Новая драма № 9. Пьеса Анны Батуриной «Ванькина шабашка».
Новая драма № 9
Пьеса Анны Батуриной «Ванькина шабашка»
Анна Батурина
Наибольший успех на «Евразии» 2009 года (одном из важнейших драматургических
конкурсах страны) ждал новую ученицу плодовитого педагога Николая
Коляды Анну Батурину из Екатеринбурга. Её пьеса «Фронтовичка»,
написанная суровым языком репортажа, о поствоенном синдроме, о
поствоенном состоянии войны всех со всеми получила гран-при и
опубликована
журналом «Урал».
Другая пьеса Батуриной «Ванькина шабашка» получила премию в номинации
«Сказка» и ознаменовала интересную тенденцию в развитии современной
пьесы. В начале 2000-х в новой драме главенствовали документальность,
натуральная школа как принцип фиксации реальности: изменявшаяся,
смещавшаяся крайне быстро в эпоху серьезных общественных перемен,
эта реальность требовала немедленного схватывания в фотографическом,
зеркальном изображении. Того же требовал авангардный, экспериментальный
театр – новых граней реализма, социального звучания, суровой позиции
автора-наблюдателя.
Ситуация поменялась, и теперь, пожалуй, даже самой верной документальной
фиксации будет мало. В пьесе «Ванькина шабашка» строй документальной,
остро социальной пьесы ломается, видоизменяется, превращаясь в
аллегорическую сказку о выживании, сопротивлении реальности. Сугубая
и страшная действительность, только показав зубки, тут же на наших
глазах зарастает, процветает сказочной фактурой – фактурой не
сладкой, не сусальной, но такой, какими обычно бывают самые правильные
сказки: только чудо спасает героев от катастрофы. Хорошая сказка
всегда ходит на грани провала, на границе тревоги, в хорошей сказке
всегда страшно до самого конца.
«Ванькина шабашка» Анны Батуриной, кроме всего прочего, еще и
яростное молодое высказывание о современном русском шовинизме,
чудовищном расслоении общества, о новом крепостном праве: действующие
лица пьесы – племя джиков, работающих у хозяина. В лице несчастных
гастарбайтеров молодой автор нашел того самого «маленького человека»,
которого, согласно кодексу русской литературы, писатель должен
поддержать морально, встать на его защиту. Жанр сказки лишает
пьесу депрессивных настроений, но горечи не убавляет ни на капельку.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы