Комментарий | 0

Чистовик

 

    Бывает, едешь в автобусе, смотришь телевизор, и начинаешь замечать очень назойливую рекламу, того, что нигде не может тебе пригодиться. Начинаешь присматриваться, и замечаешь много несуразиц – всего того, что можно назвать креативным, но очень глупым. В такие моменты задумываешься, а кто придумывает все это?

      У каждого человека есть свои идеи, которые уникальны. Даже если они повторяются, в них есть то, благодаря чему они становятся его. Это его личное отношение к замыслу, задаче, идее, и это никто никогда не сможет повторить, и именно оно определяет уровень замысла, и возможности его исполнения. Если в первоначальной идее имеется очень много личного, то ее будет очень трудно претворить в жизнь, еcли же наоборот, то диапазон ее применения, становится в разы шире. Это связано с тем, что каждый, кто с ней соприкасается, имеет возможность ее дополнить, обогатить. Она становится чуть-чуть его, она становится его личным достоянием.

     Если человек умеет думать, понимать какие-то глобальные вещи, он станет от них независим. Он сможет создать свои правила игры.

       Если человека с раннего возраста начать учить думать не так, как думают все, то он рано или поздно осознает свою уникальность.  Кстати, среднестатистическая школа учит как раз другому, а именно тому, что нет уникальных людей, что у каждого человека есть своя замена. Она не дает понимания того, что каждый человек способен стать великим лишь благодаря своим идеям, она говорит, что в человеке важно лишь то, что насколько дословно он способе повторять кого-то другого. Однозначно, это порой полезно, но важно, чтоб это  не затянулось на всю жизнь. К несчастью, почти всегда так и происходит: человек выходит из школы с мыслями, что он неоригинален, и что он должен идти либо в армию или на ту работу, на которую укажут родители, или друзья, или кто там еще.

      Вернемся к основной теме. Как я уже сказал, человека необходимо учить думать с детства. Конечно, на 10 идей 3 – будут бредовые, 6 – нормальные, и 1 классная. Я употребил три прилагательный: бредовый, нормальный и гениальный, но что же они значат? Бредовый (по отношению к идее) – это лишенный здравого смысла, то, что невозможно применить в жизни. Классный (по отношению к идее) – это вполне возможный, уровень продуманности может быть самым различным, от низкого до очень высокого, но ей можно с первого раза зажечь очень много людей. И, наконец, нормальный  (по отношению к идее) – это также вполне возможный, но самой идеей можно зажечь небольшое количество людей. Уровень идеи почти всегда зависит от человека, который ее предлагает. Можно быть у человека есть множество прекрасных, гениальных, классных идей, но он никакой оратор, другой же может мыслить довольно посредственно, но уметь очень хорошо говорить. И идеи второго будут иметь большее применение, он сможет дальше и глубже развить их. То есть я хочу сказать, что для того чтобы стать успешным, надо иметь не только ум, но и умение его показать. Я не встречал такой школы, где могли бы совместить и то и другое, и самое главное, чтоб смогли сделать так, чтобы дети сами до этого дошли. Очень частые доводы, скорее даже оправдания чем доводы, в пользу того почему тот или иной человек не знает как это представить так, чтобы в это поверили многие – это «в меня и без этого поверят, в будущем». Конечно, поверят, но этот кто-то будет один, или их будет двое. То есть первая проблема – это боязнь или неумение высказывать свои мысли. Вторая – стереотип, что все люди мыслят одинаково, и что твою идею уже кто-то высказал до тебя.

                Очень часто на первых порах создается впечатление, что новая идея никому не нужна. И самое печальное, что это почти так всегда и бывает.  Это является одним из самых сильных психологических факторов. Именно из-за него не получается претворить очень многие замыслы, «просто это никому не надо». То есть, как я уже говорил, решающим фактором в претворении идеи являются вербальные способности. Однако существуют люди, которые в принципе не желают принимать ничего нового. Это люди, которые добились чего-то на определённой идее,  выросли на ее почве. Очень может быть, что они являются одним из ее разработчиков, именно из-за того, что эта идея является их личным достоянием, или получают что-то с нее, и не находится желания ее менять, пусть даже на нечто кардинально другое, на что-то лучшее. Третья проблема – наличие КОНСЕРВАТОРОВ.

                Самое неприятное, если обрыв происходит на середине, когда идея уже оформилась, и начинает обретать какие-то формы в реальном мире, но, как всегда бывает в таких случаях, появляется ответственность, за порядок, за оборудование, да мало ли за что… Но причина одна – нежелание брать на себя ответственность. Есть такое слово «безответственный». Так вот, по сути, оно означает, что человек никогда не брал на себя ответственность.  Еще есть другое слово «безалаберный». Оно означает, что человек охотно и с радостью берет на себя ответственность, но она для него слишком тяжела, и он не справляется с ней, то есть он не может отвечать за что-то не может установить порядок в той или иной области. Четвертая причина – боязнь, или даже невозможность, нежелание выполнять условия.

                Боязнь и неумение высказывать свои мысли. По сути это значит, что человек боится неудач. А кто их не боится? Всем людям не особо нравится терпеть неудачи, даже в самом  малом, однако это так скажем, отбраковщик. Если человек сразу после первого же провала забрасывает идею, то зачем такой «организатор»? Он и при последующих неудачах будет так пасовать, и как следствие загубит всю идею. Несмотря на то, что он спасовал, он мог заронить зерна своей идеи в кого-нибудь, ну или, в крайнем случае, эта идея придет другому человеку.

      Стереотип о том, что все люди мыслят одинаково, не лишен доли правды, но даже если они мыслят так же, то не факт что кто-то эти мысли представлял общественности, или даже если выносил, то смог представить их в должном свете. К тому же, идеи похожие тебе всегда можно дополнить и сделать такими, что они были предложены кем-то другим, но стали твоими собственными. В школе консерваторы – это те же самые учителя, которые говорят, что необходимо учится, и ничем другим не заниматься.

        Учителя, да и некоторые родители не могут понять, вернее даже не пытаются, почему ребенок делает ту или иную вещь. Если ученик разбивает окно, то не разбираются, почему он так сделал, сразу вызывают к директору, тот отчитывает его, и  далее идет стадия родителей. И если это не первый случай у ребенка, то он и оправдываться не станет. Никто не пытается наладить контакт с таким ребёнком-хулиганом, этот контакт обычно устанавливают с кошельком родителей, или с самими родителями. А им не особо нужны проблемы со школой, они будут во всем соглашаться с дирекцией, лишь бы поскорее расстаться с ними ненавистными. И чему ребенок может научиться у таких родителей? По меньшей мере, он поймет, что все проблемы можно решить поддакиванием, а это не решение, а лишь маскировка.

       В жизни на человека воздействуют сразу все эти три причины, но в разной степени. Неважно где человек будет находиться. Всегда найдется такой человек, который будет против его идей. Подчас, благодаря их «работе», у человека появляются мысли о ненужности их идей. В детстве очень важно научить детей решать вышеперечисленные проблемы. Научившись их решать, их уже будет намного труднее запутать. Очень большую роль в этом играют родители и окружение самих детей, то есть друзья и школа.  В данной работе я рассмотрю только школу.

      Наиболее удобным местом для «обучения думать» являются учебные заведения, к коим относятся школы, лицеи, гимназии, детские сады, и проч. Я не буду трогать детский сад, и поступление в первый класс, так как в то время дети не особо осознают себя, и, к тому же, еще очень силен авторитет «взрослых».

      При поступлении, не в первый класс, в оформившийся коллектив, очень важно суметь сделать так, чтобы члены коллектива восприняли тебя как своего, к тому же еще, чтобы доказать, что ты им нужен. Подобный вход имеет три стадии: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграции личности в этой общности.  Период адаптации. В каждом коллективе он включает свои, уникальные стадии. Этот период вполне можно назвать ОБРЯДОМ ИНИЦИАЦИИ. Как известно этот обряд есть у всех племен и народов, в том числе и в современном обществе,  другое дело, что он может называться по-разному, но везде он определяет то, насколько тот или иной член подходит для данного коллектива. Как было сказано обряд инициации есть и в современном обществе, но его так никто не называет, его вообще обычно не называют. Он обычно проходит незаметно. Если проверяемый его проходит, то он становится «частью стаи», если же нет, то – изгоем. Для того чтобы его пройти необходимо доказать, что ты необходим, что ты подходишь под ОБРАЗЕЦ, необходимо подстраиваться, что малоприятно. Происходит переориентация человека. Могут поменяться ценности, приобретаются именно те качества, которые необходимы ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. К сожалению, современная школа доходит до этого этапа, и дальше не идет. Ты подходишь под образец, а большего и не надо.

       Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что адаптация –  это подгонка характера человека под образец, принятый в данном коллективе. Далее идет персонализация. Процесс полностью противоположный персонализации. То есть человек понял, что от него хотят, но начав исполнять свои функции, замечает их или абсурдность или несовершенство, и, начинает их менять, но пока лишь только на уровне себя и своих функций. И затем происходит доминирование либо личности, либо социума, разрешение конфликта между личностным видением проблемы, и  тем как ее видит тот или иной коллектив. Если доминирует личность, то ключевым фактором развития становится мысль, нечто новое, если же –  социум, то преобладает непонимание, закоснелые взгляды и старые порядки. Тут же должен возникать логичный вопрос, а откуда появятся то эти новые идеи? Ведь идеи очень многих  стереотипны, если не банальны. 

                Детство –  это такое период, в который человек, ребенок лучше всего воспринимает информацию. Потом для усвоения того же объема информации потребуется значительно больше времени и сил. В этот период можно вбить человеку практически все что угодно. Например, дети начинают говорить с двух лет, на абсолютно любом языке, его выбор зависит от территории и родителей. За три года ребенок способен выучить порядка 500 слов. Мы же в школе учим эти 500 слов 11 лет, при чем, некоторые личности – безуспешно. А в том возрасте их запоминают случайно, стихийно. Мысли надо продвигать в детском возрасте, потом ее будет необходим вбивать.

                Таким образом, можно выделить следующие  пункты:

  1. «глобальное» обучение должно происходить в детском возрасте. В последующих периодах выгоднее дополнять и развивать то, что уже есть.
  2. Детям необходима поддержка взрослых во всех начинаниях, конечно если они не нарушают моральные устои семьи, общества, но семьи, конечно, важнее.
  3. Если нам необходим управленец, нужно помочь ему специализироваться, если же нам необходим работяга, то надо помочь пройти «инициацию»        

                Теперь необходимо понять, где это можно применить в развитии и продвижении идей.

                Из первого пункта можно сделать вывод, что обучение думать должно проходить с пеленок. Потом после того, как человек поймет КТО ОН, он будет развивать то, что уже есть. Благодаря умению думать независимо человек способен не только предлагать что-то свое, но и видеть абсурдность старых норм, правил, различных образований. К слову последнее, как ни странно умеют не все. Для всего этого у человека должно быть определенное мировидение, определенные приоритеты. Наиболее просто их сформировать в раннем возрасте. Безусловно, это можно сделать и в более поздний период, но это будет сложнее. Наиболее простой, это просто интересоваться всем тем, что интересно ребенку в данный момент. Разговаривать с ним, понять его мысли переживания. Главное не позволить ему закрыться. В этом во всем самое главное, чтобы ребенок почувствовал, что он может все, но начать должен он. Никто другой за него этого не сделает. Это развивает ответственность за свои поступки.

                Безусловно, очень немного идей можно назвать классными, я об этом уже выше говорил. Большинство из них, к несчастью,  не обработаны. Если их доработать, то выйдет конфетка. Но, их никто не дорабатывает, если идея «не ах», обычно говорят: «Ну что же идите, доработайте», а откуда возьмутся знания о том, что необходимо? Если подобным навыкам обучать в школе, то разнообразие в мире значительно увеличится. В школах сейчас, хорошо, если не вставляют палки в колеса.

                Представьте, появилась какая-то идея у семиклассника. Он ее рассказал друзьям. Они ее не оценили. Что ж, его это не сломило. Он рассказал ее дома. Но так как его родители работают на какой-то грязной и тяжелой работе, то им не до идей сына. То есть дома его тоже не смогли понять. Спрашивается, а для кого он это все будет делать? Для себя? Нет. Это еще не тот возраст. Это пример «зарывания идеи». Тут вообще ничего не происходило, не мешали, но и не помогали. Были безразличны к желаниям ребенка.

                Как я уже сказал на ранних стадиях ребенка нельзя оставлять наедине со своими проблемами. Для развития личности большое значение имеет то, что обсуждают в семье если обсуждают сериалы, то дети и будут знать все о сериалах, если книги, то – книги. Говоря о школе нельзя не упомянуть о том, что дети должны видеть мгновенное применение своих идеи. Возможно, даже получится, что ребенок сам себе выдумает все это, но, выйдя от туда, он поймет, что был не прав, может даже сделает какую-нибудь глупость, но это опыт, модернизация мысли, и наконец, виденье альтернатив.

                Родители в воспитании часто прибегают к такому методу, как моделирование ситуации, в которой ребенок будет вести себя определенным образом. В школе, дети, поставленные в подобную ситуацию, не узнают для себя ничего нового. Для них самое важное во всем этом, чтобы от них отстали, и почти всегда делать так, как хочет взрослый собеседник. В их понимании, школа – это наказание, которое необходимо вытерпеть. Было бы чудесно, если бы учитель, или собеседник знал несколько несовпадающих точек зрения, еще лучше, если они будут противоположные, и мог их на равном уровне предоставить детям, никакой не отдавая предпочтения. Благодаря этому способу велика вероятность того, что человек запомнит треть из всего того, что он узнал, так как он обдумал некоторые «ЗА» и «ПРОТИВ», а, как известно, человек хорошо и надолго запоминает лишь то, до чего он сам дошел. В данном случае человек доходит сам до того, что ему больше по душе, «вершки или корешки». И все что ему скажут, через некоторое время можно будет сказать, что он сам дойдёт до какой-то одной мысли, вывода.

   Самые важные в этом плане периоды – это периоды кризисов развития ребенка. Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...» (Выготский Л.С, 1984, с. 384). Во время этих кризисов, у детей меняется отношение к миру, им кажется, что их никто не понимает. Если в этот период суметь объяснить, доказать, вдолбить, наконец, что-то новое, что не интересовало ребенка до сего момента, то велика вероятность, что это новое будет определяющим фактором до следующего кризиса.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка