«Такова загребная жизнь...» (2)
Интервью Владимира Загребы Валерию Сандлеру
	– Предисловие к роману написал Алексей Хвостенко – «дедушка русского
	рока», «отец ленинградского андеграунда», – и назвал его,
	как мог назвать только он: Хвостословие. Пусть будет ему
	земля пухом – он и при жизни был таким же охальником, как вы? 
	– Конечно! Причем, очень веселым охальником. В отличие от меня,
	Хвост, которого я знал больше двадцати лет, был человеком не от
	мира сего, в своем творчестве совершенно свободным, без руля
	и без ветрил. А мне, к сожалению, по жизни и работе
	приходилось иметь ветрила, от которых я бы хотел избавиться.
	– Мне показалось из прочитанного: для вас обоих не было в жизни
	ничего святого, кроме Господа Бога. Это так?
	– К сожалению, ни для Хвоста, ни для меня Господа Бога не было. Для
	меня – потому что я сам был здесь Господом Богом, работая
	анестезиологом и реаниматологом; для Хвоста – поскольку он
	ничего святого, кроме литературы и шприца с дозой морфия, не
	признавал. Был, пожалуй, счастлив, говорил: как всё в жизни
	идёт – то и хорошо, и правильно. Можно бы с этим согласиться,
	но только не во Франции с её жёсткой социальной системой, в
	отличие от Америки или Израиля, где человек может
	рассчитывать на помощь общественных организаций. Хвост последние два
	года жизни снова стал колоться, принимать наркотики, и я
	занимался им всё это время. Как и двадцать лет до этого.
	Большого таланта был человек! С тех пор как он ушёл из жизни, я
	часто слушаю созданные им двадцать пять песен (на мой взгляд,
	самый большой его капитал), – и у меня такое ощущение, что он
	никуда не уходил. Но самое интересное, что бабы, с которыми
	он трахался или жил, на его могиле (он, как вам известно,
	похоронен в Москве, на Волковском православном кладбище)
	устроили драку. И в этом тоже есть что-то, а?
	– Есть, как не быть. Но зачем у вас в начале первой главы – крупным
	шрифтом: «Господи, что же это такое?!..» Этот вопрос, вместе
	с кучей других, меня преследовал до самой середины тома,
	куда я одним из немногих догреб (точнее, загреб) здоровым
	физически и, главное, психически. Вам не жаль тех, кому в этом
	смысле не повезло? 
	– А чего их жалеть? Книга весит килограмм, в ней 600 с лишним
	страниц, у неё абсолютно черная обложка, чернее, чем «Квадрат»
	Малевича – факт необычный для французского книгоиздания. И
	когда меня спрашивают всякие журналисты – зачем и почему? – я
	отвечаю, что это не книга, а ящик Пандоры: открываешь – и
	получаешь, что хочешь. Не хочешь открывать – не надо! Писатель
	не обязан завлекать читателя.
	– О романе не скажешь: «Действие происходит в...», – ибо действие,
	едва начав «происходить», тут же переходит в иные времена,
	иные дали. И нигде нет героев – сплошь антигерои. 
	– Вот это неправда! Там есть настоящий герой, еще раз напомню, где:
	на 578-й странице. Там непрерывно меняются миры, там, если
	хотите, – восемь тысяч «ружей Чехова», они развешаны по
	сценам всех действий, от первого до последнего, и уж если висят,
	то должны выстрелить.
	– Такое впечатление, что вас мучает избыток имен, понятий, фактов,
	воспоминаний – короче говоря, различных слов, – и вы
	торопитесь их выплеснуть на бумагу неважно в какой
	последовательности. И вот что еще: содержание романа невозможно пересказать,
	зато читать его можно практически с любой страницы. 
	– Вы оказались заодно с теми из моих читателей, которые назвали
	роман – библией. Поскольку в нем нет швов. Но зато сколько
	иронии! Роман – антимиф: все мифы, которые, с моей точки зрения,
	застряли в сознании людей, ставятся с головы на ноги. Там
	есть внутренняя музыка, невидимая нить связывает прошлое с
	настоящим, сдвигает времена, весь сюжет работает на
	сумасшествие автора. Но не может быть, чтобы вам ничего не понравилось
	в романе?
	– А кому понравится бесцеремонное обращение, когда автор буквально
	пускает читателя по миру: не успеет он, подобно Радищеву,
	отправиться в путешествие из Петербурга в Москву, как его
	уводят в Париж или в Гренобль, в Лондон или в самый Нью-Йорк. Где
	вас учили такому?!
	– Знаете, после того как Андрей Амальрик вышел в Париже к
	президентскому дворцу с плакатом: « Свободу политзаключённым в СССР».
	Французкие власти решили проверить всех русских, которые
	находятся на их собственной территории – не занимаются ли они
	подрывной работой, как Ленин, Сталин и другие сволочи. И
	однажды я выхожу в поле (вы послушайте, это забавно!) в трёх
	километрах от швейцарской границы, такой городишко Альткирш,
	около Мелуза, там угол между Германией, Швейцарией и Францией,
	вдруг с неба спускается вертолет, из него выскакивают шесть
	человек из DST, это французский КГБ, и ко мне: Ах, это
	вы... почему здесь... в ромашках.. пятое-десятое– двадцатое.
	Допрашивали часов пять... в лугах и рощах. А вы бы не
	научились?
	Но вы-то хоть поняли, почему эта сумасшедшая книга называется
	«Летающий верблюд»?
– Нет, но с вашей помощью надеюсь понять.
	– Летающий верблюд – это то, чего на самом деле не бывает. Но это
	ёще эмблема израильской авиации с 1948 по 1956, если не
	ошибаюсь, год. О чем я, приступая к работе над книгой, не знал. А
	углубившись в какие-то еврейские военные истории, наткнулся
	на сведения о 101-й летной дивизии, сформированной из
	пилотов-иностранцев для защиты Израиля, который не имел в то время
	своих аэродромов и аэропортов. На знамени дивизии был
	нарисован верблюд, надпись гласила: «100ST is watching », в
	смысле – «следит за вами, охраняет вас».
	– У меня в памяти, пока читал, звучало библейское «...но легче
	верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в
	Царствие Божие...» 
	– Знаете, мое подсознание атеиста-полуеврея эта мысль тоже посетила.
	Добавьте сюда ещё один образ – верблюд с пачки американских
	сигарет «Camel», он там тоже прикуривает...
	– Вижу, вы основательно взяли на вооружение лозунг, выброшенный
	когда-то «лучшим, талантливейшим поэтом нашей эпохи». «Твори, –
	призывал Маяковский, – выдумывай, пробуй». Творите вы
	напропалую, выдумываете на всю катушку, слово пробуете на зуб и
	так, и этак. 
– Потому что родина любого романа – язык. Пока он живет – жив и писатель.
(Окончание следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             