Топос-Блог

Стихи и эмоции

anar-lizari-sofi (12/11/2020)

Стихи и эмоции

                (из книги "Пять лепестков". Избранные стихи и эмоции)
Заключение
Стихи и эмоции

Что такое  эмоции

    Все наши эмоции формируются в подкорковой области мозга в так называемой лимбической системе. Это скопление множества нервных клеток в ядрах: «миндалине», «ножке морского коня» (гиппокампе), «гипоталямусе» и «поясний извилине»,  которые образуют замкнутый круг циркуляции импульсов -  круг Пейпеса. Информация из органов чувств попадает в эту зону и там вращается. Вспомните,  как услышанная мелодия многократно проигрывается у вас в голове. Вы даже можете не вспомнить, откуда она к вам привязалась. Или ещё пример: посмотрите на горящую лампочку, свечу или просто на солнце. Закройте глаза и вы увидите это свечение сначала в жёлтом  потом в красном цвете, потом в синем.  Это повторение и есть многократное прокручивание зрительного образа по нейронным цепям.  Циркулируя по этому кругу, возбуждение может создавать длительные эмоциональные состояния -  "щекотать нервы", пробегая сквозь «сканирующие» центры страха, злости, наслаждения, восторга  или  тревоги. А ещё этот эмоциональный круг участвует в процессах перехода кратковременной памяти в долговременную. Информация, не получившая эмоциональную окраску, запоминается на много хуже, как говорят: в одно ухо  влетает - в другое вылетает.
          В формировании эмоций участвуют нейромедиаторы: серотонин, дофамин, эндорфин, окситоцин, а так же гормоны – кортизон, адреналин, норадреналин и др. Выработка их  лимбической системой и центром вегетативной регуляции – гипоталамусом и создает различные комбинации эмоций  Интересно ещё, что лимбический – переводится, как «крайний», и при крайне сильных негативных переживаниях наблюдается обратный процесс: лимбическая система  стирает следы переживаний из  памяти. Так сильные болевые ощущения вызывают состояние шока с последующей амнезией.Нейронные цепочки эмоций формируются в результате многократного повторения определённого поведения человека в ответ на внешние раздражители. При этом нейромедиаторы играют роль подкрепления – «радости», а кортизон и адреналин – возбуждения, «злости». Если эмоциональная цепочка сформировалась правильно, то она повторяется каждый раз стереотипно. Если отрицательные эмоции преобладают, вызывая состояние «доминанты», которая приковывает постоянное наше внимание, заставляя переживать вновь и вновь – мозг организует защитные отвлекающие эмоциональные связи, новые нейронные цепочки, затрачивая много энергии. Это влияет как на работу всего мозга, так и на весь организм в целом.

Начнём с образного мышления
 
Каждая эмоция имеет свой мысленный образ.
Например:

страх – это сжатие в комок;
печаль –  что-то воздушное, в виде воздушного шарика;
злость – натянутая струна;
радость –  что-то приятное, внезапное, как вспышка;                раздумье -  что-то текучее, скользящее, переливающееся;
уныние - нечто тягучее, серое, бесконечное.
Чтобы понять зачем нам эти образы обратимся к функционированию самых простых биологических организмов с примитивной способностью к передвижению, захвату пищи и защите от опасности. Например, одноклеточная амёба не имеет нервной системы, но умеет реагировать  так, как будто она у неё есть – возбуждаясь, изменяя форму тела, вытягиваясь, сжимаясь. У неё есть фототаксис, хемотаксис, вибротаксис и даже гальванотаксис. По строению она похожа на нервную клетку: у них обоих есть выросты протоплазмы, у нервной клетки дендриты и аксон, а у амёбы – псевдоподии и ложноножки.  Если раздражения нет, амёба в виде блина пластично изменяя форму тела, передвигается, ищет пищу, уходит из света в тень, из тёплой воды в холодную (как бы «думает») если раздражение не большое она тянется к нему, изменяя форму тела, образует выросты – псевдоподии («тревога»),  если раздражение сильное, она сжимается в комок («страх»), если это пища она быстро обхватывает её псевдоподиями и перемещает внутрь - стреляет («агрессия»), и потом переваривает вакуолями получая энергию («радость»). Ещё она реагирует на вибрацию 50 гц которую издают реснички инфузории и захватывает её. Интересно и то, что на гальванический ток она реагирует вытягиваясь отростками к катоду.  Не так давно установлено, что нервные клетки тоже передвигаются внутри мозга с помощью своих отростков, особенно в детском организме. Этим я хочу сказать, что наша нервная система не смотря на большую сложность по способности реагировать построена по образу и подобию древних одноклеточных организмов. Кстати, геном у амёбы имеет в 200 раз больше генов чем геном человека.
   Многим из нас знакомы некоторые законы функционирования живых клеток, таких как поляризация и деполяризация клеточной мембраны с помощью «калий-натревого насоса» или других ионов. В нейронах при этом возникает нейронный ток  в виде разряда пучком импульсов (паттерн). Нервная клетка ничего не умеет делать кроме как разряжаться этими импульсами, передавая их по аксонам и получая от других клеток по дендритам. Она даже утратила функцию деления и обновления. Нейроны настолько специализированы, что питание и кислород из крови не могут получать – его им доставляют специальные клетки (глиальные), которые обслуживают их и окружают их в виде защитного барьера. Сами нейроны постоянно разряжаются, передавая импульсы друг другу, образуя множество нейронных цепей. Если нейронов в мозге около 100 миллиардов, то связей между ними бесчисленное множество. Они постоянно то обновляются, то исчезают. Они не могут не разряжаться, поэтому у них нет возможности делать что-то ещё. Если в какую-то клетку мозга  не поступает питание (глюкоза) то разряды её угасают и она погибает. Когда по каким-то причинам наступила остановка сердца, то через 3-4 минуты большинство клеток мозга перестают разряжаться и связи между ними исчезают. Если человека даже оживить, он уже не будет человеком, потому что восстановить нейронные цепочки не возможно. У нас  нет биологического субстрата мышления и памяти. Пока нейроны разряжаются  - существует этот биокомпьютер, называемый мозгом. Как только  импульсы исчезли -  нервные клетки погибают. Поэтому нельзя пересадить мозг как почку, печень или сердце, сохранив при этом его функцию. Одни клетки посылают  возбуждающие импульсы, другие тормозящие. Возбуждение и торможение между нейронами приводит к концентрации импульсов в нейронных цепях. Возбуждение и торможение этих областей создаёт мозаику нашего восприятия мира, мышления и памяти. Каждая клетка даёт до 40-50 импульсов в секунду и передаёт импульсы  и получает благодаря синапсам, находящихся на её теле и отростках. Их может быть до 20000.
Нервная система выполняет помимо мыслительной – регулирующую и защитную функцию внутри организма. Обе они связаны с эмоциями. Состояние возбудимости нервной ткани может быть различной – от высокой до низкой, а так же она может быть парадоксальной при состоянии парабиоза (например,во сне) и вызванного раздражением в  рефрактерный период.
Но вернёмся к эмоциональным образам с помощью которых нервеые процессы можно представить так:
- радость это «быстрый разряд»,
- раздумье это  «пластичная изменяемость»,
- печаль это «эластичная растянутость»,
- страх это «сжатость»,
- злость это «упругая натянутость». 
   
Итак, посмотрим на эти образы:
РАДОСТЬ ВНЕЗАПНА, РАЗДУМЬЕ ПЛАСТИЧНО, ПЕЧАЛЬ РАЗДУТА, СТРАХ СЖАТ, ЗЛОСТЬ НАТЯНУТА.

А так они соединяются друг с другом:
Разряд радости отпечатывается на пластичном раздумье, оно растягивается, раздувается в печаль и назад как резина сжимается в страх, который натягиваясь в струну злости, даёт ей силу для выстрела радости. Такой порядок образов даёт нам наглядное представление о переходе одной эмоции в другую.

Но так как передача энергии переходит плавно – эволюционно, то часть предыдущего образа есть в следующем. Поэтому:
В РАДОСТИ ЕСТЬ ЗЛОСТЬ, В РАЗДУМЬЕ ЕСТЬ  РАДОСТЬ, В ПЕЧАЛИ ЕСТЬ  РАЗДУМЬЕ, В СТРАХЕ ЕСТЬ ТРЕВОГА, В ГНЕВЕ  ЕСТЬ СТРАХ.
 
Так происходит в норме, но на практике это не всегда так. Переход от одной эмоции к другой может ускоряться так, что они как бы перескакивают через одну.
Тогда радость переходит в уныние, уныние – в гнев, гнев – в раздумье, раздумье в страх, а страх - в радость.
Такой переход считается революционным.
Радость не была достаточной,  не дала удовлетворения и перешла  в уныние. Но не будем унывать, а разозлимся. И вот появилась ранняя унылая злость, она сильная и может перейти в ярость, но не даёт радости, а переходит в раздумье - злобное раздумье после чего-то быстро и  неосторожно  совершённого. Раздумье переходит в страх, страх изворотливый изменчивый. Он не даёт выплеснуться энергии и переходит в опасную или «страшную» радость, радость избавления. Она сильная, но не продуктивна. Эта такая радость, которая требует повтора.

В РАДОСТИ ЕСТЬ СТРАХ, В УНЫНИЕ ЕСТЬ РАДОСТЬ, В ГНЕВЕ ЕСТЬ УНЫНИЕ, В РАЗДУМЬЕ ЕСТЬ ГНЕВ, В СТРАХЕ ЕСТЬ РАЗДУМЬЕ.

Это деструктивный путь эмоций. Он требует большого количества энергии и сформировавшиеся эмоциональные нейронные цепочки постоянно «требуют» подкрепления, разрушая нормальные стериотипы функционирования мозга.
Хочу только уточнить. Эмоциональные цепочки не существуют сами по себе. Они возникают путём воспитания  многократного повторения и существуют уже потом в виде стереотипных  эмоциональных реакций. Или как сейчас говорят – мы рефлексируем, хотя мало кто понимает, что это такое.
Выброс нейромедиаторов – «гормонов счастья» также зависит от того, каким образом сложились нейронные пути в головном мозге, отвечающие за включение и выключение этих гормонов. А это, в свою очередь, зависит от того опыта позитивных и негативных эмоций, который вы получили.

Группы  эмоций

До этого мы рассматривали  эмоции схематично, называя пять основных. Но каждая из них это символический класс.
Что может быть подразумеваться под страхом, гневом, радостью, раздумьем, уныньем?  Это могут быть полезные, нейтральные  и отрицательные – деструктивные эмоции.

СТРАХ 
может быть как:

-  фобия, тревога, н  нерешительность, испуг, паника, дрожь, мандраж, трусость, страх,  ужас, трепет,  шок, обморок, прострация, замирание, оцепенение, паралич,
- опасение, боязнь, волнение, беспокойство, переживание озабоченность, обеспокоенность, оскорблённость,
- скованность, замирание, зажатость, малоподвижность, лень, безделье,
-озадаченность, защита, забота,  ограждённость, защищённость, вооружённость,  жалость, сострадание,  сочувствие, сердобольность, соболезнование, милосердие, симпатия, гуманность, преданность, надёжность, любовь, дружба,
- стыдливость, позор, срам, угрызение, смущение, неловкость, скромность, стеснительность, целомудрие.

ГНЕВ
 может быть как:

- недовольство, сердитость,возмущение, решительность, энергичность, уверенность,  порыв, стойкость, смелость, отчаянность,
- вдохновение, озарение, убеждённость, вера, целеустремлённость,
- напряжение, переживание, терпение, преодоление, стойкость, мужество, героизм
- зависть, оскорбление, неудовольствие,  обида, огорчение, неудовлетворение, злость, 
- раздражение, вспыльчивость, горячность,
 негодование, враждебность, агрессивность,
 - злоба, гнев,  ярость, бешенство, ненависть, негодование, разочарование аффект,
- фанатизм, зверство, садизм, жестокость, безжалостность, бесчеловечность, лютость, свирепость, беспощадность, унижение;

РАДОСТЬ
может быть как:

 - удовлетворение, удовольствие, радость, довольство,  восторг, утешение, потрясение, торжество, победа, успех, ликование, упоение искупление, 
- веселье, праздник, развлечение, забава, кайф, умиление, экстаз, эйфория, потеха, услада, утоление, пресыщение, ублажение, 
- завершение, результат, шедевр, триумф, отплата, награда,  освобождение, очищение, свобода, воля,
- самодовольство, напыщенность, самоупоение, самодурство,
- дурачливость, насмешливость, шутовство,  цинизм, лицемерие, кривляние, фарс, зубоскальство,
- ирония, шутливость, юмор,  сарказм, смех, улыбка, одобрение,
- похвальба, невменяемость, безбашенность, воодушевление, экзальтация, балдёж.

РАЗДУМЬЕ
может быть как:

- размышление, раздумье, мысль,  дума, , помысел, задумчивость, погружённость, глубокомыслие, интерес, выбор,
- нерешительность,сомнение, колебание, , недоумение,
-  рефлексия, помышление, умозаключение, рассуждение, индукция, дедукция, вывод, итог, дискуссия, спор, базар,
 - ссора, конфликт, разногласие, полемика, разговор, беседа, саммит,  разбор, прения, дебаты, состязание, стычка,
- мнение, соображение, толкование, высказывание, трактат, филосовствование,
- разглагольствование, умствование, умоизлияние, болтовня, трёп, стёб, многословие, трескотня,  говорильня, лепет, пустословие, празднословие, суесловие, словоблудие, фразёрство, трепня.

УНЫНИЕ
может быть как:

-тоска, печаль, грусть, скука, горесть, меланхолия, минор, хандра, сплин, задумчивость,
- уныние, отчаяние, депрессия, упадок духа, мрак, прострация, подавленность,
- унылость, мрачность, невесёлость, скукота, кручина, тоскливость, безотрадность, понурость,  ипохондрия,
- равнодушие, безразличие, апатия, отрешённость, отчуждённость, транс, безучастность, холодность, бесчувственность, непричастность,
- паника,  потрясение, смущение, смятение, тревожность, переполох, неспокойствие, треволнение, истерика,  плачь, крик, нервотрёпка,
- безмятежность, спокойствие, ясность, созерцательность, умиротворение, невозмутимость, пассивность, инертность, самоуспокоенность.

Я разделил каждую группу ещё на подгруппы, где они  нормальные  или деструктивные со множеством нюансов.

Предположим такой, эволюционный путь:

- опасение, боязнь, волнение, беспокойство, переживание озабоченность – переходит в
- раздражение, возмущение, решительность, вспыльчивость, негодование, а затем в
- удовлетворение, удовольствие, радость, довольство,  восторг, утешение и далее –
- задумчивость, погружённость, глубокомыслие, интерес, выбор и  –
- безмятежность, спокойствие, ясность.созерцание, печаль.

Или деструктивный путь:

- боязнь, тревога, страх, испуг  и далее –
-- веселье, праздник, развлечение, забава,-
 - неспокойствие, истерика, унынье, потом –
- злоба, гнев,  ярость и далее –
-  разглагольствование, умствование, , умоизлияние, болтовня, трёп.

Это самые простые комбинации. Можно построить их множество. Второй вариант, к сожалению,  встречается довольно часто.

Катарсис

Опасение, боязнь, страх  контролируют силу возмущения и злости
и их продолжительность. Сдерживание и ускорение происходит за счёт процессов  возбуждения  и торможения в коре головного мозга.  Нейронные импульсы перенаправляются то по одним то по другим цепочкам, проходя через эмоциональные центры удовольствия и неудовольствия. Таким образом, многократно повторяясь, образуется стереотипный образ действий.  Первоначально это рефлекторный бессознательный процесс. Если это приносит удовлетворение, то выделяется энергия для осознания, и мы переходим в стадию радостного раздумья. Но если включается сознание и происходит конфликт – неприятие такой формы реагирования. Тогда раздумье безрадостное переходит в осознание вины, опечалености,  совестливости и страха, который с трудом сдерживает чувство  злости по отношению к себе. Затем приходит состоянию раскаяния, которое хоть приносит облегчение, но процесс самооценки и самообвинения продолжается многократно,  пока не появится вновь чувство самоуважения и прощения.  Это состояние катарсиса при положительном не деструктивном развитии эмоций. Он может быстрее разрешиться, если принимаются  меры,  как для исправления ситуации, так и собственного перевоспитания. Если ситуация не исправлена, со временем процессы торможения «прячут» этот конфликт в подсознание, но со временем он может вновь проявиться.
      Деструктивный же путь совсем иной. Он не предполагает наличие самоограничения, совестливости, чувство стыда, страха потерять гордость и чистоту помыслов.
При нём гнев контролируется не страхом нарушения моральных норм, а только унынием,  ленью и выгодой. После гнева наступает холодное расчётливое раздумье, как избежать последствий, а затем трусливый изворотливый  страх и радость ухода от наказания, которая не даёт удовлетворения и переходит в уныние и новый гнев. Ощущение страха переходящего в  радость всё новых удовольствий даёт потребность в острых ощущениях, извращениях – новых  деструктивных эмоциях. Состояние безнаказанности усиливает  гнев, гордыню, самовлюблённость, чувство вседозволенности, властолюбия. Всё это происходит в нейронных цепях и подкрепляется эмоциональной энергией до тех пор, пока она не истощается. Какой выход из этого эмоционального круга? Путём осознания он редко прерывается. Здесь уже включаются другие, чисто социальные законы. Но восточная философская традиция считает, что революционный путь, рано или поздно ведёт к деструкции – нарушению функционирования организма, болезням и разрушению.
      Конечно, это два крайних процесса движения эмоций. Не исключены какие-то смешанные разновидности, которые регулируются сознанием, моралью, общественными нормами.

Откуда берётся энергия эмоций

   Первая энергия - энергия познания – это реакция на что-то необычное, новое.    Благодаря этой энергии существует развитие человека, развитие науки и познания мира. Эта энергия бывает кратковременной – произошло озарение и может исчезнуть.
      . Когда-то в молодости я изучал электрическую активность мозга, записывал  ЭЭГ и вызванные потенциалы мозга. Меня поражало, как синхронно работают нейроны, их десятки миллиардов, но они дают гармоничный веретенообразный рисунок альфа-ритма, передавая импульсы друг от друга по множеству нейронных цепей. И вот,  возникла реакция на какой-то сигнал, и мгновенно весь этот океан замолкает, и на несколько секунд наступает штиль, только мелкая рябь в виде частых колебаний видна и потом снова всё возращается,  и  альфа-веретёна продолжают «наматывать на себя электрическую нить жизни». Такая сильная реакция, обусловлена выплеском энергии из центра, которая включает наше сознание. Это так называемая «ретикулярная формация ствола», она запускает механизм циркуляции эмоций и стимулирует высшие корковые функции – внимание и анализ информации. Альфа-ритм, который, как считается, генерируется таламусом  – самым древним нашим мозгом  для всех нейронов, кратковременно исчезает, уступая место неокортексу -  лобным долям мозга.  На фоне «штиля», который назван нейрофизиологами реакцией «внимания» в разных участках обнаруживаются вызванные потенциалы. Они малы, но при усилении видна их чёткая структура, которая «говорит» о том, что это  – звук, свет, движение или мысль. В зависимости от эмоциональной окраски вызванные потенциалы тоже разные и располагаются в разных участках коры головного мозга, зрительные в затылочной, слуховые в височной, осязательные  в теменной, а конгитивные (мыслительные) в лобной. Сейчас  современная наука имеет возможность регистрировать любую отдельную эмоцию и даже мысль.   
      Вторая энергия- энергия стереотипа. Выполнение стереотипных действий, умственных упражнений, простейших движений с многократным повторением приводит к возникновению этой энергии. Первоначально человек преодолевает себя, тратит умственные и физические силы. В мозге человека образуются новые  межнейронные связи, проторяются новые пути. Но вместо усталости, со временем, наоборот появляется лёгкость, быстрота и желание продолжать действие. И  даже возникает потребность импровизировать, самому изменять и находить новизну и главное удовольствие в этом. Это творческая энергия. Она знакома музыкантам, художникам, поэтам, учёным. И школьникам, студентом, получающим новые знания. Я вспоминаю из книги  Л. Н. Толстого «Война и мир», как на батарее Тушина хорошо обученные артиллеристы царской армии легко и просто делают свою работу, не смотря на пули, летящие ядра и падающих убитых и раненных бойцов. В них как бы нет страха, в них энергия выучки, стереотипа ещё больше усиливается этим страхом и даёт отчаянную смелость, героизм.
Эти две энергии можно охарактеризовать просто:
ЭНЕРГИЯ ГЕНИЯ И ЭНЕРГИЯ  ПРОФЕССИОНАЛА
Но эти две энергии должны дополнять друг друга и развиваться в гармонии. Иначе – стереотип развиваясь самостоятельно приводит к извращению. Примером могут  служить различные течения постмодернизма, поставангарда в искусстве, музыке, поэзии. В общественных отношениях пример – когда демократические постулаты приводят к абсурдным понятиям толерантности и уничтожению семейных ценностей, в массовой культуре – шоубизнес. Всё это примеры деструктивного развития общества. Энергия открытий тоже нуждается в в правильном развитии и движении. При отсутствии эволюционного гуманистического пути развития, гениальные идеи извращаются, приводят к расслоению общества, к насилию и войнам.
   Так вот обе эти энергии заложены в том подкорковом генераторе, где зарождается и постоянно вращаются  эмоции человека. Мы даже не подозреваем насколько много этой энергии вырабатывает мозг. Посмотрите на достижения спортсменов, на возможные и невозможные перегрузки космонавтов, экстрималов, военных.  Человек, казалось бы слабое существо, есть более сильные животные, но он создал и создаёт всю эту громадину цивилизации и даже способен многократно уничтожить мир.
     Есть такой маленький пример кратковременного разряда  этого нейронного генератора  – эпилептический припадок. У каждого человека он может развиться, если повреждается определённая защита:  тоже замкнутая нейронная цепь - антиэпилептогенная,  удерживающая энергию внутри. Есть даже ключ к этой дверце – это состояние между сном и бодрствованием. В этот миг чаще всего бывают припадки у эпилептиков. Все мы знаем насколько эмоциональны и возбудимы бывают эти люди. Многие из них были гениальными писателями, композиторами, учёными, политическими деятелями. Но кто видел развёрнутый эпиприпадок, тот ужаснётся какая огромная энергия вырывается из глубин мозга и истязает судорогами человека. В момент эпилептического припадка на ЭЭГ нет нормального альфа-ритма, а регистрируются высоко амплитудные  острые волны - комплексы «пик-волна».
   Иван Петрович Павлов – один из основателей русской нейрофизиологии открыл помимо рефлекторной теории малоизвестный феномен – «феномен пушечного удара». Если выработать какой либо условный рефлекс (например пищевой, как он изучал на собаках) и потом его заглушать длительно выработкой других рефлексов, то он перестаёт работать. Но со временем он при повторении опыта вдруг, снова появляется, причём с десятикратной силой. У человека это можно сравнить с чем-то когда-то забытым, но снова всплывшим в памяти. Так мы с удовольствием вспоминаем что-то забытое из детства  при каких-то обстоятельствах напоминающих это и даже удивляемся, как оно всплыло в памяти и вызвало бурную реакцию. Это энергия забытого – она как пружина вырывается из глубин мозга вызывая сильнейший всплеск эмоций. Чем дольше эмоция была «спрятана», вращаясь в своей нейронной цепочке, тем больше накопила энергии и сильнее «выстреливает». Она можен быть как положительной, так и отрицательной.

Пять лепестков счастья

       Что движет человеком в жизни? Говорят - поиск счастья. Но,  что есть для него счастье никто не знает и порой то, к чему он стремится, совсем не счастье. Богатство, комфорт, развлечения дают ощущение кратковременной радости, но не счастья. Эта радость быстро истощается и требует как наркотик  всё новых и новых развлечений. Мы уже убедились на примере деструктивной цепочки эмоций, что такая радость ведёт к унынию (не смейся много – плакать будешь), а уныние ведёт к злости, раздражительности, а потом тяжёлое раздумье и изворотливый страх, избавление от которого даёт кратковременное неадекватное веселье. И всё.
Но счастье, всё же,  есть и путь к нему продиктован законами природы. Эти законы мы с вами обратили в образы:
РАДОСТНОЕ РАЗДУМЬЕ,  ОСОЗНАННАЯ ТРЕВОГА, ЗАБОТЛИВОЕ ОПАСЕНИЕ, СДЕРЖАННАЯ ЗЛОСТЬ, «ЗЛАЯ РАДОСТЬ».
Почему-то нет в русском языке синонима с положительным значением злости – злая радость. Больше подходит ЗАВОЁВАННАЯ РАДОСТЬ или ПОБЕДНАЯ РАДОСТЬ, но это тоже мне не совсем нравится.
Когда раздумье с радостью
А печаль с умом,
Любовь со страхом справится -
Построишь счастья дом!

Эмоции и болезни

    В восточной медицине каждой эмоции сопутствует какой-то орган и в зависимости от того какая эмоция преобладает над остальными такой орган будет больным. Так злость ведёт к избытку желчи и болезням печени и нервов, радость влияет на сердце, а раздумье на желудок, уныние на лёгкие и кровь. Страх поражает позвоночник и тазовые органы.
В своей многолетней врачебной практике я не редко обращался к восточной медицине, особенно к диагностике по пульсу. Пульсовая диагностика древнейший метод тибетской медицины, описанный ещё до нашей эры в книге Жёлтого Императора – «Трактат о внутреннем» К своему удивлению, я обнаружил, что пульс повторяет те образы, которые я называл и точно соответствует болезни и той эмоции, которая эту болезнь сопровождает:

-«пульс струны»  - злость – жёлчь – печень – нервы;
-«пульс удара» - радость - сердце – сосуды;
-«ульс червя» - раздумье - желудок, кишечник;
-«пульс луковрго пера» - уныние - лёгкие, газообмен крови;
-«пульс камешка» - страх -  почки, мочеполовая система, суставы, позвоночник.
    Так как я в основном лечу позвоночник, то заметил интересное проявление пульса у больных, страдающих грыжами межпозвонковых  дисков. Чем более выражен у них пульс «камешка», тем хуже они лечатся. А если у них другой характер пульса, то они быстро выздоравливают. Я даже иногда говорю пациентам, что по пульсу эта болезнь не ваша, она после лечения скоро пройдёт.
Вы заметили, что образы эмоций, которые мы рассмотрели в начали и названия пульсов удивительно совпадают.
Как объяснить это буквальное совпадение образа эмоции, пульса и болезни человека? Ведь получается,  природа сама это соответствие сотворила.
      Восточная медицина объясняет это так: страх рождает зима, злость – весна, радость – лето, раздумье - сезон дождей, печаль – осень.
С точки зрения древних восточных философов беречь здоровье это жить в согласии сезонами и чувствовать их энергию:
- быть энергичным, свободным, даже  злиться  как мы чувствуем весну;
- радоваться так, как мы радуемся лету, и максимум тратить энергию, чтобы обновить внутреннюю инь  (т.е. клетки внутренних органов, главное – сердца);
-думать, учиться жизни, размышлять, впитывать знания как  в дождливое время года;
-наслаждаться красотой жизни, познавать её, задумчиво созерцать, печалиться об ушедшем, как мы печалимся осенью;
-опасаться, бояться, замирать, не растрачивать энергию, впадать в спячку, как мы делаем зимой.
 Эти все эмоции есть в любое время года. Важен сам порядок смены эмоций. Не может после осени наступить лето, или после зимы осень. Этот порядок в природе не изменен. И у нас он в генах. А смена эмоций происходит не зависимо от сезонов и в течение минуты может этот цикл повториться несколько раз. Важно, чтобы порядок эмоций соответствовал порядку сезонов.                Меня недавно спросили – почему мы должны радоваться лету? А если я больше люблю зиму, как мне быть? Поясняю. Мы говорим об образах. Чем отличается образ радости, которые следует за злостью. Он усилен злостью так же, как лето усилено весной. Лето вообще не может без весны. Поэтому радость должна быть добыта положительной энергией. А не просто в результате избавления от страха. Так же злость весны зависит от влияния зимы, она сдерживается страхом зимы и главное, она преодолевает это сдерживание. А злость, которая пришла  без преодоления, а просто от уныния,  она не удержима, поэтому деструктивна. Так же радость сдерживает  не нужное умствование, даёт отдых мысли, и запас энергии. Дождь после жары очень даже необходим, чтобы осенью был урожай. Но лучше когда он чередуется с уходящей жарой лета. И куда деться без печали без того урожая, без тех открытий, которые дала нам мысль. Нужно дать отдых активным эмоциям , организоваться, разложить всё по полочкам чтобы начать новый цикл рефлексии. Осень тоже, уходя готовит к зиме, смягчает её начало.
  Причём спать зимой нужно  больше, чем летом.  Если тратишь энергию зимой, то, как считает восточная медицина -  инь  не сберегается и летом, когда её нужно обновить её не хватит, что ведёт к болезни сердца в жаркое время, расстройству  кишечника в сезон дождей, болезни лёгких осенью, позвоночника зимой. Я сам испытал на себе этот механизм, когда зимой работал на трёх работах и ещё поднимал штангу, а летом заболел, ни с того ни с сего,  пневмонией.
Лечебные стихи.

     Должен сказать Вам, уважаемый читатель, стихов,  специально написанных для влияния на здоровья у меня нет. Стихи пишутся спонтанно, основываясь на образах, которые появляются в процессе обдумывания и  написания. Некоторые авторы сочиняют специально какие-нибудь тексты для определённого настроя, какие-то мантры, проводят психологические тренинги. Всё это может быть и полезно, но не имеет ни какого отношение к поэзии.  Многие начинающие авторы имеют такую высокую степень самомнения, когда утверждают, что стихи им диктует кто-то свыше и поэтому они имеют целительные свойства. . Мало того, они отказываются их редактировать, и обижаются, когда  их критикуют за непрофессионализм, глупость, нелепость. Должен сказать, что это  бывает у всех, кто когда-то начинал писать стихи. Это ощущение творческого экстаза, когда имеющиеся у нас в голове образы, сами наперебой рвутся попасть в строку. Просто надо критически относиться к своим первым «уродцам» и учиться простейшим правилам стихосложения, учиться у хороших поэтов, которых в русской литературе нет недостатка, и не только у классиков, а у современных особенно. Потому что наш язык, так уж случилось, намного богаче по своей  структуре,  образности, тонкости нюансов, возможности менять положение слов,рифмовке, красоте созвучий -  языков западных. Одним словом – великий русский!
      Эту книгу я написал в основном для людей, интересующихся поэзией, а так же и для «пишущей братии» - поэтов, прозаиков, музыкантов, поэтов-песенников, которым может быть будут интересны мои рассуждения. В нашем мире и так много деструктивного. Хотелось бы, чтобы поэзия стала тем островком, который сохранял нормальные человеческие чувства, эмоции и взаимоотношения. Но, конечно в моей книге исть и деструктивные стихи, возможно вы их обнаружите. К примеру, сравните стих «Живая вода» и «Мёртвая вода».
     Читайте всё, но учитесь отличать стихи нормальные от деструктивных.  Этому и посвящен мой, так сказать, большой научный трактат.  И особенно рекомендую для тренировки процесса правильного чередования эмоций, как образов,  читать стихи из первой моей книги «Живая вода» в том порядке, как они расположены по сезонно. Природа, она лучше всего лечит и настраивает на правильные эмоции.
     Ещё посоветую читать для формирования эмоций стихи в таком порядке.
 Для усиления:
- "радости" в разделе "Весна" и потом  "Лето",
- "раздумья" - в разделе "Лето" и "Осень"(где дожди)
- "печали"  в разделе "Осень"  (все),
- "страха" - в разделе "Осень" и "Зима",
- "гнева" - в разделе  "Зима" и "Весна".
В восточной философии У-Син (5 элементов), предыдущий сезон (элемент)- является матерью последующего, он усиливает энергию сына.Но это усиление имеет совсем не прямое действие, что очень важно, а материнское - направляющее, оберегающее, о чём я подробно написал выше.

Наоборот поступают, когда нужно провести ослабить какую-то эмоцию:
- "радости" в разделе "Лето" и потом "Осень" (где дожди),
- "раздумья" - в разделе "Осень"(все),
- "печали"  в разделе "Осень"  (все),
- "страха" - в разделе "Зима" и "Весна",
- "гнева" - в разделе  "Весна" и "Лето".
В этом случае эмоция ослабляется так, как мать ослабляется сыном - сын включает в себя энергию матери, но это ослабление бывает необходимо и для матери.
Такой вариант подходит для лечения болезней с избытком какой-то одной энергии.
Например, чтобы преодолеть страх (болезни позвоночника и органов таза) нужно разозлиться, а для преодоление злости (болезни печени и нервной системы)- нужна радость, избыточная радость (болезни сердца, сосудов)снимается раздумьем - причём, радостным. На чрезмерное раздумье (болезни желудка, кишечника)хорошо влияет задумчивая печаль, а на уныние (болезни лёгких и обмена веществ, ожирение)хорошо влияет тревога, беспокойство, страх за родных и близких.
Если так разобраться, то в этой системе всё построено разумно, как и в природе и жизни.
 Вообще то, читайте всё, что вам понравится для настроения. Ведь хорошее настроение даёт творческий порыв и, значит,  лечит.  Желаю вам быть здоровыми, целеустремлёнными, радоваться жизни и добиваться самим своего счастья. И читайте стихи.
 Люди тысячелетиями пытаются найти ключ к взаимопониманию, используя своё мышление, интеллект, но не обращая внимание на эмоции, которые чаще всего бывают деструктивными. Мне кажется, в этом вся проблема. Нужно научиться понимать друг друга с помощью эмоций, а не разделять нас друг от друга с их с помощью.

.

 

X
Загрузка
DNS