Комментарий | 0

Что за силы проявляют личность в истории? (Критические заметки - окончание)

 

 

Начало

(Окончание)

 

Надо полагать, ими отнюдь не являются некие потусторонние силы. Напротив, эти силы целиком зависят от действия живых существ, создающих с течением времени всё более расширяющиеся информационные потоки своими действиями, которые диктуются их неудовлетворенностью существующим, провоцирующим стремление к новым, возможно, более благоприятным условиям существования, и давая тем самым «пищу» этим потусторонним силам, то есть придавая им определенный смысл.

Для человека эта неудовлетворенность проявляется, как правило, в поиске новых интересов, позволяющем как практически использовать найденное интересное, меняя собственное окружение, так и познавать с его помощью необъятный мир.

Эти интересы разделяют общество по направленности их действий, продвигая как каждого человека, так и общество вперед в своем взаимодействии и взаимовлиянии, развивая тем самым и их самосознание, которое, в свою очередь, расширяет человеческий кругозор, проявляя новые объекты интересного.

То есть, мир природы развивался так медленно именно из-за отсутствия у его представителей способности осознавать себя и окружающее, и проявлять не просто любопытство к нему, а интерес, без которого ни познание окружающего мира, ни его целенаправленное изменение невозможны.

Поэтому не что иное как именно самосознание в своем развитии до определенного предела во взаимодействии с природным сознанием является изначальной причиной возникновения цивилизации, приобретающей ускоренное развитие, а основой этого исторического процесса может быть только всегдашняя неудовлетворенность настоящим обеих форм сознания, несмотря на то, что сам этот исторический процесс внешне может выглядеть как результат, производимый личностями, отдельными группами населения, производительными силами или провидением.

Неодинаковый уровень самосознания, природного сознания в их взаимодействии автоматически выделяет в рамках государства три основные внешние общественные силы, интересы которых существенно отличаются.

Это – борьба властной элиты с противодействующей ей интеллектуальной оппозицией; действие креативных личностей, представляющих науку, инженерию и прочую технику; деятельность представителей всех направлений культуры, включая искусство и народное творчество.

Решающее воздействие на ход цивилизации оказывает борьба властной элиты с противодействующей ей скрыто или явно интеллектуальной оппозицией.

Властная элита руководствуется большей частью эгоистичными интересами собственной выгоды, основа которых находится в животной (природной) составляющей сознания этой элиты.

Интеллектуалы противодействуют ей вследствие своего интереса усовершенствовать общество, в основе которого заложен альтруизм их самосознания, преобладающий над эгоизмом самосознания и эгоцентризмом животной составляющей их сознания.

Борьба этих страт общества, ненавидящих друг друга, вследствие коренного расхождения их интересов и намерений, ведет к постепенному изменению общественных отношений, поскольку остальные массы народа не могут не вовлекаться так или иначе в эту борьбу, постепенно извлекая из нее пользу для себя в форме улучшения условий собственного существования, несмотря на жестокие формы решения противоречий между различными группами населения в виде войн, восстаний, переворотов и даже геноцида, которые являются неизменными спутниками любого антагонистического общественного образования, тем не менее, избегающего состояния застоя именно благодаря собственной противоречивости в форме борьбы властной элиты с интеллектуальной оппозицией ей.

В качестве примера роли личности в истории, которая действовала сугубо под диктовку собственных форм сознания – животного сознания и самосознания через соответственно собственные индивидуальность и личность с соответствующими им стремлениями и интересами, приведем характеристику такой одиозной персоны в истории как Гитлер.

Как бы то ни было, но он довольно впечатляюще проявил себя как агент истинного выражения захватнической сущности властных элит, правда, потерпев поражение в схватке за мировое господство с более мощными соперниками.

Однако его действия существенно изменили расклад сил в мире, ускорив ход развития цивилизации в целом, и, как следствие, в немалой мере повлияли в сторону повышения уровня самосознания еще более широких слоев населения стран мира, чем это было ранее.

Действия этой довольно пошлой фигуры с глуповатой внешностью и родом из плебеев можно представить как поведение индивидуальности, отражающей такие атрибуты животного сознания в совокупности, как доминантность, сообразительность, решительность, настойчивость и умение организовывать слаженность в работе соратников, обеспечивающие повышенную эффективность его действий, достигаемую за счет высокого уровня природной составляющей его сознания.

То есть все эти свойства его индивидуальности отражали тот уровень природной, или животной составляющей его сознания, который вполне мог бы принадлежать вожаку волчьей стаи.

Именно они, подкрепленные такими свойствами уже личности, как высокие волевые качества, прекрасная память и расчетливый ум, предоставили ему преимущество в борьбе за власть, которая выражала главный интерес Гитлера.

К этим свойствам его личности надо добавить также его любознательность, осознанное трудолюбие, высокую степень самоуверенности, ответственность и полную беспринципность.

Кроме того, ему была свойственна высокая степень креативности, особенно в политике, находчивость и урезанный в определенном отношении альтруизм.

Более детально о личности и индивидуальности можно ознакомится в статье «Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке?» [6].

То есть альтруизм Гитлера был весьма избирательным, распространяясь только на ближний круг соратников, животных, а также исключительно на германскую нацию, каждого представителя которой он по недостаточной образованности и глупости считал арийцем и прочил на роль сверхчеловека, которому должна служить некоторая часть недочеловеков, а остальная должна быть уничтожена во избежание порчи арийской расы. Таковы были его искренние соображения о наилучшем переустройстве общества для блага того же общества подобным «очищением».

В нем также из-за обиды на прошлые притеснения и унижения получила гипертрофированное выражение ненависть к евреям – непременное свойство любого животного сознания, не допускающего преобладания любого вида конкурентов, – и выразившегося у него в виде высокой степени недоверия к иным конкурентным сообществам, а самыми опасными их них Гитлер считал свои идейных противников – коммунистов, а также ушлых евреев, которые, как он полагал, втихую почти добились мирового господства через самую развитую в экономическом отношении страну – США, где они уже заняли ведущие позиции.

Но это было совершенно нетерпимо для него, поскольку такие позиции должны занимать лучшие, то есть арийцы во главе с ним, а не какие-то паршивые евреи.

По сравнению с остальными лидерами властных элит прочих ведущих стран мира, Гитлер, обладая указанными свойствами индивидуальности и личности, а также используя возможности послушной ему во всех отношениях гигантской и прекрасно организованной машины государства, имел явное преимущество, несмотря на простонародное происхождение, массу предрассудков, недостаточную образованность и, как следствие, ряд совершенно утопических, если не сказать, глупых идей, которые, тем не менее, были очень привлекательными для немецких обывателей тем, что ставили их выше всех прочих инородцев.

На этом во многом и сыграл Гитлер, за несколько лет оболванив расистской пропагандой слабых на голову обывателей своей страны, по сравнению с которыми, как кричали на всех углах его пропагандисты, всё остальные, за небольшим исключением, были просто навозом.

Поэтому немецким обывателям трудно было не поддаться перспективами прекрасного будущего, где они будут жить в некоем подобии рая, ради чего, правда, им надо будет немножко повоевать и слегка потерпеть.

К тому же, фанатичный Гитлер искусно использовал свое происхождение и храбрость в боях на прошлой войне для прельщения народа собственной персоной, которая, несмотря на все препятствия, выбралась из грязи в князи, обещая ему в виду уже продемонстрированной ловкости быстрого достижения им поставленных целей, ранее казавшихся недоступными, столь же быстрое достижения власти над миром.

Хитрость Гитлера состояла еще и в том, что он умело использовал противоречия в стане своих противников, но его недальновидность и глупость заключалась в неспособности его стратегически неглубокого ума просчитать ресурсы своих противников в случае затягивания военных действий. К тому же, он возбудил их ненависть фанатичным следованием своим ненаучным идеям о расовом превосходстве немцев над остальными народами и стремлением к уничтожению евреев, цыган и славян.

В результате, он был обречен на поражение, хотя и нанес существенный урон ряду стран и народов.

Как это ни парадоксально, но данный пример показывает, что Гитлер, развязав войну за мировое господство, не изменил поступательный ход развития человечества: после войны для согласования действий различных государств возникла ООН, мир из однополярного, в котором доминировала Великобритания, обрел уже два уравновешивающих друг друга полюса – США и СССР, устранив на длительное время опасность глобальной войны вследствие появления ядерного оружия; военная гонка вооружений в силу двойного назначения ряда типов оружия существенно изменила технологическое оснащение цивилизации, дав ей, в частности, реактивную авиацию, атомные электростанции и мощные ракеты, позволившие человечеству выйти в космос.

Конечно, сам Гитлер не мог представить всё это – у него были иные планы и стремления, которые могли только отбросить человечество в дикость, но всё пошло не так, как он желал, а по другому сценарию, поскольку этот сценарий создается не личностями, народами и даже не провидением, а он зависит от информационных потоков, создающихся сознательной деятельностью тех же личностей и народов.

Те страны и народы, которые наиболее эффективно эти потоки формируют, занимают ведущее положение в мире, пользуясь им для паразитирования на остальных народах и странах, менее активных, периодически меняясь в этой роли.

Например, доминирование римлян сменилось владычеством Испании почти над всем миром, которое, в свою очереди, отобрали у нее англичане, а они же со временем были вынуждены уступить ведущее место в мире американцам.

Само же всё ускоряющееся время исторического движение цивилизации непосредственно создается взаимодействием коллективного сознания властных элит и интеллектуальной оппозицией им, являющихся наиболее продвинутыми слоями населения, подпитывающимися информационными потоками в области общественны отношений, культуры и технологий, возникающих как результат сознательной деятельности тех же личностей и народов в этих сферах.

Противоположность интересов этих слоев населения создает то напряжение в обществе, без которого само историческое движение не было бы возможным.

Примером подобной стагнации являются архаичные сообщества, существующие на окраинах нынешней цивилизации.

Все вышесказанное, по-видимому, может привести к некоторым существенным, на наш взгляд, соображениям.

1. Первопричиной действий любой персоны в истории является взаимодействие животной формы сознания и самосознания, в основе которых находится их неизбывная неудовлетворенность настоящим.

Именно уровень этих форм сознания, приоритет и интенсивность взаимодействия через их внешнее выражение в форме индивидуальности и личности обеспечивают видимую всеми направленность идей и желаний, а также эффективность действий данной персоны в истории, но не их результаты, которые не поддаются точным прогнозам, поскольку биологическая сущность животной формы сознания человека в своих стремлениях в основном расходится с оценками и намерениями самосознания человека, давая чаще всего непредсказуемые результаты при их взаимодействии. То же относится и к коллективному сознанию отдельных слоев населения.

Все факторы общественно-культурной жизни социума животное сознание человека принимает во внимание лишь для попыток реализации в рамках известной триады – питание, размножение, доминирование, поскольку эта форма сознания дается человеку от природы в соответствии с ее запросами и не меняется в течение жизни человека.

А вот способность проявлять ту или иную степень осознания окружающего, то есть самосознание человека, которое не имеет отношения к животному миру, зависит прежде всего от воспитания и последующего непосредственного общения с окружением на базе его культурных особенностей, в которое, как правило, человек попадает при рождении независимо от его воли, и только потом может попытаться изменить его, причем степень и особенности альтруистических наклонностей человека в его самосознании зависят от воспитания в том или ином духе, а также от самовоспитания и самообразования.

Поэтому прирожденный высокий уровень животного сознания с его эгоцентричностью, а также недостатки или упущения в осознании человеком окружающего, провоцирующие преобладание эгоистичной составляющей самосознания с его самоуверенностью, некритичностью и беспринципностью, делают человека, как бы он ни скрывал это от себя, сугубо аморальным существом, которому присуще коварство, безответственность, склонность к хитрости и лжи.

Но именно такого рода персоны, как правило, присутствуют во власти и прочих близких к ней структурах именно потому, что не гнушаются любой подлостью в сочетании с раболепием ради карьерных соображений. Отсюда не следует удивляться, что наш мир погряз в склоках, войнах, повальном голоде и неизбывном неравенстве.

2. Так как действия любого человека направляются его сознанием в обеих его формах в соответствии с их взаимодействием, которое он, как правило, способен контролировать через самосознание лишь частично, постольку не приходится говорить о решающей сознательной роли действий личности в истории человечества, которые на самом деле проявляются как взаимодействие совокупности врожденных свойств индивидуальности, указанных выше, и отражающих качество его животной формы сознания, а также совокупности приобретенных особенностей личности, которые отражают качество его самосознания, меняющегося в течение всей жизни в значительной степени под влиянием окружения.

Эти свойства и особенности сознания, в принципе, можно распознать и по ним отчасти судить о возможных намерениях личности, что пытается делать психология, но, тем не менее, все эти атрибуты сознания остаются внешними и не раскрывают полностью непрерывно меняющиеся и влияющие друг на друга формы сознания, вследствие чего результаты действий личности часто остаются непредсказуемыми даже для самой этой личности.

Таким образом, любая персона может только исполнять временно предоставленную ей роль, исходя, как ей кажется, из собственных соображений и известных ей совокупных стремлений окружающих ее людей и явлений, не ведая на самом деле в результате какой сложной работы, переменных успехов и взаимодействия обеих форм сознания все эти соображения и знания появляются.

Поэтому вполне естественно, что временный перевес соображений одной из форм сознания, адекватный для нее, но совершенно неприемлемый в реальности, что нередко случается, например, при действиях человека по «идейным» соображениям, приводит к тому, что результат этих действий оказывается противоположным ожидаемому, то есть – довольно часто –  чистой глупостью.

Если коллективное сознание какого-то локального сообщества по веским причинам требует разрешения назревшей проблемы, то на эту роль находится куча претендентов, выделяя в конкурентной борьбе одного, который пытается решить данную проблему с той или иной долей успеха или поражения. Поэтому кажется, что это именно он герой или виновник, но на самом деле он всего лишь актер на подиуме.

В частности, тот же Гитлер искренне отразил в себе национальное унижение немцев за проигранную войну, и так же вполне серьёзно попытался унизить все остальные народы, но не сложилось, поскольку было даже не ошибочно, а глупо переносить свои личные амбиции и устремления на сцену мира.

В целом же, Вторая мировая война, как это было показано выше, только ускорила процесс развития цивилизации, хотя локально Гитлер привел послевоенную Германию в положение полуколонии стран победителей, в настоящее время являющейся полуколонией США.

Точно так же, Наполеон, который по результатам своих войн фактически придал существенное ускорение развалу феодального строя в Европе, то есть оказал немалое содействие историческому прогрессу, локально уничтожил значение Франции, как претендента на ранг мировой державы, чего уж он точно не желал.

Черчилль, напротив, локально выиграв во Второй мировой войне с Германией, пресек существование мировой Британской империи, которой, правда, уже по экономическим причинам давно было пора передать бразды правления мировому лидеру в экономике – США.

Вместе с тем никакого влияния на ускорение или замедление мирового исторического процесса не оказали такие несравненно более значительные и талантливые управленцы и полководцы как Александр Македонский и Тамерлан по сравнению, например, с довольно посредственным, хотя и упорным Черчиллем, захватившие значительные территории и создавшие громадные империи, которые тут же после их смерти развалились на части, что иллюстрирует отсутствие сил, придающих устойчивость развитию сообществ в то время и в том месте, поскольку уровень самосознания населения того времени был слишком низок для движения вперед, в отличие, например, от Римской империи, подготовленной своими культурными традициями к такому движению в течение нескольких столетий.

 

***

Кроме такой внешней силы, как борьба властной элиты с противодействующей ей интеллектуальной оппозицией, в любом цивилизованной обществе возникают и действуют еще две силы, представленные двумя группами, характерные своей креативностью, но разделенные по интересам, поскольку интересы одной сосредоточены на научных исследованиях и развитии технологий разного рода, а интересы другой находятся в сфере культуры.

Обратимся сначала к первой креативной силе, направленной на развитие цивилизации в русле технологий.

Эта сила, действующая в основном в сфере технологий, более всего интересуется познанием окружающего мира, применяя полученные знания как к расширению сферы познания, так и для прикладных целей изменения окружающей действительности – это ученые и изобретатели, чья деятельность ведет к развитию технологий и в итоге – к постоянному переоснащению техническими средствами производства, торговли, вооружений и быта. Наиболее эффективно подобная трансформация среды, в которой обретаются остальные аборигены, производится путем применения творческого подхода к изменению реальности.

Поэтому, наряду с совершенствованием общественного уклада, так или иначе происходит с той или иной скоростью изменение технологической оснащенности общества и, следовательно, его экономики, включая рост производительности труда и возникновение его облегченных форм.

Иначе говоря, максимальный вклад в технологическое развитие цивилизации вносят эти креативные персоны.

Им свойственны такие личностные качества, как неплохие умственные способности, любознательность, трудолюбие, уверенность в своих возможностях, убежденность и немалая доля альтруизма, обеспечивающие со стороны личностных свойств их креативность.

Однако при этом для них всё же преобладающими являются такие черты индивидуальности высокого уровня, как любопытство, доминантность, настойчивость и решительность, заставляющие человека стремиться, несмотря ни на что, к достижению нового и необычного для выделения из общей массы населения и повышения своего общественного статуса, то есть ради доминирования над остальными в определенном отношении, но с пониманием и общественной пользы своего труда благодаря довольно высокому уровню альтруизма его личности.

Иначе говоря, в социуме благодаря указанному сочетанию особенностей индивидуальности и личности находятся персоны, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от животного (низшего) сознания в его стремлении к созданию больших удобств для собственного существования вследствие изначального эгоцентризма животного сознания. Однако это чувство сочетается с альтруизмом их самосознания, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и культуры, достигая высокой степени, требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.

Но доминируют при этом свойства индивидуальности, определяющиеся животной формой человеческого сознания, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, давая, тем не менее, наиболее творчески активные персоны из всех живущих.

То есть отмеченное сочетание особенностей индивидуальности и личности отдельных персон, независимо от наличия талантов или просто способностей, неизменно влечет их к творческой деятельности, хотя она не всегда дает позитивный результат, то есть приводит к разработке новых эффективные устройства и системы, к открытиям новых закономерностей, изобретению удобных систем жизнеобеспечения и созданию высоких образцов культуры, но креативные индивиды – это именно та сравнительно небольшая группа населения, которая обеспечивает ускоренное развитие технологической цивилизации в условиях частнособственнических отношений.

Более подробно о личности и индивидуальности, а также о противостоянии властных элит и неформально-интеллектуальной прослойки можно прочитать в моей статье «Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке?» [6].

Таким образом, процесс технологического развития цивилизации обеспечивает именно эта группа личностей, а не какие-то иные группы или отношения. Поэтому креативные персоны выполняют роль движителя технологий, но, опять же, в основе их креативных свойств заложены особенности их сознания, а не какие-то иные силы.

Обе эти силы, первая из которых выражает себя в борьба властной элиты с противодействующей ей интеллектуальной оппозицией, а вторая – в развитии технологий, обеспечивают процесс созидания как в общественных отношениях, так и в технологиях, существенно влияя друг на друга так, что при их пересечении могут происходить повороты, сменяющие один уклад жизни сообщества или государства иным – более совершенным и удобным для населения во всё увеличивающимся его охвате, в чем, собственно, и состоит процесс развития цивилизации в рамках собственнических отношений – от рабовладельческого строя до капитализма.

Однако действие первой силы до сих пор общественные науки не замечают, подменяя ее в глазах общественности борьбой или взаимодействием трудящихся и эксплуататоров, хотя в ряде стран трудящихся и эксплуататоров уже трудно разделить. К тому же, если эксплуатируемый трудящийся вдруг разбогатеет или станет предпринимателем, он точно так же начинает заботиться прежде всего о себе, а не об обиженных и угнетенных, не испытывая сильных нравственных проблем. Объяснение этого феномена опять же находится в сфере сознания, поскольку у подавляющего большинства эксплуатируемых и эксплуататоров уровень самосознания в его альтруистической компоненте довольно низок, а уровень животного сознания с его эгоцентризмом – достаточно высок [6].

Поэтому действие обеих упомянутых сил с их интересами способно проявляться интенсивно только при сравнительно высоком уровне культуры в обществе, включая соответствующий уровень образования, благодаря которому обеспечивается развитие альтруистической составляющей самосознания хотя бы части населения до уровня уважения не только самих себя. Подтверждением этому является практическое отсутствие развития архаичных обществ, существующих до сих пор в отдельных уголках планеты, хотя там имеются определенные производительные силы, опирающиеся на использование иногда не столь уж примитивных орудий труда.

То есть любое движение в обществе, включая повороты и перевороты в общественном укладе, особенно кардинальные, происходит только при достаточно высоком уровне культуры, если и не всего населения, то ведущих его слоев, основной вклад в достижение которого вносит третья группа креативных интеллектуалов, проявляющая себя в той сфере развития общества, которая наиболее близка внутреннему миру человека, то есть – его самосознанию.

Эта группа интеллектуалов, интересующаяся больше внутренним миром человека и его сообществ, пытается разными способами проникнуть в него, соотнося одних людей с другими, сопоставляя человека с природой и обществом, а также выясняя способности человека отражать эти отношения в искусственных формах.

Именно эти креативные персоны в разной степени, но всё же, производят культурные ценности в разных формах, и непосредственно воздействуют на умы и чувства населения, затрагивая самые чувствительные струны самосознания каждого человека, благодаря чему постепенно меняется как индивидуальное, так и коллективное самосознание: смягчаются нравы, растет тяга населения к знаниям, увеличивается число интеллектуально и эмоционально развитых людей.

Подобное культурное развитие воздействует на рост альтруистической составляющей самосознания населения, расширяя тем самым прослойку интеллектуальной оппозиции власти, желающей гармонизации общественных отношении.

Результатом этого культурного развития общества, казалось бы, далекого от политической борьбы, является, тем не менее, нарастание противостояния неформальной интеллектуальной оппозиции властной элите вследствие распространения альтруизма в массах. Кроме того, рост культуры и образованности населения позволяет повысить процент выделения из него креативных персон, которые представляют собой, по сути, единственный эффективный рычаг ускорения технологического и культурного развития общества.

Тем самым действия интеллектуалов сферы культуры оказывают решающие влияние на рост альтруистической составляющей самосознания населения, создавая условия для развития общественного уклада.

Поэтому кардинальные перевороты в жизни общества происходят на этом культурно-просветительном фоне в случае недовольства значительной части общества существующим строем жизни при наличии определенного уровня технологического развития, позволяющего изменить систему хозяйствования.

Наиболее характерным и известным всем примером такого переворота является резонансно-взрывной эффект в форме революционной отмены феодальных отношений в обществе Франции в 1789 году.

Таковы, по нашему мнению, основные силы – скрытые и внешние, способствующие проявлению как личностей в истории, так и выделенных выше групп населения, которые играют роли, определяющиеся уровнем обеих составляющих сознания – природного сознания, выражающегося в индивидуальности каждого человека, и самосознания, внешне представленного его личностью [6].

Поэтому отсутствие или слабое проявление всех трех указанных внешних сил в обществе, причиной возникновения и действия которых являются обе составляющие сознания – природная (животная) и самосознание – делает его соответственно архаичным или стагнирующим, примером которых в настоящее время является целый ряд стран третьего мира, в которых ничего не происходит, и никакие активные личности или группы не проявляются.

При рассмотрении всего периода существования нынешней цивилизации можно обнаружить интересный факт.

После десятков тысяч лет существования homo sapiens в условиях первобытнообщинных ячеек, конкурирующих между собой ради выживания в условиях дикой природы, не имея практически ничего для ее преобразования, кроме собственных рук и собственной сообразительности и, следовательно, избытка добычи для пропитания, в этих архаичных сообществах, естественно, не мог возникнуть даже намек на частную собственность.

Однако всё меняется, и совокупность архаичных сообществ сменилась совокупностью более упорядоченных и крупных образований с определенной иерархией на основе возникновения частной собственности. Так возникла цивилизация.

Подробнее о появлении собственности и ее роли сказано в статье «Собственность как основа ускоренного развития» цивилизации» [7].

Рабовладельческое общество в виде целого ряда государств в основном в местах с благоприятным климатом и почвой просуществовало не менее 5-ти тысяч лет.

Средние века, когда господствовал феодализм, продолжались около 1300 лет.

Эпоха капитализма длилась чуть больше 300 лет, и сейчас она явно завершается.

Таким образом, в данном случае можно констатировать ускорение (уплотнение) времени, которое, естественно, должно иметь предел в виде точки сингулярности, то есть предельной точки на оси времени, где сходятся сокращающиеся исторические циклы.

Вопрос только в трактовке указанного процесса, то есть в том, что же произойдет в точке сингулярности с мировой цивилизацией?

Подтверждением того, что с приближением точки сингулярности грядет эпоха фундаментальных изменений в развитии цивилизации, является наступающий информационный коллапс.

Информационный коллапс определяют как состояние сетевого информационного пространства, угрожающее его стабильности и нормальному функционированию. Информационный коллапс характеризуется резким снижением пропускной способности каналов связи и возникает при ситуации, когда существующие технологии не в состоянии передать нарастающие объемы трафика.

Появление начала информационного коллапса сказывается в постоянном увеличение скорости появления новой информации и накоплении этой информации в Интернете. Ознакомление с лавинообразным потоком информации становится все более затруднительным и еще более затруднительным становится вследствие этого ее адекватное использование, поскольку фактически единственным методом упорядочивания информации становится ее фильтрация, как правило, по сомнительным критериям.

Это ведет к быстрой потере обществом перспективных ориентиров развития, замене истинных целей на корпоративные цели, к оглуплению подавляющего большинства пользователей Интернета, которые, к тому же, получили недавно возможность через телефоны-смартфоны получать ответы почти на любые вопросы, не утруждая собственные мозги, то есть получили приятный и неизбежный путь к собственной деградации.

Ускорение собственного времени нынешней цивилизации, еще недавно приносившее чуть ли не каждый год замечательные плоды культуры, науки и технологий, о который всем прекрасно известно, в последние десятилетия и годы уже явно дает противоположный продукт.

В частности, не только в Западном мире, но и таких странах, строго следующих традициям, как Китай, стали разрушаться культурные основы общества. Получили широкое распространение наркомания, бессмысленная поп-музыка, сексуальная свобода, гомосексуализм, подрывающие основы семьи, упал уровень образования, расширились мистические настроения, непрерывно провоцируются и раздуваются войны в разных регионах планеты и т д. То есть хаос и деградация в мире нарастают.

На этой упадочной культурной основе достижения и направление действий науки так же приобретают всё более негативный оттенок.

В частности, от выстраивания технологической цивилизации, ведущей ко всё более удобной форме жизни людей, наука превратилась в угрозу для существования человечества, тем более что она практически полностью зависит от власть предержащих, финансирующих ее, а эти субъекты, считая себя способными управлять мировыми процессами, только и делают, что совершают разнообразные глупости, которые в любой момент могут стать фатальными.

Наука под «чутким» руководством властных элит создала компьютерные сети и искусственный интеллект, которые уничтожают креативные потуги населения и крадут у него рабочее время; внедрение науки в исследование генома в итоге привело к конструированию вирусов, которые могут погубить всё население планеты. Кроме того, проводятся широкие исследования по изучению распространения самых страшных болезней, по-видимому, для сокращения численности населения планеты. Наука находится на переднем фронте изобретения и использования самых антигуманных видов вооружения.

Более детально о роли науки в социуме можно прочитать в моей статье «Наука как фактор развития и уничтожения цивилизации» [8].

И, наконец, третья по числу отмеченных выше сил, как это было отмечено выше, стала действовать отнюдь не в пользу развития культуры, а сторону разрушения ее основ.

Властные структуры, представляющие основном наднациональные элиты и элиты государств Западного мира, видя крушение капитализма, но не желая утратить свое политическое и экономическое превосходство, полагают сохранить его устранением частнособственнических отношений.

Действительно, капиталистический способ производства, автоматически настроенный на рост сбыта продукции, при достижении предела этого сбыта, терпит крах, поскольку теряет стимул для развития.

Образующийся застой приводит властную элиту к идее преобразования общества в форму, удобную для сохранения власти этой элиты и всех связанных с ней преимуществ.

Нынешняя, в сущности, наднациональная властная элита, воображая себя интеллектуальной, желает принудительно поставить население под свой контроль, оцифровав население, дискредитировать семью, постепенно ликвидировав ее, и лишить население собственности. Она предполагает выдавать ему те или иные блага в зависимости от поведения конкретных индивидов, которое эта элита считает правильным, вплоть до селекции этого населения, численность которого должна быть сведена до нескольких сотен миллионов.

То есть  эта «элита» вполне естественно для себя собирается сократить население во много раз для уменьшения потребления населением оставшихся ресурсов планеты, и основным способом этого сокращения может стать, например, стерилизация населения с помощью медицинских препаратов под предлогом спасения его от якобы смертельных болезней, а оставшуюся часть населения можно будет оцифровать с помощью современных компьютерных технологий, поставив каждого человека под контроль для диктовки ему подходящего для управляющих структур поведения, тем более что основную работу, как предполагается, будет выполнять не население, а искусственный интеллект.

И всемерную помощь в этом проекте фактического геноцида населения с превращением его остатков в безгласых и бездумных рабов для удовлетворения недостойных потребностей упырей во власти, считающих, что они сохранят свою власть внедрением подобной глупости, сводящей все достижения человечества и ее культуру к нулю, оказывает наука, предоставляющая специалистов и технику для уничтожения основной массы населения и приведения оставшейся части в послушных болванов, разделенных на своего рода касты в зависимости от степени послушания.

Этот идиотский проект, ориентированный на сохранение власти для никчемных индивидов, является типичной утопией, поскольку в нем, как и для капитализма, потерявшего стимул для развития, отсутствует это самое развитие, которое всегда строится на противоречиях, а их здесь нет.

В этом случае, выгодном, как это кажется на первый взгляд, для властной элиты, люди превращаются в стадо, которое эта элита пасет ради получения для себя определенных продуктов от этого стада, не давая ему воли во избежание собственного уничтожения.

Естественно, подобное искусственное образование будет крайне быстро деградировать во всех своих частях, поскольку теряет способность получать обновление в виде тех или иных инноваций как в технологической, так и в культурной сферах, тем более что это посткапиталистическое общество предполагает паразитировать на искусственном интеллекте, который, по мнению наднациональных элит, заместит человеческий интеллект, не подозревая, что тем самым будет устранен творческий потенциал человека, лишив общество прогресса.

Что же касается противодействующей властной элите неформально-интеллектуальной оппозиции, то она, призывая, как всегда, население к установлению справедливого народного государства, что само по себе есть чистая утопия, всё равно запоздала вследствие уже практически случившейся деградации большинства народонаселения, как это было показано выше, и инициированному в основном наднациональными элитами преобразованию капиталистического общества в общество из набора запрограммированных существ, лишенных собственности и, стало быть, всякого чувства справедливости, какова бы она ни была, тем более что подобное общество неизбежно окажется финальным в нынешней цивилизации, поскольку оно будет быстро поглощено полудикими народностями, не имея ни желания, ни сил для сопротивления им.

Неустойчивость сложившейся ныне ситуации, как это было показано выше, означает, что любой остолоп во власти, пытающийся в своих или групповых целях достигнуть желаемого имеющимися в его распоряжении средствами, например, для сохранения власти, вполне способен употребить эти средства, в общем-то, вовсе не желая уничтожить цивилизацию, для ее фактической ликвидации.

Таковой может оказаться роль личности в истории на финальном – неустойчивом – этапе цивилизации.

 

Библиография

1. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. М., ЭКСМО. 2008.

2. Карлейль Т. Этика жизни. Люди и герои. СПб. 1906.

3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3, часть 1. М., Лексика. 1996.

4. Раппопорт Х. Философия истории в ее главнейших течениях. СПб. 1899.

5. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. Т. 2. М., 1956, стр. 300-334.

6. Низовцев Ю. М. Почему и как индивидуальность и личность конкурируют в человеке? Журнал «Топос». РФ. 12.05. 2022.

7. Низовцев Ю. М. Собственность как основа ускоренного развития» цивилизации. Журнал «Топос». РФ. 28.02. 2022.

8. Низовцев Ю. М. Наука как фактор развития и уничтожения цивилизации.  Журнал «Суждение». РФ. 2022.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS