Комментарий |

Роман «Раб» (В переводе Жени Крейн) Фрагменты.

Перевод Жени Крейн

Начало

Продолжение

3

I

После жатвы Яков вернулся в хлев на горе. Он знал, что пробудет
здесь недолго. Вскоре настанут холода, и у скота не будет пищи.
Дни уже стали короче, и по утрам, когда он собирал травы, поля
были покрыты инеем. Мгла висела над осенними полями, и всё труднее
было отличить туман, поднимающийся от земли, от дыма пастушьих
костров. В последнее время птицы кричали всё пронзительнее, и
ветры, дующие с вершин, имели привкус снега. И хотя Яков очень
старался и собрал много корма для скота – коровам все равно его
всегда не хватало. Голодные животные мычали и били копытами оземь
– даже тогда, когда их доили. Яков снова вернулся к своей работе
– вырезанию на камне шестисот тринадцати заповедей Торы, но в
течении дня у него было мало свободного времени, а вечером и ночью
было слишком темно для работы.

По подсчётам Якова, это был седьмой день месяца Элула _ 1, и сумерки наступили быстро. Солнце опустилось
за тяжёлую тучу, которая закрывала весь западный горизонт. Но
действительно ли это был тот самый день? Несмотря ни на что, все
его вычисления могли быть ошибочными; и в тот час, когда во всём
мире протрубят в бараний рог и запоют литании в честь Рош а-Шона,
в неведении он будет собирать корм для скота. Он сидел в хлеву
и думал о своей жизни. Сколько Яков себя помнил – он всегда считал
себя удачливым. Его отец был состоятельным подрядчиком, который
покупал лес у мелкопоместных дворян, управлял порубкой и сплавлял
брёвна вниз по Бугу к Вистуле, а оттуда – в Данциг _ 2. Всякий раз, когда отец уезжал в такие поездки,
он возвращался с подарками для Якова и его сестёр. Элка Зисл,
мать Якова, была дочерью раввина. Родом она была из Пруссии, где
воспитывалась в зажиточной семье. Зисхен – так её называли – говорила
по-немецки, писала на иврите и держала себя совсем не так, как
другие женщины. В её доме были ковры на полу и бронзовые замки
на дверях. Кофе, редкость даже среди богатых, в её доме подавали
ежедневно. Будучи искусной кулинаркой, швеёй и вязальщицей, она
и дочерей своих учила вышиванию, а также сама читала им Библию
_ 3. Девушки рано вышли замуж. Якову
было всего лишь двенадцать лет, когда он обручился с Зельдой-Лией
– дочерью городского старосты, которая была младше его на два
года. Яков всегда был хорошим учеником. В восемь лет он уже мог
без посторонней помощи прочесть целую страницу из Гемары, а на
праздновании своей помолвки произнёс настоящую речь. Он писал
изящным, чётким почерком, хорошо пел, был одарённым рисовальщиком
и резчиком по дереву. Для восточной стены синагоги он нарисовал
на холсте красными, зелёными, синими и фиолетовыми красками двенадцать
созвездий, образовавших имя Иеговы, а по углам поместил оленя,
льва, леопарда и орла. В Шавуот _ 4
он украшал окна наиболее уважаемых горожан, а для пиршества в
Суккот _ 5 – убирал шалаш фонариками
и лентами.

Высокий и здоровый, он сжимал кулак так, что шесть парней не могли
заставить его разжать пальцы. Отец научил его плавать на боку
и брассом. Зельда-Лия, напротив, была худой и невысокой; его сёстры
называли её девочкой-старушкой. Но какой возможный интерес представлял
этот десятилетный ребёнок для Якова? Его гораздо больше интересовала
библиотека редких книг тестя. В приданое Яков получил четыреста
гульденов и полный пансион в доме родителей его жены.

Свадьба была шумной, со множеством гостей. Йозефов был всего лишь
маленьким городком, но Якова это не беспокоило – после свадьбы
он погрузился в свою учёбу настолько, что позабыл о внешнем мире.
Это верно, что его жена, как обнаружил Яков, имела странные привычки.
Если мать бранила её, она с обидой могла скинуть с себя чулки
и башмаки, а иногда даже опрокидывала миску с супом. Она была
замужней женщиной, но у неё всё ещё не начался менструальный цикл.
Когда же наконец у неё начались месячные – она была подобна зарезанному
телёнку – так обильно из неё вытекала кровь. Каждый раз, когда
Яков подходил к ней, она стонала от боли. Она постоянно страдала
от изжоги, мигреней и болей в спине. Она морщила лицо, рыдала
и жаловалась. Но Якову дали понять, что единственные дочери всегда
ведут себя подобным образом. Её мать постоянно оттаскивала от
него Зельду-Лию, но та всё равно родила ему троих детей – Якову
трудно было понять, как это могло произойти. Её обвинения и саркастические
замечания напоминали дурацкую болтовню, присущую глупцам или детям
школьного возраста; она принадлежала к разряду избалованных дочерей,
чьи прихоти невозможно было удовлетворить. Её мать, говорила она,
завидовала её миловидности. Её отец забыл о ней, а Яков её не
любит. Казалось, что ей никогда не приходило в голову, что надо
бы попытаться стать приятной в общении. Её глаза преждевременно
потеряли блеск от слишком частых слёз, а нос покраснел. Она даже
не ухаживала за детьми. Это тоже стало заботой её матери.

Когда умер их раввин, тесть Якова хотел, чтобы тот занял его место,
но у Заддока, сына покойного раввина, было немало сторонников.
Это верно, что за Яковом стоял городской староста, богатый и влиятельный
человек; но люди из Йозефова решили, что на этот раз они не позволят
старосте сделать всё по-своему. Яков понял, что против своего
желания оказался вовлечённым в тяжбу. Он не хотел становиться
раввином и, на самом деле, был на стороне Заддока; но, из-за своего
тестя, стал ему врагом. Яков хотел, чтобы в обмен на его добровольный
отказ стать раввином ему, по крайней мере, позволили преподавать
мальчикам в хедере. Яков хотел бы остаться в библиотеке, изучая
Гемару и комментарии к ней, занимаясь философией и каббалой –
предметами, которые он предпочитал даже Талмуду. С самого детства
он находился в состоянии постоянного поиска смысла самого существования,
стараясь постичь пути Господни. По тем цитатам, которые он нашёл
в «Руководстве для растерянных» _ 6,
книге «Кузары» _ 7, «Верованиях и
идеях» и других подобных работах, Яков был знаком с идеями Платона,
Аристотеля и эпикурейцев. Он знал каббалистические системы рабби
Моше из Кордовы _ 8 и святого Исаака
Лурии _ 9. Он сознавал, что иудаизм
был основан на вере, а не на знании, и всё же, при любой возможности
он стремился к пониманию. Почему Бог создал мир? Почему Он нашёл
необходимым существование боли, греха, зла? Несмотря на то, что
каждый из великих мудрецов давал свой ответ, эти вопросы оставались
неразрешёнными. Всемогущий Создатель не нуждался в подтверждении
своего существования посредством страдания маленьких детей и жертвоприношения
Его народа бандам убийц. О зверствах казаков рассказывали годами
– ещё до того, как произошло нападение на Йозефов. От страха замирали
сердца, а затем настал день, когда пришла смерть.

Когда казаки напали на Йозефов Якову только что исполнилось двадцать
пять лет. Теперь ему было уже двадцать девять, и это означало,
что седьмую часть своей жизни он провёл в отдалённой горной деревне,
лишённый семьи и общины, оторванный от книг – как одна из тех
душ, что нагими бродят в Тофете _ 10.
И вот уже окончание лета: короткие дни, холодные ночи. Яков мог
протянуть руку и почти дотронуться до тьмы египетской – пустоты,
в которой отсутствовал Божественный лик. От уныния всего лишь
один малый шаг до отречения. Дьявол становился всё наглее и говорил
Якову с оскорбительным высокомерием: «Бога не существует. Не существует
никакого иного мира за пределами этого». Он требовал, чтобы Яков
стал язычником среди язычников, он уговаривал его жениться на
Ванде или, по крайней мере, спать с ней.

(Продолжение следует)

–––––––––––––––––––––

Примечания

1.1 Месяц Элул (Элуль) – это месяц покаяния и возвращения
к Всевышнему. Это также месяц подготовки к Судному Дню (Йом Киппур).
Месяц Элул - шестой месяц, считая от Нисана, и двенадцатый месяц,
считая от Тишри, как это принято сейчас. Из знаков Зодиака ему
соответствует знак Девы - Бетула. Название месяца происходит от
вавилонского «улулу» - «жатва». Весь месяц Элул в синагогах после
утренней молитвы трубят в шофар для того, чтобы пробудить и встревожить
сердца людей, побудить их к раскаянию. – Примечание переводчика.
Взято из
The
Institute for Jewish Studies in the CIS

1.2 Данциг – ныне Гданьск. – Примечание переводчика.
Примечание переводчика.

1.3 Танах – письменная Тора. – Примечание переводчика.

1.4 Шавуот (Пятидесятница – Троицин День – День Святой
Троицы в православной традиции) есть нечто большее, чем просто
праздник урожая, он отмечает принятие Торы и заключение Б-гом
завета с еврейским народом. Праздник Пятидесятницы отмечается
в 50-й день после Песах. Пятидесятница у иудеев была одним из
трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского
закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта.
Примечание переводчика.

1.5 Праздник Суккот (Праздник кущей, или шалашей),
называемый также праздником «Хаг а-Асиф» (Праздник сбора урожая)
– это один из трех праздников, которые израильтяне отмечают паломничеством
в Иерусалим, к Храму. Частью традиции Суккот является проживание
в шалашах(сукках). В праздник шалашей народ Израиля собирается,
чтобы послушать чтение Моисеевых Законов. – Примечание
переводчика
.

1.6 «Руководство для сбитых с толку» – Используя в
своих исследованиях знания не только религиозные, но и светские,
Маймонид создал шедевр еврейской философии. Согласно многочисленным
источникам, в нем он не только достиг своей цели – вывести из
философского и интеллектуального заблуждения людей – но еще и
продемонстрировал всему миру, что иудаизму не страшны вопросы,
что вера априори не привилегия робких, догматичных людей, а окончательный
результат, интеллектуальный вывод дерзких мыслью, храбрых и ищущих
личностей. Именно Маймониду принадлежит наиболее краткое и наиболее
емкое изложение основных принципов веры, за пределами которых
начинается ересь и вероотступничество. – Примечание переводчика.
Взято из
«Еврейского
он-лайн центра»

1.7 Выдающееся творение еврейской литературы «Кузары»
Иегуды Галеви. – Примечание переводчика.

1.8 Рамбам (рабби Моше бен Маймон, 1135-1204) родился
в городе Кордова в Испании. В результате преследований со стороны
фанатиков-мусульман его семья была вынуждена переселиться в городе
Фес (Марокко), где он стал выдающимся знатоком Торы, а также получил
блестящее образование, изучая медицину и другие науки. После короткого
пребывания в Эрец-Исраэль Рамбам переселился в Египет, где стал
руководителем общины и занял пост придворного врача египетского
султана. Современники говорили о нем: «От Моше (раббейну) и до
Моше (бен Маймона) не было равного Моше». Книга Рамбама «Мишнэ
Тора» представляет собой важнейший галахический источник, не утративший
своего значения и по сей день. – Примечание переводчика.
Взято из «Центр
еврейской самоидентификации, университет Бар-Илан»

1.9 Исаак Лурия(1534–1572), каббалист, родился в Иерусалиме
и умер в Сафеде (Палестина, ныне Цфат, Израиль) 5 августа 1572.
Его родители прибыли из Германии, поэтому иногда он упоминался
под фамилией Ашкенази («немец»). В раннем детстве он осиротел
и был отправлен в Каир (Египет) к дяде. Там Исаак посвятил себя
углубленному изучению Талмуда и каббалистического трактата Зохар.
В возрасте 22 лет он отказался от земных благ и прожил в уединении
13 лет, стяжав славу великого мистика. В 1569 Лурия возвратился
в Палестину и обосновался в Сафеде, где привлек к себе множество
последователей. Самый известный из них – Хаим Виталь, записавший
его учение. Приверженцы почитали Лурию как предвестника Мессии
и приписывали ему сверхъестественное могущество. Лурия стал основателем
новой школы каббалы, в которой важную роль играла доктрина переселения
душ. – Примечание переводчика. Взято
из
http://www.krugosvet.ru/articles/52/1005275/1005275a1.htm

1.10 Тофет – Возмездие, больше которого нет - когда
душа уничтожается и не удостаивается этой жизни, как сказано:
«Смертью погибнет эта душа, злодеяние ее - на ней» (Бэмидбар 15:31).
Это уничтожение пророки называют иносказательно «гибельный колодец»,
«авадон» (уничтожение), «тофет» (ад), «алука» (буквально - пьявка);
и также любым выражением, означающим проклятие и уничтожение,
называют это, так как это проклятие, после которого невозможно
восстановление, и потеря, которую нельзя вернуть. – Примечание
переводчика
. Взято из «Торат
Моше»

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка