Каков же всё же механизм воображения?
1. Сходство и различие процессов воображения у животных и человека
Сам термин «воображение» отчетливо указывает на то, что в этом процессе результатом является появление тех или иных образов в сознании живого существа.
Поскольку меняющийся мир каждый момент производит различные образы в окружении любого живого существа в соответствии с имеющимися у него органами чувств, постольку эти образы волей-неволей должны находить отклик у каждого существа, облегчая ему реакцию на происходящее вокруг.
Каковы эти образы у бактерии или хорька, можно только догадываться, но без них, то есть переработанной информации от органов чувств, жизнь, как таковая, просто отсутствует.
Другое дело, что форма представления этой информации усложняется со степенью развития организмов, достигая своего максимального уровня у высших млекопитающих, которые уже оказываются способными удерживать сравнительно длительное время своем уме, то есть в виртуальном виде, образы конкретных вещей в отрыве от самих вещей.
Естественно, эта способность имеется и у человека, правда, она дополняется еще реакцией его самосознания на окружающее, но основа для создания в сознании образов реальности у человека точно такая же, что и, например, у шимпанзе.
Так что, исследователи процесса воображения, чем занимаются в основном психологи, ошибаются в своем отрицании воображения, в частности, у животных, апеллируя к творческим способностям человека, отсутствующим у животных, забывая, однако, что подавляющее большинство людей этими способностями практически не пользуется, но отлично строит в своем уме образы наиболее привлекательной для них жизни, почти такой же примитивной, что и у обезьян, и следует им в действительности.
Очевидность этого факта не требует доказательств, если оглянуться вокруг.
Вместе с тем отрицать воображение у животных довольно глупо, если ориентироваться хотя бы на поведение домашних кошек или собак, которые четко улавливают даже настроение хозяев, что невозможно без создания в их сознании образов будущих вкусных кусочков еды или предметов наказания за непослушание.
Более того, у животных, например, во сне могут всплывать в мозгу различные образы, что, подтверждая присутствие сознания как фактора, обеспечивающий минимально необходимую степень функционирования тела без его превращения в безжизненный объект, указывают на необходимость этих образов при бездействии организма. Это можно объяснить тем, что именно в процессе сна живого существа его сознанию без отвлечения на посторонние воздействия легче всего «прокрутить» предполагаемые действия виртуально (мысленно) для их оптимизации и усвоения, что находит исток в памяти.
Однако даже высшие по развитию представители животного мира – приматы, – создавая те или иные образы на основании данных, поступающих в их управляющие центры от органов чувств, ограничиваются только приспособлением окружающему, акцентируя свое внимание на пище, размножении и улучшении положения в занимаемой нише.
Тем не менее, без создания меняющейся в своем воображении картины предполагаемых изменений для выбора наиболее оптимальных действий существо просто не смогло бы выжить в конкурентной борьбе с противниками.
Такова их адаптивная, по сути, программа роста, развития и взаимодействия со средой, заложенная в геноме каждой клетки организма.
Доказательством присутствия у всех живых существ программы, рассчитанной только на приспособление к собственному окружению, служит, например, отсутствие в течение десятков миллионов лет существенных изменений в поведении высших млекопитающих, которые сохранились до сего времени (шимпанзе, гориллы, орангутанги).
Как бы то ни было, воображение, появляясь не только спонтанно лишь у достаточно развитых живых существ, повышает вероятность их удержания в существовании, выполняя роль экстраполирования в сознании (мозгу) сведений от органов чувств, а также данных из памяти в образы предполагаемого будущего, что означает прогнозирование ситуации, как минимум. для выживания, ограничиваясь, правда, планированием действий только для сохранения привычных ощущений.
То есть сравнительно развитое существо благодаря информации, воспринимаемой и перерабатываемой им, что означает тот или иной уровень сообразительности (интеллекта), получает не только текущее знание, необходимое для жизни, которое ему сопутствует всегда, видоизменяясь и пополняясь, но и создает прогноз на будущее, что может существенно повлиять на эффективность его действий.
А этот факт означает выход сознания в форме воображения даже на уровне животных за пределы текущей реальности.
Правда, это сознание во всех живых существах, кроме человека, проявляется на инстинктивно-рефлекторном уровне, поскольку выжить в среде в рамках действий по процедуре проб и ошибок, которые характерны для всех адаптивных существ, с использованием в основном генетической памяти можно только в подобном полуавтоматическом режиме, на который настроена программа на белковом носителе (геном).
И только на соответствующем уровне развития, когда у живого существа в результате эволюции появляются органы, способные к удобному захвату орудий труда для эффективного изменения окружающей среды, чтобы улучшить собственное положение в ней; органы для облегчения общения в ходе коллективных действий в виде определенной формы гортани, благодаря чему появляется возможность для связной речи, которая в свою очередь предоставляет возможность для формирования памяти в устном изложении о наиболее эффективных для выживания приемах, передаваемая от поколения к поколению; программа генома, обеспечивающая только инстинктивно-рефлекторные действия, дополняется программой, которая позволяет существу выходить из инстинктивно-рефлекторного режима действий в режим осознанного поведения.
Лишь в этом режиме осознания себя, или самосознания существо получает возможность выйти за рамки действий на уровне проб и ошибок, применяя, с одной стороны, уже целенаправленно найденные, отработанные и закрепленные в долговременной памяти поколений наиболее эффективные способы взаимодействия с окружающей средой для самого выгодного приспособления к ней, а с другой стороны, напротив, используя противоположный способ взаимодействия со средой – уже не себя приспосабливая к среде, а меняя ее для своих целей, например, строя себе удобные жилища вместо пещер и прочих естественных укрытий, выводя новые сорта растений и породы животных вместо собирательства и охоты, изобретая новые орудия труда для его облегчения, а также расширяя общение за пределы малого сообщества для обмена добычей или продуктами труда.
Соответственно меняется и сущность воображения у человека, помогая ему наиболее эффективно и осознанно планировать достижение часто отнюдь не вынужденных целей, круг которых выходит далеко за рамки чисто утилитарных потребностей, причем результат своей деятельности человек может представить в такой образной форме, которая оказывается способной существенно содействовать его волевому усилию в стремлении к поставленной цели.
Данный выход сознания в форме воображения у человека далеко за пределы текущей реальности представляет для него возможность приобщиться к креативному мышлению и соответствующим ему действиям.
Само по себе творчество отличается отходом от привычных и давно отработанных действий, которые показали свою эффективность, но в меняющемся мире всегда можно отыскать еще более эффективные решения, особенно, если они по сравнению с прежними становятся менее трудоемкими или более привлекательными для сознания масс, особенно в сфере культуры.
Воображение в процессе поиска новых решений может оказаться незаменимым следствием представления будущего в форме множества меняющихся кадров, из которых можно выбрать наиболее привлекательные и вместе с тем эффективные.
Вопрос только в том, чтобы создать в своей голове эти кадры, а затем осуществить адекватный выбор.
Для того чтобы создать соответствующую базу для появления оригинальных образов, а не бесплодных фантазий, прежде всего надо иметь соответствующую профессиональную подготовку, опыт, знания, отличную память, адекватное им целеполагание, широкий кругозор, упорство в достижении цели, а также достаточно высокий уровень интеллекта и те особенности строения мозга, которые соответствуют намерениям определенного человека. Например, музыкант должен иметь особо чувствительные области мозга к сочетаниям звуков на разных частотах в максимально возможном диапазоне, художник – к малейшим оттенкам света и цветовым гаммам на холсте.
Тогда число кадров-образов перед мысленным взором может быть, с одной стороны, достаточно большим и вместе с тем понимаемым, предоставляя различные варианты выбора, в том числе и необычные, а с другой стороны, этот выбор будет наиболее предметным, а не ограниченным или хаотичным.
Собственно, креативность, отчасти, состоит в отборе необычных образов, которые вместе с тем могут при некоторой доработке решить поставленную задачу, чего при недостатке данных не могут дать аналитические методы исследований.
Необычные образы отражают поначалу нечто неустойчивое, непредвиденное, незнакомое, что создает положение беспомощности. Однако их можно попытаться перевести в устойчивое и эффективное сочетание в русле новых правил, связывающих то, что ранее полагалось несоединимым, которые открывают новый масштаб и направленность уже не образов, а конкретных решений, где свою роль должны сыграть усилия ума. Тут сами образы могут подсказать выход к вполне адекватному, новому решению, что часто связывают с интуицией, о чем подробнее сказано ниже.
Столь сложный и неоднозначный процесс для подавляющего большинства людей, если они пытаются творить, чреват ошибками или неэффективными решениями именно потому, что в одном человеке должно быть собрано немало чрезвычайно редких качеств. К тому же подобные люди являются нарушителями спокойствия и традиций, которых стараются удалить или не замечать.
Тем не менее, при достаточной численности разнообразного населения, неплохом уровне образовании, возникновении новых потребностей и отношений подобные индивиды непременно появляются, задавая ускоренный темп развитию всего общества, насыщая его новой информацией, несмотря на всё сопротивление заурядного, консервативного и ленивого большинства.
2. Краткое описание информационно-голографической модели мироздания.
Что же касается, так называемого, механизма воображения, то его в общем виде можно представить только на основании предложенной мною информационно-голографической модели мироздания.
Поэтому сначала обрисуем эту модель несколькими штрихами.
Более детальное описание можно найти, например, в моей работе «Всё и ничто». Гл. 1.2 и 1.3. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.
Если все объекты мироздания свести только к двум категориям – активное и пассивное, то они могут взаимодействовать друг с другом только строго определенным образом по своей сущности.
К активному отнесем все материальные объекты, обладающие субъектностью, то есть сознанием, что позволяет этим объектам путем конвертирования получаемой информации в собственное время в рамках общего времени формировать себя в виде живого в объединении активного (сознания) со структурированным им пассивным, вписываясь в собственное окружение, которое составляет остальное живое вместе с соответствующей инфраструктурой.
Проявление активного (сознания) в качестве действующего субъекта возможно только в форме живого существа, обеспеченного соответствующей инфраструктурой, в которой оно совместно с аналогичными существами может размещаться и проявлять себя в действиях.
В некотором упрощении и огрублении активное аналогично программе компьютера, но программе, способной на самостоятельную корректировку для всех видов активного и даже на креативность для высшей степени активного, в отличие от известного нам искусственного интеллекта.
Поэтому активное, являясь как бы софтом, не может обойтись без железа - пассивного, которое, являясь бесформенным и представляя собой материю, лишенную сознания, принимает только те формы, которые нужны активному для собственного существования и развития, то есть пассивное как внутреннее и внешнее окружение активного должно составлять своего рода материальный фон, точнее, инфраструктуру, или упорядоченную в том или ином отношении окружающую среду для развития и действий активного, а элементы этой среды должны быть структурно связаны и взаимодействовать друг с другом не самодеятельно, а в соответствии с закономерностями, определенными активным, которое, раз оно так или иначе соображает (перерабатывает информацию), следует признать сознанием.
Мироздание потенциально содержит в себе Всё вне времени как вневременная бесконечность, но это Всё есть лишь слитое вместе и скрытое активное и пассивное, которые не способны к действию.
В подобном «состоянии» Всё представляет собой Ничто, или небытие, и никоим образом выразить себя не может, если только оно не обладает проекцией, в которой Всё способно разделяться в виде копий активного и пассивного в той или иной длительности, причем копии активного «занимаются» в этой проекции тем, что обновляют как себя, так и копии пассивного, поскольку имеют соответствующую связь с вневременной бесконечностью, с одной стороны, и связь с собственной производной, содержащей живое (бытие), с другой стороны.
То есть процесс обновления копий активного и пассивного в проекции вневременной бесконечности является всего лишь промежуточным, поскольку сам по себе он смысла не имеет, и технически он нереализуем. На самом деле он есть информационный мост, который, с одной стороны, обеспечивает конвертирование активным в живом как себя, так и пассивного из последовательных информационных пакетов-копий в текущую реальность, обновляющуюся каждое мгновенье с высокой частотой, с переводом частотной информации во время, в рамках которого движутся в пространстве объекты (бытие), дающие простор для событий, создаваемых живым. С другой стороны, проекция вневременной бесконечности служит проводником сигналов-запросов от живого к вневременной бесконечности для получения от нее информации для собственного обновления и тем самым обновления бытия.
Одна часть этих информационных пакетов-копий предназначается для обновления различных форм, объединяющих в единое целое активное и пассивное в виде живого, то есть сознательного существа, способного к развитию, другая часть предназначается для формирования и обновления инфраструктуры, необходимой для обеспечения существования живого, но не относящаяся к жизнеспособным объектам, то есть не имеющая сознания. Обе эти части составляют в совокупности бытие (текущую реальность).
В свою очередь, функцией живого является отбор и восприятие своими сенсорами (рецепторами) по соответствующим программам (геном) распознанных сведений из окружения, расшифровка полученных данных в соответствующих центрах обработки информации и конвертирование расшифрованной информации во время (текущую реальность) подобно преобразованию сигналов от передатчика (аналог бесконечности вне времени) через эфир (аналог проекции бесконечности вне времени) к телеприемнику (аналог живого организма) в движущееся изображение на экране монитора (аналог окружающей среды). Отличием любого организма от телеприемника, в частности, является его способность служить также передатчиком сигналов от себя к вневременной бесконечности.
Поэтому невозможно поставить проекцию вневременной бесконечности на ведущее место в мироздании, так как эта проекция есть своего рода информационный мост между вневременной бесконечностью и текущей реальностью, созданной активным (бесконечным сознанием) для собственной реализации в форме конечного живого. Именно сознание в живом «запрашивает» через проекцию формы для собственного обновления, а также для обновления инфраструктуры из вневременной бесконечности.
Данная система функционирует бесконечно, то есть ей не требуется начинаться и заканчиваться.
Подобная система-мироздание «содержит» вневременную бесконечность с проекцией. Ничто этой бесконечной проекции, в отличие от Ничто вневременной бесконечности, носит интегральный характер, то есть проекция способна проявлять себя в собственных отдельных частях, но в совокупности частей, или в целом, эта проекция равна нулю, имея противоположные знаки своих частей.
То есть мироздание имеет «базу снабжения» информацией (вневременная бесконечность) живого, представляющего собой объединенные активное и пассивное в текущей реальности (во времени). Информация по запросам живого, находящегося в текущей реальности, являющейся производной проекции вневременной бесконечности, поступает к живому через проекцию вневременной бесконечности. Проекция обеспечивает «проникновение» сигналов от живого во вневременную бесконечность, контроль функционирования живого в текущей реальности, бесперебойную передачу информации живому по его запросам для формирования бытия и сосредоточение вырабатываемой живым информации в своих базах данных.
Проекция вневременной бесконечности и текущая реальность функционировать друг без друга не могут, являясь сторонами одной и той же медали, точнее, феноменом курицы и яйца, и их «обязанности» распределяются так: проекция вневременной бесконечности несет функцию информационного «моста» (его роль в проекции исполняет единое сознание) между вневременной бесконечностью (источник всей возможной информации) и бытием (потребитель информации в форме живого). Вместе с тем обработка информации, поступающей от вневременной бесконечности в бытие через проекцию вневременной бесконечности и конвертирование информации во время, то есть в текущую реальность со всеми ее атрибутами, в которой живое способно производить информацию, лежит на живом, но сосредоточение вырабатываемой живым информации в соответствующих базах данных проекции обеспечивается единым сознанием.
Эта способность живого производить информацию появляется благодаря объединению копий активного и пассивного проекции в единое целое в форме организма, способного действовать более или менее сознательно в подходящей обстановке. Обновление живого осуществляется во всех его видах благодаря имеющимся у него сенсорам (рецепторы), центрам обработки поступающей через рецепторы информации и формообразующим способностям, заложенным в соответствующей программе на белковом носителе в каждой клетке.
Подобное объединение активного и пассивного обеспечивает посредством генома запрограммированный рост, метаболизм, размножение и развитие организмов в подходящей инфраструктуре (окружающей среде).
Ключом представленной модели мироздания является проекция вневременной бесконечности, обеспечивающая связь вневременной бесконечности и бытия, а также хранение вырабатываемой живым информации; «энергией» этой системы является активное (сознание), а материалом – бесформенное пассивное.
Такой проекцией вневременной бесконечности может быть только голограмма (см., напр., David Bohm, Wholeness and the Implicate Order, London: Routledge, 1980. ISBN 0-7100-0971-2): в голограмме любой ее участок повторяет целое. Сама же голограмма представляет собой высокочастотное образование как продукт наложения нескольких когерентных волн, дающего стационарную интерференционную картину, поскольку разность фаз волн не меняется.
В голограмме каждая частица активного не теряет единства со всей едино-множественной бесконечной совокупностью активных частиц и поэтому может, в частности, с помощью этого единства распознавать, считывать и копировать из вневременной бесконечности имеющимися у неё средствами необходимые для собственного существования вещи в их связи, распознавая эти вещи в соответствии с имеющимся у него разумением (интеллектом) вкупе с формообразующими способностями в виде живого так, как хочет и может, обновляя каждый «момент», то есть дискретно, но бесконечно, голографическую проекцию как квазивременную основу для собственного существования в текущей реальности, так и себя в виде живого в этом информационном процессе.
Частицы-копии активного (сознания) в объединении с копиями пассивного в текущей реальности способны тем самым получать из вневременной бесконечности «нужные» им копии вещей (пассивное) для замены ими имеющихся копий вещей в бытии (процесс обновления) и для замены собственной вещной основы, а также обновлять себя же.
Этот информационный процесс взаимодействия вневременной бесконечности, где всё слитно, и голографической проекции, где активное и пассивное разделены, требует для их взаимодействия между собой искусственного объединения активного и пассивного (см. ниже) в ту или иную форму (живое), основным отличием которой от всего прочего является способность переводить отдельные последовательные пакеты данных, несущие закодированную информацию, в объекты текущей реальности для их обновления, включая и сознание в живом. Эти пакеты подобны импульсным сигналам от передатчика через эфир к телеприемнику, в котором они преобразуются в меняющуюся оформленную картину на экране.
То есть живое так же способно преобразовывать отдельные импульсные сигналы, содержащие информацию, в непрерывно меняющуюся картину мира вследствие определенной инерционности обработки сигналов, которая в сознании любого живого существа нивелирует паузы между поступающими пакетами информации (позициями обновления), создавая непрерывность изменения всей картины, в которой появляются уже реальные – более или менее «плотные» – объекты, а не частотные информационные копии активного и пассивного.
Однако, в отличие от телеприемника, который лишь расшифровывает и переводит в изображение уже подготовленную заранее картинку от соответствующего источника, живое существо имеет возможность эту картинку изменять в соответствии со своими потребностями, желаниями, а человек – еще и целями в соответствии с собственными запросами, связываясь автоматически через собственные органы чувств через голограмму с непроявленной бесконечностью, хотя, в целом, процесс обновления бытия регулируется единым сознанием голографической проекции бесконечности вне времени.
В результате, для сознания живого существа возникает в движении (энергии) меняющийся событийный мир – текущая реальность, или бытие, в котором уже можно жить в собственном настоящем времени, но в рамках общего времени.
Таким образом, активное есть сверхвысокочастотное волнообразное образование в голограмме – проекции непроявленной бесконечности, гармоники этого образования представляют собой ряд программ, позволяющих возникать, расти, развиваться и действовать соответствующим образом структурированной материи (живого) в форме объединения частиц активного голограммы и вызванных ими из непроявленной бесконечности частиц пассивного. Голограмма также накапливает информацию, поступающую от всего живого. Каждый участок голограммы содержит информацию о всей голограмме, то есть всё содержится в каждой части, что означает вневременную связь каждой частицы активного со всей голограммой и тем самым возможность пользоваться любой информацией из баз данных голограммы.
Активное, присутствующее во всем живом, представляет собой его сознание, находясь в нем потому, что только оно способно извлекать посредством органов чувств и центра обработки информации организма в соответствии с имеющимися формообразующими способностями собственные информационные копии и копии вещей из непроявленной бесконечности через голограмму, последовательно конвертируя их во все объекты бытия – от вселенных до микромира, от живых существ до окружающей их благоприятной среды.
Активное в бытии, становясь в нем сознанием живых существ, преобразует, собирает, накапливает и передает информацию, действуя через живое, но только для того, чтобы жить и развиваться в форме живого в информационном потоке, который проявляется для всего живого как текущая реальность (бытие) с движущимися в ней вещами, набор которых составляется как производное от их органов чувств как индивидуально, так и в совокупности. Вместе с тем накопленная информация от каждого индивидуального сознания в живом передается им в базы данных голограммы, то есть единому активному (сознанию) для дальнейшего совместного использования.
Бытие, следовательно, означает единственную возможность развития активного (сознания) в живом. В немалой степени развитию бесконечного сознания посредством конечных живых существ в текущей реальности, то есть дискретно и вместе с тем во времени, способствует воображение живых существ.
Поэтому имеет смысл предварительно несколько подробнее остановиться на характеристике бытия с позиции его функционирования как результата взаимодействия сознания и пассивной материи в соответствии с изложенной выше информационно-голографической моделью мироздания.
3. Бытие как продукт взаимодействия сознания и пассивной материи.
Объекты бытия отнюдь не производятся сознанием (активным), как это представляется субъективным идеалистам, отрицающим объективное существование материи. На самом деле они формируются живыми существами, в том числе и людьми, точнее, их сознанием через органы чувств, из вполне материальных высокочастотных копий в виде дискретных последовательных пакетов информации путем преобразования (объединения) этих импульсных сигналов, содержащих соответствующие данные, и, как итог, получения «плотных» объектов, по сравнению с их предшествующими информационными копиями.
Иначе говоря, эти объекты, обновляющиеся с высокой частотой, в том числе и сами живые существа, представляются сознанию, пребывающему в них, то есть как бы изнутри живых существ, имеющими определенную форму, движение в пространстве и изменение во времени.
Подобная текущая реальность создается устранением паузы между импульсными пакетами-сигналами информации, поступающими в органы чувств, со скрытой помощью единого сознания, которое представляет собой бесконечную совокупность индивидуальных форм сознания, проявляющихся в разнообразных живых существах, и наличествующих как единое целое в голографической проекции непроявленной бесконечности.
Аналогом этого процесса формирования объектов бытия является обычный телевизор с тем отличием, что, если на его экране, подобно сну, движутся лишь преобразованные из импульсных радиосигналов образы вещей, не являющиеся «плотной» материей, то в сознании любого живого существа, в том числе и в человеческом сознании, в процессе последовательного сцепления пакетов-импульсов информации происходит преобразование волн голограммы преимущественно в корпускулы, то есть – в меняющийся мир вещей и явлений.
Кроме того, голографическая проекция вневременной бесконечности служит проводником сигналов-запросов от живого к непроявленной бесконечности для получения от нее информации, служащей обновлению этого живого.
Таким образом, сознание, как и его свойство – воображение, есть «та сторона единой сущности», как писал Гегель, а на самом деле – вневременной бесконечности, которая активирует (оживляет) пассивную материю, обеспечивая возможность возникшему образованию (живому существу) получать поддающиеся его сенсорам (органы чувств) сведения (выделять их) и перерабатывать (расшифровывать) эти сведения в информацию (копии сведений об объектах) в соответствующих центрах организма (мозг и нервная система человека), формируя свое окружение в виде совокупности объектов, создаваемых каждый момент живым существом из полученной и обработанной информации, а также осуществляя обмен данными с аналогичными живыми существами.
Другими словами, только переработка этих сведений-сигналов, полученных первоначально из непроявленной бесконечности, в соответствующих информационных центрах, в которых пауза между приходящими импульсными сигналами устраняется за счет определенной длительности обработки каждой порции данных и возникающей тем самым задержки – у человека этим центром является его мозг – дает в итоге существу собственное время жизни, пространство, форму, движение (энергия) и прочие атрибуты внешнего и внутреннего окружения существа. Одни порции поступающих данных существо более или менее осознанно использует, другие – только принимает к сведению, а прочие не воспринимается им в виде информации, то есть расшифрованных сигналов, вследствие или отсутствия каких-то органов чувств и соответствующих имеющимся органам чувств формообразующих способностей, либо из-за ограниченных возможностей обрабатывающих информацию центров.
То есть процесс формирования живым существом тех или иных объектов из приходящих к нему через соответствующие сенсоры (органы чувств) последовательных информационных пакетов схож с формированием на экране телеприемника движущегося изображения из приходящих к его антенне последовательных информационных пакетов-импульсов, пауза между которыми при обработке сигналов в телеприемнике устраняется, в результате чего на экране появляется движущееся изображение на время сеанса, то есть возникает локальное время сеанса.
Для человека информация каждое «мгновенье» проходит к нейронам мозга от разных органов чувств человека в виде последовательностей нервных импульсов; в каждом из импульсов заключена соответствующая информация. Скорость распространения нервных импульсов колеблется в интервале от 1м/сек до 120 м/сек. Частота и характер последовательности импульсов, несущих, в частности, зрительную информацию, зависят от интенсивности и спектрального состава света, а величина и длительность отдельного импульса не зависят от природы и силы раздражения.
Непосредственно после генерации импульса нервное волокно находится в, так называемом, рефракторном состоянии, и не может быть возбуждено вновь в течение 1-2 миллисекунд, то есть нервное волокно в состоянии проводить нервные импульсы с частотой не выше 500 герц. Длительность самого импульса, проходящего по нервному волокну, составляет доли миллисекунды в каждом «мгновении».
Пауза между нервными импульсами, содержащими информацию, означает, что они не идут непрерывно. Однако эта пауза ниже порога восприятия ее сознанием и поэтому не попадает в него.
В частности, движущаяся картинка для сознания человека обеспечивается интервалом между прогоняемыми последовательными кадрами около 0,04 секунды, что и составляет указанный порог. Его длительность, как видно, более чем на порядок превышает длительность паузы. Поэтому образующиеся дискретные последовательные мгновения (в каждом из них происходит обновление «реальности») собственного времени человека, заключающие в своей последовательности все картины и все события жизни для человека, сливаются в непрерывный, неразделимый поток в его сознании.
Вот тут, в этом процессе и возникает само собственное время человека. Оно есть условие для внесения изменений в окружающее, при котором каждый человек (всякое живое существо), начиная с момента рождения автоматически, а на самом деле со скрытой помощью единого во множестве сознания, «отбирает» через ощущения из разнообразной среды только те сведения, которые поддаются расшифровке, или информацию, в соответствии с достигнутым уровнем развития сознания.
Это условие можно назвать собственным временем человека потому, что в нем последовательно возникают, формируемые им самим через его ощущения и операционные центры, но при участии единого сознания, то есть совокупности всех индивидуальных форм сознания в единой целостности (характерный признак голограммы) в череде мгновений, меняющиеся картины окружающего, в которых происходят события и которые он не только созерцает, но и принимает в них непосредственное участие, что и составляет его жизнь.
Особенностью воздействия сознания на структурированный материал тела является распределение этого воздействия, как минимум, на два уровня.
Один уровень относится к функционированию каждой клетки и всей совокупности клеток организма в режиме, обеспечивающем как пребывание в окружающей среде – питание, метаболизм, так и удержание данной формы жизни в текущем времени путем ее размножения и изменения в соответствии с программой, заложенной в геноме. Подобное воздействие сознания на организм является автоматическим и обеспечивается единым сознанием голограммы в течение всей жизни любого организма.
Сбои в этом автоматизме могут носить внутренний и внешний характер.
Внутренние сбои связаны со случайными ошибками в виде мутаций в геноме и нарушением клеточного обмена.
Внешние сбои в автоматическом функционирования внутренней структуры организма возникают из-за отклонения от привычного режима, а также вследствие внезапного изменения окружающей среды, что проявляется в болезнях и трудностях в размножении.
На этом уровне сознание просто-напросто предоставляет возможность организму существовать и размножаться, насколько это возможно в имеющемся окружении, то есть оказываться способным к существованию и продлению рода в подходящей среде.
Заметить этот тип воздействия сознания на тело, делающий его живым, можно в период спячки некоторых животных и земноводных, во время обмороков, а также сна, то есть в то время, когда активная жизнь существа замирает по разным причинам (болезнь, шок, усталость, перенапряжение, стресс, неблагоприятные условия для активности, перерыв для отдыха и т.д.).
Тем самым, например, выражение: «человек находится в бессознательном состоянии» не имеет смысла, так как сознание никуда не уходит из организма по указанным причинам. Сознание в данном случае временно находится на первом уровне, на котором управление функционированием организма в «спящем» режиме осуществляется автоматически только единым сознанием, которое совпадает с каждым индивидуальным сознанием, поскольку в своей основе и то и другое не что иное, как одна и та же голограмма.
На другом уровне воздействия сознания на структурированный материал тела сознание организует внешнее взаимодействие организма с окружающей средой, как минимум, для выживания в ней в борьбе с конкурирующими особями, а также, при благоприятном стечении обстоятельств, придает организму стремлении к занятию в сообществе аналогичных организмов места, наиболее выгодного с точки зрения получения ощущений, желательно, наиболее приятных, вследствие всегдашней неудовлетворенности существа настоящим, вынуждающим поиск лучших условий в будущем.
На этом уровне в основном проявляет себя индивидуальное сознание каждого организма, решая текущие проблемы существования с помощью ощущений, отражающих собственное окружение на инстинктивном уровне, позволяя формировать образы сложных вещей и явлений в упрощенном виде, что способствует применению их с пользой для себя не без участия интеллекта того или иного уровня, который предлагает способы решения непростых проблем общения и выживания в среде.
Иначе говоря, этот не самый высокий уровень сознания обеспечивает приспособление организма к окружающей среде при его открытом взаимодействии с ней.
Дополнительный уровень воздействия сознания на тело характерен из всех живых существ только для человека, заключаясь в присущем ему самосознании, обеспечивающем уже использование окружающей среды в своих целях на основе понимания собственного взаимодействия с ней не только для приспособления к этой среде, но и для ее искусственного преобразования, предоставляя каждому человеку всё больше свободного времени и соответственно больше возможностей для общего развития, которое ранее тормозилось проблемой выживания.
Детальнее об этом состоянии сознания человека можно узнать, например, из статьи «К чему привело и приведет осознание себя?» (Всё наоборот. Ответы на каверзные вопросы об интересном (сборник). 2018. Часть 3, §5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru. Низовцев Ю.М.).
Только на уровне самосознания возможно появление креативности у существа (человека) вследствие отхода его от единственно адаптивного существования к сознательному преобразованию среды для своих целей, наиболее эффективными способами которого могут быть только творческие, позволяющие решать текущие и наступающие проблемы по-новому, а также с меньшей затратой сил и большей выгодой.
Наибольший вклад в творческий процесс изменения реальности и самого человека, а значит, и его сознания. вносит именно воображение, так как позволяет подойти к новому и неизведанному в его наиболее простой и понятной образной форме без сложных формул и запутанной аналитики.
4. Воображение как трехконтурная информационная производная бытия.
Итак, можно сказать, что живые существа в окружении соответствующей инфраструктуры составляют материализованную «плотную» и последовательно меняющуюся реальность (бытие).
Эта текущая реальность искусственно формируется самими живыми существами при содействии единого сознания голографической проекции вневременной бесконечности благодаря устранению паузы между поступающими в органы чувств пакетами-импульсами информации. В результате, устанавливается пространство с движущимися объектами во времени, в котором можно жить.
Данная текущая реальность, естественно, отражается, если говорить о человеке, в его непосредственных чувствах, образах и мыслях в каждое мгновенье настоящего, составляя контур, в котором он может действовать более или менее осознанно: ощущая то, что способно распознать имеющиеся органы чувств; представляя то, что может отразить форму и некоторые составляющие окружающих предметов в соответствии с сигналами от органов чувств, а также имеющейся памяти; соображая уже самостоятельно, что и как делать (быть) в складывающейся обстановке.
Аналогично, но в соответствии с уровнем своего сознания, которому соответствуют органы чувств, центры обработки информации и формообразующие способности, поступает и любое живое существо.
Однако, если процесс формирования реальности живыми существами протекает автоматически и руководит им единое сознание на основании имеющихся у существа органов чувств, центров обработки информации и формообразующих способностей, то существование организма в среде, где он вынужден действовать самостоятельно, обеспечивается уже им самим непосредственно с помощью тех же органов чувств, центров обработки информации, формообразующих способностей и накопленных данных (памяти).
Независимость действий для любой формы живого означает во многих случаях необходимость создания предварительной паузы, которая может позволить принять наиболее взвешенное решение для того или иного действия.
И если для низших организмов с соответствующим уровнем сознания, то есть при минимуме рецепторов и недостаточной мощности центров обработки информации, заполнение этой паузы сводится лишь к грубой оценке сигналов, поступающих от рецепторов, вследствие чего реакция на угрозы часто оказывается недостаточной, что компенсируется высокой скоростью производства потомства, то для более высокоорганизованных организмов подобная пауза предоставляет возможность производить (материализовывать) образы объектов в отрыве от самих объектов.
Это виртуальное изображение объектов (в уме) позволяет «проиграть» свое взаимодействие с вещами прежде, чем оно реально осуществится, что вполне возможно, так как сами вещи – это материализованная информация в более или менее «плотном» состоянии во времени.
Конечно, воображение не предоставляет объекты во всех их деталях и многогранности, но в целом представление о вещах на данном уровне сознания без присутствия самих вещей сохраняется, и получившимися образами некоторое время можно манипулировать и оценивать по ним собственную реакцию на воздействие окружения в следующий момент.
Иначе говоря, в этом контуре материализации объектов, отражающем настоящее, чувства, образы и мысли могут отделяться от того, что их производит, и существовать в сознании существа самостоятельно виртуально, то есть, ментально-образно, о чем знает каждый человек, создавая мысленно некоторую паузу для принятия того или иного решения, которая позволяет ему рассмотреть в уме те или иные варианты предстоящего действия в следующий момент, от чего часто зависит само существование субъекта действия, который теряет по мере своего развития способность размножатся в миллиардах копий, и вынуждено компенсировать эту потерю более высокой сообразительностью для сохранения существования как себя,, так и рода.
Мало того, наиболее подходящую ситуацию для выживания и улучшения собственного статуса в соответствующей нише любое существо всегда пытается создать поиском наилучшей перспективы для себя в более или менее отдаленном будущем. Этот поиск, в частности, для самых развитых животных выражается в формировании виртуальных образов определенных объектов и их переборе на основе уже прошедших и отложившихся в памяти событий, благодаря чему эти животные, например, оказываются способными предвидеть опасность и могут уклониться от нее.
Например, дикий скот собирается в стадо, сводя угрозу нападения хищников к минимуму, самки птиц в определенное время начинают строить гнезда, люди готовятся к наступлению холодов, прикидывая собственные возможности для сохранения тепла в жилищах и т. п.
В этом контуре представления более или менее отдаленного будущего каждое достаточно развитое существо способно материализовывать информацию ментально-образно в своем сознании для воображаемого выхода из настоящего в будущее, используя для этого резервы собственной памяти, вследствие чего его шансы избежать застоя или гибели значительно повышаются.
Таким образом, основную роль в информационном контуре представления будущего у достаточно развитых существ может играть воображение, которое проявляется как в контуре настоящего, так и в контуре предполагаемого будущего не как «плотная» реальность (бытие), а как «тонкая» материя – виртуальная реальность – в ряде образов, которые основаны на знании протекших событиях прошлого.
Информационный контур представления будущего, следовательно, обеспечивает не близкое к хаотичному движение живых существ вперед на основе случайности (мутации в геноме), что характерно для простейших существ, а дает возможность упорядочить и ускорить это движение в сторону развития для достаточно продвинутых (сложных) организмов, которыми, в частности, являются животные, позволяя предугадывать с помощью воображения то, что с высокой вероятностью может случиться, и заранее готовясь к будущим изменениям, будь то холодная зима или дождливая осень.
Однако искусственное преобразование среды, еще более ускоряющее развитие живых существ, и соответственно развитие-их сознания, не удается осуществлять ни одному живому существу, кроме человека, поскольку сознание всех этих существ, включая и приматов в отношении создания образов будущего, настроено в программе собственного генома только на адаптивность в отношении этой среды.
Дополнительная программа самосознания, представляющая верхний информационный контур – контур творческого воображения, которая появилась в незапамятные времена у нескольких видов приматов, переведя их в разряд гоминидов, то есть достаточно самодеятельных существ, способных благодаря этой программе, настроенной на искусственное преобразование среды, предоставила возможность этому новому типу существ использовать собственное воображение без адаптивных ограничений, давая простор как продуктивным соображениям о будущем в виде планирования и моделирования собственных действий, представляя их ментально, так и фантазиям, которые большей частью оказываются бесплодными в отношении их реализации, но, тем не менее, иногда превращающимися в новые изобретения, научные открытия, необычные, но впечатляющие формы искусства.
Такие фантазии, построенные не на песке, а на прочном фундаменте накопленных знаний при определенных свойствах и действиях индивида попадают в разряд озарений (интуиция), оказываясь наиболее продуктивной дорогой к находкам в виде неочевидного знания, то есть знания, не вытекающего из известных правил и соотношений.
Именно интуиция, приводящая к новым образам, сначала смутным, а потом приобретающим более отчетливые формы, обеспечивает наиболее значимые сдвиги как в процессе познания, так и в искусстве, производя первоначально искомый объект (явление, закономерность, предмет искусства) в его образной цельности, хотя и без деталей. Но эти детали можно прояснить аналитически и экспериментально потом, тогда как неочевидное знание уже появилось в виртуальном виде, который можно с течением времени перевести в чертежи, картину или скульптуру.
Если обратиться к описанной выше модели голографичного мироздания, то можно отметить, что интуиция в своей основе представляет дополнительный целевой запрос сознания на основе определенных данных через голограмму к вневременной бесконечности, в которой «есть» всё, и получить виртуальный ответ, который, правда, не всегда удается понять, но случается, хотя и нечасто.
Подобный отклик удается перевести в наиболее масштабные свершения немногим персонам, именуемым поэтому гениями, а менее значимые достижения необычного, но впечатляющего и применимого для пользы общества, реализуются более многочисленными персонами, которых по этой причине зовут талантами.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы