Особенности религиозного воззрения эвенков Приамурья. Шаманизм
Религиозные представления эвенков Приамурья являются сложной системой, где переплетаются дошаманские и шаманские элементы, которые принадлежат к различным временным пластам [3, с. 210]. Кроме того, эти разновременные элементы сохранились у отдельных групп эвенков в неодинаковом соотношении [5, с. 39]. В совокупности с фактом отсутствия шаманизма как целостной религиозной системы даже в пределах одного рода (чему способствовали кочевой образ жизни, передача шаманских знаний исключительно устным путем и личный характер наставничества) [8, с. 238-239], эта информация позволяет говорить о большом разнообразии эвенкийских представлений.
Тем не менее, выделить общие, системообразующие элементы религии представляется возможным. Самые древние дошаманские элементы имеют общетунгуский характер и восходят к эпохе позднего плейстоцена [3, с. 210-212; 8, с. 229].
Так, вселенная, по представлениям эвенков, имеет вертикальное устройство и состоит из трех миров: верхнего (угу буга), нижнего (хэргу буга), среднего (дулин буга) [4, с. 7]. Не все эвенки располагали миры вертикально, у эвенков Сибири распространено более позднее шаманское представление о горизонтальном устройстве вселенной, миры которой соединены воображаемой рекой (у эвенков Приамурья мировым деревом) [3, с. 212].
Верхний и нижний миры, в свою очередь, состоят еще из трех ярусов. Верхний мир отождествлялся с рождением, началом жизни, а также с верховными божествами – покровителями человеческого рода. Обитатели нижнего мира были повинны во всех человеческих болезнях, неудачах и несчастьях. Не все из них стремились намеренно навредить людям, наоборот, из-за специфики взаимодействия миров, они сами часто страдали от душ людей, попадающих в их мир (например, во время болезни). Источником информации об устройстве этих миров были шаманы, хотя сохранились сюжеты дошаманского периода, в которых их посещали обычные эвенки.
Все миры были населены людьми, но от мира к миру форма их существования менялась. Это было возможно, благодаря наличию у человека трех душ.
В верхнем мире обитали сразу две души человека. На третьем ярусе, расположенном дальше всего от земли, на звезде Чалбон (Венере) обитали оми. Они представляли собой души нерождённых детей, которые находились в гнездах на сухих лиственницах (мугдыкен) и выглядели как птенцы синички (чипиче-чиче). Уже здесь среди них выделяются души шаманов, они выглядят как птенцы перелетных птиц (лебеди, кулики, орлы, гагары и т.п.) и располагаются в дуплах деревьев [5, с. 12]. Таким образом, шаман в представлении эвенков изначально отличается от других людей.
Представления эвенков о верхнем мире. Рисунок И. Климовой со слов К. В. Григорьева
Об оми заботились энекан буга – хозяйка вселенной и рода человеческого, которая обитала на первом ярусе верхнего мира, и хэян – души умерших предков, которые обитали на втором ярусе. Хэян при жизни были душами взрослых людей [5, с. 12].
В отличие от первопредков мифических времен творения, предки – это умершие представители рода в реальном («историческом») времени, которые стали посредниками между духами и людьми. Они воспринимались как персонажи, появление которых может принести благо, но в то же время они были способны принести и зло [6, с. 669].
Также душами предков считались души мугды, которые обитали в нижнем мире на первом ярусе. Мугды появлялась у человека после смерти и пребывала в его теле до разложения сухожилий, а затем улетала на родовую землю предков в нижний мир [3, с. 212; 5, с. 14].
Представления эвенков о нижнем мире. Рисунок И. Климовой со слов К. В. Григорьева
Земля умерших предков называется буни. От третьего яруса Нижнего мира она отделена рекой Тунето («обломки»), через которую могут переправляться только шаманы. Здесь все в целом напоминает земную жизнь, умершие сородичи внешне выглядят как эвенки, но при этом имеют холодные тела и не дышат, их сердца не бьются, а руки приподняты и разведены в стороны. Из-за такого положения рук эвенкам кажется, что их предки пляшут. Кроме всего прочего мугды питаются кузнечиками [5, с. 21].
У А.Ф. Анисимова имеются сведения о диаметральной противоположности нижнего и среднего миров. Это значит, что все попадающее из среднего мира в нижний приобретает противоположные качества: живое становится мертвым, сломанное – целым, маленькое – большим и т.п. Человеческое тело, попадая в нижний мир, становится невидимым и способным причинять вред его обитателям, то же самое происходит с душами предков, попадающими в земной мир [1, с. 72-73].
Поэтому вещи умершего при проведении похоронного обряда слегка портили, а душу мугды стремились быстрее освободить, чтобы она не навредила живым. Местами для захоронения старались выбирать хорошо просматриваемые возвышенности. У верхнеамурских эвенков на выбор места оказывали влияние представления о том, что душа умершего не способна преодолеть водные преграды. Захоронения обычно не посещали, потому что покойников боялись [4, с. 64].
Примерно через год после обряда захоронения шаманами проводился обряд отправления души покойного в мир мертвых [3, с. 242].
Между верхним и нижним мирами располагался средний мир, т.е. земля. Он представлял собой плоскость, разделенную на родовые территории. Только здесь могли одновременно существовать сразу три души человека, этот мир во всех отношениях являлся центром мироздания [5, с. 33].
Наглядное представление о родовой территории эвенков дают ритуальные коврики наму.
Все мифы о сотворении земли и ее обитателей объединены под именем Сэвэки в единый законченный цикл [2, с. 111], который ярко обозначил неразрывную связь человека и природы. Эта связь является важнейшим ценностным аспектом в традиционной картине мира эвенков [7, с. 67].
По представлениям эвенков земля достается со дна мирового океана лягушкой (по другой версии гагарой), которая в дальнейшем становятся одним из духов-помощников шамана в нижнем мире. На момент создания земли верхний мир уже существует со всеми небесными объектами, энекан буга, ее помощниками, братьями Сэвэки и Харги [5, с. 24].
Особенностью мифов о сотворении земли в эвенкийском фольклоре является неразрывная связь возникновения земли и человека, т.е. и человек, и земля создаются одновременно [9, с. 156].
При этом растительный мир возникает самостоятельно, он, как и насекомые, служит для равновесия в природе [5, с. 35].
Сотворение человека и животных приписывается братьям-творцам Сэвэки и Харги. Младший брат Сэвэки является создателем самого человека и полезных для него животных (например, оленя, собаки). Старший брат Харги создателем человеческих болезней и вредных для человека животных (например, дятла). Для создания людей и животных использовались одни материалы: глина и железо (иногда вместо железа упоминается камень) [3, c. 215].
Покровитель растительного и животного мира – Сэвэки. Изображения на наму.
Предположительно образ Харги и его помощника Бальбуки, изображение писаницы р. Большой Онон.
По сообщениям А. Н. Варламова на ранних стадиях возникновения цикла, Харги не отождествлялся со злом. Во многих вариантах сюжетов Харги вовсе не собирается творить его, наоборот, он всячески старается помочь брату. Он говорит: «Ну, я тоже такое же поделаю». Но в результате у Харги получаются совершенно новые творения, которые сами по себе не являются чем-то плохим. Большинство текстов мифов нейтральны в оценке действий Харги и Сэвэки (не утверждается, что Сэвэки создает хорошее, а Харги – плохое). Оценочная характеристика появляется намного позже, уже с распространением христианства и уподоблением Сэвэки Христу, а Храги Сатане.
Таким образом, по мировоззрению эвенков, мир устроен по принципу «единства противоположностей». Харги, который после ссоры с братом, уходит в нижний мир и становиться его хозяином, также необходим, как и Сэвэки, ведь мир не может быть целым и единым без нижнего мира, без его обитателей [2, с. 116].
Создание рельефа во всех мифах связано со змеей (кулин), распространен миф о формировании рельефа в ходе борьбы змеи и мамонта (сэли) [5, с. 24].
Главным божеством эвенкийского пантеона является творец вселенной. Судя по всему, изначально его представляли в виде лося (оленя).
Культовое отношение к лосю и оленю формировалось тысячелетиями, оно было обусловлено ролью этих животных в хозяйстве эвенков. Культ оленя представлял собой одну из самых выразительных форм древнейшего культа зверя [5, с. 47-48]. С образом оленя (лося) связывали все три мира. С ним ассоциировались и солнце и звезды, и природные явления [5, с. 52].
Антропоморфный облик творец вселенной приобрёл лишь с приходом шаманизма. Чаще всего божество имело образ старушки (энекан буга у эвенков-орочонов, бугады мушун у эвенков Подкаменной Тунгуски). Однако создатель вселенной мог иметь и мужской образ (у манегров) [8, с. 233].
Божество не вмешивается в дела людей [10, с. 128], оно занимается охранением устройств созданной им вселенной. Для этого оно совершает обходы своих владений. Эвенки считают, что больше всего божество любит посещать писаницы, поэтому устраивают возле них жертвенники [5, с. 16-17]. К хозяину вселенной обращаются только в исключительных случаях, например, при разделении родов [1, с. 29].
Большая роль в религиозной системе эвенков отводилась шаманам. Им приписывались сверхъестественные свойства, наличие которых ставило в зависимость от шаманов благополучие и жизнь рода. Шаман был защитником душ своих сородичей, в том числе от злых и чужеродных духов [1, с. 220-221]. Только он способен устанавливать связь со всеми мирами вселенной и их обитателями [1, с. 128], поэтому образ шамана рисуется как центральная фигура среднего мира.
Нужно понимать, что все перечисленные и неназванные аспекты сосуществовали в неразрывной связи друг с другом, и составляли систему, основой которой является шаманизм, с его сложностью философских и религиозных взглядов. Наиболее яркой особенностью эвенкийских религиозных представлений было осознание себя частью природы, тождественной всем прочим элементам (растениям, животным и т.д.) и включенной в единое космическое развитие [7, с. 66-67]. Это идея легла в основу религиозно-этической практики изъятия из природы ровно такого количества ресурсов, которое не подрывало бы ее воспроизводящих основ. При этом все элементы мироздания представлялись необходимыми и обусловленными.
Представление о наличии у человека трех бессмертных душ способствовало восприятию жизни на земле лишь как одной из ступеней существования человека [7, с. 67]. Смерть осмысливается не как полное уничтожение и исчезновение человека, а как своего рода изменение формы его существования. Умерший человек – все еще «человек», который просто перешел некую грань и отныне является обитателем другого мира.
Бессмертными были именно души. После смерти они покидали тело человека и больше никогда не могли вернуться в него, отчего тело погибало. Это представление с принятием христианства повлияло на понимание эпизода распятия Иисуса Христа. Смерть его нуждалось в ином объяснении, так как, по эвенкийским представлениям, после смерти он воскреснуть не мог. У эвенков Иисуса Христа от распятия спасли мухи, которые притворились гвоздями [7, с. 114].
Таким образом, мировоззрение эвенков имело элементы различных стадий развития религиозных представлений. Одушевление явлений природы, похожесть верхнего и нижнего миров на земной мир – относятся к древнейшим. Затем появляются шаманизм, вера в духов-помощников и новые обряды, в числе которых лечение и борьба с враждебными духами.
Всё это демонстрирует, насколько гармонично эвенкийский народ сосуществовал с окружающим миром, с его обитателями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анисимов, А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований : монография / отв. ред. М.И. Шахнович. – М. ; Л. : Наука, 1958. – 235 с.
- Варламов, А.Н. Эвенкийские мифы о деянии Сэвэки человека // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия : сборник научных трудов ; под ред. проф. Г.В. Быковой, проф. Г.И. Варламовой. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2006. – С. 111-119.
- Василевич, Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.) / отв. ред. Н.А. Кисляков, В.Н. Чернецов. – Л. : Наука, 1969.− 304 с.
- Мазин, А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов : монография / отв. ред. А.П. Деревянко. – Новосибирск : Наука, 1984. – 200 с.
- Мазин, А.И. Традиционные представления эвенков Приамурья об окружающем мире: монография / А.И. Мазин, И.А. Мазин ; отв. ред. В.Н. Зенин. – Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2007. – 167 с.
- Мифологический словарь / глав. ред. Е.М. Мелетинский. – М. : Советская Энциклопедия, 1991. – 736 с.
- Мерекина, Е.В. Некоторые особенности традиционного мировоззрения эвенков: взаимоотношения человека и на основе положительных и негативных характеристик человека // Эвенкийский этнос в начале третьего тысячелетия : сборник научных трудов ; под ред. проф. Г.В. Быковой, проф. Г.И. Варламовой. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2006. – С. 66-70.
- Народы и религии Приамурья / А.П. Забияко [и др.] ; под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск : Амурский гос. ун-т, 2017. – 424 с.
- Роббек, В.А. Миф о происхождении земли и человека в эвенском фольклоре / В.А. Роббек, Х.И. Дуткин // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: (материалы всесоюз. конф. фольклористов). – Якутск, 1978. – С. 156-158.
10. Широкогорский, С.М. Этнографические исследования : избр. работы и материалы. – Владивосток : изд-во ДВ ун-та, 2001. – 191 с
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы