После Андерсена
Мы отважные герои
очень маленького
роста...
(А.Макаревич)
Шляпа, патронташ, серебряная монета — едва ли все это нам впору, право...
Едва ли впору маленькому чудесному поручику, бравому командиру
отважной роты оловянных гвардейцев — верно, он и сейчас еще стоит
перед зеркалом в мире, где пахнут искусственные цветы и
светят звезды, нарисованные кем-то...
Где звезды светят перед зеркалом...
Перед зеркалом... Золотая бахрома эполетов, трехцветная лента через
плечо, букли парика — он пьет дозволенную артикулом
изысканность покроя, он поправляет кружевное жабо, он касается эфеса
шпаги тонкими пальцами в перстнях и снимает другой рукой
пылинку с манжеты...
Он подымается по лестнице в царство мрамора и свечей, проходит
галерею реверансов, он приветствует старика-ученого, ведающего
тайнам выдуманных знаков...
Музыка...
Ангажирует даму — мир озарен люстрами, в невесомой покорности ее
руки тяготит рафинад поколений...
Единодушие скрипок...
Бесшумная распахнутость дверей...
...Маленькие туфельки ступают шахматною клеткою паркета; изящество
линий, отточенность жестов — мимолетные отблески света в
зеркалах глаз.
Движением танца — скорее к барьеру!
Туда, где все не так, где бархат кресел цепенеет в темноте, где
дощатый помост, и свет падает на струганые доски двумя уязвимыми
дрожащими пятнами.
Да, да, там озеро, и восковые лебеди на нем, и маленькая стройная
танцовщица в юбочке из тончайшего батиста, и голубая лента в
виде шарфа свободно перекинута, конечно же, через ее плечо...
Через ее плечо...
Но...
Но на утро: неоспоримость геометрии шеренг и колонн. На утро
брусчатка плаца ловит и тушит озорное солнце. На утро синие,
зеленые, красные, белые пятна на сером — торжество единообразия и
меди оркестра.
Все замерло. Лакированная лошадка выносит генерала. Замерло —
оркестр обрывается на полутакте, и только лающие звуки рапорта,
только разом дрогнувший частокол штыков, только сила команды и
радость повиновения.
«Цер-р-римониальным мар-р-ршем...»
«Побатальонно...»
И вновь взрывается оркестр, рассекая сомнения и упраздняя мысли. Уже
и генерал салютует проходящим украшенной изумрудами шпагой
— бесчинствует холодная наука соблюдения дистанций.
Бесчинствует наука соблюдения дистанций — бесчинствует медь труб,
бесчинствует такт, вот-вот готовый сбиться:
«Первый батальон — прямо, остальные — напра-а...»
Потом весь ужас перенапряженных нитей — всего лишь миг движения, и
вот уже проходит оркестр под барабанную дробь и вслед за
всеми тоже исчезает там, где часовые у будок, где полосатые
столбики и брат их — шлагбаум, и где дорожки регулярно
посыпаются, согласно уставу, речным песком и гравием...
К А З А Р М А ...
...Но существует еще вечность, съеденная пером полкового писаря.
Должно быть, где-то там, за скрипом, навевающим сон, остались и
судорожные взмахи стального жала, и выгрызающий кирпич стены
чугун.
Остался сосущий страх.
Осталась дочь его — безрассудная самоотверженность отчаяния.
Остались, наконец, бесконечные дни голодного марша, пыльный зной и
безразличный мусор пепелищ.
Остались не ведающие усталости пилы походных флейт — нескончаемые
звуки с утра до вечера...
Флейты, флейты...
Бог простит вам, флейты!
Да и вспомнит ли вас кто сейчас? Сейчас, когда косой серый дождь
ласкает брусчатку плаца.
Когда крупные, как лошадиные слезы, капли одна за другой срываются с
края треуголки на полу мундира. Мундир весь мокрый.
Отставка.
О Т С Т А В К А.
Отставка — синие пальцы нервно поправляют шпагу, перевязь, пытаются
оттереть комочек грязи, невесть откуда взявшийся на рукаве.
Пальцы дрожат.
Пальцы дрожат — никак не унять... Искать причину — немыслимо, не
повиноваться — абсурд: все в воле Божией, можно лишь надеяться
на ошибки в бумагах...
Еще можно надеяться: надо попросить, чтобы проверили бумаги...
28.06.87
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы