Двенадцать (12)
Малахия пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф.
Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.
Малахи
Книга пророка Малахи (значение имени: Мой посланник, в русской традиции: Малахия) — последняя в составе Двенадцати. 3 главы, 55 стихов. Малахи — один из трёх (Хагай, Зхарья) пророков периода после возвращения из изгнания. Существует точка зрения, что Малахи не имя собственное, а нарицательное.
О жизни пророка свидетельств нет никаких. Он пророчествовал после возведения Храма, и его обличения устремлены главным образом на коѓенов, скверно исполняющих обязанности свои. Пророчество Малахи имеет эсхатологический характер, оно устремлено ко дню суда Господня, дню очищения, перед которым будет послан пророк Элияѓу (Илия), и он предотвратит истребление.
В речи Малахи встречаются арамейские слова, которые вернувшиеся принесли с собой из изгнания. Ритмической прозе Малахи характерны многие черты стиля пророков, выработанного предшественниками, особенно он отличен трёхчастными диалогами. На утверждение (Господа или пророка) следует ответ, после которого утверждение по-новому повторяется.
С диалектического характера речи его и начнём.
«Я возлюбил вас, — сказал Господь, а вы говорите: 'За что Ты нас возлюбил?'// Разве Эсав не брат Яакову? — Слово Господа. — Яакова Я возлюбил» (Малахи 1:2). Напомним: Яаков и Эсав (Эдом) — сыновья Ицхака, внуки Авраѓама. А народ Эдома на протяжении всей истории — враг Израиля. Стих, характерный для стиля Малахи: Господь утверждает, и в ответ на цитируемое возражение ещё настойчивей, более развёрнуто утверждение повторяет.
За ненависть к евреям, за вражду Эдома к Израилю Господь накажет его. Утверждение облекается в форму характерную для Малахи. Господь утверждает, цитирует возражение и расширенно утверждение повторяет.
Но не Эсав-Эдом — предмет обличений Малахи, на глазах которого Храм был отстроен — служить Всевышнему, Израиль простившему, народ Свой вернувшему и вернувшемуся в Свой Дом. Коѓены Его имя позорят.
«Подаёте на жертвенник Мой хлеб осквернённый», «приносите награбленное, слепое, больное в дар вы приносите» (там же 7,13), несмотря на запрет Учения приносить в жертву животное с пороком (Слова 15:21).
Господь коѓенов предостерегает: «Не послушаете, к сердцу не примите — воздавать славу имени Моему, — сказал Всемогущий Господь, — на вас проклятие Я нашлю, благословения ваши Я прокляну», т.е., поскольку коѓены именем Господа благословляют народ, то Господь их благословения в проклятия обратит. «Уста коѓена хранят знание, Учение в устах его ищут,// ибо он посланник Всемогущего Господа», а «вы с пути уклонились, многих сбили с дороги учением»: пророк противопоставляет Учение Господа (Тору) тому, чему учат коѓены. За всё это «Я сделал вас презренными и униженными перед каждым народом// за то, что Мои пути не храните и над Ученьем возноситесь (Малахи 2:2,7-9).
Гневно, сбиваясь и задыхаясь, Малахи говорит об изменах, предательстве народа, чужим богам поклонявшегося: «Предавал Иеѓуда, в Израиле, Иерушалаиме мерзость творилась,// осквернил Иеѓуда святыню Господа, которую он любил, овладел дочерью бога чужого», и призывает: «Дух ваш храните! Жену юности не предавайте!» (там же 11,15)
В последней главе Малахи, последней главе Двенадцати провозглашается приход в Свой Храм Господина — обыгрывается дословное значение имени пророка: Малахи — Мой посланник. Миссия Малахи — путь проторить, что напоминает знаменитый голос, в пустыне зовущий: «Торите Господу путь, ровняйте в пустоши нашему Богу дорогу» (Иешаяѓу 40:3).
Предпоследний стих книги при чтении, переписывании и печати в конце принято повторять, чтобы именно он был последним, чтобы, завершив читать книгу, человек уносил надежду на будущее, символом которой является Элия (Элияѓу), деятельность которого относится к 9 в. до н.э. Вспомним, он побеждает в противоборстве с языческими жрецами. Живым вознесён на небо. Ассоциировался со спасителем, заступником в день Господня суда. Обращением Малахи к одному из первых пророков круг танахических пророчеств Традиция замыкает.
Изгнанники возвратились, Храм отстроен, враги отступили. А у пророков те же слова, те же ярость и гнев. Тот же день впереди, великий и грозный, то же будущее, светлое, прекрасное, беспорочное.
Характер и тон обличений Малахи, посланника Господа, последнего из двенадцати, не слишком отличны от характера и тона обличений Ѓошеи: спасает Господь, первого из двенадцати.
Круг замкнулся. Какой день, великий и грозный, какие беды его разомкнут?
Пророк перед миром один. Рядом с ним никого. Да и кто может быть рядом, если тот вознесён над пространством ежедневного бытия, иначе видит народ и землю, на которой живёт, и соседние, почти всегда враждебные племена?
Кто может быть рядом, когда он во дворцы проникает, входит в святилище, с Господом говорит?
Лишь появившись, мелькнув, пророк исчезает, редко оставляя доброе, чаще гневное слово, от которого звенит в ушах не только у современников, но и спустя тысячелетия у потомков.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы