Комментарий | 0

Не столь различны меж собой…

 

Виктор Хатеновский. Татьяна Парсанова. Мужское. Женское. Поэзия. – М.: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2021.

 

 

Итак, «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень…» Нет, всё-таки стихи и стихи, яркие, запоминающиеся, талантливые.

«Мужское. Женское» это не просто стихи двух авторов под одной обложкой. Это дуэль, борьба, по своему накалу, по своей страсти напоминающая знаменитый цикл стихотворений Аполлона Григорьева именно с таким названием – «Борьба».

У Виктора и Татьяны это борьба не только и не столько друг с другом; но в первую очередь для каждого поэта – с самим собой, со своей гордостью, со своим отчаянием, а порой неспособностью и даже нежеланием обернуться и сделать шаг навстречу.

 
Март. Полночь. Не до сна.
Разголосилась нежность –
К возлюбленной. Весна,
Гормоны. Неизбежность
Раскрепощённых чувств,
Примкнувшая к гортани,
Взрыхляет сжатость уст
В честь злой казачки Тани.
          (Виктор Хатеновский)
 
В том, что больше нас здесь не двое –
Ни моей, ни твоей вины.
Мне ещё ощущать спиною
Теплоту от твоей спины.
 
Нить, связавшая нас, упруга,
Но восторга потерян след…
Нам бы глянуть в глаза друг другу,
Только глаз на затылке нет.
          (Татьяна Парсанова)

 

Лирические герои стихотворений растеряны, они словно не знают, как им сыскать путь, по которому можно было бы идти вместе рука об руку; без взаимных упрёков и обвинений, без ненужной мнительности, без болезненного самолюбия, с радостью и светом в глазах.

 

Молчаньем твоим обесточен
Скорблю в новогоднюю ночь.
И сумрак московских обочин
Ничем мне не сможет помочь.
          (Виктор Хатеновский)
 
Я себя перекроить пыталась,
Чтобы стать угодной для тебя…
 
Ну почему, объясни мне, любимый, так сложно
Просто принять меня всю – без желания править?..
          (Татьяна Парсанова)

 

Иногда кажется, что герои готовы смириться с тупиковой ситуацией; и продолжают длить тягостную безысходность, не находя сил и возможности ни разорвать отношения, ни преодолеть барьеры, самими же ими воздвигнутые, ни излечиться от надуманной болезни.

 

Дождливый май. Прохладная весна.
Наждачным ветром праведность разбита.
Невзрачных дней сплошная белизна
Способна стать разносчицей бронхита.
Строг и навязчив сладострастный бред
Дурных пророчеств, сказанных не к месту.
И вздорный скальд, подследственный поэт
Готов с безбрачьем обвенчать невесту.
          (Виктор Хатеновский)

 

Герои пытаются найти выход буквально в чём угодно; они доходят в своих терзаниях до крайности, до «спасительной лжи», прекрасно отдавая себе отчёт в том, что этот путь такой же тупиковый, ведущий в никуда, как и все прежде перепробованные.

 

Мне кажется, ты научился лгать.
Так невзначай, так вроде – между делом…
Дойдя в своих терзаньях до предела,
Душою стал больною остывать.
Мне кажется, ты научился лгать…
 
Мне кажется, я научилась лгать.
Своею недосказанностью вечной,
Как будто бы опять гоню по встречной.
И жажду столкновения опять.
Мне кажется, я научилась лгать…
 
В болоте будней выстилая гать,
Кому-то хлыст нести, кому-то комель.
И всё возможно в нашей жизни кроме –
Нам радугу рукою не достать…
 
Мне кажется, мы научились лгать…
          (Татьяна Парсанова)

 

И всё-таки отношения героев – не только борьба, не только дуэль. Это, в первую очередь, диалог, перекличка. И ещё это страстное желание выйти на тот перекрёсток, на котором произойдёт встреча и случится чудо – влюбленные сердца соединятся.

 
Возлюбленная мной – в момент полураспада,
Жизнь не растормошив признаньем роковым,
К безрадостной судьбе крамольного комбата
Примериваюсь, в грудь впуская терпкий дым.
          (Виктор Хатеновский)
 
Чужое отпусти. В момент полураспада,
Ты не гневи судьбу, заглядывая вдаль.
Развеяв терпкий дым, себя найди. Не надо
К живому роднику примешивать печаль.
          (Татьяна Парсанова)

 

И в конце концов это чудо совершается. Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 Кор. 13:4-7).

 
Прости, возлюбленная, сжатость
Скупых метафор… Ты – навек
В мой дом вернувшаяся радость;
Ты – мой раскрепощённый смех.
          (Виктор Хатеновский)
 
За окошком январский вечер
Весь – в сиянии звёздных страз…
Начинаю отсчёт до встречи –
Десять… Девять… Четыре… Час…
 
Кружева на антенной рее
Из снежинок морозы вьют…
Как же я пережить сумею –
Сорок шесть… Сорок пять минут…
 
Светом лунным с ладошки кормит
Сердце ночь… Усмиряя бунт.
В бесконечность пускают корни –
Двадцать шесть… Двадцать пять секунд…
          (Татьяна Парсанова)

 

И читателю, вопреки всему, вопреки подлинному драматизму и даже трагизму отношений, хочется верить в неизбежность встречи лирических героев в такой тягостно долгой и одновременно такой стремительно короткой жизни; и знать, что любовь непременно восторжествует. А иначе и быть не может.

 

 

Осталось сказать несколько слов о композиции книги. Все стихотворения, включённые в сборник, короткие; так, чтобы полностью помещались на одной странице. На каждом развороте: на чётной стороне – стихи Виктора, на нечётной – курсивом ответ Татьяны. Дуэль, диалог, перекличка – во имя любви.

И ещё. Ни одно из стихотворений книги не имеет собственного названия. Потому что весь цикл подчинён единому общему заголовку: «Мужчина. Женщина».

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка