Комментарий | 0

Сатан

 

 

Вячеслав Желваков. Илл. к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
 

 

Он вернулся в русский язык триумфально. Годы забвения только очистили от прилипшей мелкотравчатой славы. Если прежде это был «какой-то господин или, лучше сказать, известного сорта русский джентльмен, лет уже не молодых», то при возвращении он предстал «в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец».

Первый — серый, свой, доморощенный. Второй — совершенно чужой, невесть откуда, полностью заграничный. Эдакое паскудство. Даже сравнивать неприятно. Но есть между ними, несомненно, и общее. Да и русскому читателю позволили их, Достоевского и Булгакова, почти одновременно, хочется надеяться, навсегда.

            В Средние века утвердившись, Сатан сделал блестящую карьеру в эпоху Ренессанса, чему во многом способствовал Данте, поместивший «первопричину зол» в глубине ада, придав своему герою пародийные черты: три лица — троица, шесть крыл — шестикрылый серафим. А в эпоху Романтизма Сатан стал средоточием и движителем  европейской культуры.  

 

Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
 
Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
 
О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
(«Божественная комедия», Ад, 34:28-37, пер. М.Л. Лозинского)

 

            Величественность образа некогда дивного, ныне ужасного, падшего ангела, вмерзшего в лед, не затмевает ли она лик абсолютного зла? Не провоцирует ли этот яркий, вызывающе трагический образ признать именно его, а не добро — абсолютом? Конечно, этот вопрос не к Данте, но к романтизму. Если у Дж. Мильтона в «Потерянном рае» Сатана — величавый эпический герой, то Дж. Байрон превращают его в вольнолюбивого мятежника, который у М. Лермонтова в «Демоне» приобретает одухотворенные черты, зримо воплощенные спустя почти столетие М. Врубелем: «дух изгнанья», «познанья жадный», «счастливый первенец творенья». 

 

Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья —
И зло наскучило ему.

 

            У нечистой силы множество имен и бесчисленное количество прозвищ. Из иврита пришли Сатана и Вельзевул (дословно: Повелитель мух, вероятно, издевательское); из греческого — Дьявол; из латыни — Люцифер; из немецкого — черт (этого вовсе с заглавной писать не пристало). Мефистофель явился из германской повести 16 в. «Фауст». Из Евангелия — прозвища: лжец и отец лжи, лукавый. И многое, многое другое. 

Если некому и некогда творить добро, если вот-вот во всеуслышание будет объявлено, что Бог умер, не остается ничего иного, как возложить обязанность творения добра на того, кто был олицетворением зла, — Мефистофеля, с чеканной точностью Гете  при помощи Пастернака убедившего нас, что его миссия — «творить добро, всему желая зла». С этой инструкцией и появляется в большевистской Москве критичный, ироничный, то ли злом, то ли добром москвичей оделяющий Воланд.

            Синонимично или антонимично, так или иначе, дьявол в любой из христианских культур соотносится с искусителем, предлагающим Иисусу превратить камни в хлеба, броситься с Храма вниз, предлагающим власть над всеми царствами мира, взамен требуя одного — ему поклониться. Ответ Христос знает из Второзакония и Псалмов (От Матфея 4:3-10). Да и сам лукавый знатоку Писания известен, несмотря на то, что в Ветхом завете появлялся не часто. Точней, считанные разы.

            Один из них (о текстах Писания говорить «раньше-позже», почти всегда  невозможно) — у Зхарии, одного из так называемых «малых» пророков.

 

Показал Он мне Иеѓошуу, Главного коѓена, стоящего перед посланцем Господним,
а сатан справа стоит — преградой ему.
 
Сказал сатану Господь: Разгневается, сатан, Господь на тебя, разгневается Господь, Иерушалаим избравший, сатан, на тебя!
Ведь он головня, спасенная из огня (3:1-2).

 

            Последние слова первого стиха «преградой ему» («преграждать», «препятствовать», леситно) можно перевести не буквально, а, передавая вторичное значение: обвинять. Роль сатана у Зхарии предельно ясна: он обвинитель, он препятствие на пути Израиля на родину из изгнания. Вот и всё. Так же неожиданно, как появился, тот из видения исчезает: сатан сделал свое дело — сатан может уйти. Наступил черед посланца Господня вразумлять Главного коѓена.

            Куда как заметнее роль Сатана в книге Иова, где некая субстанция зла персонифицировалась и обрела имя собственное. Заметим, книга Иова, написанная на иврите, самая космополитичная из всех книг ТАНАХа. Ее язык — иврит со столь значительным влиянием арамейского языка, что Н.Х. Тур-Синай пришел к выводу: книга переведена с арамейского или была составлена на севере Израиля, где влияние арамейской культуры было особенно велико. Что с прописной, что с заглавной, но сатан выглядит в ТАНАХе если не чужим, то очень уж одиноким.

Книга Иова состоит из прозаических пролога (главы 1-2) и эпилога (42:7-17), обрамляющих поэтические главы, в которых — спор Иова с друзьями и Богом. В прологе два главных действующих лица: Господь и Сатан. Контекст диктует написание с заглавной буквы. Так же, с заглавной он фигурирует в Вульгате. В большинстве переводов на славянский и русский: сатана; дьявол в Септуагинте, Противоречащий — в переводе С. Аверинцева.

Обратим внимание: слово «благословлять» в прологе, кроме реплики Иова в конце первой главы, употреблено как эвфемизм «проклинать».

 

Глава 1
 
Был человек в стране Уц по имени Иов,
и был человек этот невинен и прям, страшился Бога и от зла удалялся.
 
Родилось у него семеро сыновей и три дочери.
 
Был скот у него: семь тысяч овец и верблюдов три тысячи, и пятьсот пар быков, и пятьсот ослиц, и рабов множество,
и был человек этот самым великим среди сынов Востока.
 
Ходили его сыновья, устраивали пир каждый в свой день,
посылали, трех сестер своих звали — есть с ними и пить.
 
Было: когда круг пиров завершали, посылал Иов, чтоб они освятились, вставал утром, возносил всесожжения по числу всех, говоря: «Может, сыновья мои согрешили, благословляя Бога в сердце своем»,
делал так Иов все свои дни.
 
Было однажды: пришли сыны Божии предстать пред Господом,
и Сатан среди них тоже пришел.
 
Сказал Господь Сатану: Откуда пришел?
Ответил Сатан Господу, говоря: «Бродил по земле, расхаживал».
 
Сказал Господь Сатану: Ты внимание на раба моего Иова обратил?
Нет такого, как он, на земле, человека невинного и прямого, он Бога страшится и от зла удаляется.
 
Ответил Господу Сатан, говоря:
«Даром Иов Бога страшится?
 
Не Ты ли кругом оградил его и дом его, и всё, что у него,
деяния рук его благословил, и его скот по земле распространился.
 
Но протяни руку Свою, тронь что-то его,
не в лицо ли благословлять Тебя будет?!»
 
Сказал Сатану Господь: Вот, в твоей руке всё его, только на самого не протягивай руку,
ушел Сатан от Господа.
 
Было однажды:
его сыновья и дочери едят, пьют вино в доме брата своего, первенца.
 
Пришел посланец к Иову и сказал:
«Быки пахали, и ослицы паслись возле них.
 
Напала Шева, забрала их, а юношей мечом поразили,
только я один спасся — тебе сообщить».
 
Этот еще говорит, а приходит другой, говорит: «Пал огонь Божий с небес, сжег скот, пожрал юношей,
только я один спасся — тебе сообщить».
 
Этот еще говорит, а приходит другой, говорит: «Касдим, выставив три отряда, на верблюдов набросившись, их забрали, а юношей мечом поразили,
только я один спасся — тебе сообщить».
 
Этот еще говорит, а приходит другой, говорит:
«Твои сыновья и дочери ели и пили вино в доме брата своего, первенца.
 
И — ворвался из пустыни ветер могучий, по четырем углам дома ударил, упал на юношей — погибли они,
только я один спасся — тебе сообщить».
 
Встал Иов, плащ разорвал, остриг голову,
пал на землю и распростерся.
 
Сказал: «Нагим из утробы матери вышел — и вернусь нагим, Господь дал — Господь взял,
да будет имя Господа благословенно».
 
Во всем этом не согрешил Иов
и зла на Бога не возложил.

 

Глава 2
 
Было однажды: пришли сыны Божии предстать пред Господом,
и Сатан среди них предстать пред Господом тоже пришел.
 
Сказал Господь Сатану: Откуда пришел?
Ответил Сатан Господу, говоря: «Бродил по земле, расхаживал».
 
Сказал Господь Сатану: Ты внимание на раба моего Иова обратил? Нет такого, как он, на земле, человека невинного и прямого, он Бога страшится и от зла удаляется,
и все еще тверд в невинности, а ты совращаешь, его безвинно губя.
 
Ответил Господу Сатан, говоря:
«Кожу за кожу и всё, что у человека, отдаст он за душу свою.
 
Но протяни руку Свою — порази кость, его плоть,
не в лицо ли благословлять Тебя будет?!»
 
Сказал Сатану Господь: Вот, он в твоей руке,
только душу его береги.
 
Ушел Сатан от Господа,
поразил Иова от стопы и до темени злым нарывом.
 
Взял черепок, чтобы чесаться,
и в пепел он сел.
 
Сказала ему жена: «Ты всё еще тверд в невинности?
Благослови Бога — умри!»
 
Сказал ей: «Как одна из подлых ты говоришь, добро примем от Бога, а зло не примем?»
Во всём этом не согрешил Иов устами своими.
 
Услышали трое друзей Иова обо всём этом зле, постигшем его, и пришел каждый из своего места: Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха, Цофар из Наамы,
условились вместе прийти, жалеть его, утешать.
 
Подняв глаза издалека, его не узнав, возвысив голос, заплакали,
разорвали каждый одежду свою и швырнули пепел на свои головы, к небу.
 
Сидели с ним на земле семь дней и семь ночей,
никто ничего ему не сказал, видели: очень боль велика.

 

            Вот, пожалуй, и всё о сатане в ТАНАХе. Был ли он доморощенным или пришлым, нам не узнать. Но имя у него, безусловно, еврейское. Вспомним Зхарию: «а сатан справа стоит — преградой ему (леситно)».

Против воли исполняя требование Балака проклясть евреев, Билам встает поутру, седлает ослицу  —
 
Разгорелся гнев Господа, что идет, стал посланец Господа на пути преградой ему,
на ослице едет и двое юношей с ним
(В пустыне, Бемидбар 22:22; в русской традиции: Числа).

 

«Преграждать», «препятствовать» — первоначальное значение корня שטנ (стн).  Вторичное: провоцировать, обвинять. Отсюда смысл слова «сатан»: препятствующий, преграждающий, провокатор, обвинитель.

            В значении «преграда» употребляется слово «сатан» и в книге Шмуэль (1 29:4), так отзываются о Давиде, нашедшем убежище среди них, вельможи плиштим, идущие на войну против евреев. Таково же значение  слова в речи самого Давида, говорящего: «Что мне и что вам до меня, сыновья Цруи? Вы будете мне сегодня преградой» (там же 2 19:23).

В Теѓилим (Псалмах, 109:4,20,29) встречаем интересующий нас корень уже во вторичных значениях «обвинять» (или «ненавидеть») и «обвинитель» (или «ненавистник»). Точно так же, как сатан стоит справа от Главного коѓена в пророчестве Зхарии, в 6-ом стихе этой главы стоит, как предписывает контекст, «обвиняющий».

И, пожалуй, последний случай появления в ТАНАХе сатана — в Повести лет (Диврей ѓайамим 1 21:1):

 

Поднялся сатан на Израиль,
подстрекал Давида исчислить Израиль.

 

            И в более поздние времена евреи не слишком интересовались сатаном, не слишком настойчиво подыскивая ему место под солнцем, отождествляя то со змеем-искусителем, то с ангелом смерти. В Талмуде Сатан обвиняет Авраѓама, мол, тот не принес жертву Господу за рождение Ицхака (Санѓедрин 89б); сатан является мудрецам в виде женщины, их искушая (Кидушин 81 а-б). Роль искусителя отводит ему мидраш (толкование ТАНАХа), объясняя грехопадение Адама, поклонение золотому тельцу, грех Давида с Бат-Шевой (Вирсавией). Таким образом, роль сатана в еврейской традиции по сравнению с тем положением, которое он занял в христианстве, всегда оставалась бледной, сводясь к роли препятствия на пути человека к Богу. Для христианства Сатана-Вельзевул-Дьявол-Люцифер есть олицетворение всеобщего зла. Для иудаизма — преграда к всеобщему добру. Дьявольская разница.

Почему иудаизм в гипотезе сатана не слишком нуждается? Господь часто  ведет диалог с избранным народом непосредственно, а в том случае, когда между Ним и Его народом выступает посредник, пророк, подобный Моше, тот видит роль свою в том, чтобы донести слово Творца в его подлинности, без искажений. Что до способности сатана гневить Господа, то и без него евреи с удивительным упрямством это стремление на протяжении всего ТАНАХа последовательно демонстрируют.

Так что, кому сатан интересен, остается из пустыни перенестись в иное пространство. Скажем, за А.С. Пушкиным на берег моря.

 

Фауст
 
Мне скучно, бес.
 
Мефистофель
 
Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка