Комментарий | 0

Концептуальные основы русского глобализма

Эссе

 

                                                               Павел Филонов. Лики. 1930. (Фрагмент)

 

 

Вместо предисловия

Ранее в своей статье «Русский глобализм XXI века. Критика национализма», опубликованной на «Топосе» я указал, что Россия приступила к формированию своего государства-цивилизации. И в этой же статье указал, что наше государство-цивилизация будет существовать в форме сетевой (распределенной) империи, которая будет объединять людей, несмотря на их расовые, национальные, культурные отличия на основании новых форм идентичности. Идеологические основы существования нового типа государственности и новых форм человеческой идентичности будут сформулированы в рамках новой идеологической системы, которую я условно называю «русский глобализм». Но в чем заключается русский глобализм в той статье не раскрывалось, что создавало определенные препятствия по передаче смыслов русского глобализма читателям статьи. В этой статье я попытаюсь исправить свою ошибку.

 

***

Сегодня, как и тысячу лет назад Россия стоит перед тяжелым выбором. Тогда при князе Владимире мы направляли гонцов во все стороны света для того, чтобы выбрать религию, а сегодня у нас решается задача, как выбрать идеологию. Сам по себе вопрос идеологии конечно не является новым и периодически выносится на общественное обсуждение. Но в последние, как минимум, 400 лет вдохновение для национальной идеологии мы искали исключительно в трудах западноевропейских ученых и философов. И все эти 400 лет отечественная вестернизированная элита пыталась и пытается сделать из России западноевропейскую страну. Сегодня уже со всей очевидностью можно сказать, что это путь в никуда, так как Россия представляет собой уникальную цивилизацию со своей собственной судьбой, предназначением и путем развития.

Как не крутись, а Россия является одним из ключевых игроков на мировой арене. И отсутствие у ключевого игрока позиции по планетарным проблемам, региональным проблемам, векторам цивилизационного развития само по себе является дестабилизирующим фактором. При этом следует отметить, что у России не только отсутствуют доктринальные документы, описывающие отношение России к актуальным проблемам современности и концепции развития человечества, но и документы, которые бы описывали цели и задачи, тактику и стратегию, пути развития самой России и российского общества. А это уже является не просто дестабилизирующим фактором, но и создает угрозу для стратегического поражения страны, вплоть до ее распада.

Обычно вопросы стратегии, цели и задач развития общества объясняются на уровне общенациональной идеологии, но, как известно, у России такая идеология отсутствует. А так как Россия является уникальной цивилизацией, то взять и адаптировать готовые идеологические концепты с запада или востока, увы, не получиться. Остается только одно - сконструировать идеологию самостоятельно.

И надо признать, что определенная работа в этом направлении в нашей стране ведется. При этом некоторые идеологи допускают серьезную ошибку, полагая, что идеология представляет собой политическую программу или план экономических преобразований, идеология совершенно о другом. Идеология – это мировоззрение и основа объединения людей в социальную группу, общность.

А если идеология носит мировоззренческий характер, то при ее конструировании необходимо опираться на архетипы и социальные стереотипы той социальной группы, той общности людей для которой она создается.

Перед тем, как приступить к конструированию необходимо для начала выработать принципы такого конструирования и выделить основные составляющие идеологической системы.

Идеологическая система состоит из:

  1. Концептуальной основы;
  2. Онтологии;
  3. Эсхатологии;
  4. Космогонии;
  5. Этики;
  6. Эстетики;
  7.  Символики;
  8.  Аксиологии;
  9.  Политического мифа;
  10.  Исторического мифа.

В рамках онтологии должны быть раскрыты ответы на следующие вопросы: картина мира, образ прошлого, образ настоящего, образ будущего, сакральная география (структура сакрального пространства, местонахождение центра мира), учение о государстве, учение о праве, учение о Боге, учение о человеке, учение об этногенезе, учение о социогенезе и прочее. 

В рамках настоящей статьи невозможно описать все эти составляющие конструируемой идеологической системы, поэтому я ограничусь описанием только ее концептуальной основы.

Концептуальной основой русского глобализма является принцип троичности бытия.

 Троичность бытия раскрывается через троичность Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух), троичности человека (дух, душа и тело), трехмерности пространства (длина, ширина, высота (X,Y,Z)), трехчастном времени (прошлое, настоящее и будущее), трехсоставном сакральном пространстве (Рай, наше местопребывания,  Ад), трех китах, на которых зиждется мир, трех богатырях, трех путях перед этими богатырями и прочая и прочая. Можно вспомнить, например, проект «Москва - Третий Рим» или Гоголевскую «птицу тройку», как символ Руси. Компьютер «Сетунь», созданный советскими учеными и тот работал на основе троичной логики.

Таким образом, через перечисленные примеры мы можем утверждать, что тройственность свойственна русской культуре, русской науке и мировосприятию русского человека.

Исходя из принципа троичности бытия, мы можем сделать вывод о том, что в мире существует три типа человеческой цивилизации.

Цивилизации первого типа – это цивилизации запада. Их цивилизационным (культурным) кодом является «закон».  Dura lex, sed lex. В цивилизация западного типа закон носит сакральное значение. И в этом смысле страны исламского мира и Израиль относятся к западному типу цивилизаций.

Цивилизации второго типа – это цивилизации востока. Их цивилизационным (культурным) кодом является «традиция».

Цивилизации третьего типа – это цивилизации, цивилизационным (культурным) кодом которых является «справедливость». В современном мире к третьему типу цивилизаций относится только Россия. Принадлежность к цивилизации третьего типа наделяет русского человека неограниченной внутренней свободой, так как его свобода не может быть ограничена ни законом, ни традицией. Это во многом объясняет то, почему иностранцы не могут понять русского человека (загадочная русская душа). Дело в том, что и закон, и традиция представляют из себя свод правил и предписаний, поэтому люди и запада, и востока действуют по правилу (по алгоритму, обусловленному обычаем предков, или нормой закона), а русский человек действует, повинуясь чувству – чувству справедливости. Таким образом, действия людей запада и востока основаны на рациональном, а действия русского человека на иррациональном. В этом заключается наше основное различие. И это различие носит принципиальный характер. 

В этой оптике задачей цивилизаций третьего типа является обеспечение справедливости. А под справедливостью понимается равновесие. Равновесие между Западом и Востоком, равновесие между Законом и Традицией.  Ведь если в противостоянии цивилизаций победит Запад, то нас ждет мир глобального западного тоталитаризма, а если Восток, то мы попадем в глобальную восточную деспотию. И то и другое приведет мир на грань катастрофы.

А что же будет в случае победы цивилизации третьего типа? Дело в том, что Справедливость не противопоставляет себя ни Закону, ни Традиции, так как и Закон и Традиция являются средствами достижения Справедливости. Более того, Закон или Традиция, которые не обеспечивают Справедливость, ведут общество к гибели. Таким образом, Справедливость не конфликтует с Законом и/или Традицией, а наделяет их смыслом и целью. Закон во имя Справедливости и для обеспечения Справедливости. Традиция во имя Справедливости и для обеспечения Справедливости. Более того, для обеспечения Справедливости в равной степени нужны и Закон и Традиция. Поэтому победа цивилизации третьего типа достигается не в результате конфликта, а путем передачи смыслов и объединения Закона и Традиции во имя Справедливости.

Отсюда следует вывод о том, что задачей русской цивилизации, как цивилизации третьего типа, является преодоление двоичности (Запад-Восток/Закон-Традиция), так как двоичность — это всегда противопоставление, это поляризация, это конфликт. То есть задачей русской цивилизации является преодоление раздвоенности, преодоление внутрицивилизационного конфликта и создание единой человеческой цивилизации. Единой человеческой цивилизации, но троичной по своей природе. Троичной, как Бог. Троичной как Человек, где Запад – это тело, Восток – это душа и русская цивилизация – это дух. Русский дух! И наш двухглавый орел очень наглядно демонстрирует нам это утверждение. Дело в том, что головы орла символизируют Запад и Восток, Закон и Традицию, при этом они являются частью одного организма. То есть Восток и Запад, Закон и Традиция объединены во имя Справедливости и под властью Справедливости. Тут в истории с орлом еще очень символично то, что управление осуществляется не головой, а сердцем. Головы-то у орла две, а сердце одно. Логики две, а чувство одно. Чувство справедливости. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что Восток и Запад – это всегда периферия. Восток и Запад — это стороны света, а что в центре света? А в центре света - Heartland. А Heartland это и есть Россия! Нам не нужно становиться полюсом в новом многополярном мире, мы должны стать его центром. Но центром не в смысле гегемоном, диктующим свое непреклонную волю народам мира, а центром – источником смыслов, точкой сбора общечеловеческой цивилизации, точкой сингулярности из которой развернется новый золотой век нашего мира.

Как же происходит объединение Закона и Традиции под властью Справедливости? Да уж точно не посредством создания общегалактической русской империи. А путем распространения системы ценностей, экспорта чувств.

А империя пусть будет, я не возражаю. Империя, как образец общества Справедливости, а не потребления. Империя, как Царство Правды. Империя Духа.

Отдельно следует отметить еще одно свойство цивилизации третьего типа. Это абсолютная универсальность третьей цивилизации. Дело в том, что Закон и Традиция — это свод правил, действие которых направлено на определенный круг лиц, а Справедливость она для всех. Именно поэтому Запад с Востоком никогда не смогут стать основой объединения человеческой цивилизации. У них всегда будет получаться социализм с китайской спецификой или немецкий порядок. И тот и другой сценарий в случае реализации на глобальном уровне приведет к деструктивным последствиям, так как реализация глобального проекта Запада или Востока будет приводить к стандартизации и утрате многосложности и многообразия. И только Россия благодаря универсальности ее цивилизационного кода сможет предложить миру вариант глобализации, который сохранит цветущую сложность мира, наследие многих культур для общего будущего.

Кстати в соответствии с христианским вероучением удержание равновесия является задачей загадочного катехона. В соответствии с теорией троичности бытия русский народ и есть этот самый катехон. Стоим плечом к плечу, удерживая равновесие в целях недопущения катастрофы. Но это уже больше относится к вопросам эсхатологии, а этому надо посвятить отдельную статью.

Таким образом, цель и значение русской цивилизации носят общемировой, глобальный характер.   Но если Россия не сможет сформулировать свои представления о вечном и свои представления о прекрасном, то она не сможет выполнить той великой миссии, которая на нее возложена. А времени осталось мало, поскольку мир находится на стадии фазового перехода к новому этапу развития. И этот новый этап развития человеческой цивилизации мог бы стать русским этапом.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS