Моше-Аѓарон (Моисей-Аарон) - 5
И даровал Господь всему народу Израиля Десять речений (заповедей).
В конце 20-ой главы начинается длинная череда законов, регулирующих различные стороны жизни, заканчивающаяся в 23-ей главе. Это законы о еврее-рабе, о предумышленном и непредумышленном убийстве, об увечье и бодливом быке (21); законы о воровстве, хранителе, чародействе, скотоложстве, приносящем жертвы чужим богам, ссужающем деньги, первых плодах и первенцах, о мясе растерзанного животного, заповедь не притеснять пришельца, вдову и сироту (22); заповеди и законы о седьмом годе, субботе, паломнических праздниках, границах Израиля (22).
Народ, Господом сотворённый, на пути в страну свою, нуждался в законах. Господь Своему народу через Моше законы даёт.
Моше-Аѓарон: скрижали и грех золотого телёнка
Не только от великого до смешного, но и от великого до низко греховного один шаг и всего несколько глав лаконичного текста.
Господь велит Моше, Аѓарону, Надаву и Авиѓу (Авиуд), сыновьям Аѓарона, и семидесяти старейшинам «взойти к Господу». Но «приблизится к Господу» только Моше. Пришёл он к народу, рассказал «все слова Господа и все законы», народ в один голос ответил: «Всё, что сказал Господь, мы исполним». Это — нынешнему поколению. А будущим — «записал Моше все слова Господа». Моше строит жертвенник под горой и «двенадцать столбов двенадцати коленам Израиля», посылает вознести всесожжения. Взяв книгу союза, книгу, в которой слова Господа, им записанные, Моше читает народу, сказавшему: «Всё, что сказал Господь, исполним и будем слушать». В знак союза евреев с Богом Моше жертвенной кровью кропит жертвенник и народ: «Вот, кровь союза, который обо всём этом с вами Господь заключил». Взошли Моше, Аѓарон, Надав и Авиѓу, и семьдесят старейшин (Имена 24:1-9).
Что услышал Моше на горе? Чему Господь его научил? Всевышний заповедует Моше собрать приношение сынов Израиля и построить Ему обиталище, которое показывает ему (25); описывает устройство обиталища: сделать из тканых полотнищ, над ним — шатёр козьей шерсти, над которым — покрытие из кож (26); описывает устройство жертвенника, двора, даёт заповедь зажигать постоянно лампаду (27); описывает священные одежды коѓенов (28); рассказывает об освящении Аѓарона и его сыновей, освящении жертвенника, рассказывает о постоянных жертвоприношениях (29); о жертвеннике воскурений, о полшекеле исчисления, умывальнике, благовониях, масле помазания и воскурении (30); говорит о призвании Бецалэля (Веселеил) и Оѓалиава (Аголиав), строителей Переносного храма, даёт заповедь субботы, подчёркивая неразрывную связь этой заповеди с актом Творения (31).
Длинным, подробным описанием, полным различного рода деталей повествователь надолго задерживает читателя «на горе», где сорок дней и ночей Моше, человек-миссия, внимает Всевышнему, получает скрижали — знак вечного союза Господа с еврейским народом, которого Моше — предстатель перед Спасителем, даровавшим свободу, ведущим народ Свой в Землю обетованную.
Стоит Моше на горе перед Богом, на самой высокой точке, на которую когда-либо перед Всевышним человек восходил. Говорит с Богом Моше и не знает: в это время народ, видящий, «что Моше медлит спуститься с горы», собрался, подошёл к Аѓарону, потребовав: «Встань, сделай нам бога, чтобы шёл перед нами, ибо о человеке этом Моше, выведшем нас из земли Египет, что с ним, не знаем» (Имена 32:1).
Это не ропот. Это не требование еды и воды. Более того, народ уже не требует возвратить их в Египет, народ признаёт заслугу Моше, признаёт, не сознавая: не Моше вывел их из Египта, но Бог, которого только Моше, в отличие от них, всех остальных, слышать способен.
Аѓарон? Он обращался к Всевышнему только с Моше, который там, на горе, а он здесь вместе с народом, чьё напряжённое нетерпение передалось и ему. В этом миссия его — быть с народом, он с честью её исполнял, будучи рядом с Моше, от него зная слово Господне.
Потерявший Моше народ всецело доверяется Аѓарону, который, не слыша голос Господень, переходит на язык, людям доступный. Моше-Аѓарон: единство нарушено, между братьями — неодолимость горы: Моше не знает, что там, под горой, Аѓарону не ведомо, что там, на вершине, и он велит на языке, понятном народу: «Золотые серьги из ушей ваших жён, сыновей и дочерей выньте// и мне принесите». Вынули, принесли, совершив подвиг самопожертвования; подчёркнуто: весь народ вынул. Аѓарон «сделал литого телёнка», о котором сказали: «Это бог твой, Израиль, который из земли Египет вывел тебя!» Построил Аѓарон жертвенник перед телёнком, заменившим и Господа, с котором заключили вечный союз, кровью жертвенной окроплённый, и Моше-спасителя, с Господом говорившего. Возникшая пустота новой верой сменилась, зримой, понятной. Объявил Аѓарон: «Праздник Господу завтра». «Встав назавтра, вознесли всесожжения, принесли жертвы мира,// сел народ есть и пить и поднялись веселиться» (Имена 32:2-6).
Моше, так требовательно настаивавший, что только Моше-Аѓарон способны миссию спасения Израиля выполнить, Моше эту связь разрывает, прежнего единства между ними больше не будет. Моше, отделяя себя от Аѓарона, полностью на себя берёт ответственность за народ, более того, с ним, согрешившим, упавшим, себя отождествляет. Он молит Господа не уничтожать этот народ, а если нет, стереть его, Моше, из книги, которую Господь написал, что можно истолковать, как желание исчезнуть полностью из истории, не только из будущего, но и прошлого.
Моше разбивает скрижали и уничтожает телёнка, тем самым как бы вычёркивая сорок дней и сорок ночей, которые провёл на горе, а Аѓарон под горой с разуверившимся народом. Как знак искупления коленом Леви, из которого сам Моше, было убито три тысячи человек.
Умоляя Господа о прощении, Моше напоминает Ему обещание, данное Авраѓаму (Вначале 22:17), Ицхаку (там же 26:4): «Умножу потомство твоё, как звёзды небесные» (Имена 32:13) — обещание о великом народе; напоминает и обетование о земле, которое повторяется праотцам неоднократно: Авраѓаму (Вначале 12:7, 13:15, 17:8), Ицхаку (там же 26:4), Яакову (там же 28:13, 35:12): «И всю эту землю, о которой Я говорил, отдам твоему потомству — владеть будете вечно» (Имена 32:13).
В книге Имена о появлении золотого телёнка рассказано дважды. Сперва от третьего лица, второй раз — Аѓарон оправдывается перед Моше.
«Снял весь народ с ушей золотые серьги,// принесли Аѓарону. Взяв из их рук, резцом вырезав, сделал литого телёнка,// сказали: 'Это бог твой, Израиль, который из земли Египет вывел тебя!'» (Имена 32:3-4). Пытаясь оправдаться перед Моше, Аѓарон рассказывает так, словно всё случилось само собой: «Сказал им: 'У кого золото?!' Сняв, мне его дали.// Бросил в огонь — вышел этот телёнок» (там же 24). Само собой — как это уже однажды случилось.
Услышав голос Бога, прячутся человек и жена его, Господь зовёт человека, тот отвечает.
Место, где Господь говорит, что пожрёт этот народ, а Моше сделает народом великим, несомненно одно из самых драматичных в ТАНАХе.
Господь велит Моше: «Иди, поднимись отсюда, ты и народ, который из земли Египет ты вывел». Не Бог рукой могучей, дланью простёртой, но Моше вывел народ из Египта, ему и вести его, никакой награды не заслужившего, в землю, о которой Он клялся «Авраѓаму, Ицхаку и Яакову, сказав: Твоему потомству отдам». Только клятва праотцам подвигает Всевышнего послать посланника идти перед Моше «в землю, молоком и мёдом текущую», живущие в ней народы изгнать. Единственное наказание — «Сам среди тебя не явлюсь: ты народ жестоковыйный, чтобы в пути тебя не истребить» (Имена 33:1-5).
Что же Моше? Неужели не почувствовал, что, вымолив прощение, став ближе к народу, от Всевышнего отделился? Всё почувствовал, всё понял Моше, ни в чём не раскаялся, но подал знак зримый и однозначный, поставив шатёр вдали от стана, соборным назвав: «каждый ищущий Господа выходил к соборному шатру, который за станом» (Имена 33:7). Некогда по совету тестя Итро он судебной властью своей «поделился», сейчас Моше, самоустраняясь, открывает путь человеку в его поисках Бога. Может, тем самым он признаёт и свою часть вины в безумии золотого телёнка? Если нет Моше — значит, нет Бога? Коль так, отныне будет иначе: есть Моше или нет его, каждому человеку путь к Богу открыт.
С тех пор как из ковчежца мифа Израиль в историю устремился, с тех пор как из безликой массы народа вслед за Аѓароном появились Надав и Авиѓу, Хур, Иеѓошуа, Бецалэль и Оѓалиав, строители Переносного храма, человек жаждет сам Бога услышать, а Его отношения с избранным Им народом не могут быть полноценны без отношения с человеком. Понятно, это только начало, как ясно и то, что Израилю с Моше предстоит ещё долгий нелёгкий путь, полный соблазнов, тягот и испытаний, на котором Моше — голос Господа слышать, народу — быть свидетелем этого.
и Он с Моше говорил.
После разбитых скрижалей многое изменилось. Главное: весь народ — свидетель того, что Господь с Моше говорит.
Моше — посланник Бога. Моше — предстатель народа. Эта двойственность сохраняется до его смерти, лишь соотношение между ипостасями изменяется: Господь гневается — Моше молит Его о пощаде, народ грешит — его предстатель к нему беспощаден.
Моше настойчив: «Смотри, Ты мне говоришь вести этот народ, но не сказал, кого со мною пошлёшь».
Моше жестоковыен. «А теперь, если нашёл я милость в Твоих глазах, о путях Своих расскажи, и Тебя я узнаю, чтобы нашел я милость в Твоих глазах,// и смотри: это племя — народ Твой».
Моше напорист: «Если Сам не пойдёшь, не уводи нас отсюда».
Моше, не раз поначалу стремившийся сбросить ответственность за народ, словно невыносимую ношу, теперь, после ужаса золотого телёнка, не мыслит себя вне грешного этого, вымоленного им у Бога народа: «В чём явится, что нашёл я и народ Твой в глазах твоих милость? Лишь в том, что с нами идёшь?// Этим отличены будем я и народ Твой от любого народа, что на земле?!» (Имена 33:16) Последние слова прочитаем чуть-чуть иначе: только этим будем отличены от народов иных? Моше просит Господа славу Его показать.
Всё, что может человек в Боге познать, познал Моше, единственный из людей познавший в Боге всё, что человек может познать.
Этому Моше Господь велит вырубить «две каменные скрижали, как прежние», на которых Он напишет «слова, бывшие на прежних скрижалях». Всевышний велит Моше на гору Синай утром подняться, стать перед Ним на вершине. И чтобы никто с ним не поднялся, и чтобы напротив горы овцы, быки не паслись. Моше исполнил, на гору поднялся, держа каменные скрижали. «Сошёл Господь в облаке», прошёл перед Моше и возгласил Свою милость во всех возможных её проявлениях, и — атрибуты суда: «Господь Бог милостивый и жалостливый,// гнев отдаляющий, великий в истинной милости, верности. Милость хранящий тысячам, прощающий вину и преступленье, и грех,// и, очищая, не очищающий, помня, карающий за вину отцов сыновей и сыновей сыновей до третьего и до четвёртого» (Имена 34:1-7).
Поклонился Моше, распростёрся, сказал: «Если нашёл я милость в Твоих глазах, мой Владыка, то среди нас Владыка пойдёт,// народ этот жестоковыйный, но Ты простишь наши вины, грехи, сделаешь уделом Своим». Пожалуй, впервые в речи Моше звучит солидарное «наши». Господь отвечает: «Вот, Я с тобой заключаю союз: перед всем народом твоим совершу чудеса, какие ни в одном народе по всей земле не творились,// весь народ, среди которого ты, увидит чудное деяние Господа, что для тебя совершу» (Имена 34:8-10). «Среди которого ты» — и Господь впервые так о Моше говорит.
Далее — предостережение не заключать союзы с жителями земли, в которую Израиль придёт, приказ разрушить их жертвенники, предостережение перед чужим богом не простираться, «ибо имя Господне — Ревнитель, Он Бог ревнивый», повторение других заповедей и законов (Имена 34:11-14).
Увидев сияющее лицо Моше, Аѓарон и сыны Израиля «боялись к нему приблизиться». Моше позвал их — вернулись, заповедал всё, что «Господь на горе Синай ему говорил». Покрывал Моше лицо покрывалом, когда с людьми говорил, когда с Богом говорил, снимал покрывало (Имена 34:30-35).
В окончании книги Имена рассказывается о том, как по слову Всевышнего, переданному народу Моше, сыны Израиля приносят приношения для строительства обиталища Господа, о самом строительстве, о ковчеге, жертвенниках, светильниках, масле помазания и воскурении, дворе, одеждах коѓена (Имена 35 — 40:1-33), о том, как слава Господня наполнила обиталище.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы