«Наум Заревой – осиновый кол в руке революции» Константина Чиганова – сериал без конца и начала
В красноярском издательстве «Литера-принт» вышла новая книга проживающего в Анапе писателя Константина Чиганова «Наум Заревой – осиновый кол в руке революции». Сборник малой прозы, включающий цикл рассказов и небольшую повесть, посвящён пламенной революционной эпохе – правда, показанной автором с непривычного ракурса.
Заглавный герой в недавно родившейся из искры стране Советов выполняет весьма специфическую миссию: он непримиримо борется не с буржуями или белыми генералами, а со всевозможной… нечистью, встречая на своём полном опасностей пути коварных ведьм и колдунов, русалок и оживших мертвецов, оборотней и прочих фольклорных чудищ.
Сильная сторона прозы Чиганова – удивительно правдоподобное погружение в эпоху. Впечатляющее знание присущей тому времени одежды и актуальной техники, умело стилизованная речь героев, талантливо и ярко описанные реалии практически осязаемого холодного Петрограда – всему этому веришь безоговорочно благодаря серьёзной работе со словом и тем, что профессионалы именуют «матчастью».
Крепкий и выверенный, часто с оттенком добротного юмора, текст читается легко и быстро, представляя собой своеобразный постмодернистский pulp fiction, этакого «Ведьмака» (параллели со знаменитым персонажем Анджея Сапковского неминуемы) – только в кумачовых тонах. Однако в практически клипмейкерской, пёстро-энергичной подаче материала кроется не столько достоинство книги, сколько её основная проблема.
Краеугольный недостаток приключенческой саги – несомненная, иногда даже вопиющая сериальность. Здесь, по сути, отсутствуют начало и конец действия. О главном герое, появляющемся из ниоткуда, из студёного балтийского воздуха, известно немногое. Заревой – этакий красноармеец-супергерой с маузером в кобуре и на вишнёвого цвета английском мотоциклете – отважен, физически силён, остёр на язык, хоть и не чуждается просторечий, и обладает редким талантом к уничтожению сверхъестественных тварей всех мастей.
Читатель так и не узнает, каким образом Наум приобрёл подобные навыки, кто был его наставником и как сложилась судьба Заревого после 1927 года – время действия повести «Воскрешённый в СССР».
В итоге мы имеем дело с героем-схемой, все приключения которого оказываются втиснуты в прокрустово ложе единого, быстро наскучивающего сценария: пришёл, увидел, победил. А когда нет глубины и объёма, отсутствует и главное – сопереживание. Проникнуться отсутствующими чувствами персонажа без страха и упрёка трудно, поэтому за поединками Наума с вервольфами и буйствующими призраками следишь с интересом – ведь написано и впрямь здорово, с недюжинной фантазией и хорошим литературным языком, – но без малейшего волнения. Изначально понимаешь, что Заревой, подобно любой иконе видеосалонных боевиков 80-х, непременно одержит верх над самым опасным недругом и лихо перепрыгнет на очередной уровень этой «бродилки-стрелялки» – в новую главу.
Подобного эффекта не избежало и единственное крупное произведение сборника – повесть «Рождённый в СССР». Её главный герой Вилен становится, подобно созданному доктором Франкенштейном чудовищу, плодом жутковатого научного эксперимента. Человек без памяти, но зато с мощными телепатическими способностями призывается на службу в законспирированную советскую правоохранительную организацию, специализирующуюся на истреблении нечисти. В ней состоит и наш знакомый Заревой, который вместе с Виленом начинает расследование загадочных убийств, происходящих на теперь уже ленинградских улицах.
Похождения разных по темпераменту напарников вызывают неизбежные параллели с сюжетами таких голливудских блокбастеров, как «Люди в чёрном» или «Призрачный патруль», а также бездарных отечественных «Ночных стражей». И это непрекращающееся дежа вю, угадывание созвучий с произведениями масскульта тоже не идёт на пользу сборнику.
Вторичность и уже упомянутая недосказанность изрядно портят впечатление от нетривиальной авторской идеи. Так, тонко и тепло прописанная любовная линия между студентом Владимиром Гольяновым, мозг которого после трагического несчастного случая был пересажен в тело уголовника по кличке Седой, и юной Леночкой-Ёлочкой – оказывается оборванной на полуслове. Будто читателю показали несколько центральных – не первых! – эпизодов из затянувшегося сериала вроде «Сверхъестественного» или «Братьев Гримм», продолжение которого следует, но, когда и как, неизвестно.
Главный минус подобной прозы – её быстрозабываемость. Подобно таким псевдоисторическим «откровениям», как «Авраам Линкольн – охотник на вампиров» американца Сета Грэма-Смита, или жутковатым переделкам мировой классики вроде «Гордость и предубеждение и зомби» того же романиста, «Наум Заревой» Константина Чиганова вряд ли оставит зарубку в сердце читателя. А вот помочь скоротать вечер-другой за увлекательным, ни к чему не обязывающим чтивом может запросто.
Другое дело, что автор, талант которого несомненен (и это особенно ярко демонстрируют внецикловые рассказы «Девочка в цирке» и «Обезьянка»), может достичь гораздо более убедительных результатов. Потому – ждём новых книг.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы