Комментарий |

Санскритские корни географических названий России

1. Гипотеза происхождения семейства названий «Ишим-Ишма-Чишма и Ко»

Как следует из предыдущих публикаций, гипотеза «санскритских корней»
многих географических названий России (городов, рек, озер) имеет
под собой достаточно оснований. Серьёзной проверкой этой гипотезы
может быть расшифровка многих названий городов, объяснение их
смысла с помощью известных нам языковых и мифологических сведений.

Рассмотрим самую большую группу топонимов, объединённых по их
основе: Чишма, Ишма, Ишим. У первого и второго из этих названий
есть родственные парные названия, образованные путем замены близких
по звучанию буквы «ш» на «ж»: Чишма – Чижма и Ишма – Ижма.

Итак, в начале проследим «эволюционную цепочку» названий Ишим
– Ишма. Как уже было видно ранее окончание –им и –ма является
остатком от имени Йима. Современное звучание на русском языке,
очень близкое к санскриту, позволяет записать его имя как «ima».
Тогда первая часть слова может быть записана как «», означающее
на санскрите – «владыка, мощь». Такое восстановление позволяет
воссоздать наиболее вероятную изначальную форму слова – işima.
Его перевод на русский язык означает Владыка Йима или мощь Йимы.

Такая трактовка соответствует легендарной истории Авесты. Действительно,
в первой половине своей жизни Йима «…царь золотого века человечества,
в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни смерти,
ни зависти….», «…люди были бессмертны и жили в изобилии и благополучии…».
Этому периоду его жизни соответствует максимальная мощь, сила
и власть Йимы, и так по праву можно называть его и это время.

Представляется, что подобный смысл вкладывался в эти географические
древними наподобие «ключей» для поддержания исторической, информационной
и даже энергетической связи между поколениями. Нельзя сбрасывать
со счетов также и энергетическую связь (духовную подпитку) с духовным
миром и возможность нам, наследникам Золотого века в течении многих
тысяч лет прикасаться, не ведая того, к легендарной истории.

За много тысяч лет слово «işima», читаемое как «ишима», вобрав
в себя результаты нескольких реформ русского языка, написанное
современной кириллицей, эволюционно упростилось до двух устойчивых
форм: Ишма/Ижма и Ишим. Логично полагать, что от эих форм произошли
современные названия городов: Ишманово, Ишмекеево, Ижма, Усть-Ижма,
Ишим, Ишимбай, Ишимка 1-я и 2-я, Ишимово, Ишимский, Ишимское,
Мордовский Ишим, Новый Ишим, Усть-Ишим
.

Аналогичный подход допустимо применить и к образованию слова Чишма.
Принимая, как и ранее, концовку составного слова «ima», производного
от имени Йима, начальная часть слова может быть представлена как
«Çiş» (убийство) или «Çeşa» (окончание). Тогда
главное составное слово может быть записано двумя близкими по
звучанию словами: Çişima или Çeşaima. Упрощенно
оба слова можно прочитать как Чишима. Первое означает «убийство
Йимы
», а второе можно трактовать как «окончание (эпохи) Йимы».
Всё это полностью совпадает с легендарной историей Авесты , которая
повествует о грехопадении Йимы и, как следствие, окончании эпохи
Золотого века. «…После грехопадения Йимы в мир проникает Зло,
род людской становится несовершенен духовно и телесно. В итоге
Йиму свергают с престола, он скитается в изгнании, нигде не находя
приюта, а потом его настигают и казнят…».

Эти два слова-названия отражают вторую трагическую половину жизни
Йимы. Они являются неотъемлемым дополнением к слову «Ишима», образуя
единое биполярное описание его жизни и всей его эпохи. Слово «Чишима»
за прошедшее долгое и сложное время упростилось и видоизменилось
по двум основным линиями эволюции. Согласно первой линии, из них
возникли несколько корнеслов названий Чишма/Чешма/Чежма, от которых
образовались такие современные названия городов: Большая Чежма,
Елань–Чишма, Новая Чишма, Салкин-Чишма, Салкым-Чишма, Салкын-Чишма,
Таш-Чишма, Таш-Чишма, Чешмали, Чишма, Чишмы, Чишмя
.

Вероятно, за счет объединения (слияния) двух близких по звучанию
шипящих слогов до корнеслова Чим возникло небольшое семейство
городов: Чим, Чимбай, Чимеево, Чимшилия. Однако, самая большая
группа названий с корнесловом Шима/Шим доказывает, что в результате
многотысячелетней истории второй шипящий слог «ши» поглотил первый
слог «чи». В результате эволюции возникла многочисленная группа
названий: Шима, Шиманово, Шимановск, Шимбуй, Шимваж, Шименеево,
Шименер, Шиминерский, Шимкайчай, Шимково, Шимкусы, Шимонис, Шимоновка.
Шимоново, Шиморское, Шимск, Шимшурга, Шимякино, Шимяничи.

Справедливости ради, для некоторых названий из группы с корнесловом
Шима/Шим нельзя отрицать и вероятность происхождения от исходного
названия Ишим.

2. Происхождение двух семейств названий «Туим и Ко» и «Тюмень и Ко»

Попробуем проследить возникновение двух близких по звучанию семейств
географических названий: «Туим и Ко» и «Тюмень и Ко».

Первая небольшая группа городов «Туим и Ко» включает в себя всего
5 городов: Туим, Туйемойнак, Туйметкино, Туймазы и Туймыйза, и
ее звучание сохранило свои «микроскопичное» отличия от второй
на протяжении многотысячелетней истории. Это позволяет сегодня
нам говорить о том, что внутренний зашифрованный нашими современниками
смысл названий принципиально отличается от смысла названий «Тюменского
семейства». В противном случае, за много сотен лет большая группа
без особого труда поглотила бы меньшую.

Поиск прототипа для первого слога позволил достаточно легко найти
его: санскритское слово «tu» означает золото. /Словарь санскрита
Кочергиной/. Это позволяет предположить, что резкое похолодание
климата, произошедшее около 10-12 тысяч лет назад, эпохальный
перелом всей жизни (в худшую сторону) оставил в народной памяти
ностальгию по золотой эпохе, которое было в начале правления Йимы.
Эта ностальгия отразилась в географических названиях, отражающих
исторические сведения, увековеченные в топонимах. Таким образом,
соединение двух слов «tu» (золото) + «ima» (Йима) привело к появлению
единого слова-названия – «tuima» (Туима).

Соединение вышеназванных слов за более, чем 10 тысяч лет в разных
местностях и языках дало жизнь небольшой группе названий: Туим,
Туйемойнак, Туйметкино, Туймазы и Туймыйза. Однако, очевидно,
за счет «съедания» звука «и»/»й» в звучании «материнской» группы
названий «Туим и Ко» возникла самая большая «дочерняя» группа
названий «Тума и Ко»: Тум, Тума, Тумаево, Тумазы, Тумак, Тумак,
Тумалейка, Туменевка, Тумботино, Тумменское, Тумер, Тумер, Тумкино,
Тумлейка, Тумбук, Тумул, Тумул, Тумул, Тумша, Тумшупе, Тумынь.
Однако, нельзя отрицать и влияния на эту группу названий «Тюменского
семейства». Рассмотрим гипотезу возникновения семейства «Тюмень
и Ко» более подробно.

Исследование происхождения названия одного из самых крупных российских
городов этого семейства – Тюмень – было сложным и необычным. Сейчас
уже не вызывает сомнений, что в топониме Тюмень, как и в ранее
упомянутых случаях, во втором слоге упоминается легендарный зороастрийский
герой Йима, и, соответственно, санскритское написание его имени
ima.

Самым близким, из всех возможных слов, к слогу «тю» в санскрите
является слово tayu, что означает вор /Словарь санскрита Кочергиной/.
Представить себе перевод слова Тюмень, как Вор Йима невозможно,
и любой, кто вместе с автором прикоснулся к «дыханию священной
и легендарной истории», может подумать, что наше исследование
зашло в тупик.

Для успешного разрешения противоречия автором предлагается следующая
историческая гипотеза о происхождении слога «тю». Согласно описанному
в Авесте мифологическому сюжету, свыше, от Бога (в зороастризме
его зовут Ахура-Мазда) Йиме приходит откровение о скором приближении
холодов и наступлении зимы (см. Авеста, «Видевдат» Миф о Йиме,
Перевод И.М. Стеблин-Каменского):

«……………………………»

22. Так сказал Бог Йиме:

«О Йима прекрасный сын Вивахванта, на этот плотский злой мир придут
зимы, а от них сильный смертельный холод. На плотский злой мир
придут зимы, и сначала тучи снега выпадут снегом на высочайших
горах………..»

………………………………….

25. И ты сделай Вар размером в бег на все четыре стороны и принеси
туда семя мелкого и крупного скота, людей, собак, птиц и красных
горящих огней. Сделай же Вар размером в бег на все четыре стороны
для жилья людей и размером в бег все четыре стороны для помещения
скота.

26. Там воду проведи …………., там устрой луга, всегда зеленеющие,
где поедается нескончаемая еда, там построй дома, и помещения,
и навесы, и загородки, и ограды.

27. Туда принеси семя всех самцов и самок, которые на этой земле
величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов
скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие.

28. Туда принеси семя всех растений, которые на этой земле высочайшие
и благовоннейшие. Туда принеси семя всех снедей, которые на этой
земле вкуснейшие и благовоннейшие. И всех сделай по паре, пока
люди пребывают в Варе.

………………………………...

30. В переднем округе (Вара) сделай девять проходов, в среднем
– шесть, а во внутреннем – три …………………………»

………………………………...

____________________________

Вар – авест. Вара, глинобитная крепость или замок, служащий убежищем
для людей, скота, растений и огней во время смертельных холодов
зим, снегопадов и наводнений. Судя по приводимому в Авесте описанию,
Вар, построенный Йимой, состоял из трёх концентрических кругов
стен, во внешнем из которых было девять проходов, в среднем –
шесть и во внутреннем – три. Вар этот напоминал, таким образом,
по планировке жилища-поселения древних Ариев, включавших круговые
концентрические стены, открытые археологами на севере Афганистана
и в Южном Приуралье (например г. Аркаим). В русских говорах встречается
слово вар, варок, означающее «скотный двор», родственное древнерусскому
воръ – в смысле «забор», ограда (а также ворота) и связанное с
авестийским вара.

Археологические раскопки, проведенные в конце 80-х годов на южном
Урале, во многом подтвердили описания, дошедшие до наших дней
в священном тексте Авесты. Вот что пишет руководитель археологической
экспедиции: «Уникальный по своей сохранности и наиболее изученный
из «страны городов» культурный комплекс Аркаим был обнаружен в
1987 году. Общая площадь памятника 20 тысяч квадратных км. Площадь
археологических раскопов – более 8 тысяч квадратных км.

На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной
ров, за ним два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические
исследования показали, что валы – это остатки оборонительных стен,
сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого
кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились
из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках
домов – очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические
печи. Перед выходами – крытые дворики. Сегодня исследованы 29
жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс
состоял из 60 построек (35 – во внешнем круге и 25 – во внутреннем).
Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации,
основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных
стен – все это представляет собой необычайно яркую картину. На
поселении собраны большая коллекция керамики, изделий из кости
и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы,
связанные с металлургическим производством

/Зданович Г.Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских
степей. обусловленность//Взаимодействие кочевых культур и древних
цивилизаций. Алма-Ата, 1989; Зданович Г.Б. Архитектура поселения
Аркаим// Маргулановские чтения: Сборник материалов конференции.
М.; 1992; Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале. Гипотеза или установленный
факт?// Фантастика и наука (Гипотеза. Прогнозы): Международный
ежегодник. Вып.25 М.; 1992.

Итак, как следует из Авесты, убежище для людей и скота у древних
Ариев называлось вар. В Тамбовской, Рязанской и Курской областях
оно до сих пор сохранилось в своих прежних форме и значении. Одна
из форм слова также несет в себе смысл приготовления пищи (кипящая
вода; смола; жар). Также оно, согласно Фасмеру, является почти
полным синонимом слова вор, которое по прошествии многих сотен
лет в бытовом смысле, в первую очередь, сохранило то, что связано
с формой круга или окружности. Оно и сегодня является корнем многих
слов, связанных с круговым вращением: поворот, разворот, ворота,
вращение, ворожба
. Последнее, согласно этимологическому словарю
Фасмера, представляет собой специальный инструмент – циркуль,
разножку, снаряд для очертания кругов, окружностей.

Однако, в настоящее время слово вор гораздо чаще употребляется
в другом смысле. Того, кто входит обманным путем, с корыстными
целями, другими словами, кто преодолевает созданную охранную границу,
как правило, выполненную в виде защитного круга, рва, забора с
целью грабежа, стали именовать «вор». Именно от этого, второго
смысла слова произошло семейство новых слов: воровать, врать,
изворачиваться, свора
.

Итак, слово вор в санскрите пишется как tayu и к современной эпохе
это слово донесло до нас, в основном, только лишь второй смысл
(мошенник, грабитель). Даже известная поговорка «как тать в ночи»,
т.е. «…как ночной вор…» (воруют, как известно, чаще всего ночью)
сохранила древнюю связь между словами тать и вор.

Исход большей части древних ариев как основных носителей санскрита
в южные регионы Азии: Иран, Ирак, Индию и их расселение среди
местных народов привел к значительным изменениям бытового уклада
людей из-за более жаркого климата на новых землях. Из-за жары
уже не было особой нужны строить особо теплые крепости-вары для
сохранения тепла и, возможно, поэтому первый, исходный смысл прекратил
свое существование, а в санскрите осталось лишь второе значение
слова соответствующее вору, мошеннику.

Поэтому, учитывая существовавшую ранее двусмысленность, мы в праве
использовать именно первый исконный смысл слова. Таким образом,
изменения образа жизни арийцев естественно привели к смысловым
изменениям санскрита, а искусственно созданные ранее географические
названия увековечили древнюю историю и превратились в естественные
памятники истории народа. Итак, сочетание двух слов «tayu» и «ima»
образует санскритское слово «tayuma» (Вар или убежище Йимы), которое
будет звучать «Тюма». Как несложно догадаться, именно форма этого
слова и стала «материнской» для всего последующего семейства Тюменских
названий. Поиск всех родственных Тюменских названий по российским
регионам выявил 17 географических названий, обобщенная информация
по которым сведена в табл. 1

Как несложно заметить, расшифрованные ранее географические названия
давались в честь значимой, оставшейся в памяти человечества, эпохи.
Другими словами, корень названия отражает суть этой эпохи, как
временного промежутка жизни человечества. И вот впервые мы встречаем
географические названия семейства «Тюмень и Ко», в которых зашифрованы
рукотворные построения (убежище, вар, крепость) имевшие (и скорее
всего до настоящего времени имеющие) важную «территориальную привязку»
к конкретной географической местности. Можно нарисовать карту
России, выделив регионы, содержащие названия из «Тюменского семейства»
красным цветом. Эта карта приведена на рис.1, и на ней красным
цветом выделено Тюменское семейство», а желтым остальные области.

Пока трудно предположить какую-либо гипотезу, объясняющую общий
характер полученных «пятен», образованных Тюменскими названиями.
Видно, что расположение «Тюменского семейства» приблизительно
равномерное, и оно почти соответствует общей территории современной
России. Из этого можно предположить, что на территории древнейшей
Руси проживал единый народ с общим языком (санскритом), культурой,
историей со священным писанием Авестой.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка