Комментарий | 0

Молитва

 

 

6

Иерушалаим

 

Земля Израиля в центре земли; Иерушалаим в центре Земли Израиля; Храм в центре Иерушалаима; Святое святых в центре Храма; Ковчег в центре Святого святых; Камень основания мира перед Святым святых (Танхума).

 

Период перед разрушением Храма — время, когда молитва и чтение Торы были отнюдь не самодостаточной формой служения Богу. Их религиозный статус вытекал из факта существования храмового ритуала, центральной частью которого было принесение жертв. Однако само существование параллельного, хотя и вторичного ритуала, стало тем, что спасло иудаизм после разрушения Храма. Если во время его существования иудаизм был религией принесения жертв — подобно другим, и чтения святого текста — в отличие от других, то после разрушения в полной мере проявляется уникальность иудаизма. Священный текст — Тора, и освященный текст — молитва, становятся центральной частью служения Богу; еврейский народ в полном смысле слова становится народом книги; жертвоприношения становятся достоянием национально-религиозной памяти. В Мишне (Брахот 4:5,6) устанавливается правило, что, молясь, человек должен обратить свое лицо в сторону Храма. Если он не может это выполнить физически, пусть «обратит сердце свое в направлении Святого святых».

В направлении Иерушалаима обычно и строились синагоги, однако идеальная заданность направления, о чем свидетельствуют археологи, неоднократно нарушалась. Христиане ориентируют церкви в восточном направлении вне зависимости от того, в каком положении по отношению к Иерусалиму они находятся. Будучи в Мекке, Мохаммед молился по направлению к Иерусалиму. Но затем направление было заменено — к Мекке.

Пророки, осуждавшие формальные жертвоприношения, создавшие образцы молитв — обращений к Творцу, прокладывали путь молитве как единственной дороге к Создателю.

 

С собой взяв слова, к Господу возвратитесь,
скажите: «Прости прегрешения, благо прими, быков наших уст принесем мы»
(Ѓошея 14:3).

 

Пророк Иешаяѓу (56:7) за полтысячелетия до прекращения жертвоприношений назвал Храм Домом молитвы, при этом не только народа Израиля, но и всех народов:

 

Их приведу на гору святую Мою, в Доме молитвы обрадую, всесожжения, жертвы в благоволение будут на жертвеннике,
ибо наречется Мой дом Домом молитвы для всех народов
 
Даниэль, находясь далеко от Иерушалаима, в изгнании, три раза в день молился в его направлении (6:11).

 

С покаянной молитвой обращается к Господу Эзра (Ездра), приведший евреев из Параса (Персии) отстроить Иерушалаим и Храм (9:6-15). Эзра говорит о милости Господа, решившем «кол в Его месте святом нам даровать», т.е. возможность жить в Иерушалаиме. Смысл выражения в том, что к кольям, вбитым в землю, крепятся полотнища шатра.

 

Сказал: «Боже мой! В стыде и позоре, мой Боже, к Тебе свое лицо поднимаю,
выше головы множество прегрешений, наша вина поднялась до небес.
 
Со времен наших отцов вина наша огромна — до дня сегодняшнего,
за прегрешения наши были отданы мы, наши цари, коѓены наши в руку царей этих стран, мечу, плену, грабежу и позору, как ныне.
 
Теперь на миг малый явилась милость от Господа нашего Бога — сохранить уцелевших, кол в Его месте святом нам даровать —
глаза, наш Бог, озарить, место жизни малое в рабстве нам даровать.
 
Ибо рабы мы, но и в рабстве нас Бог наш не оставил,
милосердие перед царями Параса над нами простер — в месте жизни дом Божий возвысить, его руины восстановить, ограду нам даровать в Иеѓуде и в Иерушалаиме.
 
Теперь, что, Боже наш, скажем,
ведь заповеди Твои мы оставили?
 
Ты их заповедал через рабов, пророков своих, сказав: Земля, которую вы идете наследовать, земля нечистая нечистотой народов этих земель,
нечистотой мерзостей их, переполнивших ее от края до края.
 
Теперь дочерей своих не отдавайте за их сыновей и за сыновей своих их дочерей не берите, вовеки мира и блага их не ищите,
чтобы вы укрепились, ели лучшее этой земли и передали в наследие сыновьям вашим навеки.
 
После постигшего нас за злые наши деяния, за великую нашу вину
меньше прегрешений наших Ты, наш Боже, взыскал с нас, даровав это спасение.
 
Вновь заповеди Твои будем мы нарушать, роднясь с народами мерзостей этих?
Ведь Ты прогневаешься на нас окончательно — ни спасшегося, ни уцелевшего.
 
 
Господь, Бог Израиля, Праведник Ты, ныне остались мы, уцелели, как этот день!
Вот, со своей виной мы пред Тобой, хоть за это пред Тобой не устоять!»

 

***

Услышав о проломленной стене Иерушалаима и сожженных воротах, сподвижник Эзры, виночерпий персидского царя Нехемья (Неемия, 1:4-11) обращается к Господу.

 

Было: услышав эти слова, сел я, заплакал, дни горевал,
постился, пред Богом небес я молился.
 
Сказал: «Молю, Господи, Боже небес, Бог великий и грозный,
хранящий союз и милость к любящим Его, заповеди Его хранящим.
 
Да будет, молю, Твое ухо внимающим, глаза Твои будут открытыми — услышать молитву раба Твоего, ныне пред Тобой днем и ночью молящегося о сынах Израиля, рабах Твоих,
каюсь в грехах сынов Израиля, пред Тобою грешивших, я и дом отца моего, мы грешили.
 
Виновны пред Тобой мы, повинны,
не хранили заповеди, законы, установления, которые Ты заповедал рабу Своему Моше.
 
Вспомни слово, которое Ты заповедал рабу Своему Моше, говоря:
Преступите предо Мной — Я вас среди народов рассею.
 
Ко Мне возвратитесь, заповеди Мои будете хранить, исполнять,
на край неба заброшены будете, оттуда верну, приведу на место, которое Я избрал
имени Моему там обитать.
 
Они Твои рабы, Твой народ,
который вызволил Ты мощью великой, рукою могучей.
 
Молю, Господи, да внемлет ухо Твое молитве раба Твоего, молитве рабов Твоих, жаждущих страшиться имени Твоего, молю, дай ныне достичь рабу Твоему, пошли ему милосердие этого человека»;
был я у царя виночерпием.
 

 

7

Исповедь человека и милость Господа

 

И как молитва не совершается во времени, но время течет в молитве, жертвоприношение не совершается в пространстве, но пространство пребывает в жертве... ( М.Бубер. Я и Ты)

 

Молитва — диалог с Всевышним человека и народа, молитва с единым текстом и временем произнесения, молитва как религиозно-социальный ритуал — изобретение иудаизма, унаследованное христианством и исламом. Такая молитва формируется в конце периода Второго Храма, однако начало было положено еще первыми вавилонскими изгнанниками. В Мишне и Талмуде такая молитва именуется просто тфила (молитва). Она была призвана заместить жертвоприношения. До разрушения Храма Иерушалаим был столицей страны Храма и жертвоприношений. После — центром народа Книги и молитвы.

Однако задолго до этого были созданы образцы молитв, шедевры древней поэзии, которые до сегодняшнего дня составляют большую часть литургии и у евреев и у христиан. В скобках указывается номер главы Теѓилим в русской традиции.

 

42 (41)
Руководителю. Маскил сыновей Кораха.
 
Как жаждет олень источников вод,
так жаждет Тебя душа моя, Господи.
 
Жаждет душа Бога живого, когда же приду,
предстану пред ликом Твоим?
 
Стали слезы мне хлебом и ночью и днем,
все твердят: где же Бог твой?
 
Вспоминаю, душу свою изливаю: шел с празднующим народом к Божьему дому — голоса веселия, благодарения.
 
Что поникла, стенаешь, душа? На Бога надейся, еще возблагодарю я Его за спасенье.
 
Мой Боже, поникла душа — Тебя вспоминаю в земле Иорданской,
и на Хермоне, и на горе Мицар.
 
Бездна к бездне взывает громом Твоих водопадов,
волны Твои и валы надо мною идут.
 
Днем — верность Господня, ночью — моя Ему песнь,
Богу жизни моей — молитва.
 
Богу, Твердыне моей я говорю: «Почему забыт и поникшим хожу, задавлен врагами?»
 
«Кости сокрушены,  — я говорю, — опозорен врагами»,
все твердят: «Где же твой Бог?»
 
Что поникла, стенаешь, душа? Надейся на Бога, еще возблагодарю я Его, Господа моего за спасенье.

 

            51 (50)

Во втором стихе упомянуты обстоятельства произнесения царем Давидом этой молитвы. Прохаживаясь на крыше царского дома, Давид видит купающуюся женщину, посылает о ней разузнать, оказывается, что она жена военачальника Урии. «Послал Давид посланцев взять ее, привели — лег с ней…» (Шмуэль 2 11:4) Бат Шева (Вирсавия) забеременела. Давид отсылает Урию к месту сражения, предписывая поставить на самый опасный участок. Урия погибает. Бат Шева становится женой Давида. Пророк Натан рассказывает Давиду притчу о богатом и бедном, у которого была лишь одна овечка. Этой притчей пророк говорит царю о его преступлении. В молитве Давида — исповедь и просьбы о милости, о прощении и о даровании нового духа, обет вернуть грешников к Богу и просьба отстроить Иерушалаим. В тексте упоминается эзов (иссоп) — растение, применявшееся для ритуального очищения.

 

Руководителю. Мизмор Давида
 
Когда явился к нему пророк Натан,
после того, как пришел тот к Бат Шеве.
 
Помилуй в Своей верности, Боже,
грехи сотри в милосердье великом.
 
Смой прегрешение, уничтожь,
очисть от греха.
 
Преступления знаю свои,
грех мой передо мною всегда.
 
Пред Тобой одним я согрешил,
в Твоих глазах зло совершил,
Ты праведен в слове Своем,
Ты в суде справедлив.
 
Я в прегрешенье родился,
в грехе зачала меня мать.
 
Ты жаждешь истины в сердце моем,
скрыто мне мудрость поведай.
 
Эзовом очисть — я очищусь,
омой — стану снега белей.
 
Радость, веселье дай мне услышать,
плоть, Тобой сокрушенная, возвеселится.
 
От грехов моих Лик отврати,
сотри все мои прегрешения.
 
Сердце чистое для меня сотвори,
дух на истинный во мне обнови.
 
Не отринь от Себя,
дух святой не отними.
 
Радость спасения Своего возврати,
щедрый дух во мне укрепи.
 
Преступных путям Твоим научу,
грешники к Тебе возвратятся.
 
От крови, Боже, избавь, Бог спасения моего,
Твою праведность мои уста воспоют.
 
Господь мой, уста мне открой —
Тебе восхваленья поведать.
 
Ведь не жаждешь Ты жертв — принес бы,
всесожжений Ты не желаешь.
 
Жертвы Богу —
дух сокрушенный,
удрученное сердце, разбитое
Бог не презрит.
 
Благоволя, даруй Сиону добро,
Иерушалаима стены отстрой.
 
Тогда возжелаешь Ты праведных жертв,
всесожжений,
тогда на жертвенник Твой возложат
быков.

 

55 (54)

Пустыня Иеѓуда (Иудейская пустыня), во время пребывания в которой Давид возносит Богу молитву, примыкает к Иерушалаиму. Давид не раз находил убежище в этой пустыне от преследований врагов. Герой, возносящий молитву, просит Господа смешать языки врагов, подобно тому, как Он смешал язык строителей Вавилонской башни, «чтобы один язык другой не понимал» (Вначале, Брешит 11:7).

 

Руководителю. На негинот. Маскил Давида.
 
Внемли, Боже, молитве моей,
от мольбы моей не сокройся.
 
Внемли и ответь,
я плачу, кричу и стенаю.
 
Голосом врага, злодеем задавлен,
ненавистью иступленной повержен.
 
Сердце трепещет во мне,
ужасом смертным объят я.
 
Страх и трепет во мне,
ужас меня накрывает.
 
Говорю, кто даст мне крылья голубем полететь и сокрыться,
 
Скитаться вдали,
поселиться в пустыне.
Села.
 
Скорей бы пристанище мне
от бури, от вихря.
 
Смешай, Господь, языки, раздели их:
вижу я в городе распри, грабеж.
 
День и ночь по стенам кружат,
а внутри — злодеяния.
 
Беды внутри,
 с площади не уходят ложь и коварство.
 
Не враг позорит меня — это снес бы, ненавистник бесчестит —
я скрылся б.
 
Но ты, равный мне,
мой товарищ.
 
Вместе с которым тайным делились,
вместе с которым в Божий чертог мы ходили.
 
Он смерть им пошлет, живыми сойдут в преисподнюю,
в домах их, внутри их — злодейство.
 
Я к Богу взываю —
Господь мне дарует спасенье.
 
Вечером, утром и в полдень кричу и стенаю —
Он услышит мой голос.
 
С миром избавь от боя душу мою,
о, сколько их против меня.
 
Услышь меня, Бог, их покори, Восседающий вечно, села,
не изменяемых,
не страшащихся Бога.
 
На в мире с Ним пребывающим руку поднявших,
союз с Ним нарушивших.
 
Мягче масла уста, а в сердце — война, нежнее елея слова, но они — меч обнаженный.
 
Бремя Свое на Господа возложи — Он поддержит, вовек не даст праведнику пошатнуться.
 
Боже, Ты сбросишь их в смертную яму, половину дней своих не прожить кровожадным, коварным,
а я на Тебя уповаю.
 
63 (62)
Мизмор Давида когда был он в пустыне Иеѓуда.
 
Боже, мой Боже, Тебя ищу, Тебя душа жаждет, по Тебе плоть изнывает
в земле пустынной, изнеможенной, безводной.
 
В Святилище прозревал я Тебя,
видя мощь Твою, славу.
 
Лучше жизни верность Твоя,
Тебя уста мои восхваляют.
 
Всю жизнь благословляю Тебя,
во имя Твое руки я возношу.
 
Словно туком душа насыщается,
уста  радостно восхваляют.
 
Вспоминаю Тебя на ложе моем,
ночь напролет о Тебе размышляю.
 
Ты был помощью мне,
в тени Твоих крыл я Тебя воспеваю.
 
Душа моя пристала к Тебе,
Твоя десница меня укрепляла.
 
А они истребить ищут душу мою,
сойдут они  в земные глубины.
 
Мечу преданы будут,
добычею лис они станут.
 
В Боге веселье царя, клянущийся Им восхвалится,
затворятся уста ложь изрекающих.

 

69 (68)

Это одна из наиболее пронзительных молитв Давида. В ней и страдания, и мольба о спасении, и проклятия врагам, и песнь благодарения. Молящийся стал притчей, о нем «толкуют» «сидящие в воротах», люди знатные, а пьющие шехар, люди никчемные,  о нем «распевают».

 

Руководителю. На шошаним. Давида.

 

Спаси меня, Боже,
воды к душе подступили.
 
В бездонной трясине тону, не устою,
угодил в глубину, смыт я потоком.
 
Обессилел, взывая, высохло горло, угасли глаза
в надежде на Бога.
 
Больше, чем волос на голове, ненавидящих зряшно, многочисленны враги мои лживые:
что не грабил — верни.
 
Боже, Ты знаешь глупость мою,
вина моя от Тебя не сокрыта.
 
Не будут пристыжены из-за меня уповающие на Тебя, Боже, Господь Всемогущий, посрамлены не будут ищущие Тебя,
Боже Израиля.
 
Ведь за Тебя я посрамлен,
лицо позором покрыто.
 
Для братьев стал я чужим,
сыновьям матери — чуждым.
 
Ревность к дому Господню съела меня,
пал на меня позор Бога позорящих.
 
Плачу, в посте душа,
это мне в поругание.
 
Вретище — одеяние,
притчею стал я.
 
Обо мне сидящие в воротах толкуют,
шехар пьющие распевают.
 
А я — молитва Тебе, Господь, в благоволения час, в верности великой Своей
истиной спасенья ответь мне.
 
От грязи избавь, не дай утонуть,
от врагов, от вод глубоких спасусь я.
 
Вод поток не потопит, бездна меня не поглотит,
да не захлопнется надо мною крышка колодца.
 
Господь, в добре ответь мне и верности,
по великому милосердию ко мне обратись.
 
Лик от раба не сокрой,
в беде я — ответь мне скорее.
 
Приблизься, душу спаси,
от врагов моих вызволи.
 
Ты ведаешь мой позор, срам и стыд мой,
враги мои пред Тобою.
 
Позор сердце мое сокрушил, занемог, сострадающих ждал — не дождался,
утешителей — не нашел.
 
Яд в еду положили,
жаждал — уксус налили.
 
Станет им стол капканом,
западней для друзей.
 
Помрачатся глаза их и не прозреют,
чресла нетвердыми станут.
 
Излей на них гнев Свой,
ярость гнева пусть их настигнет.
 
Обитель их пустошью станет,
шатры опустеют.
 
Преследуют Тобой пораженных,
о страдании их рассказывают.
 
И этот грех к грехам их прибавь,
к праведности Твоей не прийти им.
 
Из книги жизни сотрутся,
с праведными не запишутся.
 
Я нищ, я страдаю,
Боже, спасеньем Своим меня укрепи.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка