Комментарий | 0

Двенадцать (5)

 

Лукас Кранах Старший. Иона и кит
 

 

 

Иона

 

«Из чрева преисподней молил — Он мой голос услышал»

 

 

Книга пророка Ионы (значение имени: голубь) — пятая в составе Двенадцати. Четыре главы, 48 стихов. Книга Ионы — притча о раскаянии в двух частях: пророка, бежавшего от своей миссии, раскаявшегося и помилованного (1-2 главы), народа, грешившего, раскаявшегося и помилованного (3-4 главы). Кроме предсказания: через сорок дней Нинве (Ниневия) будет подвергнут Божьему гневу, никакого взгляда в будущее нет в книге Ионы. Таким образом, пророчество Ионы — это пророчество без пророчеств.

Книга Ионы во многом отличается от других книг Двенадцати. Это текст одной темы, в нём нет обличений, врагов, вообще, нет «плохих». Матросы, выбрасывающие в пучину моря Иону, ценой жизни другого спасающие себя, страдают, раскаиваясь в поступке, совершение которого обусловлено обстоятельствами.

Большая часть лаконичного текста с динамичным сюжетом написана ритмической прозой. Молитва Ионы, вознесённая из чрева рыбы, — поэзия. Текст очень тщательно выстроен. Его основа — темы верха и низа (Бог — человек, небеса — преисподняя), а также: Он — и он, он — и они.

 

Было слово Господа Ионе — идти в Нинве, огласить: зло его до Всевышнего поднялось. Вместо этого Иона бежит от Господа на корабле. От могучего ветра, который Господь насылает, начинается великая буря. Устрашившиеся матросы к своим богам возопили, сбросили груз, «а Иона спустился в корабле вниз, лёг и уснул». Кормщик требует от Ионы: «Встань, своему богу кричи, может, Бог помилует нас — не погибнем». Матросы бросили жребий — узнать из-за кого им это зло. Жребий пал на Иону. На вопросы матросов: «Каково твоё ремесло, откуда пришёл, из какой ты земли, какого народа?», отвечает Иона: «Иври я,// страшусь я Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». На вопрос: «Что же нам делать с тобой, чтобы для нас море утихло?», отвечает Иона: «Поднимите меня, бросьте в море, для вас море утихнет». «Стали грести они — возвратиться на сушу, но не смогли». Воззвали: «Господи, молим, да не погибнем мы из-за души этого человека, чистую кровь на нас не возложи». Только после попытки спастись и мольбы бросили матросы в море Иону — «море свой гнев прекратило». Устрашились матросы, «жертву Господу принесли, дали обеты».

            Таково содержание первой главы рассказа, герои которого, кроме Ионы, Бог и матросы. Только для их действий у повествователя находятся мотивировки. Иона же действует, словно сценарий ему прекрасно известен, не удивляясь, не волнуясь, ни о чём не печалясь. Во всяком случае, таким его видит повествователь, отстранённо наблюдающий за событиями и героями, понимающий только поступки матросов.

Во второй главе одиннадцать стихов, первые два и последний — прозаические, принадлежат повествователю. В первых двух сообщается: огромная рыба поглотила Иону, он был в её чреве три дня и три ночи, молился из чрева «своему Господу Богу». Последний стих: по слову Бога исторгла рыба Иону на сушу (1-2,11).  Остальные стихи — поэзия, молитва Ионы, в которой, по крайней мере, два стиха очень близки к стихам Восхвалений: «К Господу в беде// я воззвал — Он ответил (120:1); «Спаси меня, Боже,// воды к душе подступили» (там же 69:2).

 
Сказал он: «В беде к Господу я воззвал — Он мне ответил,
из чрева преисподней молил — Он мой голос услышал.
 
Бросил в пучину, в сердце морей, поток меня обступил,
валы, волны Твои надо мной проходили».
 
Сказал я: «От очей Твоих изгнан,
но продолжаю Твой Храм святой видеть.
 
До души водою объят, бездна меня окружила,
голову мою буря обвила.
 
До основания гор опустился, навек мне — запоры земные,
но Ты, Господь Бог мой, жизнь мою из преисподней поднимешь.
 
Душа во мне изнемогла — Господа вспомнил,
дошла до Тебя молитва моя, до Твоего храма святого.
 
Хранящих ничтожных, пустых
оставил их верный.
 
С голосом благодарения жертву Тебе принесу, данный обет исполню,
спасенье у Господа»
(Иона 2:3-10).

 

Когда второй раз было Ионе слово Всевышнего, идти в Нинве повелевшего, пошёл и начал огромный, на три дня пути, город обходить, объявляя: «Ещё сорок дней — Нинве будет повергнут». Жители Нинве «пост объявили, оделись во вретище от мала до велика». И царь, «покрывшись вретищем», сел на землю, и от имени его и вельмож объявили: «чтоб ни людям, ни животным: быкам, овцам, не есть ничего, не пастись и не пить», «чтобы вретищем люди и скот были покрыты, к Богу громко взывали,// чтобы каждый от злого пути, от насилия рук своих отвратился». Увидев, что от «злого пути своего отвратились», жителей Нинве Всевышний помиловал.

Таково содержание третьей главы. В четвёртой повествователь рассказывает о раздосадованном Ионе, который обращается к Богу с упрёком: ведь он прав был, от миссии своей убегая, ведь он знал (добавим, из книги Имена 34:6), что Бог «жалостливый и милостивый, гнев отдаляющий, великий в милости, верности, сокрушающийся о беде» (Иона 4:1-2). И между Ионой и Господом странный диалог происходит.

 
А сейчас, Господи, у меня душу возьми:
мне смерть лучше жизни».
 
Сказал Господь: Неужели так тебе это обидно? (там же 3-4)

 

            Почему Ионе так горько? Почему ему смерть лучше жизни? От чего, по слову Господа, так обидно Ионе? Неужели то, что раскаялись жители Нинве? Неужели смерть-наказание так пророку желанна?

            Уйдя из города, Иона, сделав навес, сел в тени и «смотрел, что в городе будет». Господь куст приготовил, чтобы была тень над головою Ионы — «огромной радостью обрадовался Иона кусту». Но червь, приготовленный Богом, куст поразил — куст засох (там же 5-7).

 

Было: когда солнце взошло, Бог приготовил знойный восточный ветер, солнце в голову Ионы ударило — он изнемог,
просил душе своей смерти он, говоря: «Мне смерть лучше жизни».
 
Сказал Бог Ионе: Неужели за куст тебе так обидно?
Ответил: «До смерти мне обидно».
 
Сказал Господь: Ты куст пожалел, для которого не трудился, его не растил,
ночью вырос — ночью пропал.
 
А Я не пожалею Нинве, город огромный:
больше ста двадцати тысяч в нём человек, не умеющих отличить правую руку от левой, и много скота (там же 8-11).

 

            Может, потому смерть лучше жизни Ионе, что его бунт против воли Всевышнего, его бегство не удались, и, в отличие от пророков, пытавшихся от пророческой роли своей уклониться (Моше, Моисей, Имена 3:11, 4:10-13, 6:12; Ирмеяѓу 1:6; Амос 7:14), но её принявших и исполнивших, он принял, исполнил, но не смирился.

(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка