Двенадцать (4)
Мих. Ковсан (24/05/2021)
Святой Пророк Авдий. Византийская фреска
Овадия
«Будет царство Господним»
Книга пророка Овадии (значение имени: раб Господа, в русской традиции: Авдий) — четвёртая в составе Двенадцати. Одна глава, 21 стих. Самый краткий танахический текст.
Овадия — единственный пророк, не обращающийся прямо к евреям, его пророчество адресовано Эдому, юго-восточному соседу, на протяжении веков с евреями враждовавшему. Место Овадии в общем свитке между Амосом и Ионой было выбрано, вероятно, потому что в конце книги Амоса (9:12) содержится указание на Эдом, а в книге Ионы действие происходит в нееврейской среде.
В тексте Овадии нет ни одного прямого указания на время описываемых событий. Однако дословные переклички с 49-ой главой Ирмеяѓу позволяют считать их современниками и отнести это пророчество ко времени после разрушения Храма.
Эдом — народ близкий евреям. «Появился первый, красный, как плащ, волосатый,// назвали его Эсав. Затем брат его появился, рука его держит пятку Эсава, назвал его Яаков»; «Сказал Эсав Яакову: 'Дай сейчас же пожрать мне из красного, красного этого: голодный я,// потому дано ему имя Эдом'» (Вначале 25:25-26,30).
Овадия пророчит Эдому истребление за его ненависть к брату Яакову, за участие в осаде Иерушалаима.
Особенность стиля Овадии — настойчивое повторение отдельных слов. Завершается пророчество знаменитыми словами, ставшими рефреном всех книг пророков: «Будет царство Господним».
В своём видении Овадия предрекает Эдому крушение: все союзники обманут его и пожрут, даже если гнездо среди звёзд он поставит, и оттуда его Всевышний низринет (Овадия 1:7,4).
За что? «Изводил брата Яакова — позором покрылся,// навек будешь ты уничтожен» (там же 10).
За что? За то, что в день, когда чужеземцы вошли в Иерушалаим, о его судьбе жребий бросали, одним из них был Эдом, ликовавший в день гибели брата, протягивавший руку к добру его, спасшихся истреблявший. Но «близок день Господа над всеми народами,// как ты поступал, так с тобою поступят, возмездие на голову твою обратится» (там же 11-15).
Память о вражде Эдома во время нашествия Бавеля (Вавилон) сохранилась во многих источниках: у больших пророков (Иешаяѓу 34:5-8; Ирмеяѓу 49:7-22; Иехезкэль 25:12-14), в книге За что? (4:21-22). Малахи говорит: «Эсава возненавидел,// в пустошь горы его обращу, удел его — в лежбище шакалов пустыни» (1:3). В Восхвалениях читаем знаменитые строки:
Припомни, Господь, Эдома сынам
день Иерушалаима,
говорили: «Рушьте, крушите
до основанья его!»
(137:7)
И Овадия пророчит Эдому возмездие.
Огнём будет дом Яакова [Иеѓуда], пламенем — дом Иосефа [Израиль], а дом Эсава — соломой, загорятся — пожрут их,
не будет уцелевшего в доме Эсава, ибо Господь сказал.
…
Взойдут на гору Сион судьи гору Эсава судить;
будет царство Господним
(Овадия 18,21).
Последние публикации:
Четверостишные хроники (25) –
(22/11/2024)
Четверостишные хроники (24) –
(01/11/2024)
Четверостишные хроники (23) –
(09/10/2024)
Четверостишные хроники (22) –
(30/09/2024)
Четверостишные хроники (21) –
(29/08/2024)
Четверостишные хроники (20) –
(16/08/2024)
Четверостишные хроники (19) –
(01/08/2024)
Четверостишные хроники (17) –
(12/07/2024)
Четверостишные хроники (16) –
(04/07/2024)
Четверостишные хроники (15) –
(24/06/2024)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы