МММ: морфология ― мифология ― методология. Ещё раз о «Homo ludens»
МММ: морфология ― мифология ― методология
Ещё раз о «Homo ludens»
Доигрались…
	1. «Всё проще», как говорил князь Андрей перед Бородинской битвой.
	Игра ― это что делаешь играючи, то есть легко и хорошо, а
	потом человек стареет и создаёт правила под себя, а в России
	говорят так много, потому что думают, что умеют говорить, и
	время тянут, потому что время девать некуда.
	2. Игра уже в самом начале «Евгения Онегина», «когда не в шутку
	занемог». Сейчас сказали бы «серьёзно».
|  | 
Johan Huizinga
	3. Хёйзингу можно читать по оглавлению. Писал он тоже по оглавлению.
	Сперва написал оглавление, а потом книгу.
	4. Хёйзинга как и А.Ф. Лосев всю жизнь завидовал Шпенглеру (и
	немножко Буркхардту) и вместе со Шпенглером шёл впереди фашизма.
	То есть в «Осени…» и Homo ludens он говорил, почему это
	важно, а в «В тени завтрашнего…» объяснял, почему этого не надо
	делать, и, в конечном счёте, себя выгораживал. И его никто не
	читал. Первые переводы были сделаны на немецкий (потому что
	немцы всё читают), потом на португальский, венгерский,
	шведский и финский, то есть по степени убывания национальной
	неполноценности. Энгельс, знавший много языков, говорил, что
	голландский язык gemoetlijk («уютен») как дым из трубки,
	потому что много звука «х».
	5. Игра ― это слишком всеобъемлюще и «что же тогда не игра?»
	Гуицинга ― это игровой фетишизм. Маркс, вскрыв товарный фетишизм,
	остался в плену инструментального фетишизма, который хорошо
	отвечает на вопрос «как?», но не отвечает на вопрос «зачем?».
	Говорят, голландцев хлебом не корми, дай пообсуждать
	чего-нибудь.
	6. Стиль XIX в. Академическая привычка начинать с начала. Сейчас
	начинают с конца. Длинные фразы, рассчитанные на дыхание
	лектора, а не на умственные способности аудитории. Когда человек
	набирает много воздуха, чтоб что-то сказать, мы ему уже
	заранее не верим.
	7. Семиотика (поиск смыслов) описывается двумя местами из классики.
	«Шёл в комнату, попал в другую» («Горе от ума») и «Здесь
	должен быть подземный ход» («Белое солнце пустыни»).
	8. Игровое начало не заметно, потому что одни заигрались, другие
	доигрались, а третьи играют «на отъ.бись». В Homo ludens
	проявилась склонность голландцев трындеть и понимание того, как
	можно скорее пойти как можно дальше. Когда люди по.блись ― они
	и друг к другу лучше относятся.
	9. Сперва Лотарингия поделилась на Нидерланды и Бургундию, которую
	поглотила Франция. Потом Нидерланды оставили Бельгию
	испанцам. Потом Голландия ещё раз надломилась, и в Южной Африке
	возникла Оранжевая республика. Англичане замечали, что буры
	очень красноречивы, потому что самая молодая из индоевропейских
	наций.
	10. Гумилёв ― наш Хёйзинга пополам с Броделем. Гумилёв начался с
	пересказа на фене истории Нидерландской буржуазной революции. С
	этой революции, первой революции вообще, начинался видимо
	учебник, по которому Гумилёв изучал историю в ЛГУ, потому что
	все довоенные учебники истории состояли из одних революций.
	11. Гуицинга вышел из голландской живописи, а голландская живопись
	из бургундского готического реализма. Уже Вермер рисовал так,
	что было похоже на фотографию за 300 лет до изобретения
	фотографии, поэтому голландцы первые открыли тюльпановый бум и
	растабуировали порно.
	12. Игра сводится к правилам игры. Для Гуицинги важнее правила, а
	для Бахтина ― сама игра, бардак и карнавал, бессмысленный и
	беспощадный.
	13. Теория заговора возникла, потому что кто-то видит и слышит лучше
	других. Поэтому для игры обязательно поле: будет ли это
	поле футбольное, сцена или зелёное сукно.
	14. Homo ludens ― «человек людей», для которого нет разницы между
	смеховым и серьёзным. Вопрос в том, почему послание, которое
	может толковаться и как стёбное, и как серьёзное, понимается
	или так, или иначе? Видимо, по принципу «всё, что может быть
	понято неправильно, будет понято неправильно» с одной
	стороны. И по принципу «экономии мышления» с другой стороны.
	15. Что хитрые священники придумали религию, не такая уж и глупая
	мысль. По-моему, игру тоже кто-то придумал. Сперва выдумали, а
	потом поверили, потому что забыли, что выдумали. Всё-таки
	слово «игра» очень сильно «играет». «Leich ― Laich»
	по-немецки почему-то полностью совпадает с «игра ― икра» по-русски.
	16. Чтобы понимать, нужно сперва ясно не понимать. Чтобы развивать
	понимание, следует искать непонятное в понятном. «Вы не
	понимаете? Превосходно! Непонимание ― это прекрасно!» говорил
	Розанов. В конце концов, всё, что я понимаю, я в той же мере не
	понимаю.
	17. От морфологии к мифологии ― значит от зрения к слуху. Хёйзинга
	написал, что любая мифология ― это пошло. Это он хорошо
	написал, потому что бессмысленно пересказывать картины словами.
	Смысл выражения «задняя мысль», переведённого с французского
	«arrière-pensée», уже существовал в слове «замысел». Когда
	визуальное наступает, мысли испаряются: и задние, и передние.
	18. Сейчас Хёйзинга занимался бы альтернативной историей. Он хотел,
	чтобы победила пёстрая имперская Бургундия, которая хорошо
	сочетала латинское и германское, а не жадные людовики. Мы б
	тогда Европу раньше объединили.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы
 
                             