Комментарий | 0

Двенадцать (11)

 

Святой Пророк Захария, отец Святого Иоанна Предтечи.
Мозаика монастыря Дафни, Греция. Конец XI века.
 
 

 

Зхарья

 

 

                                               «Ещё будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима»

 

Книга пророка Зхарьи (значение имени: Господь вспомнил, в русской традиции: Захария) — одиннадцатая в составе Двенадцати. 14 глав, 211 стихов. Самый большой из малых пророков. Зхарья — один из трёх (Хагай, Малахи) пророков периода после возвращения из изгнания. Упомянут Нехемьей (Неемия, 12:16) и дважды Эзрой (вместе с Хагаем, 5:1, 6:14). Как и Хагай, Зхарья призывает к строительству Храма, однако, в отличие от него, причину его разрушения и изгнания видит в грехах Израиля и призывает к раскаянию.

Зхарья родился и вырос в изгнании, пророческую деятельность начал в юности. Вместе со своим современником пророком Хагаем был свидетелем строительства Второго храма, что подтверждает Эзра; это позволяет датировать книгу примерно 520 г. до н. э.

Тематические и стилистические отличия первых восьми глав, написанных ритмической прозой, от остальных шести поэтических, имеющих эсхатологический характер, дали основание некоторым исследователям полагать, что Традиция объединила тексты разного времени и разных авторов.

Пророчество Зхарьи характерно многочисленными видениями и устремлённостью в те дни, когда Господь, помиловав Свой грешный народ, вернёт изгнанников и воцарится в Иерушалаиме. Подобно предшественникам, особенно пророку Иешаяѓу, Зхарья верит в универсальную миссию народа, избранного Всевышним.

Речи Зхарьи характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен укороченностью фразы, повторами слов и словосочетаний, аллитерацией.

 

В восьмой месяц, во второй год Дарьявеша
было сказано слово Господа пророку Зхарье сыну Берехии [сын Варахиин] сына Идо (Зхарья 1:1).

 

В тот же год, спустя два месяца после того, как было слово Господне Хагаю, «было сказано» слово Всевышнего и Зхарье, вероятно, главе жреческого рода, одному из трёх пророков-коѓенов (Ирмеяѓу, Иехезкэль). Это был месяц мархешван второго года царствования персидского царя Дарьявеша, шестьдесят шестого года после разрушения Первого храма, в восемнадцатый год разрешения, данного персидским царём Корешом отстроить в Иерушалаиме Храм, в 520 г. до н.э.

Что же и кому велит Господь передать? В отличие от Хагая, у которого были совершенно определённые адресаты, у Зхарьи адрес — «они», а смысл обращения: не будьте похожими на ваших отцов, из-за которых Храм был разрушен и ушёл Израиль в изгнание.

 

Скажешь им, что так сказал Всемогущий Господь: Вернётесь ко Мне, — слово Всемогущего Господа, —
Я к вам возвращусь, — сказал Всемогущий Господь.   
 
Не будьте, как ваши отцы, к которым первые пророки [до разрушения Храма] взывали, им говоря, что так сказал Всемогущий Господь: От путей злых своих, дел своих злых отвратитесь,
не слушали Меня, не внимали, — слово Господа (там же 3-4).

 

            Второй раз «было сказано слово Господа пророку Зхарье» «в двадцать четвёртый день одиннадцатого месяца, это месяц шват» того же года (там же 7). На этот раз это — видение красного, алого и белого коней и странный разговор пророка с Всевышним через Его посланника, в котором звучит обещание смилостивиться над Сионом, вернуться в Иерушалаим.

 

Увидел я этой ночью: человек скачет на красном коне, в ложбине между миртами остановился,
за ним кони красные, алые [прочтение предположительное], белые.
 
Сказал я: «Господь, кто они?»
Сказал посланник, со мной говорящий: «Я покажу тебе, кто они».
 
Отвечая, сказал человек, стоявший там, между миртами:
«Это те, которых послал Господь ходить по земле».
 
Посланнику Господа, стоящему между миртами, они отвечали: «По земле мы ходили,
вся земля пребывает в покое».
 
Отвечал посланник Господа, говоря: «Всемогущий Господь, доколе Ты не помилуешь Иерушалаим и города Иеѓуды,
на которые гневаешься уже семьдесят лет?»
 
Отвечал Господь посланнику, со мной говорившему, словом добрым,
словом утешным.
 
Сказал мне посланник, говоривший со мной: «Возгласи, говоря, что так сказал Всемогущий Господь:
Возревновал Я о Иерушалаиме и Сионе великою ревностью.
 
Яростно прогневался Я на народы беспечные,
на них гневался мало, а они злу помогали.
 
Потому так сказал Господь: Возвратился в Иерушалаим Я с милостью, дом Мой будет построен, — слово Всемогущего Бога, —
натянут шнур над Иерушалаимом [измерительный шнур строителей].
 
Ещё возгласи, говоря, что так сказал Всемогущий Господь: Ещё от добра Мои города разрастутся,
ещё смилуется Господь над Сионом, ещё изберёт Иерушалаим» (там же 8-17).

 

Рог — символ силы, мощи, величия. Четыре рога, которые видит пророк, объясняет посланник: «Это рога, рассеявшие Иеѓуду, Израиль, Иерушалаим». Четыре рога — со всех сторон света, отовсюду неодолимая сила уничтожала Израиль. Что говорят рога эти пророку? О том, что было? Наверняка. О том, что и после возрождения может опять повториться? Но между прошлым и будущим — настоящее: Господь показывает пророку четырёх мастеров. И видит он человека, в руке которого шнур измерительный, на вопрос, куда он идёт, ответивший: «Измерить Иерушалаим». И ещё слышит пророк: «Иерушалаим будет жить без стены из-за множества людей и скота в нём». «Я буду ему, — слово Господа, — стеною огня вокруг» (там же 2:1-9).

            Четыре рога — со всех сторон в прошлом обрушилась мощь на Израиль, на «четыре стороны неба» его Всевышний рассеял. Но ныне — говорит Господь, — «На них руку Свою поднимаю — добычей рабов своих станут». Они — поработители, рабы — это Израиль, а потому — слово Господа и слово пророка о возвращении Израиля и о народах, которые «пристанут» к нему (там же 10-13).

 

Пой, дочь Сиона, и веселись:
Я иду, среди тебя буду Я обитать, — слово Господа.
 
Много народов к Господу в тот день пристанут и станут Моим народом,
среди тебя буду Я обитать; узнаешь, что к тебе послал меня Всемогущий Господь.
 
Возьмёт Господь Иеѓуду, Свой удел на земле святой, во владение,
вновь Иерушалаим Он изберёт.
 
Умолкни пред Господом всякая плоть:
в святом жилище Своём Он пробудился (там же 14-17).

 

            Действие переносится в условное пространство пророческого видения. Главный коѓен Иеѓошуа стоит перед посланником Господа, и сатан «преградой ему». «Сатан» сталкивается с глаголом, от корня которого со значением «преграждать», «препятствовать» это существительное образовано. Если прочитать это место буквально, получится: преграждающий (ограждающий) преграждает (ограждает). От кого же сатан ограждает Главного коѓена Иеѓошуу (символ всего Израиля), одетого в грязные одежды, которые с него снимают, чистый венец на голову его возлагают, в одежды его облекают? От того, кого Всевышний ведёт, имя которого Цемах, дословно: росток.  

            Намёк на это имя — у двух пророков. У Иешаяѓу: «Из ствола Ишая [от корня Иессеева] взойдёт росток,// побег корней его плоды принесёт» (11:1). У Ирмеяѓу: «Дни придут, — слово Господа, — росток праведный дам Я Давиду:// счастливо царь, творящий суд праведно, царствовать будет» (23:5); «В эти дни, в этот час росток праведный Давиду взращу,// на земле будет он праведный суд вершить» (33:15).

            Цемах — имя Машиаха, имя Мессии.

 
Показал Он мне Иеѓошуу, Главного коѓена, стоящего перед посланником Господа,
а сатан справа стоит — преградой ему.
 
Сказал сатану Господь: Разгневается, сатан, Господь на тебя, разгневается Господь, Иерушалаим избравший, сатан, на тебя!
Ведь он головня, спасённая из огня.
 
Иеѓошуа в грязные одежды одет,
стоит перед посланником.
 
Отвечая, сказал стоящим перед ним, говоря: «Грязные одежды снимите с него»,
ему Он сказал: Смотри, снял с тебя твоё прегрешение, в одеяние облекись.
 
Сказал: Чистый венец на голову его возложите,
чистый венец на голову его возложили, в одежды его облекли; посланник Господень стоит.
 
Остерёг посланник Господа Иеѓошуу, сказав.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Если путями Моими будешь ходить, службу Мою будешь хранить, дом Мой будешь судить, дворы Мои охранять,
дам тебе: ходить будешь среди этих стоящих.
 
Слушай, Главный коѓен Иеѓошуа, ты и друзья, свидетели чуда, сидящие перед тобой,
веду Я Цемаха, раба Своего.
 
Вот, камень, который Я положил перед Иеѓошуей, на одном камне — семь глаз [в словосочетании «раб Мой Цемах» на иврите (см. предыдущий стих) семь букв],
выемку выдолблю, — слово Всемогущего Господа, — в один день с этой страны кару сниму.
 
В тот день, — слово Всемогущего Господа, — каждый ближнего позовёт
под лозу, под инжир [в день прихода Машиаха будет мир и благоденствие] (Зхарья 3).  

 

            В отличие от начальных трёх глав цельного текста, последующий фрагментарен, видения, притчи не очень связаны между собой. Перед читателем проходит череда загадочных видений, диалогов пророка с посланником, который его разбудил: «стал я как человек, от сна пробуждённый» (там же 4:1) — то ли описывая своё состояние в мгновение пробуждения, то ли определяя его во всё время видений. Посланник показывает пророку золотой светильник с семью лампадами, на нём две маслины, которые символизируют двух помазанников, стоящих возле владыки земли (там же 14).

            В отличие от слышащих пророков, их большинство, Зхарья — пророк видящий. На этот раз он видит огромный («длиной двадцать локтей, шириной десять локтей») свиток летящий — «проклятие, на землю идущее». По слову Господа, «оно в дом вора придёт и в дом именем Моим ложно клянущегося,// поселится в его доме, истребляя его, и деревья его, и камни его» (там же 5:1-4). На одной стороне пергаментного свитка написано проклятие вору, проклятие именем Господа ложно клянущегося — на другой.

            Затем посланник показывает пророку эйфу (ёмкость, мера сыпучих тел) летящую, символизирующую злодейство (там же 5-11). После этого четыре колесницы, запряжённые конями красными, чёрными, белыми и пятнистыми, символизирующими четыре ветра, видит пророк (там же 6:1-8).

После видений было Зхарье слово Господа взять у изгнанников золото и серебро, сделать короны и возложить «на голову Иеѓошуи сына Иеѓоцадака, Главного коѓена», говоря: «Вот, человек именем Цемах, выросшее на месте его храм Господень построит». Смысл загадочной фразы, построенной на игре слов: Храм построит потомок, сын Цемаха (вспомним значение имени: росток). Под Цемахом имеется в виду Зрубавэль, имя которого можно прочитать, как «посеянный в Бавеле». Он «Храм Господень построит», «придут и дальние храм Господа строить, и узнаете, что Всемогущий Господь послал меня к вам,// будет это, если голосу Господа Бога вашего будете вы внимать (там же 9-15).

            Новое слово Господа, датированное четвёртым годом царствования Дарьявеша, девятым месяцем, т.е. кислевом, о двух постах. Первый — в пятом месяце, установленный в память о разрушении Первого храма. В течение многих лет изгнанники соблюдали в месяце ав ряд траурных ограничений. Речь не о полном посте — об отказе от вина, мяса, в этот месяц не было обручений и свадеб. Поскольку строительство Храма началось, возник вопрос о соблюдении ограничений. Второй пост — в седьмом месяце, когда в тишрей был убит наместник Гедалья (Годолия, Ирмеяѓу 41). Господь отвечает:

 
Скажи всему народу страны и коѓенам, говоря:
Когда постились и плакали вы в пятый, в седьмой уже семьдесят лет, для Меня вы постились?
 
Когда вы едите и пьёте,
не вы ли едите и пьёте? (Зхарья 7:5-6)

 

            После этого было слово пророку, напоминающее о причинах разрушения Храма и уроках, которые должно извлечь: «Праведным судите судом, милость и милосердие брат брату творите», «вдову и сироту, пришельца и бедного не обирайте». Сравним: «Вершащий суд сироте и вдове,// пришельца любящий, ему хлеб и одежду дающий» (Слова 10:18). Но поколение крушения Храма «тугими сделали уши» — «не слышать Учение и слова, посланные Господом Всемогущим духом своим через первых пророков» (Зхарья 7:8-12).

 
Было: взывал Он — не слышали,
так и они будут взывать — Я не услышу, — слово Всемогущего Господа (там же 14).

 

            В последней главе первой прозаической части пророчества характер «слов Господа» праздничный, торжествующий. Они о возвращении Господа в землю Израиля, о её процветании, о том, что посты станут праздниками, что многие народы придут в Иерушалаим Бога искать. Описание возрождённого Иерушалаима со знаменитыми словами о сидящих на площадях стариках и старухах, играющих детях — символе мирного города, перекликаются с Иешаяѓу: «Опять будут судьи твои, как прежде, мудрецы — как вначале,// и нарекут тебя городом праведным, столицею верной» (1:26).

 
Так сказал Всемогущий Господь: Возревновал Я о Сионе великою ревностью,
яростью великой возревновал.
 
Так сказал Господь: Я возвращаюсь в Сион в Иерушалаиме обитать,
наречётся Иерушалаим городом истины, горой Всемогущего Господа, горою святой.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Ещё будут сидеть старики и старухи на площадях Иерушалаима,
у каждого посох в руке от обилия дней.
 
Наполнятся площади города мальчиками и девочками,
играющими на его площадях.
Ныне, не как в дни прежние, Я для уцелевших в народе, —
слово Всемогущего Господа.
 
Потомству — мир, даст плод лоза, земля принесёт урожай, дадут росу небеса,
дам это всё уцелевшим в народе в удел.
 
Будет: вы были проклятьем в народах, дом Иеѓуды и дом Израиля, Я вас спасу, благословением будете,
не бойтесь, будут руки ваши крепки.
 
Так сказал Всемогущий Господь: Как замыслил вам зло, когда Меня разгневали ваши отцы, — сказал Всемогущий Господь, —
не помиловал.
 
Так в эти дни вновь замыслил добро Иерушалаиму и дому Иеѓуды,
не бойтесь!
Так сказал Всемогущий Господь:
Ещё народы придут, жители множества городов.
 
Пойдут жители одного к другому и скажут: «Пойдём молиться пред Господом, искать Господа Всемогущего,
пойду и я».
 
Пойдут многие племена, народы могучие искать Всемогущего Господа в Иерушалаиме,
молиться пред Господом.
 
Так сказал Всемогущий Господь: В те дни десять человек всех языков и народов схватят
и, держась за полу еврея, скажут: «Пойдём с ними — мы слышали: с ними Бог»
(Зхарья 8:2-5,11-15,20-23).

 

В отличие от первой части, содержащей ряд дат, в отличие от слов Господа и видений пророка, в отличие от фрагментарного текста, вторая часть — это поэзия. Ни дат, ни даже имени пророка, но — пророчества о наказании народов-соседей Израиля, о будущем царе, осаде Иерушалаима и спасении города, об очищении народа, разрушении Иерушалаима, изгнании Израиля и царстве грядущем. Многие исследователи полагают, что этот текст более поздний, чем первая часть, и принадлежит неизвестному автору.

Новое «слово Господне» — о крушении народов-соседей Израиля и призыв: «Ликуй, дочь Сиона, Иерушалаима дочь, торжествуй: царь твой идёт, праведник и спаситель,// беден он, на осле восседает, ослёнке» (там же 9:9). И дальше — восклицания, словно кто-то, прельстившись выразительностью, их в одном месте собрал, чтобы главу радостно заключить:

 
Господь Бог в тот день, как овец, спасёт Свой народ,
каменьями венца над землёй Его они засверкают.
 
Как хороши, прекрасны
хлеб, юноши, вино, цветущие девы!
(там же 16-17)

 

Следующая глава — пророчество о возвращении: «Из Земли египетской их верну, из Ашура их соберу», «в Господе их укреплю, с именем Его ходить они будут, — слово Господа» (там же 10:10,12). А начиналось это «слово Господа» пассажем о пастырях: «На пастухов Мой гнев воспылал, вожаков накажу,// вспомнит Всемогущий Господь стадо Своё, дом Иеѓуды, конём славы Своей его сделает» (там же 3).

Слова «пастух» и «овцы» в ТАНАХе из самых употребительных, что не удивительно: всю эпоху патриархов евреи занимались исключительно скотоводством, чем отличались от соседей-египтян, рядом с которыми и среди которых жили немалое время. Связка «пастух-овцы» в её метафорическом бытии издревле характерна и для шумеров, и для народов, изъяснявшихся на аккадском и на египетском.

Притча — жанр ТАНАХа любимый. Притчи приподнимают повествование над обыденностью, освещая слово светом не приземлённого бытия.

Притче о пастухе в одиннадцатой главе предшествуют три стиха, никак не связанные с предыдущим, вполне вероятно, появившиеся с единственной целью — послужить переходом. Рука редактора вряд ли этой притчи коснулась, или была не слишком к ней строгой: текст получился тёмный, рыхлый, размытый, хотя смысл ясен, понятен и традиционен — пастух ответственен за стадо своё. Повествователями выступают попеременно Господь и пророк, и не всегда их слова достаточно чётко отделены.

 
Пас я скот, что на заклание, для торговцев скотом,
взял два посоха, один Миром назвал, Убивающим — назвал я другой, и пас ими скот.
 
В один месяц изгнал трёх пастухов:
терпеть их душа моя не могла, а их душа мною гнушалась.
 
Сказал: «Не буду пасти вас,
умирающая — умрёт, пропавшая — пропадёт, уцелевшие плоть друг друга пожрут».
 
Взял посох Мир и сломал,
союз отменяя, который со всеми народами заключил.
 
В тот день был он отменён,
и узнали все торговцы скотом, за мною следящие, что слово Господа это.
 
Сказал: «Если это глазам вашим угодно, дайте мне плату мою, если нет — не давайте»,
отвесили они плату мою, тридцать серебряных [цена раба, Имена 21:32].
 
Сказал мне Господь: Брось в казну ценность великую, в которую Я оценен,
взял тридцать серебряных и бросил в казну дома Господня.
 
Сломал я посох второй — Убивающий,
упраздняя дружество Иеѓуды с Израилем.
 
 
Сказал мне Господь:
Ещё возьми себе мешок сумасшедшего пастуха.
 
Ибо Я ставлю в стране пастуха, который не вспомнит пропавшую, исчезнувшую не будет искать, лечить не будет больную,
ослабевшую не укрепит, мясо тучной есть будет, копыта их раздробит.
 
Горе негодному пастуху, скот покидающему! Меч — на руку и глаз правый его!
Отсохнет рука его, правый глаз помутнеет
(Зхарья 11:7-17).

            Следующее пророчество об Иерушалаиме, который сделает Господь «чашей яда» для «окрестных народов», а самого слабого его жителя — подобным Давиду.

 
Пророческое слово Господа об Израиле.
Слово Господа, простёршего небо и основавшего землю, сотворившего дух человека.
 
Чашей яда сделаю Иерушалаим для всех окрестных народов
и для Иеѓуды во время осады Иерушалаима.
 
Будет в тот день: Сделаю Иерушалаим тяжким камнем для всех народов: поднимающий будет изранен,
все народы земли на него соберутся.
 
В тот день, — слово Господа, — ужасом всех коней поражу, безумием — всадника,
Свои глаза на дом Иеѓуды открою, коней народов слепотой поражу.
 
Скажут вельможи Иеѓуды в сердце своём:
«Сила моя, жители Иеѓуды, в Господе Всемогущем Боге».
 
В тот день сделаю вельмож Иеѓуды подобными котлу с дровами горящими, факелу, в снопе запылавшему, и справа и слева все народы соседние пожирающему,
и будет Иерушалаим на месте своём, в Иерушалаиме.
 
Шатры Иеѓуды Господь вызволит первыми,
чтобы гордыня дома Давида не вознеслась, гордыня жителя Иерушалаима — над Иеѓудой.
 
В тот день Господь жителя Иерушалаима защитит, будет самый слабый из них в тот день подобен Давиду,
а дом Давида — словно посланники, как посланник Господа перед ними.
 
Будет в тот день:
Все племена, на Иерушалаим идущие, уничтожить Я пожелаю.
 
Пролью на дом Давида и на жителя Иерушалаима дух милости и утешения,  язвившие его увидят Меня,
а они оплакивали его, как оплакивают единственного, рыдали о нём, как рыдают о первенце
(там же 12:1-10).

 

И ещё один «тот день» открылся пророку в видении, день, в который «откроется источник» «для окропления и очищения». В «тот день» Господь истребит «в стране имена идолов», «пророков, дух нечистоты из страны» удалит. Если кто будет пророчить, «пронзят его отец и мать» (там же 13:1-3).

 
Меч, на пастуха Моего поднимись, на мужа, на ближнего, — слово Всемогущего Господа,
пастуха порази — овцы рассеются, на малых руку Я обращу.
 
Будет по всей земле, — слово Господа, — две части будут истреблены, погибнут,
треть сохранится.
 
Эту треть сквозь огонь проведу, очищу, как серебро, отберу, как золото отбирают,
имя Моё призовут — отвечу, скажу: Он — Мой народ, он скажет: «Господь — Бог мой»
(там же 7-9).
 

В финале грандиозного эсхатологического пророчества Зхарьи, полного видений, слов Господа, загадочных образов, читатель слышит грозные звуки войны народов в Иерушалаиме в конце дней. Он присутствует при грядущем воцарении Господа. Видит Иерушалаим местом паломничества всех народов.

Будет «в тот день»: «потечёт живая вода из Иерушалаима» и будет течь не только зимой в сезон дождей, когда реки, ручьи в Израиле переполняются, но и летом, когда дождей не бывает и реки-ручьи пересыхают. В тот день будет решена важнейшая проблема Иерушалаима, который всегда страдал от нехватки воды. Вода потечёт и к морю восточному (Солёное, Мёртвое), и к морю западному (Великому, Средиземному). Подобную картину видел Иехезкэль: «Возвратил меня к входу Дома [Храм], и — из-под порога Дома течёт вода на восток…» (47:1), и Иоэль: «Из дома Господня источник забьёт, долину Шитим напоит» (4:18).

Традиция придала празднику Сукот, когда определяется, будет ли год обилен дождями или засушливым, ярко выраженный универсальный характер. В Сукот приносилось в жертву семьдесят быков, символизировавших жертвоприношения всех народов мира. Потому именно в этот праздник в Иерушалаим со всего мира будут стекаться паломники.  

 
Соберу народы на Иерушалаим войной, город будет захвачен, ограблены дома, женщины изнасилованы,
полгорода уйдёт в изгнание, народ, оставшийся в городе, уничтожен не будет.
 
Выйдет Господь с этими народами воевать,
как в день битвы, когда Он сражался.
 
В тот день на Масличной горе, от Иерушалаима к востоку, ноги Его будут стоять, расколется Масличная гора надвое, к западу и востоку: долина огромная,
сдвинется половина горы на север, половина — на юг.
Будет в тот день:
света не будет, холод, мороз.
 
День будет один, ведомый Господу: не день и не ночь,
к часу вечернему будет свет.
 
Будет в тот день: потечёт живая вода из Иерушалаима, половина — к морю восточному, к морю западному — половина,
будет летом, зимой.
 
Будет царём Господь над всею землёю,
будет в тот день Господь один и имя Его одно.
Будут в нем жить: разрушения больше не будет,
Иерушалаим жить будет в покое.
 
Мор будет, которым Господь выморит все народы, ополчившиеся на Иерушалаим:
плоть будет гнить у стоящего на ногах, в глазницах глаза будут гнить, язык гнить во рту.
 
Будет в тот день: от Господа смятение великое среди них,
схватит один руку другого, рука его поднимется на руку ближнего.
 
И Иеѓуда сразится в Иерушалаиме,
соберут богатство окрестных народов, золото, серебро, одежд великое множество.
 
И на коней, мулов, верблюдов, ослов — на всех животных, что в станах тех, будет мор,
этому мору подобный.
 
Будет: из всех народов, в Иерушалаим пришедших, уцелевшие
восходить будут из года в год поклониться Царю Господу Всемогущему — праздновать праздник Сукот
(там же 14:2-4,6-9,11-16).

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка