Шломо (Соломон). Научная реконструкция (6)
6
Лёг Шломо с отцами своими
После освящения Храма царь и народ принесли жертвы. «Медный жертвенник пред Господом мал был вместить всесожжение и приношение хлеба, и тук жертв мира». После празднества освящения, которое длилось семь дней, наступил праздник Сукот. Оба празднества по семь дней продолжались, и на них собрались люди со всей страны. После чего царь «народ отпустил», и израильтяне «пошли по шатрам своим веселы, добросердечны от всех благ, Господом Давиду, рабу Своему, и Израилю, Своему народу, дарованных» (Цари 1 8:62-66).
Второе явление Бога Шломо
После того, как Шломо завершил строительство Храма и царского дома, второй раз «после того, как ему в Гивоне явился», обращается Всевышний к Шломо, повторяя обетование о вечности дома Давида на престоле Израиля и проклятие изгнания, если сыновья Израиля от Него отступят, от истинного Бога своего отойдут (Цари 1 9:1-2).
за это навёл на них Господь Бог всё это зло» (там же 3-9).
Видимо, даже самое идеальное царствование не может быть до конца идеальным. Учение приводит заповеди царю:
Шломо любим Господом, он Господом избран. Шломо — «из братьев», из самого большого колена Израиля. Хотя он и «множит коней» и даже устанавливает добрые отношения с гигантом на юге, но народ в Египет возвращать совсем не намерен. Касаемо жён…
«Царь Шломо любил множество чужестранок», кроме дочери фараона, «из Моава, Амона, Эдома, Цидона, хити» (моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки, хеттеянки; Цари 1 11:1). Несомненно, важнейшая по своему статусу жена — египтянка, за ней — из Цидона. Заметим, «дипломатические» жёны Шломо расположены в стихе вдоль границ его царства. Дочь фараона «представляет» юго-западную границу — с Египтом, три следующие жены (из Моава, Амона, Эдома) — юго-восточную, из Цидона и царства хити — северо-западную. Кроме запрещения «множить жён», Шломо нарушает запрет родниться с семью народами, населявшими Землю обетованную до прихода Израиля (Слова 7:3, см. также: Иеѓошуа 23:12). Он входит к женщинам «из народов, к которым Господь говорил сынам Израиля не входить, и они к вам не придут, ибо наверняка сердце ваше к богам своим склонят». Всего было у любвеобильного царя «семьсот жён-цариц и триста наложниц» (Цари 1 11:2-3; «Шестьдесят их, цариц,// и восемьдесят наложниц,// а девиц без числа», Песнь песней 6:8).
Шломо — мудрый правитель могучего царства. Но даже спустя годы блестящего царствования, даже в старости Шломо не избежать сравнения с великим отцом.
«Пошёл Шломо за Ашторет» [Астарта], языческой богиней плодородия, «за мерзостью Амона Милкомом» (Молех, Молох, верховное языческое божество, Милхом), построил ему и «мерзости Моава Кемошу [Хамос]» «на горе у Иерушалаима возвышение». «Так сделал для всех своих жён-чужестранок,// своим богам жертвы приносящим и воскуряющим». «Разгневался Господь на Шломо:// отвернул он сердце своё от Господа Бога Израиля, дважды явившегося ему. Повелел ему не идти за богами чужими,// но, что Господь повелел, он не исполнил». И последовало тяжёлое наказание.
Наказание суровое, однако, не такое, какое было Шаулю, которому Шмуэль (Самуиил) говорит: «Оторвал сегодня Господь от тебя царствование над Израилем,// отдал ближнему, который лучше тебя» (Шмуэль 1 15:28). Ближний лучше Шауля — это Давид, без которого любой разговор о царе невозможен.
Относительная несуровость наказания Шломо — не ради него самого. Ради Давида! Наказание Шломо — это, так сказать, наказание будущим, а тем временем «поставил Господь врага перед Шломо — Ѓадада из Эдома [Адер Идумеянин],// из потомков царя Эдома». (Эдом — ближайший сосед Израиля, его территория находилась к востоку и югу от Солёного — Мёртвого — моря.)
Снова мёртвый Давид хватает живого Шломо. Текст напоминает, что некогда «шесть месяцев Иоав и весь Израиль» находились в Эдоме, «пока всех мужчин Эдома не истребили». Тогда, спасаясь от гибели, уцелевшие мужи Эдома бежали в Египет. Ѓададу оказал покровительство «царь Египта Паро», который дал беглецу дом, хлеб и землю, а также «сестру жены своей, сестру Тахпенес-царицы [Тахпенеса] дал ему в жёны». Услыхав о том, что «лёг Давид с отцами своими и умер Иоав, военачальник», просит Ѓадад Паро его в «землю свою» отпустить (Цари 1 11:14-21).
Ѓадад был не единственным врагом царства Израиль. Но и он, и Резон сын Эльяды (Разон, сын Елиады), и главное — «доблестный воин» Яровам восстанут уже на наследника царства. Основные проблемы с врагами Израиля и единства страны достанутся не царю мира Шломо, а его преемнику Рехаваму, ни отцовской мудрости, ни его миролюбия не унаследовавшему. И до и после Шломо — войны, вражда, его же царствование — остров мира в истории, его Господь наградил покоем и благоденствием.
Сообщением о врагах самого мирного из царей Израиля и завершается рассказ о Шломо: «Другие слова Шломо и всё, что он сделал, мудрость его// записаны в Книге деяний Шломо» (там же 41).
Интересная книга! Представим.
Бедуинский мальчик прибегает к отцу: «Тятя, тятя!» Вход в пещеру после землетрясения приоткрылся, в пещере сосуд глиняный обнаружился, в нём свиток, временем почти не испорченный, вдруг открылся и перед учёными взорами сам собой развернулся.
Да и с чего ему портиться? Сухо, ни людей, ни мышей. Научные реконструкторы развернули и всё прочитали, мелкие лакуны без особого труда быстро заполнили.
И?
Всё подробно, со знанием дела, с великим множеством деталей описано. Строительство Храма, дворца, даже конюшен, счета аккуратно приложены. Сотрудничество с Хирамом подробно изложено, даже письма друг к другу приводятся. Список жён (семьсот — вовсе не шутка) и наложниц (триста — и это не просто). Подробно освещены визиты не только царицы Шевы, но и других царей и цариц, которые дивились обилию блюд на столе и дворцовым порядкам, даже павлины описаны. И про мудрость кстати, вскользь упомянуто, мол, там-то читайте и там-то интересуйтесь. Бессобытийное, бессюжетное время — что, кроме деталей, можно добавить? А завершалась та книга точно так же, как наша:
Столько же, сорок лет царствовал и Давид.
Дерзнём предположить. Похоже, Господь Шломо восторгался, как отец первенца своего, Давида любя.
(Окончание следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы