Комментарий | 0

«Вечные» проблемы современной цивилизации

 

Питер Рубенс. Прометей прикованный.

 

 

Проблемы современной цивилизации столь же современны, сколь и «вечны», потому что это проблемы двойственного, материально-духовного, существования человека. Уже Кант высказал тревогу по поводу того, что развитие внутренней культуры отстает от развития «внешней культуры», т.е. цивилизации. Эта «рассинхронизация» между цивилизацией и культурой, собственно, и является причиной тех проблем, с которыми сталкивается человечество на протяжении всей своей истории. Познавательная способность человека всё время как бы опережает познание того, что такое добро и что такое зло. Человек постоянно совершает такие поступки, которые не совместимы, условно говоря, с кантовским нравственным категорическим императивом. Другими словами, цель и средства поведения реальных людей, увы, никак не могут стать принципами всеобщего законодательства.

Этим обусловлен первый круг проблем человеческой цивилизации. Символически они были обозначены уже в мифологии. Недаром первый европейский философ истории Августин Блаженный (V в. н.э.) начинает человеческую историю с библейского мифа о грехопадении Адама и Евы, вкусивших запретный плод с древа познания добра и зла. Иначе говоря, проблемы человечества проистекают прежде всего от того, что человек – это, во-первых, существо, наделенное разумом; во-вторых, обречен судить о мире и о себе через призму категорий нравственности (добра и зла). Это то, что его возвышает над всем тварным миром (миром сотворенным Богом), но одновременно порождает проблемы, начиная с того, что человек — это, по-видимому, единственное существо на нашей планете, которое осознает смертность своего существования, и это осознание делает человека, может быть, самым несчастным существом на Земле.

Второй круг проблем можно символически обозначить именем героя древнегреческой мифологии Прометея. Напомню, что Прометей — это представитель древнего поколения хтонических (букв. земляных) богов, которых было принято называть титанами. Именно Прометей и его брат-близнец Эпитемей, создавали на земле все живые существа, животных, а затем и человека. Прометей научил людей различным ремеслам, шить одежду, строить жилище, изготавливать орудия труда, охотиться. Кроме того, Прометей принес людям огонь, который он украл у Зевса. Конечно, такой поступок Прометея вызвал страшный гнев верховного правителя, поэтому он приказал своему сыну, богу кузнечного дела и огня Гефесту, приковать Прометея к горам Кавказа. Мало того, что Прометей был прикован, к нему еще прилетал орел — потомок древних чудовищ, который клевал Прометею печень. Он делал это днем, и только ночью, когда улетал орел, печень Прометея восстанавливалась. Но наступал новый день и мучения Прометея продолжались снова. Продолжались они до тех пор, пока Прометея не освободил другой мифологический герой по имени Геракл. По дороге в сад Гесперид, где росли яблоки вечной молодости, он как раз и освобождает Прометея.

Что собой символизирует этот миф о Прометее прикованном и Прометее освобожденном? По сути дела, это аллегория взаимоотношений человеческого рода и природы. Природа, с одной стороны, порождает человека, научает его различным умениям, а с другой стороны, она очень страдает от его деятельности. Эти проблемы, которые не сегодня возникли, но особенно обострились за последние столетие. Условно их можно было бы назвать экологическими проблемами, хотя это, конечно, проблемы более широкого масштаба — проблемы взаимоотношения человеческого рода и природы.

К этой группе проблем относится и проблема народонаселения. Рост численности человечества по экспоненте, в результате чего вид homo sapiens  стал едва ли не рекордсменом среди других популяций млекопитающих на планете, породил проблему исчерпаемости ресурсов на планете и распределения жизненного пространства, когда в одних частях планеты — огромная концентрация людей (особенно в мегаполисах), а с другой стороны,  огромные территории, которые мало пригодны для жизни, поскольку у человечества не хватает ни возможностей, ни воли освоить их для нормальной жизни. Есть еще проблема, которая также связана с природой, но уже индивидуально-телесной природой человека. Это проблема болезней, когда старые болезни всё более «молодеют» и дополняются новыми, ранее не известными. 

Третий круг проблем современной цивилизации можно обозначить мифами о Геракле. Всем известны знаменитые 12 подвигов Геракла, символизирующие становление и развитие человеческой культуры и цивилизации, но надо иметь ввиду, что это только половина мифологии, посвященной этому герою. Вторая половина мифов о Геракле рассказывает о его войнах. Именно эта проблема и представляет собой едва ли не самую большую угрозу существованию человечества. Неслучайно в мифах о Геракле именно постоянное военное противоборство между людьми из-за их алчности и зависти, которые, как смертельный яд Лернейской гидры (второй подвиг Геракла), отравляет жизнь человечества и грозят его уничтожить также, как в конце концов погубили главного героя.

Во весь рост эта проблема встала, конечно, только в XX столетии в связи с созданием оружия массового поражения. Первый сигналом стала газовая атака во время Первой мировой войны. Тогда человечество ужаснулось, чтó оно смогло создать и чтó использует в противоборстве друг с другом, но уже вскоре создало новое, ядерное, оружие. Как бы политики и военные специалисты не делили оружие на оборонительное и наступательное, его сущность от этого ничуть не изменилась – это всегда орудия смерти и разрушения того, что создано людьми, а всё для того, чтобы обеспечить частный интерес одних в противоборстве с частным интересом других. Мы можем только надеяться на здравомыслие и добрую волю человека. Больше ни на что, ибо само по себе совершенствование оружия окончательно никогда не снимет эту проблему, каким бы оно ни было мощным и изощренным.

Наконец, четвертый круг проблем человеческой цивилизации. Символически его можно обозначить именем персонажа еврейской мифологии – проблема Голема. Само слово «Голем» индоевропейского происхождения, состоящее из двух корней – глина и огонь. Голем был изготовлен по типу гончарного изделия людьми и оживлен магами, после чего он начал жить собственной жизнью. Более того, Голем начал возбуждать массы и, по сути дела, привел их в состояние массового безумия в желании достичь своих целей. Однако масса не способна сама чего-либо достичь, поэтому она подчиняется диктату искусственного человека Голема.

Обозначенная уже в глубокой древности, эта проблема создания человеком своего подобия и последующего подчинения ему, со всей очевидностью обозначилась уже в наше время. Речь идет о замене человека как человека, создании такого искусственного интеллекта, в системе которого человек существует лишь в качестве какого-то элемента. Уже в XX веке стали опасаться, что человек создаст роботов, и они восстанут против человечества, но до этого дело не дошло. Однако сегодня возникла другая проблема – угроза превращения человека в часть машины. В практической плоскости с этим человечество раньше никогда не сталкивалось. По сути дела, речь идет о трансформации и даже исчезновении человека как биологического вида homo sapiens.

Таковы, на мой взгляд, главные проблемы современной цивилизации. Как они могут быть решены? Логично предположить, что как они порождены, так они могут быть и решены. Если основные проблемы и человеческого рода, и современной цивилизации, – это следствие противоречия между материальной и духовной природой человека, между внутренней культурой и культурой внешней (цивилизацией), между познавательными способностями и нравственностью, то и способ их решения у человечества может быть только один – развитие внутренней культуры, в том числе и в первую очередь нравственности человека. Конечно, святым человек никогда не может стать, но, как писал Кант, в его силах быть порядочным.

Тезису о роли культуры и нравственности всегда противостоит другой тезис – тот, кто агрессивнее и сильнее, тот и побеждает: «кто (по)смел – тот и съел». Но следует помнить, что в масштабах человечества агрессия, во-первых, только исчерпывает имеющиеся ресурсы и уничтожает то, что уже создано, ничего не создавая; во-вторых, как бумеранг, обязательно возвращается агрессору такими проблемами, которых он и представить не мог. Выигрывая в частном (здесь и сейчас), человечество всегда теряет в целом (повсюду и навсегда). В лучшем случае получает какую-то отсрочку всеобщей гибели. Поэтому, – как бы банально, утопично и очень пафосно это ни звучало, – дальнейшее развитие культуры и нравственности человека есть и всегда будет самым главным способом решения «вечных» проблем современной цивилизации. Об этом знают почти все политики, понимают некоторые, а принципом своей политики, увы, делают единицы.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка