Давид (8)
8
Диалог
Давид всегда, в любых обстоятельствах обращается к Богу. Но, как и любой человек, всего настойчивей он ищет Всевышнего в дни беды, печали и скорби: «Боже, голос скорби услышь,// от страха перед врагом жизнь охрани» (Восхваления 64, 63:2); «Боже, спаси меня,// Господь, на помощь спеши» (там же 70, 69:2); «Своей праведностью спасешь и вызволишь,// приклони ко мне ухо, спаси», «Будь мне// утесом, обителью — приходить,// всегда заповедовал Ты спасать,// Ты скала, крепость моя (там же 71, 70:2-3); «Ведь Ты — надежда моя,// Владыка, Господи, с юности упование» (там же 5); «Ты явил// много бед и несчастий,// верни, оживи,// из бездн земли возврати, подними» (там же 20); «Внемли молитве, Господь,// выслушай голос мольбы. В день беды воззову,// Ты ответишь» (там же 86, 85:6-7).
А эти восемь стихов, возможно, были дорожной молитвой скитальца Давида.
Исключительную роль в жизни Давида играют уста Бога — пророки. Их трое. Ими, как сказано в Повести лет (1 29:29), дела Давида описаны. Но в книгах Шмуэль и Цари они — персонажи, там повествует другой — не летописец, и он рассказывает о Давиде иначе.
Шмуэль по слову Господа нашел юного рыжего пастуха и помазал на царство. Шмуэль — воплощенная воля Господня. Натан и Гад — пророки придворные. Натан объявляет Давиду волю Господа: Храм построит не он. Натан сообщает Давиду о гневе Господа за гибель Урии. Натан участвует в церемонии воцаренья Шломо. Гад возвещает Давиду о наказании за исчисленье народа. Слово Натана и Гада Давиду — упрёк, обличение, приговор.
Давид ищет Господа. В своей близости к Богу он может сравниться лишь с праотцами и рабом Божьим Моше. Вся жизнь Давида — диалог со Всевышним, диалог Всемогущего Господа и Давида-героя, диалог Бога-царя и царя-человека.
Повествователь всё время поблизости, рядом с Давидом, может быть, где-то мельком даже рисует себя — только не распознать. Он рядом с Давидом даже тогда, когда тот говорит со Всевышним.
Можно лишь сожалеть, что взгляд повествователя настолько «давидоцентричен», что другие персонажи Давидова цикла интересны ему лишь постольку, поскольку связаны с главным героем. Многое мы бы узнали и о Давиде, если б они по-настоящему заговорили, не склоняя головы, ниц не простираясь и не целясь копьём.
Многое о Давиде рассказали бы Ионатан и Шауль, Урия, Иоав, Бат Шева и Авшалом. Чтобы не приходилось гадать, каковы были истинные отношения Ионатана с Давидом. Чтобы не приходилось взвешивать чего больше в душе Шауля ненависти к сопернику или любви к покоряющему душу воину и музыканту. Чтобы не приходилось раздумывать, кем был Урия, воином, царю преданным беззаветно, в постель к царю честь свою бросившим, или же простаком. Чтобы не доискиваться ответа, почему гордый Иоав верно служит Давиду, но, нарушая приказ, становится виновником смерти Авшалома и не поддерживает царя, когда тот избирает наследника. Чтобы не сомневаться: не намеренно ли Бат Шева царя соблазнила, не могла ведь не знать, что с царской крыша ее дома видна. Чтобы не ломать голову над вопросом, как сын руку мог поднять на отца.
В Тексте есть лишь один диалог абсолютно ясный, совершенно честный, прямой — диалог Господа и Давида, преследующих друг друга вопросами, часто похожими на ответ, и ответами, часто похожими на вопрос.
Бог обращается к человеку во сне, в видении, в слове пророка. Человек Богу возносит молитву. Бог может ответить на вопрошание, дать знак или оставить человека с молитвою не отвеченной, оставить наедине с ужасом неуслышанности.
Из всех героев ТАНАХа наряду с праотцами и рабом Божьим Моше Давид самый услышанный: его молитвы, его Восхваления Господа достигают. Божьи жизнетворящие Давида ответы ему внятны, желанны, как вода путнику, бредущему безводной пустыней. Давид обращается к Господу, и Господь слышит его, «новую песнь» Давиду даруя.
8.1. «Проверь, Господи, испытай»
В отличие от Шауля, которому только пророк сообщает волю Господню, Давид сам слышит Всевышнего и непрестанно к нему обращается. Слово Давида, обращенное к Богу, искренне, его голос то звонок, то хрипловат, но всегда Давид полон веры: слово не затеряется, не будет заглушено шумом, голосами чужими. Вера Давида во всемогущество Бога чиста, непорочна, поколебать ее ничто не способно.
Повествователь с самого начала убедил читателя в том, что перед каждым важным делом Давид обращается к Господу, и Всевышний ему отвечает. Обычное Давидово вопрошание: выступать на войну или нет. Но на этот раз, когда царь с многочисленными жёнами, наложницами и детьми живет в своем доме, а «от всех окрестных врагов Господь покой ему даровал» (Шмуэль 2 7:1), он обращается к Всевышнему через пророка Натана, говоря, что он живет в доме из кедра, а ковчег под завесами, т.е. в шатре, обитает.
И было слово Господне пророку. Со дня, когда вывел Он сынов Израиля из Египта, в шатре странствовал Он, не сказав ни одному из судей Израиля: «Почему дом из кедра Мне не построили?» Господь велит Натану-пророку передать Давиду, которого взял «от овец» быть правителем народа Израиля, что Он был с Давидом везде, всех врагов его уничтожая, что Он сделал его имя великим, «из величайших имён на земле». Господь обещает Давиду, что Израиль «будет жить на месте своем, более не тревожась», что «не будут больше, как прежде, теснить его негодяи» (там же 7-10).
Обетование Господне исполнится, когда Шломо, преемник Давида, используя приготовленное отцом, построит дом Господу и освятит его, обратившись к Богу с молитвой — услышанной. Давиду же обещано крепкое царство и прочный престол: «Но милость и верность Свои не отберу,// как отобрал у Шауля, которого перед тобою отверг Я». Восхваляя Всевышнего, Давид обращается к Богу: «Кто я, Господь, мой Господин, и что дом мой, что сюда меня Ты привел?» (там же 15,18) В его благодарности-восхвалении звучат важнейшие мотивы: единственность Всевышнего — Бога, избравшего Израиль народом Своим.
Изгнанник, преследуемый беглец, Давид, «остановившись», дает обет, пока не найдет место, обиталище Господу, странствовавшего вместе с ним, не оставлявшего Давида в его долгом бегстве, дает обет не успокоиться.
И получает ответ — клятвенное обетование Всевышнего: Им навеки избран Сион.
8.2. Песнь Давида
В древности авторы любили влагать в уста своих героев речи, обращенные к народу и воинам. Повествующий о жизни Давида делать это тоже не прочь. Но более всего он любит молитвы. Надо признать, они удаются.
Одна из завершающих глав второй книги Шмуэля — песнь, воспетая Господу, благодарение за спасение «от руки всех врагов его и от руки Шауля» (22:1). Повествователь отступает, давая без посредников слово Давиду.
В песни, занимающей всю 22-ую главу, говорится о спасении от бед и победе. Эта глава и 18 (17)-ая глава Восхвалений почти идентичны, разве что, по мнению большинства комментаторов, текст в книге Шмуэль больше «привязан» ко времени и событиям, а характер главы Восхвалений более молитвенный и вневременной.
В этой песни, своеобразном завершении диалога Давида с Творцом, в этой молитве множество прямых перекличек с Учением и другими главами Восхвалений. Так, в 3-ем стихе появляется устойчивое выражение «рог спасения». Рог — символ мощи. О Иосефе читаем: «Как у первородного быка — великолепие, рога его — рога буйвола, во всех концах земли ими будет народы бодать» (Слова 33:17). А картина, нарисованная в 8-ом («Затряслась, задрожала земля,// вздрогнули гор основания…»), повторяясь в ТАНАХе, восходит к описанному в Именах (19:16,18).
В 11-ом стихе Господь представляется оседлавшим керува (в русской традиции: херувим). При первом упоминании керувов в Тексте определена их главная функция — святое от профанного охранять. Они появляются в Переносном храме (Имена 37:7-9) и в постоянном (Цари 1 6:23), множество раз в видениях своих узрит их пророк Иехезкэль (Иезекииль). Царь Хизкияѓу (Езекия) назовет Господа Восседающим на керувах (Цари 2 19:15, Иешаяѓу, Исайя 37:15).
В основе картины, нарисованной в 16-ом стихе, рассказ о переходе через Ям Суф (Красное море, Чермное море): «А сыны Израиля прошли в море по суше,// вода им стеной справа и слева» (Имена 14:29); «Воды от гневного дыхания Твоего взгромоздились,// стеной стали потоки,// бездны в сердце моря застыли» (там же 15:8). А описанное в 17-ом восходит к обстоятельствам спасения Моше: «Вырос ребёнок, к дочери Паро его привела, стал он ей сыном,// Моше его назвала, сказав, что из воды вытащила его» (там же 2:10).
8.3. Последние слова
Поэт-царь? Подлинные поэты с настоящими царями обычно враждуют. Царь: здесь и сейчас. Поэт: везде и всегда. Поэт прям. Царь коварен. И многое иное. А тут вражда в едином духе и в теле едином. Но Давид не двоится, сознание его не раскалывается. Музыка поэта Давида смиряет Давида-царя, давая голос Бога услышать.
(Окончание следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы