Комментарий | 0

Русский глобализм XXI века

 

Критика национализма

 

 

 

 

Тоска по идеологии – вот общее место политического дискурса в современной России. И идеология нам действительно нужна, ведь без неё консолидировать общество очень сложно, а может быть и невозможно. Именно идеология определяет цели и задачи развития общества, идеология задает систему координат, в рамках которой можно понять какие действия общества (власти и народа) приближают нас, а какие отдаляют от поставленных целей. Может быть, именно из-за отсутствия системы координат действия наших властей носят противоречивый и непоследовательный характер? Может быть, именно из-за отсутствия целей и задач, определяющих вектор развития общества, мы столько лет топчемся на одном месте? Это риторические вопросы. Все всё и так прекрасно понимают, и поэтому тоскуют. А кто-то не тоскует, а усердно ищет чем заполнить идеологический вакуум в нашей стране. Среди таких ищущих появилась группа товарищей, которая предлагает использовать идеологию национализма. А после того, как президент В.В. Путин назвал себя «правильным националистом», то можно считать, что национализм как политическая идеология получил от российских властей некоторый карт-бланш. И я думаю, что в ближайшее время мы увидим появление новых политических организаций правого спектра, а также увидим процесс демаргинализации национализма.

Но способен ли национализм стать той системой взглядов, которая объединит и мобилизует наше общество? Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо сначала понять где, как и когда появилась националистическая идеология.

Зародился национализм в Западной Европе в Новое время. А что такое Европа в этот исторический период? А это религиозные войны, Реформация и Контрреформация, это Тридцатилетняя война, это буржуазные революции, это начало колонизации Америки и Азии, это промышленная революция, это эпоха Возрождения и рост роли гуманистических идей, это развитие науки и техники, это конфликт науки и церкви, это переход к ограниченной монархии, «долгий XIX век», появление секулярного общества и прочая и прочая. Очень насыщенным различными событиями был этот отрезок истории. Иногда период Нового времени называют эпохой Модерна или эпохой индустриального общества.

И вот на фоне развития науки и техники, освоения заморских колоний, буржуазных революций появилась необходимость в создании новой общности людей и в новой системе политического устройства. Так появились нация и национальное государство.

А национализм, как система мировоззрения лёг в основу объединения людей в новую социальную общность. Кроме того, национализм закрепил понятие нации и обосновал её существование как субъекта истории. При этом под нацией понимается больше социально-политическая общность, а не культурно-этническая.

Почему появился национализм? Потому что существовавшие в то время системы мировоззрения, например, католичество, не могли дать объяснение существованию нации, а самое главное католичество не могло стать основой консолидации населения европейских государств в нацию по нескольким причинам. Во-первых, в результате Реформации и религиозных войн появилось много протестантских церквей и религиозных групп, объединить которые на основе религии было невозможно. Во-вторых, одной из целей Реформации было ослабление роли Ватикана в европейской политике. И эта цель была достигнута, а отказываться от своих достижений никто не хотел.

Так появилась идеология. По моему мнению, любая идеология является формой религиозного сознания, которое основано на собственных знаках, символах и ритуалах. Поэтому термины «идеология» и «гражданская религия» во многом тождественны.

Термин «идеология» был введён во Франции в конце XVIII века А. Дестютом де Траси, который вместе с Этьеном де Кондильяком пытался создать науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания. А термин «гражданская религия» был дан в том же XVIII веке Жан-Жаком Руссо. Говоря о религии гражданина, Руссо утверждает, что «…у неё свои догматы, свои обряды, свой внешний культ, предписываемый законами…».

Вот одной из таких гражданских религий и стала националистическая идеология, которая обосновала выход на авансцену истории новой социальной общности – нации и её формы политического устройства – национального государства.

Теоретическое обоснование концепции национальных государств было дано в трудах Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Г. Гроция, а также в сочинениях Т. Гоббса и Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо.

В результате развития идей перечисленных деятелей эпохи Возрождения фокус сместился на человека. Вселенная перестала быть Богоцентричной и стала антропоцентричной. Одной из последствий такой перемены стало утверждение, что источником власти и суверенитета является народ. А, следовательно, народ вправе сам выбирать или назначать себе правителей. Сам вправе выбирать цели развития и достигать их.

Отныне власть не сакральна, а является результатом общественного договора, выраженного в форме плебисцита.  «Государство – это я» Людовика XIV натолкнулось на «государство – это мы» новой социальной структуры.

Исследователи выделяют два типа националистической идеологии: 1) Гражданский национализм (политический национализм, западный национализм); 2) этнический национализм (этнонационализм, восточный национализм).

Гражданский или политический национализм зародился во Франции. Надо отметить, что Франция была одним из самых крупных европейских государств того периода, на территории которого проживало в основном однородное в культурном и этническом плане население. Наряду с французами там существовали такие этнические группы, как бретонцы, нормандцы, лотарингцы, фламандцы, эльзасцы, гасконцы. При этом население было разделено на католиков и последователей протестантских церквей (кальвинистов, лютеран). И чтобы объединить все эти этнические и религиозные группы в одну общность была сформулирована идея политической нации и гражданского национализма. Основополагающие идеи гражданского национализма были заложены Великой французской буржуазной революцией.

В соответствии с концепцией политического национализма нацией признаётся общность людей, объединённых общей территорией, государством, языком.

Суть политического национализма выражается термином государство-нация (Etat-nation), где все граждане государства принадлежат к одной нации независимо от их религиозных, расовых, национальных особенностей. Позднее идеология политического национализма стала основой для идеологии этатизма. Франция до сих пор придерживается этой идеологической конструкции.

Ещё одной крупной страной современности, исповедующей политический национализм, являются Соединенные Штаты Америки. Американский политический национализм выражается в концепции плавильного котла народов. В результате переплавки этносов в плавильном котле американского государства получается сплав американской нации.

Попытки создания в РФ концепции «российской нации» тоже относится к проявлению идеологии политического национализма. В принципе создание в СССР советского народа и попытка стереть национальные различия тоже является проявлением политического национализма. Только эта политика носила противоречивый характер. С одной стороны, насаждалась концепция советской нации, а   с другой всячески поддерживались и подчеркивались национальные и культурные особенности народов СССР, за исключением русского народа.

Этнический национализм (восточный национализм) зародился на территории немецких княжеств. Этнический национализм формулировал нацию, как общность людей, имеющих общую территорию, государство, историю, язык и общность происхождения, то есть этническую составляющую. И это вытекает из контекста истории. Ведь у немцев, в отличие от французов не было общего государства. Немцы были распределены по огромному количеству королевств и герцогств. И чтобы их объединить в одном государстве, условному пруссу или баварцу необходимо было разъяснить, что они имеют общее происхождение и что все немцы должны жить вместе в одном государстве. Более того, им надо было объяснить, что они вовсе не баварцы и пруссы, а немцы и общность происхождения (этническая идентификация) имеет преимущественное значение перед идентификацией территориальной. В итоге объединение Германии произошло только в 1871 году.

 Но и Франция и Германия в процессе становления национальных государств столкнулись с серьёзной проблемой. Дело в том, что на население различных провинций Франции не всегда понимали друг друга. Та же самая картина была и в немецких княжествах, и в регионах Италии и ещё много где. Таким образом, возникла необходимость создания общего стандартизированного языка. Так появились литературные языки современной Европы.

Стандартизация языка позволила расширить границы социума. В результате стандартизации языка носителей стандартного языка стало значительно больше, языковые различия постепенно стирались, а диалекты и говоры маргинализировались. Гражданину необходимо было знать и владеть стандартным языком – языком уже не народной, а национальной культуры (национальной от слова нация, а не национальность). А владение местными говорами становилось признаком провинциализма и необразованности.

Отдельно стоит отметить, что в Средневековье в качестве языка международного общения применялась латынь. Но латынь по политическим и идеологическим причинам не стали использовать в качестве средства коммуникации, в том числе потому, что это создавало трудности в процессе создания новой языковой общности.

Ещё одним элементом реализации концепции национального государства стало доступное всеобщее образование. Всеобщее образование преследовало две цели: 1) Повышение общей грамотности населения для обеспечения промышленных производств квалифицированной рабочей силой; 2) формирование у населения научной картины мира. В рамках формирование научной картины мира производилось переформатирование сознания население с религиозного (иррационального) на научное (рациональное). Правда сама наука и научное познание приобретало налёт религиозного культа в рамках гражданской религии. Но и у этого была своя цель.

Ещё одним фактором формирования национальных государств называют процесс территоризации государств. Под территоризацией государств понимают процесс демаркации границ, а также установление границы суверенитета. В течение большей части своей истории человечество жило в рамках больших династических империй, границы которых были проницаемы и нечётки, а суверенитет был расплывчат и порой сложно определим. Вследствие того, что границы государств постоянно менялись в зависимости от войн и династических браков, население не знало не только имени монарха, но и к какому государству оно в настоящий момент принадлежит (К. Аршин, «Национализм» https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalizm/ ).

Вообще, стоит отметить, что знакомый нам мир национальных государств существует всего 200 лет, но кажется нам неимоверной древностью.

В заключение рассуждений о возникновении национализма хочу привести основные научные концепции его появления.

Выделяют два подхода к изучению национализма: конструктивизм и примордиализм.

Примордиальные концепции национализма утверждают, что нация является продуктом естественной эволюции человеческих сообществ, а национализм естественным условием существования нации.

Выделяют «сильную программу» примордиализма (П.Л. ванн ден Берге), «слабую программу» примордиализма (К. Гирц, Э. Шилз) и этносимволизм (Э. Смит).

Конструктивистские концепции национализма утверждают, что нация и национализм является случайными историческими феноменами, возникшими вследствие стечения исторических обстоятельств в Западной Европе в XVIII–XIX вв. По мнению конструктивистов, национализм как идеология был сформулирован интеллектуалами и политическими элитами для решения конкретных исторических вопросов.

 Выделяют несколько типов конструктивистских концепций: экономические теории национализма (Э. Геллнер, Т. Нэйрн, Дж. Хатчинсон), политические теории национализма (Дж.  Бройи, М.  Манн), культурологические теории национализма (Б. Андерсон, Л. Гринфельд, Э. Хобсбаум).

И примордиализм и конструктивизм называют разные причины возникновения наций и национализма, но сходятся в одном, что и то, и другое является порождением Модерна и индустриального общества.

А если национализм является достоянием уже ушедшей эпохи, то чем он нам может помочь в современном мире? Ничем! Пусть покоится вместе с Модерном.

При этом люди, которые призывают нас вооружиться национализмом как государственной или национальной идеологией предлагают нам вернуться в XVIII–XIX вв., либо глубоко заблуждаются, либо злоумышляют против нашей страны и нашего народа. Рассматривая национализм в качестве основы консолидации общества, мы должны понимать, что усилия, потраченные на возвращение России во вчерашний день Европы, помешают нашей стране перейти на новый этап исторического развития. И это будет происходить на фоне наших вероятных конкурентов по цивилизационному развитию, которые переформатируют социальные структуры своих стран в соответствии с потребностями нового технологического уклада. А России, выбравшей национализм, придётся опять перейти к догоняющему развитию. Только догнать вряд ли получиться.

Отдельно хотел бы рассмотреть вопрос мировоззренческой и символической основы национализма.

В современном мире, и в России в частности, под национализмом обычно понимают этнонационализм, то есть национализм восточного типа. Основой символической системы такого национализма являются образы и символы дохристианского периода. Мы часто можем видеть употребление стилизованных под руны надписей или изображения языческих символов, а среди самих носителей идеологии часто можно встретить людей, исповедующих язычество. И это объяснимо, так как религиозной основой этнонационализма выступает язычество.

Что такое язычество? – Это народная вера («язык» по-старославянски означает «народ», «племя»).

В большинстве европейских языков для обозначения язычества используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный».

Таким образом, язычество – это провинциальная вера, местечковая религия.

Отдельно следует отметить, что язычество зачастую представляет собой политеистическую форму религии. И каждая языческая община даже в рамках одного этноса может молиться своему собственному божеству.

То есть язычество носит локальный характер. Местный, провинциальный. А вот христианство, впрочем, как и ислам являются формой глобализации. В подтверждение глобального характера христианства приведу следующую цитату: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Евангелие от Матфея, стих 24:14). Или в главе 3 Послания к Колоссянам Святой апостол Павел указывает: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос».

Национализм как идеология, основанная на язычестве, также носит локальный характер. Проще говоря, национализм в условиях глобального мира является провинциальной политической идеологией.

В условиях глобального мира национализм не может быть использован в качестве идеологии для мировой державы. Национализм подойдёт, в лучшем случае, для державы региональной. Но готовы ли мы обменять свой статус мировой державы на статус региональной? Ответ, я думаю, очевиден.

Выбор Россией национализма в качестве национальной идеологии превратит Россию в Польшу, а возможно даже в Украину.

Ещё хотелось бы подчеркнуть, что Россия являет собой уникальную цивилизацию со своим со своей собственной судьбой, предназначением и путём развития, а националистическая идеология, зародившаяся на территории стран Западной Европы, не учитывает особенностей исторического, культурного, цивилизационного развития России. Принятие национализма отечественными интеллектуалами развивается в логике западнической традиции в форме преклонения перед Западом. Но мы уже у них переняли абсолютизм, коммунизм, либерализм, неужели этого недостаточно? Может быть, перенятый политический опыт дал какие-то положительные результаты? Результата нет, но национализм нам поможет! Может быть, уже пора перестать грызть кактус?

Отдельно хотелось бы сказать о роли и месте национального государства, нации и национализма в историческом процессе.

С момента появления человека человеческая популяция постоянно увеличивалась. В связи с увеличением популяции нарастали и усложнялись различные социальные связи и взаимодействия, появлялись новые формы социального устройства.  Этот процесс можно охарактеризовать как непрерывную глобализацию.

Здесь ещё важно подчеркнуть, что глобальным миром надо считать не территорию Земного шара, а ойкумену. Как раз к периоду Нового времени территория Земли и территория ойкумены сравнялись, а в наше время предпринимаются попытки расширить ойкумену за пределы нашей планеты.

В рамках непрерывной глобализации можно выделить несколько этапов:

  1. Община.
  2. Племя.
  3. Государство-город.
  4. Государство-нация (Etat-nation).
  5. Государство-цивилизация (État-civilisation).
  6. Раса.

Первые три этапа, характеризующие зарождение и развитие человеческого общества мы описывать не будем, так как это находится за рамками нашей статьи. Про пятый этап мы уже говорили, а шестому этапу глобализации можно дать лишь краткую характеристику. Шестой этап глобализации будет характеризоваться существованием единой общечеловеческой социальной структуры. Сейчас сложно предположить будет ли на этом этапе глобализации существовать государство в той форме, которую мы знаем, но общество будет представлять собой единый организм. При этом под расой я, разумеется, подразумеваю всё человечество во всем его многообразии.

Сегодня человечество находится на стадии фазового перехода от индустриального общества к обществу информационному, а сфера экономики и производства готовится перейти к новому технологическому укладу.

Всё это обуславливает кризис национальный государств и необходимость перехода к следующей форме социального и политического устройства.

Такой формой устройства будет государство-цивилизация (état-civilisation).

Формирование государств-цивилизаций будет осуществляться на основе формирующихся сейчас макрорегионов и валютных зон.

На самом деле распад так называемого глобального мира, является продолжением процесса глобализации. Ведь этот глобальный мир был миром национальных государств. Но их время прошло? и об этом говорят и учёные, и политики всех мастей.

Поэтому распад мира на макрорегионы приведёт к формированию новых глобальных структур. Тут всё будет протекать в соответствии с ленинским принципом: «для того, чтобы объединяться, сначала надо размежеваться».

Сам процесс формирования валютных зон и макрорегионов представляет собой процесс территоризации границ государств-цивилизации на основе этих макрорегионов.

Государство-цивилизация может существовать в двух вариантах: вертикально-интегрированное государство-цивилизация и горизонтально-интегрированное государство-цивилизация.

Вертикально-интегрированное государство-цивилизация будет развиваться за счёт подавления и поглощения национальных государств, за счёт подавления этничности, политичности и религиозности существующих сообществ. Такую форму государства-цивилизации можно охарактеризовать, как супергосударство. Супергосударство тоталитарно по своей природе. 

Несложно заметить, что выдвижение идей мирового правительства и нового мирового порядка знаменует собой начало процесса формирования на территории стран западного мира государства-цивилизации в форме супергосударства.

Горизонтально-интегрированное государство-цивилизация не будет подчинять себе государства-нации, не будет растворять в себе народы, но будет предлагать возможности сотрудничества для государств-наций, народов и людей. Важно подчеркнуть, что государство-цивилизация горизонтального типа будет объединять людей, несмотря на их расовые, национальные, культурные отличия на основании новых форм идентичности. Более того, горизонтально-интегрированное государство-цивилизация будет объединять людей независимо от их места проживания и пребывания. Потому что объединение людей будет происходить не путём насаждения новых форм политичности, а путём распространения системы ценностей.

Горизонтально-интегрированное государство-цивилизация будет существовать в форме сетевой (распределенной) империи (empire – civilization).

Судя по происходящим событиям, Россия тоже приступила к созданию своей валютной зоны, своего макрорегиона, а, следовательно, приступила к формированию своего государства-цивилизации. Формирование разнородной в культурном и этническом плане общности на основе национализма ведёт к значительному количеству внутренних противоречий, а в конечном итоге к параду национализмов. А парад национализмов ведёт к параду суверенитетов и, следовательно, к распаду макрорегиона, как зародыша государства-цивилизации.

При этом следует отметить, что русское государство-цивилизация будет сформировано в форме империи (empire-civilization), то есть горизонтально-интегрированного государства-цивилизации.

Но что же станет основой для построения empire-civilization? Точно не национализм. Возможно, новая идеологическая система получит название русского глобализма или цивилизационизма, мне сейчас трудно предугадать название этой системы. Но этот русский глобализм будет явлением, которое сумело преодолеть пороки и противоречия национализма, выйдя за границы этничности, политичности и религиозности, сумев не растоптать и то, и другое, и третье, и, при этом предложить новые формы идентичности.

Безусловно, русский глобализм будет являться проектом глобализаций, но это будет альтернатива всемирному тоталитарному супергосударству. И я думаю, что многие народы и многие люди, в независимости от того, где они проживают, с радостью и надеждой воспримут идеи русского глобализма. Потому что уже сегодня многие ощущают на себе тоталитарное давление западных глобалистских структур, наступление тоталитарного супергосударства.

Построение супергосударства приведет к стандартизации и утрате многосложности и многообразия в мире. И только Россия, благодаря универсальности её цивилизационного кода, сможет предложить миру вариант глобализации, который сохранит цветущую сложность мира, наследие многих культур для общего будущего.

Основы идеологии русского глобализма были даны мною в статье «Импортозамещение в идеологической отрасли или немного о конструировании национальной идеологии», которая сейчас находится в печати.

В заключение хотел бы ответить на вопрос, поставленный в самом начале данной статьи: способен ли национализм стать той системой взглядов, которая объединит и мобилизует наше общество? Мой ответ нет, не способен по следующим основаниям:

  1. Национализм является продуктом Модерна.  Применение Россией национализма в качестве национальной идеологии законсервирует российское общество в Модерне. Участники исторического процесса перейдут на качественно новый этап развития, а Россия останется на предыдущем этапе. Парадокс ситуации заключается в том, что именно у России больше всего возможностей построить государство-цивилизацию, то есть первыми выйти на новый этап развития, но этот шанс может быть безвозвратно упущен в случае, если национализм будет принят в качестве основы для консолидации общества.
  2. Национализм является провинциальной политической идеологией и не подходит для мировой державы. Кроме того, национализм является одной из разновидностей антиглобализма. Но глобализация есть проявление естественной эволюции человеческого общества. Противостоять глобализму это все равно, что противостоять историческому процессу. Бессмысленно. Надо выбрать ту систему воззрений, которая будет соответствовать социальным процессам. Надо выбрать свою форму глобализации, а для этого национализм должен остаться в прошлом.
  3. Национализм как идеология на новом этапе глобализации не сможет предложить эффективных форм идентичности, что в последующем приведет к параду национализмов и параду суверенитетов.
  4. Национализм является продуктом Модерна и западного мира. Национализм сформирован в совершенно иных исторических условиях и не учитывает особенностей исторического, культурного, цивилизационного развития России. В России нет ни одной хоть сколько-нибудь значимой работы, которая бы адаптировала национализм к российским условиям. Нам нужна своя идеология, которая бы соответствовала нашему культурному и цивилизационному коду.

В конце концов русскую empire-civilization можно построить только на основе русского глобализма.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка