Старые фильмы о главном. Жизнь после жизни
Выкрасить и выбросить
Российские зрители не успели еще пережить потрясение от раскрашенной
версии «Семнадцати мгновений весны», как за ней одна за
другой последовали разноцветные «Золушка», «Волга-Волга»,
«Веселые ребята».
Весь мир считает признаком интеллектуального и новаторского
кинематографа стилизацию под черно-белое кино, для нашего кино –
признак прогресса в старательном, технологически трудоемком, но
эстетически малооправданным раскрашивании картинок.
Раскрашивание картинок, как ни парадоксально, не совершенствует
старую киноленту, а делает пространство фильма картонным,
фанерным и фальшивым.
Но если новых фильмов, способных хоть сколько-нибудь серьезным
образом заставить говорить о себе, нет, приходится волей-неволей
возвращаться к старым, любимым и признанным народом
кинокартинам. И чтобы вовсе не оказаться не у дел, начать их
улучшать всеми известными и ещё только появляющимися в мире науки и
техники способами.
Какие же пути усовершенствования старого кино смогут еще предложить
российские кинематографисты в ближайшем будущем? Оживить
анилиновыми цветами «Гамлета» и вторую часть «Ивана Грозного»?
Докрасить все черно-белое, а все цветное переделать в формат
3D?
Но есть еще и такая область, для вмешательства в которую высокие
технологии и не потребуются. Это – сценарий. Казалось бы, что с
ним можно сделать, когда фильм давно уже поставлен? Ведь
сценарий – литературное произведение особого рода. Его можно
читать, но создается он не для чтения. Главное предназначение
сценария – раствориться в фильме.
Но, как оказывается, сделать с ним можно еще многое! Например, по
успешно «побывавшему в употреблении» сценарию можно написать
книгу. И в этой книге посулить зрителю и читателю рассказать
нечто такое, что осталось за пределами фильма. А что обычно
остается за его пределами? Как правило, то, что в канву
киноистории не вписывается, перегруз, лишние подробности.
А вот и нет!
Во-первых, всегда можно придумать, что рассказать даже тогда, когда
история закончилась. И если со сцены сойдут основные герои,
можно рассказать об их детях, внуках, правнуках и далеких
потомках. Но особенно хорош в такой ситуации открытый финал.
Тот, в котором история намеренно не доведена автором до
завершения с той целью, чтобы оставался простор для раздумья.
Закрыть открытые финалы!
Одно время это даже широко вошло в моду – расставить все точки над
«I» в открытых финалах. Написать продолжение «Войны и мира»
на основании одного только предположения, будто бы Пьер
Безухов мог примкнуть в будущем к декабристам.
Фильм «Зимняя вишня» (режиссер И. Масленников, сценарист В.
Валуцкий) вышедший в 1985 году и мгновенно снискавший любовь всех
российских женщин, был образцом идеального, абсолютно
законченного произведения с открытым финалом. Что говорится, ни
убавить, ни прибавить, в самое яблочко! Жизнь как в кино и при
этом все как в жизни!
Но авторы не захотели расставаться с успешным проектом, и в
дальнейшем блестящая история была буквально размазана еще на
несколько невразумительных, фальшивых продолжений, которые и свели
изначальную идею фильма к нулю.
Казалось бы, история литературы и кино и не такое знает! Ведь
написала же в 1991 году Александра Риплей «Скарлетт» – продолжение
легендарных «Унесенных ветром», книги с трагическим
открытым финалом. Добросовестно и кропотливо исправила все ошибки
героини. И муж Ретт Баттлер к Скарлетт вернулся, и новый
ребеночек у них взамен бедной Бони народился, и сделалось им
счастье. Нельзя вернуть любовь и жизнь, говорите? Еще как
можно!!!
Но что там Александра Риплей, признанный мастер пера, к тому же
специально нанятый наследниками Маргарет Митчелл! Верите ли,
нет, но в годы перестройки российские писаки-бумагомараки, –
иначе не назовешь! прикрывшись иноземными псевдонимами сумели
накропать целую серию продолжений знаменитого романа. В них
говорилось о том, как дочь Скарлетт и Фрэнка Кеннеди, о
которой ни автор, ни героиня «Унесенных ветром», больше так и не
вспоминают до самого конца романа с того самого момента как
Ретт Батлер «откинув одеяльце, прикрывающее маленькое
уродливое личико Эллы-Лорины» не произносит сакраментальную
фразу: «Надо сказать, младенец – точная копия Фрэнка. Только
баков не хватает, но всему свое время». А Скарлетт, укачивающая
очередное дитя, язвительно отвечает ему: «Надеюсь, это время
никогда не наступит. Это девочка.» … Так вот, эта девочка,
у которой так и не выросли бакенбарды, по так называемой
«неофициальной» версии некоей загадочной писательницы Джулии
Хилпатрик, отправляется с женихом в плавание на «Титанике»…а
потом еще и с самим Батлером в очередной книге происходит
странная история, удивительным образом копирующая фабулу фильма
Лукино Висконти «Семейный портрет в интерьере». Наверное,
«русские негры» посчитали, что на территории бывшего СССР
Висконти не настолько популярен, чтобы сюжеты его фильмов
узнавали.
В нашей литературе секса нет!
У Виктории Токаревой есть удивительный по силе и точности чувств и
ощущений рассказ «Длинный день», его герои – журналистка
Вероника и хирург Егоров, которых случайно сталкивают жизненные
обстоятельства, на протяжении всего повествования ни слова
не говорят о возникшей между ними любви – они только думают о
ней.
В реальном мире герои так ничего и не узнают о том, что их чувства
взаимны, хотя их мысли все время звучат в унисон. Как
говорится в другом рассказе писательницы, потому что «их души были
настроены одинаково, как два камертона».
А в телевизионном фильме «Важнее, чем любовь» 2007 года, сценарий
которого написан той же Викторией Токаревой ( по образованию
она сценарист) из рассказа взят только сюжет про заболевшую
девочку и ее маму Веронику, которая правдами и неправдами
хочет устроить дочку к лучшему врачу Егорову. И любви (если это
– любовь, то важнее нее абсолютно все остальное!) там много
– действенной, физически-агрессивной. Может быть, исходя из
тех соображений, что любовь, о которой только мечтаешь, на
экране показать невозможно. Хотя для кино нет невозможного,
просто сделать это сложнее, надо тоньше все выстраивать.
Но, скорее всего – из требований времени, которое якобы настаивает
на физически откровенном и эмпирическую, платоническую,
вымышленную любовь вообще любовью не считает. Пишу «якобы» потому
что считаю это неправдой, неким ложно сформированным
убеждением, почему-то воспринятым не только совсем юным, но и –
что гораздо более удивительно! некоторым людьми старшего
поколения.
Впервые я столкнулась с этим, купив в 1998году книжку замечательного
сценариста Эмиля Брагинского, автора сценариев знаменитых
фильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!», «Служебный роман» и «Гараж», тонких лирических
комедий «Учитель пения», «Почти смешная история» и многих других
прекрасных сценариев, и прочла необыкновенно удививший меня
рассказ с маразматическим – другого слова здесь просто
подобрать невозможно! – сюжетом, в котором героиня – модель, для
поддержания нужного веса, приступала к обеду только после
супружеского секса. С мужем по прозвищу Тушканчик, как было
написано в рассказе, у них не было ничего не общего.
Раздельные деньги, свое времяпрепровождение, «общее только время
перед обедом», которое назначала героиня, а муж-Тушканчик
«принимал к исполнению без всяких дискуссий». Этот рассказ, так и
назывался «Предобеденный секс».
Я не знаю, как представлял себе такую фантастическую по идиотизму
ситуацию семидесятилетний автор, наверное, как фантастическую
и представлял.
Фильм «Москва слезам не верит» ( режиссер Владимир Меньшов,
сценарист Валентине Черных), вышедший на экран в 1979 году, уже на
следующий год получил премию «Оскар» Американской академии
киноискусства за лучший иноязычный фильм. Исполнительница
главной роли Вера Алентова в том же году была признана лучшей
актрисой СССР по результатам опроса журнала «Советский экран»
В 1981 году Государственная премия СССР были удостоены
режиссер Владимир Меньшов, художник фильма Саид Меняльшиков,
актеры Вера Алентова, Раиса Рязанова, Алексей Баталов.
В 1985 году Рональд Рейган первой встречей с Михаилом Горбачёвым,
посмотрел несколько раз фильм «Москва слезам не верит» пытался
постичь «загадочную русскую душу». Не берусь даже представить,
какой бы увидел загадочную русскую душу американский
президент, если бы вместо фильма решил прочитать одноименную книгу.
Книга кинодраматурга Валентина Черныха «Москва слезам не верит».
которую сейчас можно увидеть во всех киосках Союзпечати,
анонсирована на обложке такими словами:«Знаменитый советский фильм
«Москва слезам не верит» смотрели все, но не многие знают,
что в нем рассказана лишь малая часть приключений трех
провинциалок, приехавших покорять Москву. Судьбы Антонины,
Екатерины и Людмилы значительно сложнее, глубже и увлекательнее.
Только в романе Валентина Черныха читатель найдет самую
полную и увлекательную историю простых девушек, нашедших счастье
в огромной Москве» .
И как вы думаете, что именно увлекательного, сложного и глубокого из
приключений трех подруг не вошло в фильм?
А вот что. Из книги вы узнаете все подробности свидания Рудольфа и
Кати, того самого, где звучало "Besame mucho", герой пытался
погасить свет бра, героиня снова зажечь, и наконец, все ушло
в затемнение… А потом, уже на свадьбе Антонины, когда Катя
стала нахваливать соленые огурчики, подруги в ужасе спросили
ее, БЫЛО ли что? И Катя призналась, что БЫЛО.
Ну а в книге, самое деликатное, что я могу процитировать, так это
фразу: «Если бы ты не была девушкой, то я подумал бы, что ты
профессионалка, – сказал Рудольф».
Кстати, о свадьбе Антонины. Подробности первой брачной ночи
скромницы Антонины и трудяги Николая откроются перед ошеломленным
читателями во всей своей наготе. Узнают все и о том, какие
советы давала Людмила подруге по борьбе с мужским бессилием,
навалившимся на молодого вследствие непомерного
злоупотребления алкоголем. Людмила в новой интерпретации одной из самых
знаменитых киномелодрам оказывается весьма прожженой особой,
постоянно носящей в сумочке разноцветные презервативы, но тем
не менее, уже сделавшей два аборта.
Узнают поклонники фильма, и то, как Людмила изменяла своему мужу
спортсмену Гурину уже в первый год совместной жизни, с пожилым,
но богатым дядькой Еровшиным, щедро снабжавшим ее деньгами.
Впрочем, он, как и другие удачливые ухажеры, появился в ее
жизни еще до знакомства с наивным хоккеистом… Какие беседы
вели о проблемах пола мужики и бабы на стройке, где работала
Антонина. Как Катя отправлялась делать подпольный аборт и
что она увидела на квартире занимавшейся этим медички. Что
директор предприятия, где Катя работала, положил на нее глаз и
поэтому помог получить матери-одиночке материальную помощь
от профкома.
Подробности знакомства с Гогой, надо отдать должное, изложены
достаточно скупо, словно к концу книги у автора кончилась
фантазия. Мы узнаем только что он «опытный».
Ну и еще так, по мелочам, что называется, для антуража, приметы
времени – про Гагарина, которому чекист Еровшин дает
уничижительную характеристику « первый подопытный кролик», про похороны
Брежнева ( куда же без него!) и про ожидание новых перемен.
О которых, теперь всем уже известно, как они закончились.
Секса тогда в нашей стране, как говорят, не было… Его и по
сей день нет и в литературе такого рода. В этой книге его
успешно заменила физиология – на уровне «естественных
отправлений».
Все еще только начинается?
Проходя мимо газетных киосков, рядом с книгой «Москва слезам не
верит!» увидела толстенный том с надписью «Девчата».
Но ведь там герои только-только робко поцеловались, еще им носы
мешали, – подумалось с ужасом. Книгу взять в руки и открыть
побоялась.
И что же последует дальше – сенсационные подробности, не вошедшие в
фильм «Золушка»? Личная жизнь почтальонши Стрелки? Свадьба
Свинарки и Пастуха? А Штирлиц, ведь он, как известно, любил
стариков и детей – разве это не тема для размышления?
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы