Двенадцать (11)
Зхарья
«Ещё будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима»
Книга пророка Зхарьи (значение имени: Господь вспомнил, в русской традиции: Захария) — одиннадцатая в составе Двенадцати. 14 глав, 211 стихов. Самый большой из малых пророков. Зхарья — один из трёх (Хагай, Малахи) пророков периода после возвращения из изгнания. Упомянут Нехемьей (Неемия, 12:16) и дважды Эзрой (вместе с Хагаем, 5:1, 6:14). Как и Хагай, Зхарья призывает к строительству Храма, однако, в отличие от него, причину его разрушения и изгнания видит в грехах Израиля и призывает к раскаянию.
Зхарья родился и вырос в изгнании, пророческую деятельность начал в юности. Вместе со своим современником пророком Хагаем был свидетелем строительства Второго храма, что подтверждает Эзра; это позволяет датировать книгу примерно 520 г. до н. э.
Тематические и стилистические отличия первых восьми глав, написанных ритмической прозой, от остальных шести поэтических, имеющих эсхатологический характер, дали основание некоторым исследователям полагать, что Традиция объединила тексты разного времени и разных авторов.
Пророчество Зхарьи характерно многочисленными видениями и устремлённостью в те дни, когда Господь, помиловав Свой грешный народ, вернёт изгнанников и воцарится в Иерушалаиме. Подобно предшественникам, особенно пророку Иешаяѓу, Зхарья верит в универсальную миссию народа, избранного Всевышним.
Речи Зхарьи характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен укороченностью фразы, повторами слов и словосочетаний, аллитерацией.
В тот же год, спустя два месяца после того, как было слово Господне Хагаю, «было сказано» слово Всевышнего и Зхарье, вероятно, главе жреческого рода, одному из трёх пророков-коѓенов (Ирмеяѓу, Иехезкэль). Это был месяц мархешван второго года царствования персидского царя Дарьявеша, шестьдесят шестого года после разрушения Первого храма, в восемнадцатый год разрешения, данного персидским царём Корешом отстроить в Иерушалаиме Храм, в 520 г. до н.э.
Что же и кому велит Господь передать? В отличие от Хагая, у которого были совершенно определённые адресаты, у Зхарьи адрес — «они», а смысл обращения: не будьте похожими на ваших отцов, из-за которых Храм был разрушен и ушёл Израиль в изгнание.
Второй раз «было сказано слово Господа пророку Зхарье» «в двадцать четвёртый день одиннадцатого месяца, это месяц шват» того же года (там же 7). На этот раз это — видение красного, алого и белого коней и странный разговор пророка с Всевышним через Его посланника, в котором звучит обещание смилостивиться над Сионом, вернуться в Иерушалаим.
Рог — символ силы, мощи, величия. Четыре рога, которые видит пророк, объясняет посланник: «Это рога, рассеявшие Иеѓуду, Израиль, Иерушалаим». Четыре рога — со всех сторон света, отовсюду неодолимая сила уничтожала Израиль. Что говорят рога эти пророку? О том, что было? Наверняка. О том, что и после возрождения может опять повториться? Но между прошлым и будущим — настоящее: Господь показывает пророку четырёх мастеров. И видит он человека, в руке которого шнур измерительный, на вопрос, куда он идёт, ответивший: «Измерить Иерушалаим». И ещё слышит пророк: «Иерушалаим будет жить без стены из-за множества людей и скота в нём». «Я буду ему, — слово Господа, — стеною огня вокруг» (там же 2:1-9).
Четыре рога — со всех сторон в прошлом обрушилась мощь на Израиль, на «четыре стороны неба» его Всевышний рассеял. Но ныне — говорит Господь, — «На них руку Свою поднимаю — добычей рабов своих станут». Они — поработители, рабы — это Израиль, а потому — слово Господа и слово пророка о возвращении Израиля и о народах, которые «пристанут» к нему (там же 10-13).
Действие переносится в условное пространство пророческого видения. Главный коѓен Иеѓошуа стоит перед посланником Господа, и сатан «преградой ему». «Сатан» сталкивается с глаголом, от корня которого со значением «преграждать», «препятствовать» это существительное образовано. Если прочитать это место буквально, получится: преграждающий (ограждающий) преграждает (ограждает). От кого же сатан ограждает Главного коѓена Иеѓошуу (символ всего Израиля), одетого в грязные одежды, которые с него снимают, чистый венец на голову его возлагают, в одежды его облекают? От того, кого Всевышний ведёт, имя которого Цемах, дословно: росток.
Намёк на это имя — у двух пророков. У Иешаяѓу: «Из ствола Ишая [от корня Иессеева] взойдёт росток,// побег корней его плоды принесёт» (11:1). У Ирмеяѓу: «Дни придут, — слово Господа, — росток праведный дам Я Давиду:// счастливо царь, творящий суд праведно, царствовать будет» (23:5); «В эти дни, в этот час росток праведный Давиду взращу,// на земле будет он праведный суд вершить» (33:15).
Цемах — имя Машиаха, имя Мессии.
В отличие от начальных трёх глав цельного текста, последующий фрагментарен, видения, притчи не очень связаны между собой. Перед читателем проходит череда загадочных видений, диалогов пророка с посланником, который его разбудил: «стал я как человек, от сна пробуждённый» (там же 4:1) — то ли описывая своё состояние в мгновение пробуждения, то ли определяя его во всё время видений. Посланник показывает пророку золотой светильник с семью лампадами, на нём две маслины, которые символизируют двух помазанников, стоящих возле владыки земли (там же 14).
В отличие от слышащих пророков, их большинство, Зхарья — пророк видящий. На этот раз он видит огромный («длиной двадцать локтей, шириной десять локтей») свиток летящий — «проклятие, на землю идущее». По слову Господа, «оно в дом вора придёт и в дом именем Моим ложно клянущегося,// поселится в его доме, истребляя его, и деревья его, и камни его» (там же 5:1-4). На одной стороне пергаментного свитка написано проклятие вору, проклятие именем Господа ложно клянущегося — на другой.
Затем посланник показывает пророку эйфу (ёмкость, мера сыпучих тел) летящую, символизирующую злодейство (там же 5-11). После этого четыре колесницы, запряжённые конями красными, чёрными, белыми и пятнистыми, символизирующими четыре ветра, видит пророк (там же 6:1-8).
После видений было Зхарье слово Господа взять у изгнанников золото и серебро, сделать короны и возложить «на голову Иеѓошуи сына Иеѓоцадака, Главного коѓена», говоря: «Вот, человек именем Цемах, выросшее на месте его храм Господень построит». Смысл загадочной фразы, построенной на игре слов: Храм построит потомок, сын Цемаха (вспомним значение имени: росток). Под Цемахом имеется в виду Зрубавэль, имя которого можно прочитать, как «посеянный в Бавеле». Он «Храм Господень построит», «придут и дальние храм Господа строить, и узнаете, что Всемогущий Господь послал меня к вам,// будет это, если голосу Господа Бога вашего будете вы внимать (там же 9-15).
Новое слово Господа, датированное четвёртым годом царствования Дарьявеша, девятым месяцем, т.е. кислевом, о двух постах. Первый — в пятом месяце, установленный в память о разрушении Первого храма. В течение многих лет изгнанники соблюдали в месяце ав ряд траурных ограничений. Речь не о полном посте — об отказе от вина, мяса, в этот месяц не было обручений и свадеб. Поскольку строительство Храма началось, возник вопрос о соблюдении ограничений. Второй пост — в седьмом месяце, когда в тишрей был убит наместник Гедалья (Годолия, Ирмеяѓу 41). Господь отвечает:
После этого было слово пророку, напоминающее о причинах разрушения Храма и уроках, которые должно извлечь: «Праведным судите судом, милость и милосердие брат брату творите», «вдову и сироту, пришельца и бедного не обирайте». Сравним: «Вершащий суд сироте и вдове,// пришельца любящий, ему хлеб и одежду дающий» (Слова 10:18). Но поколение крушения Храма «тугими сделали уши» — «не слышать Учение и слова, посланные Господом Всемогущим духом своим через первых пророков» (Зхарья 7:8-12).
В последней главе первой прозаической части пророчества характер «слов Господа» праздничный, торжествующий. Они о возвращении Господа в землю Израиля, о её процветании, о том, что посты станут праздниками, что многие народы придут в Иерушалаим Бога искать. Описание возрождённого Иерушалаима со знаменитыми словами о сидящих на площадях стариках и старухах, играющих детях — символе мирного города, перекликаются с Иешаяѓу: «Опять будут судьи твои, как прежде, мудрецы — как вначале,// и нарекут тебя городом праведным, столицею верной» (1:26).
В отличие от первой части, содержащей ряд дат, в отличие от слов Господа и видений пророка, в отличие от фрагментарного текста, вторая часть — это поэзия. Ни дат, ни даже имени пророка, но — пророчества о наказании народов-соседей Израиля, о будущем царе, осаде Иерушалаима и спасении города, об очищении народа, разрушении Иерушалаима, изгнании Израиля и царстве грядущем. Многие исследователи полагают, что этот текст более поздний, чем первая часть, и принадлежит неизвестному автору.
Новое «слово Господне» — о крушении народов-соседей Израиля и призыв: «Ликуй, дочь Сиона, Иерушалаима дочь, торжествуй: царь твой идёт, праведник и спаситель,// беден он, на осле восседает, ослёнке» (там же 9:9). И дальше — восклицания, словно кто-то, прельстившись выразительностью, их в одном месте собрал, чтобы главу радостно заключить:
Следующая глава — пророчество о возвращении: «Из Земли египетской их верну, из Ашура их соберу», «в Господе их укреплю, с именем Его ходить они будут, — слово Господа» (там же 10:10,12). А начиналось это «слово Господа» пассажем о пастырях: «На пастухов Мой гнев воспылал, вожаков накажу,// вспомнит Всемогущий Господь стадо Своё, дом Иеѓуды, конём славы Своей его сделает» (там же 3).
Слова «пастух» и «овцы» в ТАНАХе из самых употребительных, что не удивительно: всю эпоху патриархов евреи занимались исключительно скотоводством, чем отличались от соседей-египтян, рядом с которыми и среди которых жили немалое время. Связка «пастух-овцы» в её метафорическом бытии издревле характерна и для шумеров, и для народов, изъяснявшихся на аккадском и на египетском.
Притча — жанр ТАНАХа любимый. Притчи приподнимают повествование над обыденностью, освещая слово светом не приземлённого бытия.
Притче о пастухе в одиннадцатой главе предшествуют три стиха, никак не связанные с предыдущим, вполне вероятно, появившиеся с единственной целью — послужить переходом. Рука редактора вряд ли этой притчи коснулась, или была не слишком к ней строгой: текст получился тёмный, рыхлый, размытый, хотя смысл ясен, понятен и традиционен — пастух ответственен за стадо своё. Повествователями выступают попеременно Господь и пророк, и не всегда их слова достаточно чётко отделены.
Следующее пророчество об Иерушалаиме, который сделает Господь «чашей яда» для «окрестных народов», а самого слабого его жителя — подобным Давиду.
И ещё один «тот день» открылся пророку в видении, день, в который «откроется источник» «для окропления и очищения». В «тот день» Господь истребит «в стране имена идолов», «пророков, дух нечистоты из страны» удалит. Если кто будет пророчить, «пронзят его отец и мать» (там же 13:1-3).
В финале грандиозного эсхатологического пророчества Зхарьи, полного видений, слов Господа, загадочных образов, читатель слышит грозные звуки войны народов в Иерушалаиме в конце дней. Он присутствует при грядущем воцарении Господа. Видит Иерушалаим местом паломничества всех народов.
Будет «в тот день»: «потечёт живая вода из Иерушалаима» и будет течь не только зимой в сезон дождей, когда реки, ручьи в Израиле переполняются, но и летом, когда дождей не бывает и реки-ручьи пересыхают. В тот день будет решена важнейшая проблема Иерушалаима, который всегда страдал от нехватки воды. Вода потечёт и к морю восточному (Солёное, Мёртвое), и к морю западному (Великому, Средиземному). Подобную картину видел Иехезкэль: «Возвратил меня к входу Дома [Храм], и — из-под порога Дома течёт вода на восток…» (47:1), и Иоэль: «Из дома Господня источник забьёт, долину Шитим напоит» (4:18).
Традиция придала празднику Сукот, когда определяется, будет ли год обилен дождями или засушливым, ярко выраженный универсальный характер. В Сукот приносилось в жертву семьдесят быков, символизировавших жертвоприношения всех народов мира. Потому именно в этот праздник в Иерушалаим со всего мира будут стекаться паломники.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы