Комментарий | 0

У рояля - Рудольф Мервольф

 

       Начало первой мировой войны оживило интерес к отечественному музыкальному искусству. В кафе «Бродячая собака»9 ноября 1914 года состоялся "Первый вечер русской музыки". Выступали вокалисты Н.И.Забелла-Врубель, З.П.Лодий и инструменталисты – будущие консерваторские профессора.
        15 апреля 1916 года в  концертном зале Тенишевского училища Петрограда на Моховой состоялся благотворительный концерт в пользу 11-го Городского Лазарета. В концерте современной поэзии и музыки приняли участие поэты С. Есенин, Н. Клюев, О. Мандельштам, А. Ахматова. В музыкальном отделении выступил С. С. Прокофьев, певицам З. Н. Артемьевой и О. Н. Бутомо-Названовой аккомпанировал Рудольф Иванович Мервольф[1].
         Тенишевское училище Санкт-Петербурга в начале XXвека называли «Лицеем серебряного века». Это был один из ведущих интеллектуальных центров города, где царила поэзия, музыка и философия. В уникальном театральном зале на 500 мест в форме амфитеатраблистали самые утонченные и талантливые люди Петербурга, яркие личности Серебряного века русской культуры[2]
          Газета «Речь» так писала о прошедшем благотворительном вечере: «особо стояли так называемые народные поэты  Клюев и Есенин   и независимые по своему жанру Мандельштам и Ахматова»[3]. Публика принимала на бис красивое звучное меццо-сопрано Ольги Николаевны Бутомо-Названовой и приятный тембр голоса Зинаиды Николаевны Артемьевой - певиц Камерного кружка В. Каратыгина под аккомпанемент  Рудольфа Мервольфа. Аккомпанировал Мервольф и Ф. И. Шаляпину во время знаменитых благотворительных концертов певца, проходящих с оглушительным успехом. Композитор посвятил два романса тенору А. М. Лабинскому, певице Евгении Збруевой (Булаховой)  - четыре романса на стихи Д. Мережковского  и  один на стихи А. Пушкина. В 1917 г композитор  отдал дань революции, написав Гимн Свободной России. 8 апреля 1918 г состоялась премьера спектакля  «Петр Хлебник» по рассказу Л.Н.Толстого в постановке В.Э.Мейерхольда с музыкой Р. И. Мервольфа[4].
 
          Выходец из Германии, талантливый композитор и пианист Рудольф Иванович Мервольф, в жилах которого текла и еврейская кровь, в возрасте 22 лет в  1909 г окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции А. К. Лядова и А. К. Глазунова, чем чрезвычайно гордился. Рудольф женился на тете И. С. Глазунова, Елизавете Константиновне - Лиле. Он не забыл немецкого языка, и в доме всегда звучала немецкая речь. В начале войны за фразу по-немецки на улице его даже отвели в милицию как немецкого шпиона. Лиля умоляла: «Рудя, говори по-русски, а то опять схватят»[5]. Жить в столице с немецким именем и происхождением в годы войны с Германией было опасно. Поэтому приглашение губернского отдела народного образования возглавить музыкальные классы в Вятке пришлось как нельзя кстати. И он отправился в Вятку, на родину Ф. И. Шаляпина.
            Музыкальные классы открывались во всех городах  губернии. В 1900 г управляющим  Удельным округом  С. В. Деминым был создан музыкально-драматический кружок в г. Сарапуле,  и в 1909 г в доме Кульвица открылись музыкальные классы Казанского отделения  императорского музыкального общества. Возглавил их скрипач А. Я. Тальновский[6]. В 1916 г Михаил Николаевич Синицын (1874 – 1961) – выпускник Санкт-Петербургской консерватории  переехал в Вятку и организовал здесь музыкальные классы (прообраз музыкального училища). В ноябре 1918 г открылся Вятский губернский музей искусства и старины в здании, где сейчас размещается Кировский областной художественный музей им. А. М. и В. М. Васнецовых. Музею было отдано одно из лучших зданий города - памятник архитектуры 1815 года. Ко дню открытия в музее была устроена выставка картин местных художников. Он стал центром культурного общения музыкантов и художников - в его здании проводились занятия открытой в 1919 году народной художественной студии и музыкальных классов. В художественной студии преподавал вятский художник Михаил Афанасьевич Демидов (1885 – 1929), а директором музыкальных классов стал Рудольф Иванович Мервольф. При открытии народной студии художеств после торжественных речей все присутствующие спустились вниз, и в нетопленом подвале долго звучала музыка в исполнении Мервольфа. Музыкальная студия, где проходили концерты, помещалась в большом зале домовой церкви Мариинской женской гимназии. Там проходили концерты с участием самого Мервольфа, М. И. Синицына, Константина Васнецова, Д. Васнецова, оперного певца Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко и его сестры Л. Васнецовой, камерной певицы[7].
    
 
    Годы в Вятке были плодотворными для  Р. Мервольфа. Он пишет танцевальные  сюиты, прелюдии, романсы. Оркестр под руководством Р.И. Мервольфа постоянно участвует в вечерах, проводимых Вятской публичной библиотекой им. А.И. Герцена.             В фондах областного архива нашлись документы того периода. Выписка из протокола собрания Совета директоров Вятской публичной библиотеки от 4 декабря 1919 года: « Е.В. Гогель сообщила, что музыканты Коханович   и   Мервольф  представили ей мандат на получение нот из перевезенной в библиотеку коллекции Сенилова для устройства концертов. Постановили: организовать музыкальную комиссию из членов Совета знакомых с музыкой. Пригласить в комиссию в качестве сведущих лиц К.С. Петропавловского и Р.  Мервольфа. Просить губернский отдел народного образования оказать содействие в получении шкафа, находящегося в доме Кардакова, для нот Сенилова»[8] .Известен портрет «Р. И. Мервольф за роялем» художника М.А. Демидова.    
   Рудольф Иванович был не только музыкантом, но и заядлым книгочеем и имел солидную библиотеку в 2000 томов в вятской квартире на ул. Ленина, 69 кв. 4[9]. Как педагог, он был у истоков детского музыкального образования в Вятке. Первая музыкальная школа была открыта  по инициативе известного в Вятке пианиста Германа Александровича Рылова. Трудное время становления переживала школа в 20-е годы, не имея своего помещения, педагоги вели занятия у себя дома. Среди первых преподавателей были: А.Ф. Вербов, Б.Д. Кубланов, З.А. Рылова, Е.В. Лебедева, В.В. Усольцев, Ф.Я. Рогов, Е.В. Васнецова. Позднее в школе работали: Р.И. Мервольф, Н.М. Коханович, К.А. Герасимов, А.У. Арамович, А.С. Еремин, М.И. Мышкина, О.М. Шуравина, А.А. Румянцев, Е.И. Ергина, Н.И. Кострова, И.В. Казенин.[10]
         В 1926 году супруги  Мервольф возвращаются в Ленинград на ул. Воскова (Б. Белозерскую). В 20-х годах в стране возник интерес к жанру оперетты. Советская оперетта «Дуня-тонкопряха» из жизни современной фабричной молодежи была создана в короткин сроки в 1926 году либретистами А. И. Пиотровским, Д. Г.Толмачевым и композитором Р. И Мервольфом и исполнена в начале мая в доме просвещения им. Тюшина. Первая рабочая оперетта была хорошо принята публикой, но постановка ее в Малом оперном театре так и не состоялась.  Прав оказался памфлетист Юстус, который еще летом написал: «Когда весной случился крах насчет созвучных «Тонкопрях», про осень зря не говори; фатально «врут календари»…»[11]Р. Мервольф  сотрудничает с Гостеатром им.В.Э. Мейерхольда: в1927 г пишет музыку к спектаклю «Окно в деревню» (текст Р.М..Акульшина)[12]-, в 1929 г к спектаклю «Выстрел» на слова А.Безыменского  В 30-е годы он дружил и сотрудничал с композитором И.О.Дунаевским, который в те годы был руководителем Ленинградского мюзик-холла. Известно переложение марша И.Дунаевского и Р..Мервольфа  из фильма «Веселые ребята».Особый успех в 30-е годы имели «Небесные ласточки» по оперетте «Нитуш» Ф.Эрве под музыкальной редакцией И.Дунаевского и Р.Мервольфа. В веселом ироничном спектакле было много хорошей выдумки, впечатляющих номеров. В 1935 г Роберт Иванович пишет музыку к кинокомедии «Очарованный химик» режиссера С.Бартенева по сценарию В.Воеводина. Однако в 1937 г работа над фильмом была прекращена. В 1939 году он с группой музыкантов работает над музыкой к балету «Тарас Бульба» по либретто С.Каплана. Постановка ее Лопуховым в Ленинградском театре оперы и балета им.С.М.Кирова имела большой успех: Но началась война и ЛГАТОБ был эвакуирован. Рудольф Иванович преподает в Ленинградской консерватории вместе с выдающимися музыкантами Д. Д. Шостаковичем, М. Ф. Гнесиным, М. О. Штейнбергом, становится профессором. Война  не прерывает его занятий. Основной состав консерватории в 20 числах августа был эвакуирован в Ташкент. В Ленинграде осталось небольшое количество людей, которые продолжали учиться и учить. «Трудно сейчас представить, что количество студентов к зимней сессии 1941-42 года составляло 150 человек», - вспоминает педагог В. И.  Павловская-Боровик.   9 января 1942 года директор Ленинградской консерватории А. Ф. Лебедева издала приказ о назначении  диссертационной комиссии из 10 человек. В их число  вместе с А. В. Оссовским, З. П. Лодием, Л. Е. Абом вошел Р. И.  Мервольф.
Студенты, преподаватели были мобилизованы в команды противовоздушной обороны.
Известна фотография на  крыше Консерватории композитора Шостаковича, который гасил бомбы-зажигалки.
«К 1942 году в консерватории осталось 39 студентов, - вспоминала Т. С. Бершадская. - Занятия у нас проходили при коптилках, все сидели в шубах и валенках, потому что консерваторию, как и все вообще, не топили. Соответственно, можно себе представить, что это было. Педагоги, когда играли на рояле, надевали такие перчатки с обрезанными пальцами, потому что иначе  работать было невозможно. Клавиши были ледяные.  Историю музыки у нас читал Друскин Михаил Семенович, инструментоведение и чтение партитур – Рудольф Иванович Мервольф, анализ Владимир Верф. Известнейшая в свое время пианистка Екатерина Францевна Далговет  вела общий курс фортепиано, а потом, когда ее не стало, занятия продолжил вернувшийся с фронта, (где он лишился глаза) Люблинский. Итак, мы слушали лекции, но, если вдруг во время занятий объявлялась воздушная тревога, то все классы закрывались,  и мы бежали по своим постам. Голодали, холодали, но продолжали заниматься. Консерватория жила. Но не всем удалось выжить. Все наши педагоги, кроме Михаила Семеновича, умерли в том же году от голода»[13]. Опубликованы потрясающие воспоминания о блокаде Нины Рудольфовны, дочери Мервольфа:                                                                                                                                           
19 января. Папа сейчас играет на рояле — сразу так грустно делается. Недавно играл «Песню Сольвейг», и я так горько сразу заплакала. (...) Вспомнился ярко освещенный Малый зал консерватории и филармонии.     
9 февраля. Вчера папа играл на рояле Шопена, Глинку.                                                                    
4 марта. Папа ушел в консерваторию. И вчера ходил туда. Боюсь, как бы на нем эти походы не отозвались. Но зато там он получает сытный обед без карточек. Угощают его бывшие ученики с военно-морского факультета.   
1 мая. Папа очень слаб и худ, желтый, опухает. Но он все-таки еще не совсем слег. Ходит даже в консерваторию.  
6 мая. Эти дни маме получше, зато папа очень плох — глаза потухшие, опух, совсем не может ходить. Пошел в амбулаторию за назначением на комиссию по усиленному  питанию и упал на улице.  
 29 мая. У папы по диагнозу врача дистрофия III стадии. (...) Консерватория хлопочет о помещении его в Свердловскую больницу, но, думаю, это уже бесполезно. Жалко папу страшно, прежнего папу -  веселого, жизнерадостного, талантливого, небудничного человека, деятельного, подвижного, трудолюбивого. Мама тоже очень плоха. Это высохший скелет.    
5июня. Папа умер сегодня утром»[14].                                                                                  
    Талантливый композитор, пианист, педагог, организатор детского музыкального образования Вятки, профессор Ленинградской консерватории Рудольф ИвановичМервольф, 1886 г. р., живший на ул. Воскова, д. 15/17, кв. 70   умер  в 56 лет от голода в блокадном Ленинграде в июне 1942г. Место захоронения: Серафимовское кладбище[15].  Его жена, Елизавета КонстантиновнаМервольф, 1889 г. р. умерла через два месяца в августе 1942 г. и   похоронена там же.  
    Сочинения Р.И.Мервольфа: оперетта «Дуня-тонкопряха» (1925), шесть прелюдий, четыре трагических пролога, десять пьес, сюита старинных и современных танцев, тема с вариациями, Гимн Свободной России ( на собственные слова, 1917), Мировой Перекоп(1928), Рабочие слова (сл.А.Безыменского), романсы на слова А.С.Пушкина, Д. Мережковского, Ф. Тютчева, Ф. Сологуба, З. Д.  Бухаровой.    
  Его ученики – композиторы К. М. Аренков (1894-1946),  Р. С. Пергамент (1906-1965), Б. В. Савельев (1896 - 1966)     
Дочери Мервольфа, Нина и Алла пережили блокаду. Литературовед и киновед Нина Рудольфовна Мервольф –– автор книги «Актеры советского кино» и рецензий на стихи Р. Рождественского. Вторая дочь, Алла Рудольфовна Владимирская, 1928 г. р. окончила филологический факультет ЛГУ, заведовала отделом рукописей Ленинградского театрального музея, написала монографии – «Франц Легар» и «Николай Янет», сборник «Звездные часы оперетты», рецензии на спектакли оперетты в газете «Ленинградская правда».
 
На фото:  Р. И. Мервольф, портрет Р. Мервольфа за роялем (художник М. А. Демидов), Р. И. Мервольф в группе профессоров Ленинградской консерватории, Д. Д. Шостакович на крыше консерватории (фото Р. Мазелев).
 
 

[1]ГЛМ, изофонд XX века, 36492
[2]Санкт-Петербург. Энциклопедия – Издательство Бизнес-пресса, 2006
[3]«Речь» № 125 от 8 мая 1916 г
[4]Журнал «Бирюч» Петроградских государственных театров 1918 - №3
[5]Илья Глазунов. Россия распятая - http://lib.rus.ec/
[6]Запорожцева Н. С. Из дома Кульвеца в Удельную контору. – Сарапул, 2011 -160 с.:ил.
[7]ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д. 23, л. 188-189
[8]ГАКО, ф. Р-2483, оп.1, д.28, л.48
[9]Список владельцев библиотек в Вятском крае (составлен в апреле 1920 года). Портал  библиотеки им.А.Герцена г.Кирова.
[10]Электронный портал Первой детской музыкальной школы города Кирова.
[11]Колыванова Е.В. «Дуня – тонкопряха» - опыт первой советской оперетты. 22 марта 2008. Белорусская цифровая библиотека.
[12]Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Фонд 688 (собрание материалов Государственного Театра им. В. Э. Мейерхольда)
[13]Татьяна Бершадская. Голос российской теории музыки ХХ и XXI веков. Журнал «reMusik» 5. 09. 2011
[14]  Елена Новикова. Недопетая песня. Ленинградская государственная консерватория в годы Великой Отечественной войны. – СПб,2005
[15]Блокада, 1941-1944, Ленинград: Книга памяти, т. 19
Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка