Моше-Аѓарон (Моисей-Аарон) - 7
Смерть Аѓарона и смерть Моше
После переговоров Моше с царём Эдома, которого евреи просили позволить по его земле пройти («по полю и винограднику не пройдём, колодезной воды пить не будем»), но тот не позволил, Израиль, которому Эдом войной угрожал, вынужден был земли эти стороной обойти (В пустыне 20:14-21). Затем сыны Израиля пришли к горе Ѓор (Ор). И здесь Господь говорил, к числу бунтовщиков у Мей меривы причисляя и Моше с Аѓароном.
Когда двинулся Израиль от горы Ѓор «землю Эдом обойти», «опечалилась душа народа в пути», говорили: «Для чего вывели нас из Египта? Погибнуть в пустыне?!// Ведь нет хлеба и нет воды, о простом хлебе душа опечалилась». В наказание Господь наслал «жгущих змей, они народ жалили,// много народа в Израиле умерло». Пришли к Моше: «Мы согрешили, говоря против Господа и тебя, помолись Господу, чтоб изгнал от нас змей». Народ — к Моше, тот — к Богу, который: сделать змея, на шест его поместить, «каждый ужаленный, увидев его, будет жив». Сделал Моше медного змея, и всё было по слову Господню: ужаленный глянет — и жив (В пустыне 21:4-9).
Повествователь описывает древний магический ритуал исцеления: для человека эпохи мифов изображение было столь же реальным, как и само изображаемое. Подобное побеждает подобное. К тому же змей, сделанный Моше, медный совсем не случайно: змей (нахаш) и медь (нехошет), обладающие целебной силой, фонетически очень близки. Предание сообщает: медный змей, сделанный Моше, просуществовал до времени царя Иеѓуды (Иудея) Хизкии (Езекия), активно боровшегося против всего, что противоречило идее единого Бога. Медного змея он «изломал: до тех дней сыны Израиля ему воскуряли, Нехуштан его называли» (Цари 2, Четвёртая книга Царств 18:4).
Дальше и дальше Израиль идёт, стараясь мирно пройти, не удаётся — мечом путь прокладывая. Царь Моава Балак (Валак) нанимает пророка Билама (Валаам) — Израиль проклясть, но вместо проклятия у того выходит благословение (В Пустыне 22—24).
Сказано: «Поселился Израиль в Шитим [Ситтим]» (В пустыне 25:1). Это последняя стоянка сынов Израиля на пути в землю Израиля на восточном берегу Ярдена (Иордан), напротив Иерихо (Иерихон). Отсюда уже Иеѓошуа пошлёт разведчиков в Землю обетованную (Иеѓошуа, Книга Иисуса Навина 2:1).
Там, в Шитим «начал народ с дочерьми Моава блудить», те «на жертвы богам своим звали народ», и «ел народ, перед богами их простирались». «Разгорелся гнев Господа на Израиль», сказал Моше: «Возьми всех глав народа и повесь их на солнце Господу,// и гнев, ярость Господа от Израиля отвратятся» (В пустыне 25:1-4).
Так внук Аѓарона предотвратил мор, ярость Господа отвратил, за что Всевышний даёт «ему и потомству его после него союз коѓенов вечный// за то, что, своего Бога ревнуя, сынов Израиля искупил» (В пустыне 25:11-13).
После жестокого мора Бог велит Моше и Элазару сделать «поголовное исчисление всей общины сынов Израиля от двадцати лет и больше по их отцовскому дому,// всех в Израиле на службу идущих». По этому исчислению будет по жребию распределена земля, когда сыны Израиля войдут в Землю обетованную: «Каждому удел по исчисленным его будет дан». И не было среди исчисленных Моше и Элазаром-коѓеном у Ярдена никого «из исчисленных Моше и Аѓароном-коѓеном» в пустыне Синай, «никого от них не осталось, только Калев сын Иефуне и Иеѓошуа сын Нуна (В пустыне 26:1-2,54,63-65), которые войдут в землю Израиля. А Моше велит Всевышний подняться на гору Ѓааварим (Аварим, дословно: переходы) на страну Израиля посмотреть. На горе, как и брат его, к народу своему будет Моше приобщён. Сказал Моше Господу.
После этого подробно рассказывается о различных видах жертв, которые должны сыны Израиля приносить; об обетах, клятвах, зароках; о войне с Мидьяном. Говорится о законах войны, добыче и разделе её, о дани Господу из добычи; о том, как колено Реувена (Рувим), колено Гада и половина колена Менаше (Манассия) получают удел на восточном берегу Ярдена (В пустыне 28 — 32). Повествуется и о том, что записал Моше «отправления в странствия по слову Господа» сынов Израиля, вышедших из Египта «под рукой Моше и Аѓарона» (В пустыне 33:1-2).
У Ярдена, напротив Иерихо, на равнинах Моава сказал Господь Моше, когда Ярден перейдут,
Предсмертная речь: Слушай, Израиль!
Всё, что узнали мы о жизни Моше и Аѓарона, об Исходе, о странствиях и войнах Израиля, узнали мы от всеведущего повествователя, видящего и слышащего любые движения, любое слово героев, из важного главное отбирающего и записавшего это в трёх книгах Учения: Имена, Воззвал и В пустыне. Последняя книга Учения — «это слова, сказанные Моше всему Израилю за Ярденом» (Слова 1:1), его взгляд, его версия происшедшего с ним, с его братом, с народом Израиля. Как и все книги Учения, пятая получила название по ключевому слову первого стиха. В древнейших переводах утвердились названия: Δευτερονόμιον (гр.) и Deuteronomium (лат.). По-русски принятое название: Второзаконие. Эти названия, отражающие характер книги, восходят к заповеди царю: сев на престол, написать себе «список Учения», дословно: второе Учение, второй закон (там же 17:18).
Слова — предсмертная речь Моше, рождённого в мифе, жившего и умершего в истории, Моше, прощающегося с народом, прощающегося с землёй Израиля, которую ему показывает Господь. Мгновение настоящего, последний миг жизни, его последнее обращение — это рассказ о пути из Египта: Исход, чудо спасения на Ям Суф, предстояние на горе Синай, сорокалетнее странствие по пустыне, поражения и победы, передача бремени власти ученику и преемнику Иеѓошуе.
Слова — предсмертная речь Моше, раз от разу совершающего немыслимое: он возвращает Богу надежду на народ, избранный Им, а зыбким рабьим душам зыбучим — надежду на их избравшего Бога.
Слова — предсмертная речь Моше о том, что менее всего вывернуто наружу, но неизбежно туда прорывается: об отношениях с братом, о времени Моше-Аѓарон, о времени, когда грех золотого телёнка их разъединил и общий грех к смерти привёл.
Цель пути Израиля двуединая: обретение Бога Израиля народом Израиля по дороге в землю Израиля. Моше повторяет десять речений (заповедей), которые призваны сыны Израиля исполнять, и законы, уставы, в которых речения обретают конкретный смысл и значение. Большая часть заключительной книги Пятикнижия прямо или косвенно обращена к уже сказанному, которое она повторяет, по-новому расставляя акценты, порой чрезвычайно лаконично, иногда корректируя сказанное, к нему добавляя.
Доля повествовательного элемента в тексте книги Слова невелика, основа Текста — напоминание и повторение заповедей, законов, уставов. Характер текста определяет наличие большого количества цитат, аллюзий, устойчивых выражений, мотивов, расширяющих его уже прозвучавшим. Как и в других книгах Учения, здесь в немалом числе стихов сохраняется незавершённость, недосказанность, характерные устной речи. Особое место в Тексте у предсмертной Песни Моше. Её адресат — народ Израиля, его нынешнее и грядущие поколения.
Не слишком большая, не очень полноводная река Ярден отделяет народ Израиля от земли Израиля, Моше, продолжающего народу Господне учение разъяснять и вспоминать долгий путь из Египта сюда, от Моше легенд и поверий.
Речь Моше полна явных и скрытых цитат, её лейтмотив — земля Израиля, обетованная Богом, святая земля, её законы, её границы, установления, жизнь на этой земле регулирующие. Моше, вспомнив клятву Господа праотцам дать эту землю потомству их, говорит об одном из наиболее мучительных конфликтов в его отношениях с соплеменниками, разрешившийся мудро.
Важнейший эпизод странствий Израиля по пустыне, по слову Моше «огромной, ужасной», это разведка земли. Обращаясь к народу, Моше говорит.
События, связанные с «высматриванием» земли разведчиками, как и многие другие, в книге Слова повторяются не совсем так, как были изложены раньше. Обычно первое повествование более обширно, но часто в сказанном в книге Слова есть ряд деталей, которых не было раньше. Первое повествование ведётся от третьего лица, с позиции находящегося как бы вне событий объективного наблюдателя. Второе — речь-завещание Моше, прощающегося с народом перед уходом из жизни. Здесь повествование от первого лица. Хотя оба рассказа ведутся в прошедшем времени, первое как бы ближе к описанным событиям. В отличие от рассказанного «по свежим следам», у Моше было время осмыслить происшедшее: его рассказ короче, меньше деталей, больше осознания происшедшего. Сравним начало обоих рассказов о посылке разведчиков.
В первом рассказе: Господь говорит Моше послать разведчиков — Моше посылает. Во втором не сказано, что Бог диктует это решение и что Моше так решил. Зачем? Он ведь уверен, что земля покорится: поднимись, владей, наследуй, не бойся и не страшись! Это осторожный народ: «Пошлём мужей перед собой», с чем Моше согласился, это было в его глазах хорошо.
События не изменились. Изменился взгляд на события.
Особенно ярко и отчётливо это заметно, когда Моше рассказывает о решении Господа показать землю Израиля, в которую он не войдёт. В варианте рассказа из книги В пустыне в ответ на приговор Моше только просит Господа назначит преемника, «мужа над этой общиной» (В пустыне 27:16). Рассказ в книге Слова полон отчаяния: я только начал познавать Тебя, Господи, позволь мне увидеть эту добрую землю…
По пути в Землю обетованную сыны Израиля, не враждуя, проходят, а там, где не получается с миром пройти, сражаются и побеждают. Израиль идёт по земле, населённой народами, живущими и исчезающими во времени доисторическом, творя свои мифы, похожие на чужие, которые вместе с ними исчезнут, лишь далёкие отголоски оставив в языке завоевателя. Вооружён странник не лучше аборигенов, полководцами наделён не щедрей, но одарён духом могучим, часто слабеющим, и верой безмерной, колеблемой постоянно, мерцающим осознанием исторической миссии. С этим аборигены ничего поделать не могут: умные с диким странником войну не затевают, мирно позволяя через свои земли пройти, слишком верящие в силу свою воюют и отступают, затаив злобу, иные навсегда, то есть пока не исчезнут, в истории победителей глухим отзвуком сохранившись.
Если в предыдущих книгах Моше обращается к современникам, то в последней книге Пятикнижия — всё больше к потомкам. Здесь его речь гораздо эмоциональней, экспрессивней. Вспоминая дарование Десяти речений, Моше говорит, в будущее заглядывая, грядущее прорицая; мысль о смерти, о том, что Ярден ему не перейти, звучит в речи рефреном.
Моше пророчествует о будущем Израиля, заглядывая во времена, когда развратившийся народ будет наказан изгнанием, в страдании Бога познает, к Нему возвратиться, будет прощён, возвращён на землю свою.
С каждым новым стихом речь Моше становится мощней, энергичней, афористичней, создавая впечатление: перед читателем великий могучий оратор, обращающийся к внимающему ему, потрясённому его величием народу. Одно за другим проходят события недавней истории, преображённые временем и по-новому звучащим словом Моше, некогда жаловавшимся Господу на косноязычие. Возникают новые перспективы, новые временные границы. Не только сорок лет с тех пор, как Израиль покинул Египет, перед народом в слове Моше — новое прошлое: времена Авраѓама, Ицхака и Яакова, вся вчерашняя бесконечность — в цитатах, аллюзиях — вплоть до Творения. Вырастает и будущее, вначале до завоевания земли, Господом обетованной, затем до изгнания гневом и возвращения милостью Божией, вырастает до бесконечных времён, поколений неисчислимых.
Моше: «Слушай, Израиль, законы, уставы, которые в ваш слух ныне я говорю,// учите их, храните и исполняйте». Моше говорит о союзе, который Господь заключил и с отцами, и с ними. Вспоминая, напоминает: Господь с ними «лицом к лицу говорил на горе из огня», а он, находясь между Ним и людьми, слово Всевышнего пересказывал, ибо они «боялись огня и на гору не поднялись» (В пустыне 5:1-5).
Вновь звучат Десять речений, которые «Господь произнёс всем собравшимся на горе из огня, облака, тьмы» голосом громким, «на двух скрижалях каменных записал и мне Он их отдал». Тогда приблизились к нему главы колен и старейшины и сказали: «Вот, явил Господь Бог славу Свою и величие, и голос Его слышали из огня», «теперь зачем умирать, ведь пожрёт нас этот огромный огонь», «ибо какая плоть, услышав голос Бога живого, из огня говорящего, как мы, будет жива?!»; «Ты подойди и выслушай всё, что будет Господь Бог говорить,// и всё, что будет Господь Бог тебе говорить, нам расскажи, мы выслушаем и исполним». Услышав эти слова, Всевышний сказал: «Кто даст им такое сердце — страшиться Меня, хранить все дни Мои заповеди,// чтобы всегда было им и их сыновьям хорошо» (В пустыне 5:18-25).
Действительно, кто? Даже Богу не по силам страхом Божиим наделить человека.
Дважды Моше произносит знаменитые слова: Слушай, Израиль! Один раз, когда призывает хранить законы в «земле, молоком и мёдом текущей» (выражение-лейтмотив, повторяющийся во всех четырёх последних книгах Учения); второй раз, символ веры произнося.
Когда Господь приведёт в землю, о которой клялся Авраѓаму, Ицхаку и Яакову, Израиль получит «большие и хорошие города», которые он не строил, колодцы, которые не высекал, виноградники и маслины, которые не сажал, тогда, говорит Моше, «берегись, чтобы ты не забыл// Господа, который из Египта, дома рабства вывел тебя». Моше остерегает Израиль не идти за богами народов, которые вокруг него будут, «ибо Бог — ревнитель», чтобы гнев Его «на тебя не разгорелся, и тебя с земли не истребил». «Заповеди Господа Бога берегите, храните», «в глазах Господа праведное и доброе совершайте», чтобы Всевышний «прогнал всех врагов перед тобой», чтобы на вопрос сына, что лежит в основе законов, Господом заповеданных, мог отец сыну ответить: «Господь вывел нас из Египта рукою могучей. И явил Господь знаки и чудеса великие, беды Египту, Паро и всему дому его на наших глазах. А нас вывел оттуда —// привести, дать нам землю, о которой отцам нашим клялся» (Слова 6:10-23).
«Когда Господь Бог приведёт тебя в землю, которой ты идёшь овладеть», «Он прогонит перед тобой народы большие», «союз с ними не заключай, их не щади» «и не роднись с ними», «ибо сына твоего они от Меня отвратят, и богам иным будут служить», «с ними так поступайте: жертвенники разбивайте, идолов их ломайте»,
Если будет Израиль законы Всевышнего хранить и исполнять, «Господь союз и милость будет хранить», «любить будет тебя, благословит и умножит», «не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и у животных твоих», «отведёт от тебя Господь любую болезнь», «пожрёшь все народы, которые Господь Бог предаёт тебе». Но быстро истребить их Израиль не сможет, чтобы зверь полевой не размножился (Слова 7: 12-18,22).
Вновь и вновь на разные лады, с разными интонациями звучит призыв Господа: храните заповеди, их исполняйте, храните верность Всевышнему, спасавшему и охранявшему, спасающему и охраняющему вас и ваших детей, дарующему благо в вашей земле вам и вашим потомкам.
Весь путь, сорок пустынных лет — это путь познания Бога своего народом Его, путь познания народа Своего Богом его. «Мучая, морил голодом», кормил Господь маном, «чтобы сказать: не хлебом единым жив человек, но всем, что из уст Господа вышло, жив человек». На что это похоже? «Как человек, мучая, учит сына, Господь Бог, мучая, учит» народ Свой (Слова 8:3,5).
Предсмертная речь: между Ним и людьми
Язык Моше прост и однозначен: если ты, то тебе. Если ты будешь хранить заповеди, то получишь «землю потоков вод, источников бездны», «землю пшеницы, ячменя и винограда, инжира, гранатов,// землю масла олив и мёда», «землю, в которой не скудно хлеб будешь есть», «и Господа Бога будешь благословлять за добрую землю, которую тебе дал» (Слова 8:6-10).
Но если «вознесёшь сердце своё// и забудешь Господа Бога, из земли Египет, из дома рабства выведшего тебя», «добывшего тебе воду из утёса кремнистого», «в пустыне кормившего тебя маном, которого не знали твои отцы», если скажешь: «Сила моя и мощь руки моей создали мне это богатство», «если забудешь, позабудешь Господа Бога, пойдёшь за богами иными, им служить будешь и перед ними будешь ты простираться,// остерегаю вас ныне: погибнете, сгинете» (Слова 8:14-17,19).
Вновь и вновь в речи Моше звучит мотив перехода. Но если переход через Ям Суф — исключительно деяние Божие, переход, который можно назвать прыжком, отрывом от рабства, то переход в Землю обетованную, переход через Ярден — это переход в свободу. В новой земле мана не будет, будет свободная жизнь народа, ответственного за собственную судьбу, за память, людей делающую народом, ответственным за будущее, которого без памяти о прошлом не будет: «Слушай, Израиль! Ныне ты переходишь Ярден — прийти, изгнать народы больше, сильней тебя», «ныне узнаешь: Господь Бог, Он перед тобой переходит, огонь пожирающий, Он их истребит, Он их тебе покорит». Моше остерегает думать и говорить: «За мою праведность Господь привёл меня овладеть этой землёй», это не так: «за преступность этих народов Господь их перед тобой изгоняет». Напоминает Моше жестоковыйным своим соплеменникам, как они Бога гневили, как прогневавшийся Всевышний готов был их уничтожить, когда он взошёл взять скрижали, «Божиим пальцем написанные»; напоминает, как «по окончании сорока дней и сорока ночей» дал ему скрижали Всевышний, сказавший: «Встань, быстро отсюда спустись, ибо развратился народ, что вывел ты из Египта» напоминает, как хотел Господь этот народ уничтожить, сделав из Моше народ «сильней и больше его». Речь вспоминающего свой ужас Моше становится резче, отрывистей и стремительней: «Схватив обе скрижали, швырнул из обеих рук», пал пред Господом, молился (чего не было в повествовании в книге Имена 32); «как раньше, сорок дней и сорок ночей хлеб не ел, воду не пил// за все ваши грехи, что согрешили, зло в глазах Господа совершив, Его прогневили». Услышал Бог молитву Моше — простил Свой народ (Слова 9:1-19).
Несмотря на все отговорки и оправдания вина Аѓарона в глазах Моше несомненна. Однако в книге Имена не сказано то, что в предсмертной речи своей Моше говорит.
В речи звучат и слова молитвы, которой Моше за свой народ сорок дней и сорок ночей на горе Хорев молился.
Ещё одно примечательное отличие двух вариантов — рассказ о скрижалях, написанных вместо разбитых. В книге Имена сказано очень коротко: «Был он там с Господом сорок дней и сорок ночей, хлеб не ел, воду не пил,// написал на скрижалях слова союза — десять речений» (Имена 34:28). Сам же Моше говорит об этом намного подробней и в самом главном иначе. В его версии не он — Сам Господь пишет слова, «бывшие на прежних скрижалях», доверив Моше только из камня новые вытесать. Появляется и деревянный ковчег из дерева акации, который тоже должен сделать Моше. Моше вытесал скрижали, сделал ковчег, поднялся на гору, и Всевышний «написал на скрижалях, как было написано прежде, десять речений», после чего Моше со скрижалями в ковчеге спустился с горы (Слова 10:1-5). Так в Тексте вновь появился ковчег, напоминающий о том просмолённом ковчежце, в который безымянного младенца мать положила, ковчежце, напоминающем о ковчеге Ноаха (Ной), спасающегося от Потопа.
Бойтесь Бога, страшитесь — не раз и не два, постоянно. И тут же не раз и не два, постоянно — любите Бога, любите! Человека — бояться и любить одновременно? Но страх перед Богом и любовь к Богу — не страх перед человеком и не любовь к человеку. Страх перед Богом — это страх, у которого нет антонима «бесстрашие», «смелость». Любовь к Богу — это любовь, у которой нет антонима «ненависть». И тот, кто в полной мере испытал и страх, и любовь перед Богом и к Богу, с наибольшим правом может других призывать: любите, страшитесь!
Вспомним, Господь восклицает, словно в безнадёжной горести человек: «Кто даст им такое сердце — страшиться Меня, хранить все дни Мои заповеди» (Слова 5:25). А Моше призывает: «Люби Господа Бога,// храни служение Ему» (там же 11:1).
Кому, как не им, видевшим «могучую руку Его, простёртую Его длань», видевшим знаки Его и деянья в Египте, чудо Ям Суф, видевшим бунтовщиков, которых, «пасть отворив, земля поглотила», кому, как не им, чьи «глаза видели каждое великое деяние Господа», кому, как не им, поколению Исхода, пустыни, Бога страшиться и Бога любить, хранить каждую заповедь, чтобы длили они «дни на земле, которую Господь клялся дать» их «отцам, им и потомкам их». Земля эта «не как египетская земля», ту, «семя посеяв, при помощи ног, как огород», орошали; но эта, в которую переходят, «от дождя небесного пьёт она воду», «земля, о которой заботится Господь Бог». Это случится, произойдёт, «если будете слушать, внимать моим заповедям», — Моше говорит, — «любить Господа Бога, служить Ему всем сердцем своим и всей душою своей». Здесь, как нередко бывает в тексте Учения, без особо отмеченного перехода речь Моше сменяется словом Господа, продолжающим: «В срок дам дождь вашей земле, ранний и поздний,// соберёшь свой хлеб и вино своё, и своё масло», «дам в поле траву животным твоим», но «берегитесь, чтобы ваше сердце не совратилось,// и, свернув, иным богам вы служили», тогда «гнев Господа на вас возгорится: затворит небеса, и не будет дождя, и не даст земля урожай,// и быстро сгинете с этой доброй земли, которую даёт вам Господь», потому «в ваши сердца и в души ваши слова эти вложите», «учите им своих сыновей», «чтоб умножились твои дни и дни твоих сыновей на земле, которую клялся Господь отцам твоим дать,// как дни небес над землёю» (Слова 11:2-21).
Таким, резко полярным, между благословением и проклятием определён исторический путь народа, соблюдающего и нарушающего заповеди, данные Господом народу Израиля через Моше. Важнейшая заповедь: все следы языческого служения уничтожить — разбить жертвенники, сломать идолов, только в место, которое Господь Бог изберёт «утвердить Имя Своё», жертвы только туда приносить, только там радоваться пред Господом (Слова 12). Моше даёт народу законы о лжепророке, отступнике-совратителе, городе, жители которого иным богам стали служить (там же 13); о чистых и нечистых животных, рыбах и птицах (там же 14); законы седьмого года: прощение долгов, освобождение рабов, об освящении первородного скота (там же 15); Моше рассказывает о паломнических праздниках, взывает вершить праведный суд (там же 16); даёт закон о служащем иным богам, который должен быть приговорён судом к смерти, закон о том, что суд должен вершиться на месте, избранном Господом, даёт закон о царе (там же 17); Моше говорит: удел левитов — Господь, остерегает творить мерзости изгоняемых народов, предостерегает о лжепророке (там же 18); даёт законы о городах-убежищах (там же 19). И надо всем этим и сквозь это всё настойчиво, неотступно, неотвратимо, как наказание Божье, вечно, как милость Господня, рефрен: «Ибо народ святой ты Господу Богу,// и тебя из всех народов земли избрал Господь Бог Себе драгоценным народом» (там же 14:2).
С особой силой звучит текст о законах войны, в которых акцент на ограничении неизбежных жестокостей.
Законы Моше многочисленны и разнообразны, они призваны всесторонне регулировать жизнь Израиля в стране Израиля, жизнь избранного, святого народа в святой, обетованной Богом земле. Среди них — закон об обнаруженном мёртвом теле, о пленнице, наследстве первенца, сыне буйном и непокорном, закон, запрещающий на ночь труп повешенного оставлять (Слова 21); законы о возврате пропажи, закон, запрещающий смешение разных видов растений, смешение шерсти и льна, о распустившем сплетню о жене, которую возненавидел, закон о девице, законы о любодействе и изнасиловании (там же 22); законы о тех, кто не войдёт и кто войдёт в общину Господню, о поведении в воинском стане, беглом рабе, блуднике и блуднице, о ростовщичестве, об обете, поведении в винограднике и на поле (там же 23); законы развода, о поведении заимодавца, отношении к бедному, пришельцу, сироте и вдове (там же 24); о наказании за преступление, о левиратном браке, о верных мерах (там же 25); в речи звучит заповедь первых плодов урожая (там же 26); Моше говорит о строительстве жертвенника при переходе Ярдена, звучат проклятия согрешившему народу Израиля (там же 27); говорится о новом союзе с Господом на равнинах Моава, звучат благословения и проклятия (там же 28).
Особо — заповедь об Амалеке, прозвучавшая раньше (Имена 17:14).
Не забудь — рефрен речи Моше.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы