Судьи (3)
Авимелех, царь-самозванец
В рассказе об Авимелехе нет традиционной схемы, по которой строились предыдущие тексты. Причина проста: он не судья, он — самозванец.
Согласно Учению, царь не является идеалом властителя. Если все судьи-спасители, включая его отца, были от притязаний на царскую власть далеки, то в имени Авимелех намёк заключён не случайно: отец спас Израиль, кому как не сыну его власть унаследовать?
<--- Кевин (Кевиссимо) Ролли " Смерть Авимелеха".
Сын наложницы, Авимелех относится не к дому отца — к дому матери. Он идёт к её братьям, напоминая: он кость их и плоть, и вопрос предлагает: «Что лучше, власть над вами семидесяти человек, всех сынов Иерубаала, или власть над вами одного человека?» (9:2)
Братья матери говорят об Авимелехе своим согражданам, жителям Шхема, их сердца склоняются к Авимелеху, он ведь брат их, они дают ему семьдесят серебряных — общественные деньги, хранящиеся в языческом храме, на которые тот «нанял людей ветреных и пустых, пошедших за ним». Авимелех пришёл в дом отца, «убил братьев своих, сыновей Иерубаала, семьдесят человек на камне одном,// остался Иотам [Иофам] сын Иерубаала, младший, он спрятался». «Авимелеха воцарили// возле дуба, что в Шхеме» (там же 4-6).
О захвате власти, воцарении сына наложницы сообщают сыну Гидона Иотаму, который, «встав на вершине горы Гризим [Гаризим], возвысил голос, воззвал,// сказал: «Слушайте меня, жители Шхема, и услышит вас Бог» (там же 7).
Почему именно с этой горы произносит он известную притчу? Моше и старейшины заповедали народу, когда Ярден перейдут, станут шесть колен на горе Эйваль (Гевал), а шесть — на горе Гризим, и с горы Эйваль будут произносить благословения народу Израиля, а с горы Гризим — проклятия произносить (Слова 27).
Смысл выбора горы Гризим: воцарение Авимелеха — проклятие народу Израиля.
и пойду по деревьям скитаться?»
Рассказ об Авимелехе-терновнике — доказательство от противного: власть судьи — хорошо, потому что власть царская — пагуба. Отсюда и смысл имени самозванца: он — сын, наследник царя, потому право на власть ничем не должен доказывать. В этом главное отличие власти царя от власти судьи, правителя временного, необходимость в котором возникает в случае внешней угрозы. В остальное время каждое колено живёт само по себе, в объединяющем начале отнюдь не нуждаясь. В отличие от царя, у судьи нет постоянного войска, он не собирает налоги и, коль нет войны, исчезает, во всяком случае, из повествования.
Закончив притчу, Иотам прямо упрекает жителей Шхема.
Напророчив распрю между жителями Шхема и Авимелехом, Иотам бежит. Авимелех три года властвует, пока Господь не наслал злой дух между ним и жителями Шхема, которые его предают. Они устраивают засады и грабят всех проходящих мимо них по дороге.
Явился и новый самозваный терновник — Гаал сын Эведа (Гаал сын Еведов) с братьями, они «выходили в поле, в виноградниках урожай собирали, давили, празднества совершали,// в дом бога своего приходили, ели, пили, Авимелеха проклинали», говорили: «Кто Авимелех и кто Шхем, чтоб мы служили ему?» (там же 27-28).
В этот момент в повествовании появляется новый персонаж — городской правитель Зевул, которому наглость нового терновника не понравилась, и он посылает известие старому, приглашая того на восходе солнца обрушиться на город и сделать Гаалу, «чего достигнет рука» (там же 33). Зевул обманывает Гаала, и в сражении старый терновник нового побеждает. После этого жители Шхема против Авимелеха восстают, но тот их побеждает и, «разрушив город, его солью засеял» (там же 45) — в знак того, что вместо города будет безжизненная земля.
И ещё одно преступление совершил Авимелех. Уцелевшие жители Шхема нашли прибежище в городской башне. Такой защищённый участок — крепость с башней — часто был внутри городских стен. Поднявшись на гору, Авимелех, срубив ветвь, положил её себе на плечо и сказал народу, что с ним: «Видели, что я сделал, быстро, как я, сделайте то же». И — сделали: «каждый срубил ветвь, и пошли за Авимелехом, и, обложив башню, подожгли башню огнём,// погибли все люди, все обитавшие в башне Шхема, мужчины и женщины, около тысячи» (там же 48-49).
Эта башня обернулась для Авимелеха иной в другом городе, который пошёл уничтожить. Он его захватил, жители города в башне укрылись, «одна женщина, бросив обломок жернова на голову Авимелеха,// череп ему проломила» (там же 53).
Не все судьи удостоились рассказа о них. Так, о Толе сыне Пуи (Фола сын Фуи) из колена Иссахара сказано лишь, что судил он Израиль двадцать три года (10:1-2). А после него двадцать два года судил Израиль Яир (Иаир) из Гилада, что в Заиорданье. О нём сообщается больше: «было тридцать сыновей у него, ездивших на тридцати ослах, и городов у них тридцать», которые «называют селениями Яира» (там же 3-4). Но главное, хоть это и было не ново, «опять творили сыны Израиля зло в глазах Господа»: оставив Всевышнего, служили языческим богам соседних народов. «Возгорелся гнев Господа на Израиль», предал его в руку врагов, которые «били, губили» (там же 6-8). Возопили сыны Израиля к Господу, в ответ услыхали:
Сын Гилада и блудницы Ифтах был мужем отважным. Сказав: «Не будет тебе удела в доме отца нашего», братья Ифтаха изгнали. О его жизни в изгнании сказано: «прибились к Ифтаху люди пустые, с ним выходили». В переводе с вежливого — речь о судье: разбойничали. Но в минуту смертельной опасности не до морали: пошли старейшины Гилада, сказали Ифтаху: «Иди, будь нам командиром» (11:2-3, 6).
Первым делом отправил Ифтах посланцев к царю Амона с вопросом: почему тот пришёл в землю его воевать? Ответ: выходя из Египта, Израиль землю забрал, «теперь верни её с миром». Вторично посылает посланцев Ифтах, утверждая: не забирал, посылает с историческим экскурсом и выводом из него: Израиль триста лет живёт в этих местах, посылает с вопросом: «почему вы всё это время их не вызволяли?», и заключением: «Я перед тобой не грешил, а ты зло творил, со мною воюя,// рассудит Господь, ныне судящий, между сынами Израиля и сынами Амона» (там же 13, 26-27).
Отдал Господь врагов в руку Ифтаха, «поразил их тяжким ударом», «сыны Амона сынам Израиля покорились» (там же 32-33). Возвращается Ифтах-победитель, подходит к дому —
С именем Ифтаха связано и упоминание о гражданской войне в Израиле между Гиладом и коленом Эфраима, мужи которого пришли к Ифтаху с упрёком: почему он их не позвал воевать с сынами Амона, и угрозой: сжечь его дом. На это Ифтах отвечал: когда он был в распре с сынами Амона, он звал их, но где они были, когда в их поддержке нуждался, и зачем появились, в дележе трофеев участвовать?
В войне с Эфраимом Гилад побеждает, захватывает их броды в Ярдене, а для того чтобы проверить не из Эфраима ли человек, желающий переправиться, от него требуют произнести слово «колос»: люди колена Эфраима не могли правильно выговорить его, произнося вместо «ш» — «с»: «Скажи-ка шиболет», говорил он сиболет» (12:6).
«Судил Ифтах Израиль шесть лет», «после него судил Израиль Ивцан (Есевон) из Бейт Лехема (Вифлеем). Было у него тридцать сыновей, тридцать дочерей он отпустил и тридцать дочерей привёл своим сыновьям,// семь лет судил он Израиль» (там же 7-9). «После него судил Израиль Эйлон [Елон] из Звулуна [Завулон],// десять лет судил он Израиль» (там же 11); его сменил Авдон, у которого было «сорок сыновей и тридцать сынов сыновей, ездивших на семидесяти ослах,// восемь лет судил он Израиль» (там же 14).
(Продолжение следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы