Комментарий | 0

Чудотворцы

 

Элияѓу (Илия), Элиша (Елисей)

 

 

Чудо — в мировоззрении теизма снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением.

                                                     (С. Аверинцев).

 

От автора

 

            Источник этой книги о чудотворцах Элияѓу, Элише — книги Царей (Третья и Четвёртая книги Царств, 1 17:1 — 2 13:21) из Пророков, второго раздела ТАНАХа, мною переведённого и прокомментированного на основе традиционных толкований и современных научных исследований. Прямая речь Всевышнего в переводе даётся без кавычек. Буквой ѓ передается отсутствующая в русском языке буква ה, звучание которой схоже с украинским «г». Сделано это для того, чтобы приблизить звучание имён собственных в переводе к оригинальному. Стихи традиционно делятся на полустишия, нередко — на большее количество интонационно выделенных частей. Названия книг даются в переводе с оригинала, а не как принято в переводах Библии на русский язык. При первом упоминании этих названий и всех имён собственных даётся традиционное русское название.

 

Предисловие

 

В отличие от письменных больших и малых пророков, чудотворцы Элияѓу и его ученик и преемник Элиша речей не произносят, риторикой не поражают, но совершают деяния, описанные повествователем, который вряд ли был их очевидцем. В отличие от пророков, в будущее устремлённых, у чудотворцев его вовсе нет. В лучшем случае они заглядывают вперёд, но дальнозоркостью увидеть светлое будущее без войн и вражды не обладают. Творить чудеса — дело нелёгкое. Различать будущее сил не хватает. Для чудотворцев чудо реальней реальности, а будущее, тем более далёкое, иллюзия из иллюзий.

У обоих ни жён, ни детей. У Элиши — родители: попрощался, поцеловал мать и отца, ушёл с Элияѓу, и о них больше ни слова. Элияѓу — Элиша: учитель и ученик. В чём учительство, в чём ученичество — не сказано ничего. Повествование сухо и кратко, лаконичнее не бывает. Повествователь рассказывает о чудесах. Остальное — неважно ни для него, ни для героев, возможно, и для читателей, его современников, вместе с ним вспоминающих прошлое, не слишком близкое, вероятно. Таков рассказ о чудесах и чудотворцах. И быть иным ему, наверное, невозможно.

 

 

Элияѓу

 

 

 
                                                    Я вам пророка Элию [сокращённое от Элияѓу] посылаю
                           перед днём грядущим, великим и грозным
(Малахи, Малахия 3:23).

 

Посттанахическая судьба Элияѓу (значение имени: Бог мой — Господь) ярка, фантастична, обширна, огромна, разноязычна и многоконфессиональна, как ни у одного другого героя ТАНАХа, не бедного на яркие персонажи. Этого аскетичного пророка, чьи деяния описаны до крайности скупо, приняли все, друг у друга заимствуя, не спрашивая разрешения и не скупясь, не слишком задумываясь, откуда он родом и с какой целью в мир этот, жаждущий чуда, пришёл. Пришёл ниоткуда: не мог не прийти — очень уж ждали. Другое было бы удивительно: что не пришёл. Но таких чудес не бывает. Ведь пришёл Элияѓу, чтобы — «огненная колесница, кони в огне» (Цари 2 2:11) — остаться, громом и молниями о себе напоминая всем верящим в него, т.е. верящим в чудо.

Сам не родившийся, креслом, названным его именем, напоминает пророк о рождении. На кресло Элияѓу кладут младенца перед обрядом обрезания. Во время пасхальной трапезы для чудотворца, снабжающего бедняков всем необходимым и посещающего в праздник каждый еврейский дом, оставляют открытой дверь и бокал вина наливают.

В будущем Элияѓу восстановит колена Израиля, установит мир на земле, разъяснит противоречия и неясности в Святом писании, разрешит разногласия в еврейском законе.

В евангелиях говорится, что за Илию принимали Иоанна Крестителя, в Откровении Ионна Богослова (гл. 11) с ним отождествляют одного из свидетелей (другой — Енох). Вместе с Моисеем Илия говорил с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (От Луки 9:31). Илия — повелитель грома, небесного огня и дождя.

Взятый из Текста живым в народные сказания и на небо Элияѓу пришёл ниоткуда, народную фантазию не считая, именем Бога царю Ахаву пророча: «Жив Господь Бог Израиля, пред которым стою, ни росы, ни дождя в эти годы не будет,// только по моему слову» (Цари 1 17:1).

Почему повествователь ничем не наполнил прошлое «Элияѓу из Тошава, из жителей Гилада [Фесвитянин, из жителей Галаадских]» (там же)? Оно было слишком обычным, а для тривиального на дорогом пергаменте место найти невозможно? Или чудотворцу прошлое вообще ни к чему? Или — свято место пустым не бывает — чтобы каждый мог его наполнить, себя Элияѓу вообразив? На эту тему замечательно фантазировать: любые вопросы возможны, ведь никакой ответ не предвидится.

Более решительное, более интригующее появление на сцене героя, бросающего вызов царю, представить непросто. В первой же фразе клятва Всевышним, которой твёрдо и однозначно самозванец утверждает свои полномочия. Теперь он, а не царь Ахав, который властен над многим, но не над росой и дождём, — верховная в Израиле власть. Так и такое провозглашая, делая себя смертельным врагом, Элияѓу бросает вызов царю, утверждая: пророк, посланник Господень, отправлен на землю (воистину, ниоткуда!), чтобы навести порядок в Израиле, где претенденты на трон не останавливаются перед убийством, где служат языческому богу Баалу (Ваал), где служат Ашере (Асират), где цари в глазах Господа творят зло.

Ахав своих предшественников во зле превзошёл, это повествование подчеркивает очень настойчиво: «Зло в глазах Господа Ахав сын Омри [Амврий] творил// большее, чем все перед ним»; «продолжал Ахав творить в глазах Господа зло, гневя Господа Бога Израиля, делал больше, чем все цари Израиля, бывшие перед ним» (там же 16:30,33). Мало того, взял царь Ахав в жёны чужестранку дочь царя Цидона (Сидон) Изевэль (Иезавель), которая «уничтожала Господних пророков» (там же 18:4).

Вызов царю-язычнику стал спусковым крючком последовавших событий-чудес. Их немного. Описаны коротко, без деталей. Да и какие подробности, когда такое на глазах происходит.

Элияѓу бросил вызов Ахаву, и было ему слово Господа идти на восток, в окрестностях Ярдена (Иордан) спрятаться, «пить будешь ты из потока,// кормить тебя там воронам Я велел». Пророк по слову Господа поступает. «Вороны хлеб и мясо ему по утрам приносили, и хлеб и мясо по вечерам,// пил он из потока».  «Было: через год высох поток,// дождя в стране не было» (там же 17:2-7).

Что творилось в стране, страдающей от голода, что предпринимает Ахав, Текст не сообщает, оставляя это читательскому воображению. Повествование сосредоточено на пророке, которому было второе слово Господа, посылающего Элияѓу идти, жить в месте Царфат (Сарепта) у Цидона: «кормить тебя там женщине-вдове Я велел». Исполняя веление, Элияѓу приходит, у входа в город у женщины, собирающей хворост, воды просит напиться (там же 8-10).

 
Пошла она взять,
окликнув, сказал: «Возьми в свою руку хлеба ломоть мне».
 
Сказала: «Жив Господь Бог твой, если лепёшка есть у меня, лишь муки горсть в горшке и масла в кувшинчике малость,
набрав пару вязанок, пойду, приготовлю себе и сыну, поедим и умрём мы».
 
Сказал ей Элияѓу: «Не бойся, иди, делай, как говорила,
лишь прежде маленькую лепёшку сделай мне из того, вынеси, а потом сделай себе и сыну.
 
Ибо так сказал Господь Бог Израиля: В горшке мука не иссякнет, масло в кувшинчике не истощится
до дня, когда Господь даст земле дождь».
 
Пошла, сделала, как Элияѓу сказал,
и ели она, он и дом её год.
 
Не иссякала в горшке мука, масло в кувшинчике не истощалось —
по слову Господа, сказанному через Элияѓу-пророка (там же 11-16).

 

Первое слово Господа — пророк у Ярдена, вороны кормят его.

Второе слово — пророк в доме вдовы, сын которой заболел тяжело: «дыхания в нём не осталось». «Божий человек» называет женщина Элияѓу, упрекая: «Пришёл напомнить мне прегрешение и сына убить?!» Каково прегрешение не сообщается. Знает о нём Элияѓу? И это оставлено Текстом догадкам читателя, которому сообщается: пророк, взяв ребёнка, несёт его наверх, «туда, где он жил, на кровать свою положил» (там же 17-19). Это зачем? К чему такая подробность? Вероятно, чтоб сообщить: Элияѓу живёт на втором этаже дома, а такие дома с верхней пристройкой считались богатыми. Намёк на прошлое прегрешение вдовы, приютившей пророка?

 

Воззвал к Господу, говоря:
«Господи, Боже, даже вдове, у которой живу я, Ты зло причинишь, сына убив?»
 
Трижды над ребёнком он простирался, взывал к Господу, говоря:
«Господи, Боже, да вернётся душа ребенка в него!»
 
Господь голос Элияѓу услышал,
душа ребёнка в него возвратилась — он ожил.
 
Взял Элияѓу ребёнка, с верха дома отнёс его вниз, матери отдал,
сказал Элияѓу: «Смотри, твой сын жив!»
 
Сказала женщина Элияѓу: «Теперь я узнала, человек Божий ты,
в твоих устах истинно слово Господне» (там же 20-24).

 

«Человек Божий ты» — первое признание, полученное Элияѓу.

В третий раз было слово Господа, велевшего Элияѓу явиться к Ахаву: Всевышний решил дождь земле дать. И пока Элияѓу в дороге, повествователь знакомит читателя с ещё одним персонажем — богобоязненным Овадьяѓу (Авдий), что над домом Ахава, который сто пророков спрятал от Изевэль в пещерах, «хлебом, водой обеспечивая» (там же 18:3-4).

В поисках травы, чтобы скот не уничтожать — прокормить, Ахав и Овадьяѓу страну разными дорогами обходят, и правитель дома встречает пророка. Пал ниц и сказал: «Это ты, мой господин Элияѓу?» Пророк: «Иди, скажи своему господину, вот — Элияѓу». Овадьяѓу: «В чём грех мой,// что ты раба своего отдаёшь в руку Ахава — убить меня?» «Жив Господь Бог твой, если есть народ или царство, куда мой господин не посылал тебя отыскать, а говорили, что нет». «Будет: уйду от тебя, дух Господень тебя, не знаю куда, унесёт, я приду, Ахаву скажу, тебя не отыщет, а меня он убьёт».

Но — делать нечего — «пошёл Овадьяѓу навстречу Ахаву и ему рассказал» (там же 5-16).

Короткими репликами обмениваются Ахав и Элияѓу при встрече. «Это ты истребляешь Израиль?!» — Ахав говорит. «Не я истребляю Израиль, но ты и дом отца твоего». — Пророк отвечает. — «Теперь пошли собрать весь Израиль ко мне на гору Кармель [Кармил, горная гряда, спускающаяся к Средиземному морю],// четыреста пятьдесят пророков Баала, четыреста пророков Ашеры, едящих за столом Изавэль [то же, что Изевэль]». Сказанное Ахав исполняет (там же 17-20). И действие переносится на гору Кармель, где происходит знаменитое соревнование Элияѓу с языческими пророками.

 
Подойдя к народу, Элияѓу сказал: «Доколе будете прыгать с ветки на ветку? Если Господь — это Бог, идите за Ним, если Баал — это бог, идите за ним»,
ничего на это народ ему не ответил.
 
Сказал Элияѓу народу: «Я один остался пророком Господним,
а пророков Баала четыреста пятьдесят человек.
 
Пусть нам дадут двух быков, они одного быка себе выберут, рассекут, положат его на дрова, но огонь не подносят,
и я, одного быка приготовив, положу его на дрова, но огонь не поднесу.
 
Вы именем бога своего воззовите, и я именем Господа воззову, Бог, ответивший пламенем, это — Бог»,
отвечая, сказал весь народ: «Хорошо это!»
 
Сказал Элияѓу пророкам Баала: «Одного быка выбрав, делайте первыми, ибо много вас,
именем бога вашего воззовите, но огня не подносите».
 
Взяв быка, которого дал им, сделали, именем Баала с утра до полудня взывали они, говоря: «Ответь нам, Баал!» Ни звука в ответ.
У жертвенника, который сделали, прыгали.
 
Было в полдень: Элияѓу, издеваясь, им говорил: «Громче орите, бог беседует, он в отлучке, в дороге,
может, он спит? Проснётся!»
 
Громко взывали, царапали себя, как у них водится, мечами и копьями:
лилась по ним кровь.
 
Было: полдень прошёл, они до вечерней жертвы пророчили.
Ни звука в ответ.
 
Сказал Элияѓу народу: «Ко мне подойдите», весь народ к нему подошёл,
Господень жертвенник, разрушенный, он исправил.
 
Взял Элияѓу двенадцать камней, по числу колен, сыновей Яакова [Иаков],
которому слово Господа было, сказавшего: Израиль будет имя твоё [Вначале 32:29].
 
Во имя Господа построил жертвенник из камней,
сделал ров на две сеи зерна вокруг жертвенника [площадь, чтобы засеять которую, необходимо две сеи, т.е. ок. 16-20 литров].
 
Дрова разложил,
быка рассёк, на дрова положил.
 
И сказал: «Наполните четыре кувшина водой и вылейте на всесожжение и на дрова»,
сказал: «Повторите» — и повторили, сказал: «В третий раз» — в третий раз.
 
Вокруг жертвенника вода потекла,
и ров он наполнил водою.
 
Было: принося вечернюю жертву, подошёл пророк Элияѓу, сказал: «Господь Бог Авраѓама [Авраам], Ицхака [Исаак], Израиля, сегодня узнают, что Ты в Израиле Бог, а я, раб Твой,
по Твоему слову всё это сделал.
 
Ответь мне, ответь мне! В этот день узнают: Ты — Господь Бог,
Ты их сердце назад обратишь».
 
Пало пламя Господне, пожрало всесожжение, дрова, камни и землю,
воду во рву слизало.
 
Увидав, ниц пал народ,
сказали: «Господь — Бог, Господь — Бог» (Цари 1 18:21-39).

 

            По слову Элияѓу пророков Баала схватили, и он их зарезал. Ахаву же пророк говорит есть и пить, мол, гул дождя он уже слышит. Царь пророку вновь повинуется, а тот «поднялся на вершину Кармеля, к земле приник, лицо между коленями положил», сказал слуге подняться, в сторону моря вглядеться. Тот исполнил, но ничего не заметил. Лишь на седьмой раз увидел: «облако малое, с ладонь человека, поднимается с моря». Велел Элияѓу сказать Ахаву, чтоб запрягал, дабы не задержал его дождь. «Рука Господа была на Элияѓу» (там же 40-46).

            Рассказал Ахав Изевэли обо всём, что совершил Элияѓу, о том, что пророков Баала убил. Та в гневе посылает посланца: «Так мне сделают боги и так мне прибавят, если в тот же час завтра с твоей душой, как с душой каждого из них, я не сделаю». Пророк бежит от гнева царицы на юг, в Беер Шеву (Вирсавия, там же 19:1-3). И далее — знаменитый текст, в котором одно из величайших в мировой литературе описаний явлений Всевышнего, текст, как и большинство лучших танахических мест, аллюзиями, расширяющими его пространство, перенасыщенный.

Пророк уходит в пустыню, где молит Господа взять его душу, вызывая в памяти: «Было: когда солнце взошло, Бог приготовил знойный восточный ветер, солнце в голову Ионы ударило — он изнемог,// просил душе своей смерти он, говоря: 'Мне смерть лучше жизни'» (Иона 4:8).

Сорок дней и сорок ночей идёт Элияѓу до Хорева (Синая), напоминая, что сорок дней на Божьей горе Моше (Моисей) находился (Имена 24:18), что там Всевышний явился всему народу Израиля, и был заключён вечный союз Господа с народом Своим.

Наконец, в стихе о явлении Бога — скрытые цитаты из Песни Дворы (Дебора): «…Тряслась земля, небо сочилось,// облака изливались водою. Таяли пред Господом горы,// это Синай — пред Господом Богом Израиля (Судьи, Книга Судей 5:4-5); и из Второй книги Шмуэль (Вторая книга Царств): «Сотряслась, задрожала земля, вздрогнули небес основания,// от гнева Его сотряслись. Дым взошёл от ноздрей Его, огонь — из уст, пожирающий,// угли  пылают. Небеса наклонил — и сошёл,// мгла — под ногами» (22:8-10).

 

В пустыню ушёл на день пути, придя, сев под дроком,
душе смерти просил, говоря: «Довольно, теперь, Господи, душу возьми, отцов своих я не лучше».
 
Лёг, под дроком уснул,
и — посланник, коснувшись его, говорит: «Встань и ешь».
 
Смотрит — в изголовье лепёшка печёная и кувшинчик воды,
ел, пил, снова лёг.
 
Вторично посланник Господень вернулся, коснулся его и сказал: «Встань и ешь:
дальний путь перед тобою».
 
Встал, ел он и пил,
силой этой еды шёл сорок дней и сорок ночей до Хорева, Божьей горы.
 
Вошёл там в пещеру, в ней ночевал,
и — ему слово Господа, говорящего: Что тебе здесь, Элияѓу?
 
Сказал: «Ревнуя, возревновал я о Господе Всемогущем, о Боге, сыны Израиля завет Твой оставили, Твои жертвенники разрушили, мечом Твоих пророков убили,
один я остался, они искали душу мою — отнять».
 
Сказал: Иди, на горе пред Господом встань, и — проходит Господь: мощный ветер, могучий, пред Господом горы дробит, скалы крушит — не в ветре Господь,
за ветром — землетрясение, но Господь не в землетрясении.
 
После землетрясения — пламя, но Господь не в огне,
после огня — тонкий звук тишины [Синодальный: после огня веяние тихого ветра].
 
Было: услышав, Элияѓу, плащом укутав лицо, вышел и встал у входа в пещеру,
и — голос ему, сказал: Что тебе здесь, Элияѓу?
 
Сказал: «Ревнуя, возревновал я о Господе Всемогущем, о Боге, сыны Израиля завет Твой оставили, Твои жертвенники разрушили, мечом Твоих пророков убили,
один я остался, они искали душу мою — отнять» (Цари 1 19:4-14).

 

            Услышавшего «тонкий звук тишины» Всевышний отправляет в Дамэсек (Дамаск) царём Арама Хазаэля (Азаил) помазать, Иеѓу сына Нимши (Ииуй, сын Намессиин) помазать царём над Израилем, а Элишу сына Шафата из Авэль Мехолы (Елисей, сын Сафатов, из Авел-Мехолы) вместо себя пророком помазать (единственный случай в ТАНАХе, когда речь о помазании пророка). «Будет: спасшегося от меча Хазаэля Иеѓу убьёт,// спасшегося от меча Иеѓу убьёт Элиша» (там же 15-17).

 
Уйдя оттуда, отыскал Элишу сына Шафата, тот пашет, двенадцать пар перед ним, он за двенадцатой,
проходя, Элияѓу набросил плащ на него.
 
Бросив быков, побежал за Элияѓу, сказал: «Поцелую мать и отца и пойду за тобой»,
сказал ему: «Иди и возвращайся, ведь что я сделал тебе?»
 
От него воротившись, взяв пару быков, зарезал, на оснастке быков мясо сварил, отдал народу и ели,
встал, пошёл за Элияѓу, ему он служил (там же 19-21).

 

            В повествовании появляется ещё один персонаж: плащ, сыгравший важную роль в рассказе о пророке Шмуэле (Самуил) и Шауле-царе (Саул), и ещё сыграет большую роль в рассказе о чудотворцах.

Тем временем Бен-Ѓадад (Венадад, смысл династического имени: сын бога Ѓадада), царь Арама, собрав войско и тридцать двух союзных царей, пошёл войной на Ахава и осадил его город. Некий пророк подходит к Ахаву и говорит, что Бог в руку его врагов отдаёт, «узнаешь, что Я — Господь». Чудеса Элияѓу — доказательства Божьего бытия — убедили Ахава, и он верит предсказанию безымянного Божьего человека.

Поступил Ахав по слову Господа, переданного через пророка, выступил первым, Арам бежал, царь Израиля «удар тяжкий нанёс», но пророк Ахава предупредил: через год царь Арама вновь поднимется на него.

Через год царь Арама поднялся, вновь Божий человек Ахаву передал слово Господне: Он предаст врагов в его руку. Семь дней друг против друга станы стояли, «на седьмой день в битве сошлись, в один день сыны Израиля сто тысяч пеших Арама убили», уцелевшие и царь убежали. Надоумили царя Арама просить милости у Ахава. И, правда, смилостивился Ахав, назвал царя Арама братом своим, посадил в колесницу, союз они заключили (там же 20:1,12-13,17,20-22,26,28-34).

Ахав поверил пророку, но исполнил ли царь слово Господне, переданное ему? Мог ли он отпустить врага ради экономических выгод, которые царь Арама ему посулил? Такова ли была воля Всевышнего? Об этом притча — излюбленный танахический жанр, и её толкование.

 
Один муж из сынов пророков другому сказал: «Побей меня по слову Господню»,
тот человек бить отказался.
 
Сказал ему: «За то, что отказался, голоса Господа не слушал, уйдёшь от меня — убьёт тебя лев»,
пошёл от него — лев встретил его и убил.
 
Другого человека нашёл, сказал: «Побей меня»,
бил его человек, избил и изранил (там же 35-37).

 

            Вывод ясен и очевиден: слово Господа должно быть исполнено полностью. Его, выслушав новую притчу пророка, Ахав делает сам.

 
Пошёл пророк, ждал царя у дороги,
глаза накидкой закутав.
 
Было: царь проходил — он крикнул царю,
говоря: «Твой раб пошёл в бой, на войну, и — один муж, отойдя, подведя ко мне мужа, сказал: 'Стереги этого человека, если сгинет он, пропадёт, за душу его душа твоя будет или кикар [три тысячи шекелей, 35-38 килограммов] серебра ты отвесишь'.
 
Было: твой раб тут делал, там — и нет его»,
сказал ему царь Израиля: «Таков приговор, ты сам его вынес».
 
Быстро с глаз сбросил накидку —
узнал его царь Израиля: он был из пророков.
 
Сказал ему: «Господь сказал так»: За то, что человека-смертника ты из рук выпустил,
твоя душа будет вместо его души, твой народ — вместо его народа» (там же 38:42).

 

«Твоя душа будет вместо его души»: за решение царю Арама жизнь даровать Ахав своей жизнью заплатит. Но это ещё произойдёт, а пока полюбился царю виноградник Навота (Навуфей), а тот ни в какую не соглашается его ни продать, ни обменять: «отцовский удел». Опечалился царь: хлеба не ест. Взялась Изевэль делу помочь. Послала от имени царя письма старейшинам и знатным людям города, чтобы два негодяя свидетельствовали, будто Навот Бога и царя проклинал. Те, как велено, сделали, Навота забросали камнями, Ахав виноградник его унаследовал (там же 21:1-16). 

По слову Господа Элияѓу в винограднике Навота встречает Ахава и слова Господа передаёт: «За то, что собаки кровь Навота лизали, будут собаки и твою кровь лизать, и твою!» Об Изевэль сказал: её «собаки пожрут». И добавил: «Мёртвого в городе у Ахава собаки пожрут,// мёртвого в поле пожрут птицы небесные» (там же 17-19,23-24).

Услышав это пророчество, «разорвал Ахав одежды, на тело вретище возложил, постился». Сказал Господь Элияѓу: «Ты видел, что Ахав Мне покорился,// за то, что Ахав Мне покорился, в его дни беду не наведу — на дом его в дни сына беду наведу» (там же 27-29).

            «Три года прожили// без войны Арам и Израиль», пока не пришёл Иеѓошафат (Иосафат), царь Иеѓуды, к царю Израиля с предложением отвоевать у Арама Рамот Гилад (Рамоф Галаадский, там же 22:1-3), во времена Шломо (Соломон) бывший главным городом наместничества, находившегося в Заиорданье, принадлежавшем половине колена Менаше (там же 4:13).

            Иеѓошафат царю Израиля говорит: «Сегодня же вопроси слово Господне!» Царь Израиля собрал пророков, около четырёхсот человек, сказал: «Идти войной на Рамот Гилад или нет?»// Сказали: «Поднимись, предаст Господь в руку царя» (там же 22:5-6). Но Иеѓошафату этого мало: «Нет ли здесь ещё Господня пророка,// через него вопросить?» Есть, но царь Израиля его ненавидит: хорошее о нём не пророчит, «только плохое», Михаяѓу сын Имлы (Михей, сын Иемвлая). За ним посылают, а тем временем Цидкия сын Кнааны (Седекия, сын Хенааны), «рога железные сделав», говорит царю Израиля, что тот ими Арам истребит. И все пророки единым голосом: «В Рамот Гилад поднимись, победишь, Господь предаст в руку царя» (там же 7-12).

            И далее фокус повествования об истинных и лживых пророках сосредотачивается на Михаяѓу, который, как царь Израиля полагает, его ненавидит. Происходящее в небесах, когда «дух» вызывается соблазнить Ахава «подняться и пасть в Рамот Гиладе», очень напоминает первые строки Иова. Важное значение в этом эпизоде имеет знаменитая связка пастух и овцы — одна из самых употребительных в ТАНАХе: всю эпоху патриархов евреи занимались исключительно скотоводством, чем отличались от соседей-египтян, рядом с которыми и среди которых жили. Прозвучит здесь и пощёчина, напоминающая сказанное Иешаяѓу: «Спину бьющим подставил, щёки — волосы вырывающим,// от поругания и плевков лицо я не прятал» (50:6).

 

Посланец, ходивший звать Михаяѓу, сказал ему, говоря: «Вот, в один голос слова всех пророков хороши для царя,

как слово одного из них, пусть и твои слова будут, и ты скажи хорошо».

 
Сказал Михаяѓу:
«Жив Господь, лишь то, что скажет Господь мне, скажу».
 
Пришёл к царю, сказал ему царь: «Михаяѓу, идти войной на Рамот Гилад или нет?»
Сказал: «В Рамот Гилад поднимись, победишь, Господь предаст в руку царя».
 
Сказал ему царь: «Сколько раз я тебя заклинал
говорить мне лишь правду именем Господа».
 
Сказал: «Я видел: по горам весь Израиль, как овцы, рассеян, нет у них пастуха,
Господь сказал: Нет хозяев у них, пусть каждый с миром в свой дом возвратится».
 
Сказал царь Израиля Иеѓошафату:
«Не говорил ли тебе, что он хорошее обо мне не будет пророчить, только плохое».
 
Сказал: «Не так, слушай слово Господне,
видел я Господа, на престоле сидящего, и всё войско небесное справа и слева стоит подле Него.
 
Сказал Господь: Кто соблазнит Ахава подняться и пасть в Рамот Гиладе?
Тот сказал так, этот этак сказал.
 
Вышел дух, пред Господом стал и сказал: 'Я соблазню',
Господь говорит ему: Как?
 
Сказал: 'Выйду, стану духом лживым в устах всех пророков его',
сказал: Соблазни, ты сумеешь, выйди, так сделай.
 
Теперь Господь дал дух лживый устам всех этих пророков,
Господь зло о тебе говорил».
 
Подойдя, Цидкия сын Кнааны по щеке Михаяѓу ударил,
сказал: «Как от меня перешёл дух Господень с тобой говорить?»
 
Сказал Михаяѓу: «Увидишь в тот день,
когда прятаться в комнату комнат [потайная, внутренняя и т.п] войдёшь ты» (Цари 1 22:13-25).

 

            Царь Израиля велит держать Михаяѓу в темнице, где прежде тот находился, пока он с миром вернётся. Пророк на это ответил: «Если с миром вернёшься ты, возвратишься — через меня Господь не говорил» (там же 26-28).  

            Подобно Ионе, пытавшегося убежать от слова Господня, царь Израиля решил судьбу обмануть: переоделся в одежду обычного воина. Не ведая того, вражеский лучник царя Израиля поразил, «вечером умер, кровь из раны залила дно колесницы», мёртвого царя в Шомрон (Самария) привезли, и — сбылось предсказание Элияѓу: «Колесницу мыли в пруду Шомрона, и кровь его собаки лизали, и оружие мыли// по слову Господа, Им изреченному» (там же 30,34,37-38).

            Унаследовавший израильский трон и веру в языческих богов сын Ахава Ахазья (Охозия) был болен, когда Моав, один из постоянных врагов Израиля, восточный сосед, двинулся против него. Посылает Ахазья посланцев вопросить Баал Звува, бога Экрона (Веельзевул, божество Аккаронское, название, вероятно, уничижительное, на иврите: звув — муха), выздоровеет ли он от болезни (Цари 2 1:1-2). И далее — характерный танахический рассказ о победе пророка.

 
Посланник Господень сказал Элии из Тошава: «Встань, поднимись навстречу посланцам царя Шомрона,
скажи им: 'Разве нет Бога в Израиле, что Баал Звува, бога Экрона, идёте вы вопрошать?
 
Потому Господь сказал так: С кровати, на которую поднялся, ты не сойдёшь: смертью умрёшь'»;
пошёл Элия.
 
Вернулись посланцы к нему,
сказал им: «Что это вы вернулись?»
 
Сказали ему: «Муж нам навстречу поднялся, сказал: 'Идите, к царю, пославшему вас, возвратитесь, скажите ему, что Господь сказал так: Разве нет Бога в Израиле, что Баал Звува, бога Экрона, посылаешь ты вопрошать?
Потому с кровати, на которую поднялся, ты не сойдёшь: смертью умрёшь'».
 
Сказал им: «Каков муж, поднявшийся вам навстречу,
слова эти сказавший?»
 
Сказали: «Человек волосатый, чресла кожаным поясом подпоясаны»,
сказал: «Это Элия из Тошава».
 
Послал к нему командира пятидесяти с пятьюдесятью его,
поднялся, и — он сидит на вершине горы, сказал ему: «Божий человек, сказал царь — спустись!»
 
Элияѓу, отвечая, сказал командиру пятидесяти: «Если человек Божий я, сойдёт с неба огонь, пожрёт тебя и пять десятков твоих»,
сошёл с неба огонь, его пожрал и его пять десятков.
 
Вновь послал командира пятидесяти другого с пятьюдесятью его,
сказал ему, говоря: «Божий человек, так сказал царь: 'Быстро спустись!'»
 
Элия, отвечая, сказал им: «Если человек Божий я, сойдёт с неба огонь, пожрёт тебя и пять десятков твоих»,
сошёл с неба Божий огонь, его пожрал и его пять десятков.
 
Вновь, в третий раз послал командира пятидесяти с пятьюдесятью его,
поднялся, пришёл третий командир пятидесяти, перед Элияѓу став на колени, умоляя, сказал: «Божий человек, молю, да будет в глазах твоих дорога душа моя и душа пятидесяти этих твоих рабов.
 
Вот, сошёл с неба огонь, двух первых командиров пятидесяти и их пять десятков пожрал,
а теперь да будет в глазах твоих душа моя дорога!»
 
Посланник Господень сказал Элияѓу: «Спустись с ним, не бойся его»,
встал, спустился к царю.
 
Сказал ему: «Господь сказал так: За то, что посланцев послал вопросить Баал Звува, бога Экрона, будто нет Бога в Израиле, чтобы вопросить Его слово,
с кровати, на которую поднялся, ты не сойдёшь: смертью умрёшь».
 
Он умер по слову Господа, сказанному Элияѓу… (там же 3-17)

 

            Не менее характерен и рассказ о вознесении Элияѓу живым на огненной колеснице, о том, как плащом Элияѓу и его преемник Элиша творят чудо, рассекая воду Ярдена, напоминая: посуху евреи с Моше переходят Ям Суф (Чермное море, Имена 14:21-22), посуху евреи с Иеѓошуей бин Нуном (Иисус Навин) переходят Ярден (Иеѓошуа, Книга Иисуса Навина 3:16-17).

 
Было, когда в вихре в небо вознёс Господь Элияѓу:
из Гилгаля [Галгал] шёл Элияѓу с Элишей.
 
Сказал Элияѓу Элише: «Будь здесь, ибо Господь меня в Бейт-Эль [Вефиль] посылает»,
сказал Элиша: «Жив Господь и жива душа твоя, если оставлю тебя»,
спустились они в Бейт-Эль.
 
Вышли сыны [ученики] пророков Бейт-Эля к Элише, сказали: «Знаешь, что сегодня Господь с твоей головы господина твоего забирает [смысл: забирает корону с твоей головы]?»
Сказал: «И я знаю, молчите».
 
Сказал Элияѓу Элише: «Будь здесь, ибо Господь меня в Иерихо [Иерихон] посылает»,
сказал: «Жив Господь и жива душа твоя, если оставлю тебя»,
пришли в Иерихо.
 
Подошли сыны пророков Иерихо к Элише, сказали: «Знаешь, что сегодня Господь с твоей головы господина твоего забирает?»
Сказал: «И я знаю, молчите».
 
Сказал Элияѓу Элише: «Будь здесь, ибо Господь к Ярдену меня посылает»,
сказал: «Жив Господь и жива душа твоя, если оставлю тебя»,
вместе пошли.
 
Пятьдесят человек из сынов пророков пошли, вдали встали, напротив,
а они оба у Ярдена стояли.
 
Свернув плащ, Элияѓу ударил им воду — туда и сюда расступилась,
посуху оба прошли.
 
Было: когда перешли, сказал Элияѓу Элише: «Проси, что сделать тебе, прежде чем от тебя буду взят я».
Сказал Элиша: «Твой дух на мне да будет вдвойне».
 
Сказал: «Трудное просишь,
увидишь меня, взятого от тебя, — будет, если нет — то не будет».
 
Было: идут они, идут, говорят, и — огненная колесница, кони в огне, их двоих разделили,
в вихре в небо Элияѓу вознёсся.
 
Увидев, закричал Элиша: «Отец мой, отец! Колесница Израиля, его всадники [смысл: сила, могущество Израиля]!» Больше его он не видел.
Схватив одежду свою, на два куска её разорвал.
 
Поднял плащ Элияѓу, упавший с него,
вернувшись, на берегу Ярдена он стал.
 
Взяв плащ Элияѓу, упавший с него, воду ударив, сказал: «Где Господь Бог Элияѓу?»
И ударил им воду — туда и сюда расступилась, и перешёл Элиша.
 
Смотрели на него сыны пророков Иерихо напротив, сказали: «На Элише упокоился дух Элияѓу»,  
пошли навстречу ему, на земле перед ним распростёрлись (Цари 2 2:1-15).
 
(Окончание следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка