Двенадцать (10)
Хагай
«Будет слава этого Дома последнего больше, чем первого»
Книга пророка Хагая (значение имени: праздничный, в русской традиции: Аггей) — десятая в составе Двенадцати. 2 главы, 38 стихов. Хагай — первый из трёх (Зхарья, Малахи) известных нам пророков периода после возвращения евреев из изгнания. Дважды Хагай и Зхарья упомянуты Эзрой (Ездра): «Пророк Хагай и Зхарья сын Идо [Захария сын Адды] пророчествовали о евреях в Иеѓуде и Иерушалаиме// именем Бога Израиля»; «старейшины Иеѓуды строили, добиваясь по пророчеству Хагая-пророка и Зхарьи сына Идо» (5:1, 6:14).
<--- Пророк Аггей. Византия. Конец XII - начало XIII веков. Фреска церкви Каранлык Килисе в Каппадокии.
Основные темы пророчества: Хагай выступает против отсрочки строительства Храма и побуждает правителей и народ к его возведению, он пророчествует об избранничестве Зрубавэля (Зоровавель), который будет назван Господом рабом Своим. Хагай, как и Зхарья, сообщает дату закладки Второго храма.
Страстной речи Хагая характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен укороченностью фразы и повторами.
Первые два стиха Хагая, пожалуй, подробнее, чем во всех других книгах малых пророков, описывают время, когда пророку было слово Господне, его адресата и обстоятельства, вызвавшие вмешательство Бога в земные дела.
Время обозначено исключительно точно: названы год, месяц и день. Год: второй год царствования Дарьявеша, шестьдесят шестой год после разрушения Первого храма, восемнадцатый год разрешения, данного персидским царем Корешом (Кир) отстроить в Иерушалаиме Храм, 520 г. до н.э. Месяц: элуль (отсчёт месяцев в ТАНАХе ведётся начиная с месяца нисан). День: первый.
Адресаты слова Господня, переданного через Хагая: Зрубавэль сын Шеалтиэля, персидский наместник Иеѓуды, из династии царя Давида, и Иеѓошуа сын Иеѓоцадака, Главный коѓен и сын Главного коѓена во время разрушения Первого храма. Таким образом, адресаты слова Господня — светский и религиозный лидеры евреев, вернувшихся на родину после изгнания. Подчёркнута их родословная, связывающая сегодняшний день со вчерашним, преемственность с поколением до изгнания, до разрушения Храма.
Обстоятельства: слова народа «не время дому Господа быть отстроенным».
В первой речи своей Хагай передаёт упрёки Господа, что не ведётся строительство Храма, за что и следует наказание.
Слово Господа, переданное пророком, Зрубавэлем, Иеѓошуей и всеми «уцелевшими из народа» было услышано: «Господа народ устрашился», «делали работу в доме Господа Всемогущего Бога», «в день двадцать четвёртый шестого месяца// во второй год Дарьявеша-царя» (там же 12-15).
Новое слово Господа было обращено к Зрубавэлю и Иеѓошуе через Хагая «в седьмой, в двадцать первый месяца» (там же 2:1), т.е. в следующем месяце, в седьмой день праздника Сукот, когда в Храме бывали особо весёлые празднества. Со второй речью обращается Хагай, передавая слова Всевышнего, предупреждающего о скором потрясении и грядущей славе нового Храма.
Дата третьего обращения Господа к Хагаю-пророку и дата третьей речи его: «двадцать четвёртый девятого во второй год Дарьявеша-царя» (там же 10). Господь говорит, что без Храма, в котором получают очищение и освящение, все нечисты, и нечисты жертвы, Господу приносимые. Потому Господь и наказывал людей неурожаем.
И в четвёртый раз, второй раз в этот же день было слово Господне Хагаю об избрании Зрубавэля.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы