Моше-Аѓарон (Моисей-Аарон) - 3
Миссия: Моше-Аѓарон
Моше-Аѓарон начинают исполнение миссии, зная: это только начало сражения за свободу, которое обретёт характер теологический.
Приходят к Паро передать слова Господа: «Отпусти Мой народ совершить Мне праздник в пустыне» (Имена 5:1).
Паро: «Не знаю Господа и Израиль не отпущу» (там же 2).
Моше и Аѓарон: «Пойдём в пустыню на три дня пути, принесём жертвы нашему Господу Богу, чтобы не поразил нас мором или мечом» (там же 3).
Паро: «Зачем, Моше и Аѓарон, от дел народ отвлекаете?» (там же 4)
Паро велит ужесточить условия подневольного труда: не давать солому — сами пусть собирают, не уменьшая число кирпичей. Объявили надсмотрщики и надзиратели решение Паро — рассеялся по земле народ, «обрывать жнивьё вместо соломы».
Работа становится бессмысленно издевательской. Избивали сынов Израиля евреи, надсмотрщики и надзиратели. Пришли они к Паро: «Почему такое рабам своим ты творишь?» (Имена 5:15) Отослал их Паро: «Ленивы, ленивы вы!// Потому говорите: 'Пойдём, принесём Господу жертвы'» (там же 17). Вышли надсмотрщики и надзиратели от Паро — перед ними Моше и Аѓарон. Обвинили их: «Вы дух наш в глазах Паро и в глазах рабов его сделали омерзительным, меч дали в их руки нас убивать» (там же 21).
С упрёком к Господу, обещавшему спасти народ от руки египтян, увести в землю, молоком и мёдом текущую, обратился Моше: «Владыка! Зачем, послав меня, зачем народу этому Ты зло сотворил?!»; «Не спас, не вызволил Ты Свой народ!» (Имена 5:22)
Творение народа схоже с творением человека, которого Господь творит Сам. В сотворении народа необходим Богу «помощник», наделённый знанием уникальным, не только обычному человеку, но даже праотцам не доступным.
Словом «Господь» передаётся четырёхбуквенное непроизносимое имя, табуированность которого свидетельствует: таинство, тайна. Оно — знак особой близости Его избранника, на языке более земном: Господь наделяет Моше особой ролью в сотворении народа, важнейший фактор чего — обретенье свободы.
Из этого должен Моше заключить: ему, которому Своим именем заветным открылся, Господь, услышавший стенанье сынов Израиля, Свой союз вспомнивший, исполнит обещание вывести «из-под гнёта египетского», от унизительной работы спасти, освободить «дланью простёртой, великими карами» (Имена 6:6).
В начале 6-ой главы Имён (2,8) звучит рефрен: «Я Господь». Так Всевышний, словно представляется Моше, затем веля сынам Израиля верительные грамоты передать.
Народ нетерпелив. Всевышний настойчив: вновь Моше к Паро посылает. Моше упрям, «забывчивому» Всевышнему не о своей неречистоти, но об Аѓароне напоминает: «Ведь сыны Израиля меня не послушали, как Паро послушает, я с необрезанными устами?!» Уступая, уже в следующем стихе Господь обращается к Моше и Аѓарону (Имена 6:12-13).
После вставки, прерывающей рассказ об Исходе, вставки, в которой приводится родословие Моше и Аѓарона, вновь звучит: «Ведь я с необрезанными устами, как послушает меня Паро?!» (Имена 6:30) В вопросе о месте и роли брата Моше не просто упрям, он жестоковыен, не оставляя Господу выбора, так что Всевышний чётко определяет роль Аѓарона, вновь открывая обоим братьям планы Свои.
Сделали братья по слову Господню. «Аѓарон бросил свой посох перед Паро и перед его рабами, и стал он змеем». Паро «позвал мудрецов и чародеев», и они сделали то же. Но «посох Аѓарона их посохи проглотил». Отказался Паро этот народ отпустить (Имена 7:8-14).
Удар по Египту, наказание Египту — таков буквальный перевод знаменитого «казнь египетская». Рассказы о десяти ударах выстроены по схожей трёхчастной схеме, заданной в первом ударе.
- Обращение воды в кровь (Имена 7:15-25).
А. Господь посылает Моше.
Б. Моше и Аѓарон исполняют Господне веление.
В. Отказ Паро и страдания египтян.
- Лягушки (Имена 7:26-29 — 8:1-11).
Простирая руку на воды Египта, Аѓарон поднимает лягушек, которые по слову Господа воскишат, поднимутся, войдут в дом Паро и всех египтян, и в спальню, и на кровать. То же смогли сделать и маги египетские. На этот раз Паро просит Моше и Аѓарона: «Помолитесь Господу, чтоб от меня и моего народа Он лягушек убрал,// Я отпущу этот народ, и они принесут Господу жертвы». Воззвал Моше к Господу — «сдохли лягушки в домах, во дворах и в полях». «Увидел Паро, что передышка настала, и ожесточил сердце своё, их не послушал,// как Господь говорил» (Имена 8:4,9,11).
2. Вши (Имена 8:12-15).
По слову Всевышнего «простёр Аѓарон руку свою с посохом, в земной прах ударил, и по всей земле Египет стали вши, были вши на человеке и на животном». То же пытались сделать и маги египетские, но не смогли. На вшах сломались: библейское повествование иронии не лишено. «Окрепло сердце Паро, и он их не послушал, как Господь говорил» (Имена 8:13,15).
3. Скопище (различных животных и насекомых; Имена 8:16-28).
Вновь Всевышний посылает Моше утром, в час, когда Паро выходит к воде. На этот раз скопище всяких животных и насекомых, которые дома и землю египетские заполонят, Он угрожает наслать, отделив Гошен, «чтобы ты знал, что Я Господь на этой земле», «завтра знак этот будет». Зовёт Паро Моше и Аѓарона и позволяет: «Идите, принесите жертвы вашему Богу в этой земле». Моше понимает, что принесение жертв на глазах египтян — мерзость для них. Хитрый Паро пытается обратить гнев египтян на евреев. Разгадав замысел, настаивает Моше (Имена 8:16-22).
4. Мор скота (Имена 9:1-7).
Во время этого удара Господь отделил еврейский скот от египетского: «Послал Паро, и — из скота сынов Израиля не пал даже один,// ожесточилось сердце Паро, и не отпустил этот народ» (Имена 9:7).
5. Нарывы (Имена 9:8-12)
Господь велит Моше и Аѓарону набрать полные горсти печного пепла, чтобы на глазах Паро бросил его в небо Моше. Став пылью, пепел вызовет нарывы на человеке и на животном. Поразили нарывы даже египетских магов. «Укрепил Господь сердце Паро».
6. Град (Имена 9:13-35).
На этот раз, в отличие от предыдущих наказаний, повествование акцентирует внимание на важнейшей цели ударов — демонстрации величия Господа.
Моше от имени Господа предупреждает Паро: завтра Он швырнёт тяжкий град, которого не было «в Египте со дня создания и доныне», потому Паро должен собрать скот отовсюду, потому что «каждый человек и животное в поле, не собравшиеся в доме, от падающего града погибнут» (Имена 9:18-19).
Моше простирает к небу свой посох, Господь насылает громы, град и огонь, «был град и огонь, внутри града пылающий», который «по всей земле Египет всех, кто был в поле, человека, животное» побил. В земле Гошен не было града (Имена 9:23-26).
Позвав Моше и Аѓарона, Паро признаётся: ««В этот раз я согрешил,// Господь праведен, а я и народ мой — злодеи», «помолитесь Господу», «отпущу вас, не останетесь больше». Моше, зная, что Паро и египтяне Господа ещё не устрашились, продолжая исполнять свою роль, простирает к Господу руки: «громы и град» прекращаются. Увидев это, Паро ожесточил сердце своё «и не отпустил он сынов Израиля» (Имена 9:27-28,33-35).
7. Саранча (Имена 10:1-20).
В новом обращении Господа к Моше звучит новый мотив: наказание египтянам — урок евреям на все времена, зримое доказательства бытия и могущества Бога.
И чтобы в слух своего сына и сына твоего сына ты рассказал, как Я над Египтом чудесами глумился, и о знаках Моих, которые дал им,
и будете знать, что Я Господь (Имена 10:2).
Вновь приходят Моше и Аѓарон к Паро, вновь предупреждают о наказании, на этот раз нашествии саранчи, которая «пожрёт уцелевший остаток, у вас от града оставшийся, объест каждое дерево», «заполонит все дома твои и дома всех рабов твоих, и дома всех египтян, чего не видели отцы твои и отцы отцов твоих со дня пребывания на этой земле и доныне» (Имена 10:5-6).
На этот раз взмолились рабы Паро: «Отпусти этих людей, и будут они служить своему Господу Богу». Моше и Аѓарона возвращают к Паро, он отпускает их своему Богу служить, но вопрос «кто, кто идёт?» становится очередной уловкой несговорчивого правителя, которому Моше отвечает, что уйдут все, но Паро позволяет уйти только мужчинам (Имена 10:7-11).
«Простёр Моше посох свой на землю Египет, а Господь вёл на эту землю весь день и всю ночь ветер восточный», который принёс саранчу; она «покрыла лик всей земли», «пожрала всю траву земли и все плоды деревьев», «ничего зелёного не осталось на дереве и на траве полевой» (Имена 10:12-15).
Паро спешно призывает Моше и Аѓарона, признаётся, что согрешил, просит их помолиться; вняв молитве, Господь насылает ветер, который унёс саранчу в Ям Суф, где её утопил (намёк на будущую гибель в водах войска Паро); «укрепил Господь сердце Паро,// и не отпустил он сынов Израиля» (Имена 10:16-20).
8. Тьма (Имена 10:21-29).
Тьма, которой был наказан Египет, была «тьма осязаемая», «густая тьма», «человек брата не видел, и никто с места своего три дня не вставал,// а у всех сынов Израиля был свет в их жилищах» (Имена 10:21-23).
Новая уловка: Паро соглашается отпустить всех евреев, только скот их в Египте останется. Властелин Египта угрожает Моше: «берегись больше не видеть моё лицо: в день, когда увидишь моё лицо, ты умрёшь». Моше соглашается: «Ты верно сказал,// больше лица твоего не увижу» (Имена 10:24-29).
Творение — в осознаваемом человеком времени бесконечный процесс, продолжающийся ежемгновенно. Творя мир, Господь отделяет свет от тьмы. Творя избранный народ, Всевышний отделяет парализованный во тьме мир от освещённых еврейских жилищ.
9. Смерть первенцев (Имена 11 — 12).
Рассказ о последнем десятом ударе перемежается повествованием о пасхальной ночи, суть, смысл которой — сохранить в памяти поколений Исход как важнейший национально-религиозный вневременной нарратив.
Господь сообщает Моше: после наказания, которое Он наведёт на Египет, Паро не просто отпустит — изгонит евреев, которым Моше должен сказать, чтобы одолжили у египтян «вещи серебряные и золотые». Всевышний даст им милость в глазах египтян, а Моше предстанет мужем великим «в земле Египет в глазах рабов Паро и в глазах народа». Господь около полуночи пройдёт по Египту — умрёт каждый первенец, от наследника Паро до первенца рабыни, и всё первородное у животных. По всей земле вопль будет великий, а у евреев и «пёс язык не навострит,// чтобы знали: Господь Израиль отделит от Египта». И хоть будут рабы Паро, перед Моше простираясь, умолять уйти, но и на этот раз Паро не отпустит, чтобы, как сказал Всевышний, «умножились в земле Египет Мои чудеса». «И Моше и Аѓарон совершили эти все чудеса перед Паро,// укрепил Господь сердце Паро, и не отпустил он сынов Израиля из страны своей» (Имена 11).
Попыток классификации ударов египетских было великое множество. Наказание живым (к примеру, саранчой) — неживым (тьмой, например). Наказание действием, которое египетские чародеи смогли повторить (обращение воды в кровь и нашествие лягушек) — которое не смогли (остальные). Три удара Египту наносит Всевышний, один братья совместно, порознь вершат остальные. Каждое наказание трагично по-своему. Всё же! Одно дело лягушки и вши, другое — вода, в кровь обращающаяся. Трагедию, венчая, разрешает катарсис. А трагикомедию?
Смех — самая необъяснимая эмоция, при этом проявляемая во много раз чаще, чем остальные. По Канту смех возникает как реакция на противопоставление возвышенного ничтожному. Если превращение воды в кровь, тем более поражение первенцев, трагически возвышенно, то нашествие вшей комически ничтожно. Господь не просто наказывает Паро и всех египтян, Он над ними смеётся, или, как сказано: «И чтобы в слух своего сына и сына твоего сына ты рассказал, как Я над Египтом чудесами глумился» (Имена 10:2).
Говорил Господь Моше и Аѓарону, объясняя, как вести себя в день Исхода, в день Песаха (от корня со значением «пропускать, миновать»), когда Он поразит египетских первенцев, дома евреев, отмеченных кровью на косяках и притолоке, минуя. В эту ночь евреи должны есть мясо ягнёнка: «жаренным на огне, с мацой и горькими травами». «Так ешьте его: препоясаны чресла, на ногах обувь, посох в руке,// спешно ешьте его, это песах [пасхальная жертва] Господень».
Позвав «всех старейшин Израиля», Моше, передавая слова Всевышнего, велит им пометить кровью притолоку и два косяка; из дома не выходить.
Так заканчивается рассказ о четырёхстах тридцати годах пребывания евреев в Египте (Имена 12:40).
Двинулись сыны Израиля и с ними «орава огромная»: представители разных народов, проживавших в Египте, которые к евреям прибились. Испекли тесто, с собой унесённое, не заквашенное, получив мацу и вместе с ней символ, вечное напоминание об исходе из рабства, получив вместо страданий неволи — страдания пути по пустыне, к назначенной цели — земле, Господом Израилю обетованной.
Получил народ Израиля закон Песаха, закон первенца, согласно которому каждый первенец должен Господу быть посвящён в память о вызволении, о том, что, «когда противился Паро» отпустить, «убил Господь в земле Египет всех первенцев, от первенца человека до животного первородного» (Имена 13:14-15). Уходя из Египта, «взял Моше кости Иосефа», клятвой заклявшего сынов Израиля: «Вспоминая, Бог вспомнит вас, и кости мои отсюда с собою поднимите» (там же 19, Вначале 50:25).
Празднование пасхальной ночи, маца, закон о первенце, кости Иосефа — элементы исторической памяти, национального нарратива, их обязаны сыны Израиля хранить и передавать из поколения в поколение. Заповеданы они Всевышним Моше-Аѓарону, главным героям Исхода. Но даже им Господь не сообщил: путь в пустыне будет не короток, Он не поведёт их в Землю обетованную ближней дорогой вдоль Великого (Средиземного) моря: «Чтобы не пожалел этот народ, увидев войну, и в Египет они не вернулись», а поведёт малонаселённой, гораздо более длинной «дорогой пустыни к Ям-Суф», поведёт трудной дорогой из мифа — в историю «днём в столпе облачном, ведя их по пути, ночью — в столпе огненном, светя им» (Имена 13:17-18,21).
Вновь Господь будущее открывает Моше: скажет Паро, что сыны Израиля заблудились, Он укрепит сердце Паро, тот за ними погонится. Так и случилось. «Сокрушилось сердце Паро и рабов его», и сказали: «Что натворили, Израиль от службы нам отпустив?!» Шестьсот колесниц (передовое оружие времени) снарядили в погоню; «укрепил Господь сердце Паро, царя Египта, погнался он за сынами Израиля», их, «стан разбивших у моря, настигли» (Имена 14:5-9).
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы