Топос-Блог

Слово тридцать восьмое 1-я часть. Абай Кунанбаев

anar-lizari-sofi-war (22/12/2013)

Слова Назидания ("Кара соз")

Стихотворное переложение.

О дети! Вы - сердцу отрада.
Я силы в вас черпаю, вам я пишу эти строки
В надежде на вашу любовь.
Ищите путь к истине в них. Торопиться не надо.
Пусть ум будет острым, желанье к наукам глубоким,
А я, как наставник приду в трудный час к вам на зов.

А главное – искренность чтобы
В душе сохранили вы, не поддаваясь насилью,
Не стали бы лгать и хитрить
Та искренность – правда, она вам защита от злобы.
Та правда – божественна – с ней вы летите на крыльях.
Но, знайте без знаний вам зло в мире не победить.

Всеведущий и Всемогущий:
Два имени бога, два качества, что человеку
Он дал – чтобы Ведал и Мог!
Мы богу подобны лишь этим стремлением лучшим:
Познать мир и преобразить! И поныне от века
Ведёт к этой цели людей много разных дорог.

Но, только один путь всего лишь,
Что истинный. Он в именах у аллаха -
Вы знайте, их восемь имён.
Два первых назвал я. Ещё: Зоркость, Чуткость и Воля,
Жизнь, Речь, Созиданье – все восемь без страха
Должны вы принять и пройти - вот веленье моё.

Что есть бытие всем известно.
Оно во Вселенной давно существует:
Вселенная – там, где есть Бог.
А жизнь человека, зачем интересно
Дана ему? Цель выбирает он в жизни какую?
Чтоб после себя он оставить другим что-то смог!

Пускай самый мудрый учёный
Имеет всё, что в именах есть у бога
Но это лишь капля того
Единого, вечного, неизречённого
Никак не постичь нам сознаньем убогим,
Что Он есть един, и во всём можно видеть Его.

Он Зоркостью, Чуткостью, Речью
Себя проявляет и нам дал способности эти
Как зрение, слух и язык.
Пускай у него этих органов нет человечьих,
Но слово изрёк он, когда ещё не было слова на свете,
И слухом и зрением в каждую душу проник.

И, всё же он дал почему-то
Божественных этих три качества людям,
Наверно чтоб разум взрастить.
Кто с разумом, пусть - подражать не стремится кому-то,
А богу – его добродетели, значит, полюбит
Он мир и трудом будет в мир созиданье нести.

То, что созидание богу
Доступно во всём – нам известно:
Природу и нас он создал.
Но вот, что разрушить он тоже всё мог бы
Жестоким нам кажется и бесполезным.
Но, если не мог бы – то не был бы он всемогущим тогда.

Но только не в силе величье,
А в той бесконечности знаний
И в том, как жизнь мудро создал.
Всё, до мелочей в ней сознательно, не хаотично
И каждому смертному в ней и награда есть и наказанье.
О, дети мои! Вам хочу передать, всё, что знал.

Но нет в именах Милосердный
У бога. В эпитетах тех, что в хадисе читаем,
Всемилостивым назван Он,
Ещё Всепрощающим, Любящим – это же верно
Его милосердие только полней отражает.
Любой человек может быть им любим и прощён.

Им мир удивительный создан.
Не это ли нам доказательством будет,
Что бог милосердней всего.
Приходит нам мысль эта рано ли поздно
Что всё на земле отдано в пользу людям
И сам человек есть вершина творенья его.

Вот камень – не чувствует боли.
Животные, также как мы от болезней страдают,
Но им не грозит страшный суд.
Одни с человеком живут, а другие на воле,
Одни, как растения в пищу ему попадают,
Другие – верблюд или конь, человека на спинах несут.

Лицо человека красиво,
Прекрасно и телосложенье и облик,
Стоит на ногах гордо он.
Один наделён статью, ловкостью, силой
Другой силён духом, готовый на подвиг,
А третий умом и смекалкою не обделён.

Я как-то, об этом подумал
И бога пытался сравнить с человеком,
Прости мне создатель сей грех.
Нет, нам его облик узнать не дано, только суммой
Тех качеств, что названы выше и светом
Он к нам проявляет себя и любовью для всех.

Аллах, из того, что создал он
Ни в чём не нуждается – это всё отдано людям,
Чтоб жили в достатке они.
Но люди, богатством владея, не знали,
Как распределить всё, что правильным будет:
Раздать всем? А может, для будущего сохранить?

И жадность людская наверно
Не зря им дана - чтоб богатство они накопили,
И скот, чтоб не съеден был весь.
И есть же согласие между богатством и верой
Мы знаем святых, за пророком что шли – тоже были
Тогда богачи, но могли сохранить они веру и честь.

Отказ от мирской жизни может
Примером быть, как привести себя в жертву Аллаху,
Но нужен ли он для творца?
И если нам всем лишь молиться, то кто же
Пасти будет скот, охранять от врагов нас, казахи?
Отказ - неуверенность в вере своей до конца.

Нести нужно в мир созиданье
Три качества, те, что даны нам от бога
Взрастить у себя мы должны
Стремление к знаниям, честность и состраданье!
Для истинно верующих разве так много?
Но истина, разум и благо – рождаются только из них!

Поделись
X
Загрузка