мы уже
начинаем доверять молодому писателю, точно воспроизводящему не
только черты наших соседей по земле, но и приметы времени и
места: это Россия, это провинциальный город, всего лишь век
тому назад ставший индустриальным центром, а на дворе –
туманный рассвет третьего тысячелетия от Рождества Христова. Судя
по всему, рисовать портреты своих героев, описывать их
злоключения не составляет для автора особого труда – он ведь
тоже живет здесь и сейчас, не выпадая ни из своей эпохи, ни из
своего народа.
Но, похоже, Алексей Серов взялся за перо совсем не для того, чтобы
просто воссоздавать на бумаге окружающую жизнь – его
пристальный взгляд устремлен глубже. Писателя интересуют, прежде
всего, ценностные ориентиры, психологическая мотивация людских
поступков. Читая его рассказы и повести, мы не только воочию
видим живых мужчин и женщин, наших современников, но и
явственно ощущаем авторское отношение к ним, чувствуем, заодно с
кем выступает сам писатель. В этом ощущении – ключ к тайне
его творчества, к авторскому «я».
Упрямые, ершистые, не боящиеся конфликтовать с окружающим миром персонажи Серова движутся сквозь жизнь, пытаясь устроить ее на тех началах, которые кажутся им правильными. Главное из этих
начал – справедливость, с которой тесно связано характерное
для героев обостренное чувство собственного достоинства. Даже
в самых тяжелых и неприятных обстоятельствах нельзя
потерять это чувство, иначе вся жизнь пойдет насмарку. При этом ни
суд, ни тюрьма, ни угроза жизни не способны остановить
героев Серова: зло, как они считают, должно быть наказано – и
непременно с их участием. Именно поэтому отец заболевшей дочери
из повести «Злоба ночи» готов чуть ли не драться с
доктором, который своим поведением оскорбляет приехавшую в больницу
семью, поэтому Вера Силантьева из рассказа «Месть женщины»
идет на похитителя ее добра с вилами наперевес, а пенсионер
из рассказа «Упертый» заявляется на квартиру к обидевшему его
милиционеру с боевой гранатой.
Прощение, жалость? Да, многим из положительных персонажей писателя
присуще и это, исконно русское качество – жалость ко всему
живому, особенно к тем, кто страдает. Но если кто-то страдает
безвинно – жалость тут же переходит в гнев, и тогда держись,
обидчик! Общепринятые правила и приличия летят в сторону –
и женщина, героиня рассказа «Клыки наяды», садистски
вымещающая на любящем ее мужчине свою злобу на мир, получает за всё
сполна.
И все же, как быть с прощением? Конфликтуют ли мужчины и женщины,
созданные воображением и пером Алексея Серова, сами с собой,
сомневаются ли они в своем праве судить и рядить, давать миру
и другим людям однозначные оценки? Очень симптоматична в
этом плане концовка рассказа «Крест». Напряженные отношения с
родственниками и любимой женщиной, тугой узел проблем давят
на психику героя – и он ищет во тьме своей жизни некий
путеводный огонек, надежду на спасение. Эти поиски приводят его в
некое здание, стоящее на берегу реки.
«Здание упиралось в небо островерхим куполом, и такие же купола,
поменьше и пониже, располагались вокруг главного. А на нем,
прочно укорененный, затмевая собою звезды, рассекал ночное небо
огромный тяжелый крест. Он плыл через облака, суровый и
непоколебимый на холодном ветру.
Огонь горел и дверь была открыта».
Эта концовка говорит о многом. Да, дверь в храм, на куполе которого
водружен крест, и поныне открыта для каждого, а выстраданные
за два тысячелетия христианства идеи вознесены высоко над
нами – они и впрямь плывут через облака. Терпя и преодолевая
неуверенность и страдание нашего ежедневного бытия, мы ищем
помощи и надежды – а они рядом с нами. Для того, чтобы вновь
и вновь находить в себе силы нести вперед крест своей
земной судьбы, нужно просто почаще освобождать свой взгляд от пут
обыденной жизни и поднимать глаза к небу.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы