Комментарий | 0

Публичная профессия (18)

 
 
 
 
 
Цербер на страже,
или
Слишком много изюминок
 
 
В газете «Богатей» №2 (от 21 января 2010г.) появилась заметка о моём литературном вечере в областной универсальной научной библиотеке, посвящённом Полю Верлену и Артюру Рембо, под громким  разоблачительным заголовком «Распутные гении». Она могла бы быть ещё более лживой и оскорбительной, если бы я не позвонила туда накануне и не предупредила, что у меня есть диктофонная запись лекции, с помощью которой мне легко будет опровергнуть их россказни на суде. Дело в том, что у меня уже был опыт общения с редактором «Богатея» г. Свешниковым, распространившим некогда лживую информацию в мой адрес в пору его работы в информационном агентстве, в которой мне приписывалось то, чего я не говорила на вечере. А на моё недоуменное: «но ведь весь зал свидетель, что я этого не говорила», он находчиво ответил: «А у нас тоже свидетели найдутся». И на этот раз бы нашлись, не сомневаюсь, если бы я с облегчением не вспомнила о спасительном диске (некоторые мои слушатели записывают эти лекции для себя).
Но, впрочем, и эту заметку, написанную после моего предупреждения более трусливо и осторожно, можно с лёгкостью опровергнуть по каждому пункту. Да, я не оговорилась: каждая фраза – это своеобразный пункт обвинения.
«Несколько странным» авторше показалось, что на выставке в читальном зале библиотеки наряду с книгами Верлена и Рембо на столе по-соседству стояли «книги автора программы». Особенно её «обескуражило», что в зале, где я читала лекцию, на столе тоже стояли мои книги. Объясняю: выставка моих книг в библиотеке делалась не по моей просьбе, а потому что, как мне объясняли, «сами читатели просят». Кстати, в большинстве этих книг – статьи и литературные эссе о тех поэтах, о которых я рассказываю на своих вечерах, так же как и стихи о них. Что касается «немногих заинтересовавшихся» ими, как пытается уязвить меня корреспондентка – это опровергается исписанными формулярами этих книг в нашей и в университетской библиотеках. Когда я спросила организаторов выставки, почему на столе нет моих последних книг, мне ответили: «А они все на руках». Просто тогда, видимо, все спешили занять места в зале, которых вечно не хватает, но после окончания вечера многие хотели взять мои книги и сетовали, что библиотекари к тому времени уже ушли домой.
Автор статьи могла бы и сама убедиться в отношении читателей и слушателей к моему творчеству, если бы вышла на мой сайт и прочитала бы письма читателей или отзывы на мои лекции, одна из которых так «обескуражила» эту журналистку, что она, следуя толстовскому «не могу молчать», лихо взялась за перо.
Кстати, сама журналист, я не могла не отметить многочисленных «перлов» моей корреспондентки, которые так и просятся в рубрику «нарочно не придумаешь».
«Подробности и мелкие детали могли бы стать изюминкой вечера, если бы их не было так много». Ай-я-яй! Какой пассаж – много изюминок! Надо их срочно повыковыривать.
«Создаётся впечатление, что присутствуешь то ли на лекции по зарубежной литературе, то ли слушаешь рассказ из серии ЖЗЛ». А Вы бы что хотели услышать, девушка? Может быть, вы перепутали лекционный зал с дискотекой?
«Автор, вероятно, стремясь как можно полнее раскрыть свой замысел, слишком много внимания уделяет цитированию писем, стихов и рассказам о них». А чего бы хотелось моей оппонентке? Чтобы я цитировала – что? Или чтобы ничего не цитировала? И что это значит, – много уделяла внимания – мало уделяла, много слайдов – мало слайдов (сама запуталась, видимо, чего ей надо, так как в разных местах статьи сама себе противоречит), она что, на калькуляторе это высчитывала? Много или мало – это решать моим слушателям, которые, как известно, «голосуют ногами». И «аншлаг» на моём вечере был вовсе не потому, что все эти 250 человек пришли на «клубничку», как, видимо, очень хотелось намекнуть корреспондентке, и не потому, что информацию о нём дала их газета, которую мало кто читает. Аншлаги у меня, дорогие мои информаторы, на каждом вечере, вот уже скоро четверть века (я читаю с 1986 года), в этой библиотеке – 15 лет. Несмотря на все ваши старания. Аншлаги такие, что очереди порой выстраиваются от Горького до Московской, номерков в гардеробе не хватает, а в зале – стульев, все желающие, к сожалению, попасть не могут, поэтому знающие это приходят за 30-40 минут до начала. И это вовсе не оттого, что все герои моих лекций, как бесстыдно написал в «Волге – XXI век» М. Лубоцкий, никогда на них не бывавший, «гомики, педики и лесбиянки». Всё это – подлая клевета, но кому-то очень хочется замарать грязью мою работу, ведь это легче, чем самому чего-то достичь.
Но – возвращаюсь к нудным обвинительным пунктам С. Тенетко (это настоящая её фамилия, которую она указать в статье побоялась, прикрывшись псевдонимом, хотя мне неосторожно представилась.) Что там у неё…
«Видеоряд для «Пьяного корабля» Рембо, в который вошли картины Айвазовского, Рейсдаля, Тернера и др., изображающие корабли в разную погоду и время суток, после 3-4 слайда сливаются в восприятии в одну картинку корабля и моря».
Даже не знаю, чем и помочь слабовидящей зрительнице. Ну что сделаешь, если у неё всё сливается! Пусть купит новые линзы или поменяет очки. Когда задаёшься целью всё увидеть в чёрном свете – поневоле всё сольётся.
Вспомнилось, как в самом начале моей лекционной деятельности другая задыхавшаяся от недостатка компромата корреспондентка И. Крайнова писала: «Как начитаешься всех этих объявлений, зовущих на Цветаевых, Гумилёвых, Волошиных, Мандельштамов – в голове словно сумерки сгустятся». Похожий симптом, не правда ли? Да и в манере изложения своих невразумительных претензий у этих «первых учеников», точнее, учениц, немало общего.
Что там дальше мне шьют в деле? Ага, вот:
«Удручающе время от времени выглядит пустой экран».
Так всё-таки 73 слайда – это много или мало по мнению моей экспертши? В начале статьи – «небольшой видеоряд», потом – обилие слайдов сливается, аж в глазах черно, затем – снова пусто. Но ведь это же не кино, уважаемая, Вы опять, кажется, лекционный зал с чем-то перепутали. Сразу видно, что не часто тут бывали, скорее всего единожды. Так на каком основании Вы меня поучаете, что и как мне читать и показывать? Можно подумать, что это представительница гороно на урок нерадивой учительницы пожаловала.
Поток поучений не иссякает – я уже устала цитировать. (Боже, на что я трачу своё драгоценное время!)
«Много времени уделено слайдам памятников поэтам, которые можно было бы демонстрировать в процессе рассказа».
«Возможно, стоило бы сделать к слайдам соответствующие подписи, что позволило бы сэкономить время автору, а зрителям (?! – корреспондентка  почему-то упорно называет слушателей зрителями, забывая, что тут не кинозал) полнее насладиться видеорядом, не отвлекаясь от рассказа».
Очередная глупость: как можно, «не отвлекаясь от рассказа», читать пространные титры?
«Автор довольно много времени уделяет рассказу о жизни и смерти Рембо после разрыва с Верленом и лишь тезисно обозначает дальнейшую жизнь второго».
Нет, мне интересно, эта Тенетко хоть одну публичную лекцию в жизни сама прочитала? Чтобы при этом не сбежали все слушатели в конце первого получаса? Или хотя бы одну прослушала? (мою – не в счёт). Сильно сомневаюсь. Её и журналисткой-то назвать трудно. Несмотря на удостоверение, которое она торжествующе сунула мне в нос после вечера, сообщая с нескрываемым злорадством, что будет обо мне писать. По многозначительной улыбке Моны Лизы видно было невооружённым взглядом, что – ничего хорошего.
Я попыталась её разговорить: «Вот Вы прослушали лекцию, и какое у Вас впечатление? Может быть, возражения, замечания? Не понравилось что-то?»
Журналистка не нашлась, что ответить: «Я не могу так сразу. Я  должна осмыслить». И вот – жалкий результат «осмысления». А ведь статья могла бы быть более осмысленной, если бы она взяла в руки абонемент с программой моих вечеров (тогда, может быть, не появилось бы в статье позорное «Артур» вместо «Артюр»), или хотя бы одну из моих книг, или визитку с адресом моего сайта, которые я пыталась ей дать, но всё это было решительно отвергнуто. Или хотя бы с людьми в зале поговорила. Но понятно, у неё же своя «концепция», своё задание, её совсем на другое нацелили.
Завершая статью, Тенетко недвусмысленно дала понять, что тему я так и не раскрыла, что «вопрос остался открытым», а именно:
«Так в чём же состояло величайшее проклятие, мука и счастье этих двух гениев французской литературы» – в однополой любви, в непризнанности собратьями по перу, в том, что Верлен и Рембо сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха…» и т. д.  Как в таких случаях пишется, «нужное подчеркнуть».
Вспоминается по аналогии, как одна читательница написала мне по поводу моей поэмы «По ту сторону света», упрекнув: «Вы так и не дали чёткого ответа, что же там, на том свете». Да, чёткого ответа у меня на это нет. Есть нечёткий. Боюсь, что таким, как Тенетко, он будет, как и лекция, недоступен для понимания.
Напрашивается нехитрая арифметика: если в одной небольшой заметке столько, мягко говоря, неправды, то сколько же её во всей газете?
Рыба, как известно, гниёт с головы. К Лане-Светлане-Тенетко-Соколовой у меня претензий нет – что с неё взять, лицо подневольное, приказали – пришла. (Хотя вспоминается по этому поводу небезызвестная сказка Шварца, где подручный Дракона говорит в оправдание своих подлых поступков: «Нас так учили». А Ланцелот его спрашивает: «Но почему же ты оказался первым учеником?»)
  Каждый выбирает для себя, что для него важнее: незапятнанная совесть и честное существование в профессии или похвала начальства.
А теперь – главное, откуда ноги растут у этой заметки.  А точнее, уши выглядывают. Отнюдь не из любви к литературе, конечно, пришла Тенетко на эту лекцию, а была послана своим непосредственным начальником Свешниковым А. Г., который самолично и авторитарно решает даже мельчайшие вопросы этой газеты. Мимо его носа муха, что называется, не проскочит. Почему я так думаю и даже убеждена в этом?
Год назад в газету «Богатей» ненароком попала и была «по недосмотру» главного редактора опубликована маленькая информация о предстоящем вечере поэзии Игоря Северянина, который я проводила в нашей библиотеке. На это последовала неадекватная реакция шефа, то есть того же Свешникова: возмущённое письмо руководству газеты «Большая Волга», где работал журналист, приславший заметку. Суть этой грозной депеши была в том, чтобы впредь! Каждая информация! Должна идти только через него! Через его личные руки!! (Как там у Щедрина: «Не пущать!!!») Можно было подумать, что это была не невинная информация в 5 строк, а  какая-нибудь криминальная статья, чреватая неприятностями.
Недоумевающий журналист в следующий раз отправляет информацию об очередном вечере, на которые он ходит уже много лет, уже лично Свешникову, сопровождая её сообщением, что эти вечера были недавно награждены Почётной Грамотой Министерства культуры, а в год русского языка – премией губернатора, что автор этих вечеров – лектор с двадцатилетним стажем, лауреат Международного конкурса поэзии «Пушкинская лира» в Нью-Йорке, что эти лекции каждый раз собирают по 200 – 300 человек. Все эти сообщения, как и следовало думать, разбились о стену неприступного редакторского бастиона. Отныне газетный дракон зорко охранял своё детище-сокровище от всяких нежелательных проникновений, и в течение двух лет ни одну информацию о моих вечерах, которые ему присылали, не дал.
Но вот в случае с Верленом и Рембо вышла промашка – снова не доглядел! В информации о вечере не указывалась моя фамилия, и Свешников со своей  свитой не догадался, что веду его я. А когда узнал – надо думать, пришёл в ярость. Раз уж пропустили – надо исправить положение, так написать, чтоб впредь неповадно было! И писать лекции, и ходить на них.
И вот появляется эта дама с удостоверением, с нездоровым интересом к моему творчеству и прокурорским проницательным взглядом на экран. Единственный вопрос, который она мне задала после вечера, был: «Это Ваша инициатива?» Вспомнилось выражение: «Инициатива наказуема». Пришлось сознаться: «Моя». Удовлетворённый кивок (мол, я так и думала), и – чирк – в блокнотик.
– Нет, то есть в каком смысле – моя инициатива? – не поняла я сначала. Она уточнила:
– Это авторские вечера или это инициатива библиотеки – взять такую тему?
– Темы, естественно, выбираю я, но и к библиотеке я отношение имею, так как 15 лет уже здесь работаю. Вы в первый раз пришли? – небрежный кивок. – Это не единственная моя тема, вот, возьмите абонемент, – отстраняющий жест. Ну и т. д.
Боже мой, сколько раз это уже было за мою многолетнюю лекционную деятельность! И всё по одному и тому же сценарию. Всё повторяется. «Живи ещё хоть четверть века – всё будет так, исхода нет», – как писал  поэт.
Но повторяется и другое: камни, брошенные в меня подручными драконов всех мастей и направлений, как бумеранг, всякий раз возвращались во лбы кидателей. Плевки, пущенные против ветра, неуклонно попадали на сукно их мундира. «Непротивление злу насилием» – не моё амплуа.
Вы спросите, а что г. Свешников имеет против моих лекций, ни разу за 20 с лишним лет ни на одной не побывав? Может быть, то, что сам когда-то на заре молодости пробовал их читать, но к концу цикла в зале оставалось лишь 3-4 человека? А вскоре и этих «немногих заинтересовавшихся» не осталось.
Что имеет против моих книг? Может быть, то, что был одним из её неблаговидных персонажей? («Письмо в пустоту», Приволжское книжное изд-во, 2001 год, с.186-190). Или то, что сам таковых (книг) не имеет?
Впрочем, я не Фрейд, чтобы копаться в комплексах газетного Сальери. Да и времени нет – надо готовить следующий литературный вечер. Уж на этот раз – надо думать, Свешников не лопухнётся и укрепит границы своего издания, чтобы ни одна строчка о вражеской просветительской деятельности областной научной библиотеки и, главным образом, моей, не просочилась. Всё под контролем. Дракон свято хранит своё газетное яйцо. Цербер на страже.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка