Прудовые лягушки и белокрыльник
  Был у меня однажды забавный случай. Подвизался я на педагогическом
  поприще: водил разные группы детей и студентов на экологические
  экскурсии. И попалась мне вдруг группа трудновоспитуемых подростков.
  Их привезли из интерната. Дети были "педагогически запущенные".
  С ними могла управляться только МарьИванна – их, так сказать,
  воспитатель, идейный наставник и вдохновитель. Ее трудновоспитуемые
  побаивались. Зато меня (как оказалось) – ничуть!
  Я повел группу экологическими тропами. Показывал разнообразные
  красоты. Даже норку зимородка в береге реки показал. И болванку
  березы, которую обгрызли своими резцами бобры. Подросткам все
  это было явно скучно. Они мечтали только о том, как бы незаметно
  от МарьИванны сховаться в кусты – и там тайком покурить... Все
  мои просвещенческие потуги пропадали на корню.
  Вскоре, однако, я заметил, что недюжинный интерес к моим разглагольствованиям
  по поводу пищевых цепей в экосистемах и пирамидах энергии проявляет
  МарьИванна. Поначалу она мелкой рысью следовала в арьергарде,
  следя за дисциплиной. Но постепенно ее стали привлекать природные
  объекты... Женщина весьма крупных габаритов, она, тем не менее,
  сноровисто шныряла по кустам и периодически подтаскивала и совала
  мне под нос всякую лесную дребедень. Глаза ее горели, как у хорошо
  натасканного спаниэля. "А это что тут такое красненькое?, ...
  А почему здесь все такое? – вопрошала она у меня, – а вот тут
  какой-то непонятный зверек?!" Словом, в лице грозной воспитательницы
  я нашел благодарную аудиторию.
  Однако это мало радовало меня. Трудновоспитуемые подростки по
  прежнему плелись нога за ногу, нудно стонали "Пойдемте домой!
  " и просились на отдых. Около небольшого карстового провала пришлось
  сделать привал.
  Подростки повалились в траву. МарьИванна без устали рыскала по
  окрестностям в поисках новой добычи. Я же тяжело переживал методическую
  неудачу. Дети не давались мне – и это задевало за живое. Задумчиво,
  с тяжелыми мыслями сидел я на бережку карста и тупо смотрел на
  листья белокрыльника в воде. Внезапно мой взгляд уловил некое
  шевеление: то самочка прудовой лягушки, зеленая и пупырчатая,
  как малосольный огурец, завозилась под широким зонтом водных растений.
  А не попробовать ли мне подманить лягушку на брачный крик самца?!
  Эта мысль словно обожгла меня...
  Судьба давала мне шанс. Я вспомнил, что когда-то тренировался
  и даже научился неплохо имитировать кваканье мужского представителя
  этих земноводных. То есть издавать с помощью поставленного во
  рту ребром языка и надувающихся щек тот самый крик, с помощью
  которого лягушки и собираются, собственно, на свои свадьбы и игрища!
  Эх, была – не – была! Я встал и громким от волнения голосом объявил
  уже засыпающим детям, что сейчас будет показан небывалый фокус.
  Впервые на арене цирка, так сказать... Единственный и неповторимый!
  Никогда более и нигде! Конечно, я рисковал. Лягушек здесь могло
  вообще не быть (и лишь замеченная мною самочка отиралась в этом
  карсте в полном одиночестве).
  Дети вяло зашевелились на берегу и привстали. МарьИванна выбежала
  из кустов с ворохом очередной лесной дряни – и замерла с раскрытыми
  от ужаса глазами. Она, видимо, решила, что я сейчас брошусь в
  карст – и утоплюсь с горя.
![]()  | 
| Рис. Сергея Шустова | 
  Отставив театрально ножку в сторону, я приступил к кваканью. Я
  надсажался. Я пел соловьем. Я вибрировал не только щеками и гортанью,
  но даже, казалось, всеми фибрами души. Назад к отступлению путь
  был закрыт. Дети заинтересованно смотрели на дядю с поехавшей
  крышей...
  И тут случилось чудо! Карст взбурлил, и, в ответ на мои рулады
  и трели, со всех сторон, из-под листьев белокрыльника в мою сторону
  устремилось десятка три, а то и все четыре крупных, отборных лягух.
  Они выбирались на берег с явным намерением найти этого голосистого
  самца и тут же вступить (все разом!) в интимные отношения с ним.
  Это была победа! Трудновоспитуемые подростки безумствовали, орали
  и прыгали от восторга. Они подняли меня на руки и как римского
  триумфатора понесли по всем тем местам, по которым еще совсем
  недавно я их безуспешно и уныло водил. Они спрашивали меня обо
  всем. Они смотрели мне в рот как Великому Гуру. Я показал им все
  то, что пытался показать, – но теперь в обратном порядке. МарьИванна
  ошеломленно бежала крупной рысью следом за нами – и постоянно
  оглядывалась. Должно быть, ей виделись среди елок и осин преследующие
  нас по пятам воинствующие лягухи-амазонки.
Так я впервые познал вкус педагогического успеха!
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
                             
