Новая драма № 11. Василий Сигарев. «Алексей Каренин»
Новая драма № 11
Василий Сигарев. «Алексей Каренин»
Василий Сигарев
Новая пьеса Василия Сигарева – уральского драматурга удачливой
судьбы, свирепого характера и феноменальной трудоспособности –
это ответственная и гуманитарная игра с культурными мифами
русской словесности. Причем, надо сразу оговориться: в ней
больше реконструкции, чем деконструкции, характерной для
подобных постмодернистских опытов. Меньше игры, больше дела.
Сигарев дает очень точный и тонкий, деликатный и подробный взгляд на
мужчину, на сложную жизнь мужского самосознания, на
самоощущение мужчины в пароксизмах любовной драмы. Толстовская
«Анна Каренина», очень удачно стилизованная, вывернута, но не
искажена: это взгляд на проблему адюльтера с точки зрения
Алексея Каренина, где Анна – едва ли не эпизод. Мужская драма
постепенно, как вода в бассейне, заполняет весь мир пьесы –
Каренин одинок, но не самодостаточен. Горе, беспокойство
разрастается. Зритель погружается в подпольный, адский мир
страдающего мужчины, чьи душевные муки и терзания оказались
затушеваны душевными муками Анны.
Человеческая трагедия вообще имеет такое свойство: взгляд художника
выделяет одних героев, высветляет их поступки и мысли, в то
время как не менее интересные персонажи остаются в тени. Это
как посмотреть, как поставить свет в театре. Сигарев
переменил угол зрения.
Василий Сигарев защищает право мужчины на личную драму, право
мужчины на страдание. Драматург дает голос страданию незамеченному
– очень подробно и действенно, посекундно следит за тем,
как Каренин борется с собственными демонами, с осознанием
своей ненужности, старости, немощи, своего мучительства и своего
мученичества, своей оторванности от семьи, ребенка, жены.
Свистящее одиночество, призрак смерти, безмолвности витает
над Алексеем Карениным. Эта пьеса – серьезная работа для очень
крупного артиста.
Самое пронзительное, что есть в пьесе, по сути написанной молодым и
весьма радикальным художником, – даже не прекрасные роли и
изумительная композиционная структура. Сигарев говорит,
прежде всего, о защите права человека на старость. Старость – не
порок. Старость не может быть аргументом против человека.
Старость – мучение и обида, чувство бессилия, немощи и чувство
«обойдённости». Оскорбленная старость сентиментальна и
жестока. Невозможно было ожидать от столь молодого, погруженного
в проблемы современности, писателя столь неистовой и
понимающей, гуманной апологетики проблем мужского взросления.
Пьеса Василия Сигарева «Алексей Каренин».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы