Комментарий |

Победил ли Воланд? (апокриф)

Споры вокруг «закатного романа» М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
не прекращаются по сей день. Никто не отрицает
художественной ценности данного произведения, однако дискуссия о «знаке»
романа не окончена до сих пор. Довольно многие критики (в
особенности церковные) относят роман к черной литературе.
Булгакову предъявляются обвинения в апологетике зла и даже в
сатанизме. По мнению этих критиков в финале Булгаков рисует
картину триумфа темных сил, верными адептами которых становятся
главные герои – Мастер и Маргарита.


Здесь и далее иллюстрации Чарли Стоуна

На наш взгляд эта позиция крайне поверхностна. Во-первых, в романе
уже выведен персонаж, предавшийся силам зла. Зовут его
Берлиоз. В определенном смысле председатель МАССОЛИТа становится
зеркальным отражением Мастера. Далеко не глупый, образованный
человек, Берлиоз все свои силы и способности отдает
служению отрицанию и небытию. В Средневековье дьявола звали
«обезьяной» Бога-Творца; так же и деятельность Берлиоза в итоге
становится обезьянничеством подлинного творчества. Берлиоз
возглавляет советских писателей, но мы ничего не знаем о его
произведениях. Зато нам известно, что его подчиненные травили
Мастера. Нам известно, что Берлиоз внушил Ивану Бездомному
план кощунственной поэмы об Иисусе Христе. Председатель
МАССОЛИТа верой и правдой служит злу, земному и метафизическому. В
одной из ранних редакций романа («Копыто инженера»)
Берлиоз, тогда еще редактор журнала «Богоборец» предлагает Воланду
печататься в его издании. «Сотрудничать у вас я счел бы
счастьем», – отвечает дьявол (Булгаков.., 2006, с. 75). Читатель
легко поймет, чью волю творят Берлиоз и его соратники. Это
они прославляли НКВД, ГУЛАГ, Сталина, перекладывали в бойкие
вирши кровавую риторику Вышинского и Ежова. Под их гимны
прошел 1937 год.

В образе Берлиоза Булгаков блестяще показывает нам внутреннюю логику
пути талантливого человека, предавшегося дьяволу:
творческое молчание – соучастие в злодействах – бесславная смерть _ 1
забвение и небытие. Даже самый ярый критик Булгакова вряд ли
сможет усмотреть здесь сходство с судьбой Мастера.

Именно за ним, в сущности, и прибывает в Москву демоническая ватага.
Ну не за мелкой же душонкой брюзгливого пророка небытия
Берлиоза! Он и так никуда не денется. А вот подлинный художник
и его возлюбленная, сохранившие верность себе в аду
«красного Ершалаима», – это желанная добыча для тьмы. Коротать бы
тогда героям вечность в свите Воланда; кто знает – может быть,
пришлось бы автору романа о Христе и Пилате потешать
мессира шутками в духе Коровьева.

Однако роман Мастера читал не только Воланд. Нам бы очень хотелось
поподробнее рассмотреть сцену разговора дьявола с Левием
Матфеем. Анализируя эту сцену, критики обвиняют Булгакова в
принижении роли добра, в изображении его жалким и бессильным.
Дескать, Воланд открыто издевается над посланцем Иешуа. На наш
взгляд, это неверно. С этого момента судьба героев
выскальзывает из рук дьявола. Воланд, оказывается, не всесилен даже
на своей территории, в погруженной во зло Москве. Дьявол не
издевается, а злобствует в бессилии, речь его о свете и тьме
произносится со скрежетом зубовным. «Покинь меня
немедленно», – в ярости говорит он Левию (Булгаков.., 1989. с. 339).
Мастера и Маргариту тьма в актив не запишет. Как и 400 лет
тому назад, сделка выдающегося человека с дьяволом признана
ничтожной.

Воланд из грозного «князя тьмы» превращается в провожатого героев в
вечность. Куда же скачут влюбленные на черных конях? Явно не
в ад. Они совершенно свободны (вспомним для сравнения
«вампира-наводчика» Варенуху, превращенного в чашу Берлиоза или
вылетающего вверх тормашками в окно доносчика Могарыча),
демоны не вызывают у них страха, они скачут рядом с Воландом как
равные. Маргарита, выпив вина Азазелло, теряет все
инфернальные черты, приобретенные после ведьмовской инициации. «Лицо
покойной просветлело (курсив наш) и, наконец, смягчилось…»
(Булгаков.., 1989, с. 348). Наконец, деталь, лежащая на
поверхности, и упорно не замечаемая: влюбленные не обрушиваются
в провал вслед за Воландом (а он бы с удовольствием утащил
их туда, если б мог).

Мастера и Маргариту не берут в свет, ибо путь туда можно было
обрести лишь через борьбу с преступной властью. Врата в свет
открывались в подвалах Лубянки и на нарах Колымы. Вряд ли кто-то
станет отрицать, что герои романа мало похожи на мучеников.
У них другой путь. Мастер и Маргарита скачут в ту «третью
реальность», куда средневековые богословы помещали античных
философов и героев. В вечном доме к Мастеру и его любимой
придут Платон и Гомер, Гиппократ и Цезарь. Им там не будет
скучно.

А теперь, читатель, еще раз задай себе вопрос, победил ли Воланд.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––

Литература

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. Собачье
сердце: Повесть. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1989. –
464 с.

2. Булгаков М.А. Князь тьмы: Редакции и варианты романа
«Мастер и Маргарита». – СПб.: Азбука-классика, 2006 г. – 800
с.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Примечания

1. Не погибни председатель МАССОЛИТа под трамваем, угодил
бы он в подвалы Лубянки.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка