Комментарий | 0

Двенадцать (6)

 

Ян ван Эйк. Михей Морасфитянин

 

 

Миха

 

«Иерушалаим руинами станет, Храмовая гора — холмами лесистыми»

 

Книга пророка Михи (значение имени: кто как Бог, в русской традиции: Михей) — шестая в составе Двенадцати. 7 глав, 105 стихов. Миха — младший современник Иешаяѓу, Ѓошеи, Амоса, его миссия осуществлялась в годы падения Шомрона (столица Северного царства, Самария, ок. 720 г. до н.э.). Между четырьмя пророками, жившими в одно время, существует близость в мотивах, образах, риторике. Особенно близок Миха к Иешаяѓу, хотя, в отличие от него, возвращение изгнанников не связывает с раскаянием, обуславливая исключительно милостью Бога.

Важнейший мотив первой части пророчества (главы 1-3) — обличение, описание грядущего бедствия, второй (4-6) — утешение, третьей (6-7) — призыв к нравственному очищению. В пророчествах Михи нет прямых упоминаний об исторических событиях, они исполнены вневременного социального пафоса. Слова Михи «Сион, как поле, будет распахан,// Иерушалаим руинами станет, Храмовая гора — холмами лесистыми» (3:12) спустя столетие процитирует Ирмеяѓу (26:18).

В небольшом тексте пророчества немало трудных для понимания мест, что вызвано его плохой сохранностью и трудным, «прерывистым» синтаксисом.

 
Слушайте, все народы, земля и всё, что на ней, внимайте,
Господь Бог остерегает, Господь из Храма святого.
 
Господь со Своего места выходит,
спустится, высоты растопчет.
 
Под Ним горы растают, котловинами станут равнины,
как воск от огня, как падающая по склону вода.
 
За преступления Яакова это, за грехи дома Израиля.
Кто сотворил преступленье Яакова? Шомрон. Кто — высоты Иеѓуды? Иерушалаим [столица Южного царства].
 
Руинами в поле сделаю Я Шомрон — виноградник сажать,
на равнину его камни стряхну, основания обнажу.
 
Все идолы будут разбиты, в огне сожгут плату за блуд, истуканов в развалины превращу,
ибо из платы блуднице он собирал, и они платой блуднице вернутся.
 
Горевать и рыдать я буду об этом, нагим, оборванным буду ходить,
выть буду шакалом, вопить буду филином
(Миха 1:2-8).

 

            Такой величественной картиной явления Бога, таким энергичным, могучим стихом начинает передавать слово Господа Миха из Морешета (Михей Морасфитин), живший «в дни Иотама [Иоафам], Ахаза, Иехизкии [Хизкияѓу, Езекия], царей Иеѓуды», пророк, провидевший будущее Шомрона и Иерушалаима (там же 1), бедствие им пророчивший.

Имена царей рассказывают о времени, в которое Миха жил. В царствование Ахаза сына Иотама на протяжении нескольких лет Ашур вёл войны, результатом чего стало отпадение от Северного царства ряда территорий. Население захваченных земель было угнано в Месопотамию, а на оставшихся была наложена дань. Хизкияѓу считается одним из лучших в династии царя Давида. Он восстановил служение в Храме, искоренил языческие культы. Царь Ашура Санхерив (Сеннахирим), недовольный отпадением Иеѓуды, отправился в поход, обложил Иерушалаим, но свершилось чудо: Господь насылает моровую язву, осаждающие умирают, и Санхерив с остатком войска бежит.

Сказав, что надвигается грозное наказание за «преступления Яакова», за «грехи дома Израиля», своё гневное слово пророк обращает к тем, у кого «сила в руке их»: «злодеяние умышляющим, зло на ложах своих замышляющим», которые «пожелают поле — отнимут, дома — отберут,// ограбят и мужа, и дом, и человека с его уделом». Захватывая чужое, они потеряют своё, их «плачем скорбным оплачут» — семейства, грабившие других, исчезнут (там же 2:1-5).

Текст второй главы построен по обычной пророческой схеме: обличение — изгнание — обещание возвращения («Яаков, всего тебя соберу, остаток Израиля соединю», там же 12). Здесь голос пророка становится тише, стих теряет мощь, становится менее энергичным, словно Миха, взяв паузу, пытается не обвинять, но объяснять. Но эта пауза — весьма относительная! — коротка, она — передышка, вдох перед могучим выдохом гнева и ярости, направленных против глав Яакова, вельмож Израиля, которых пророк по степени греховности и преступности не отличает; против корыстных лжепророков; против коѓенов, за плату учащих.

Здесь звучит редчайшее у пророков признание собственной силы и мужества: «Но я исполнен силы, духа Господня, справедливости, мужества// сказать Яакову о преступлении, Израилю — о грехе» (там же 3:8).

 Последний стих главы цитирует Ирмеяѓу (26:18). Это единственный случай, когда в танахическом тексте указывается источник цитаты: «Миха из Мораши пророчествовал в дни Хизкияѓу, царя Иеѓуды,// обращаясь к народу Иеѓуды, ему говоря: 'Так сказал Всемогущий Господь': Сион, как поле, будет распахан, Иерушалаим руинами станет, Храмовая гора — холмами лесистыми». Этим пророчеством благочестивые вельможи защищают Ирмеяѓу, бедствия возвещающего. Единственный случай, когда один пророк другого сумел защитить. Обычно они перед царской яростью и гневом толпы беззащитны. Но их миссия: вопреки страху перед гневом и яростью со словом правды к сильным мира сего обращаться.

 

Сказал я: слушайте главы Яакова, вельможи Израиля,
вам праведность ведома?
 
Добро ненавидящие, зло возлюбившие,
с костей кожу и плоть обдирающие.
 
Моего народа плоть пожирающие, кожу снимающие, кости ломающие,
ломают — в котёл, в горшок — словно мясо.
 
Тогда к Господу воззовут — не ответит,
в час тот лик от них скроет: зло творили делами своими.
 
 
Так сказал Господь о пророках, в заблуждение ввергающих Мой народ:
грызя зубами, мир возглашают, в рот не вложат — тому войну объявляют.
 
Потому ночь вам — не провидение, тьма вам — не колдовство,
над пророками солнце зайдёт, день для них потемнеет.
 
Прорицатели устыдятся, колдуны опозорятся, усы свои скроют [траурный обычай]:
нет ответа от Господа.
 
Но я исполнен силы, духа Господня, справедливости, мужества
сказать Яакову о преступлении, Израилю — о грехе.
 
Слушайте это, главы дома Яакова, вельможи Израиля,
справедливое извращающие, искривляющие прямое.
 
Кровью Сион возводящие,
злодеянием — Иерушалаим.
 
Его главы судят за мзду, за плату коѓены учат, пророки за деньги колдуют,
на Господа уповают они, говоря: «Ведь Господь среди нас — беда не постигнет».
 
Потому из-за вас Сион, как поле, будет распахан,
Иерушалаим руинами станет, Храмовая гора — холмами лесистыми
(Миха 3).

 

В четвёртой главе, как и предыдущая, представляющей собой, цельный фрагмент, во второй части говорится, что против дочери Сиона собрались многие народы, а в первой описывается её, вернувшейся на свою землю, благополучие. Первые три стиха, повторяющие (или повторяющиеся у) Иешаяѓу (2:2-4), имеют универсальный характер, не слишком для Михи привычный. Читая эту главу — шедевр пророческой риторики — вспомним, что знаменитые слова Михи-Иешаяѓу «И перекуют они мечи на плуги, и копья свои — на серпы», являются ответом Иоэлю: «Перекуйте плуги на мечи, на копья — серпы» (4:10).

Итак, народы «в конце времён» соберутся в Иерушалаим, евреи станут сильным народом, бедствие спасением обернётся. Но это — будет, а ныне…  

Пророк, явившийся в благополучное время? Были такие пророки? А времена?

 

Будет в конце времён: утвердится гора дома Господня вершиной всех гор, всех выше холмов,
и все народы к ней устремятся.
 
Многие народы пойдут, говоря: «Идите, взойдём на гору Господню, в дом Бога Яакова, Он научит Своим путям, и будем ходить стезями Его,
ибо из Сиона выйдет Учение, из Иерушалаима — слово Господне».
 
Он рассудит народы, племена обличая,
и перекуют они мечи на плуги, и копья свои — на серпы, народ на народ меч не поднимет, воевать больше учиться не будут.
 
Будет каждый сидеть под своей виноградной лозой, под инжиром, и не будет губителя:
уста Всемогущего Господа изрекли.
 
Все народы пойдут, каждый во имя своего божества,
а мы пойдём во имя Господа Бога нашего во веки веков.
 
 
В тот день, — слово Господа, — хромых соберу, изгнанных объединю,
на которых бедствие Я навёл.
 
Хромых сделаю уцелевшими, больных — народом могучим,
Господь на горе Сион царствовать будет над ними отныне и во веки веков.
 
 
Пастушья башня к крепостной башне придёт,
прежняя власть к царству дочери Иерушалаима возвратится.
 
Зачем теперь ты орёшь?
Нет у тебя царя, мудрец исчез, схватки, как роженицу, тебя охватили?
 
Как роженица, дрожи, трепещи, дочь Сиона:
из города ныне уйдёшь — жить в поле, до Бавеля дойдешь, там ты спасёшься, там Господь от руки врагов тебя вызволит.
 
А ныне против тебя народы многие собрались,
говорят они: «Накажем, Сион глаза наши увидят».
 
Они мыслей Господа не познали, Его замысел не постигли:
как снопы на гумне Он собрал их.
 
Встань, молоти, дочь Сиона, сделаю рог твой железным, копыта сделаю медными, народы многие растопчешь,
награбленное ими Господу отделишь, богатство — всей земли Властелину.
 
Ныне, дочь воинства, ратников собери: он на нас осаду поставил,
по щеке судью Израиля [очевидно, речь о царе] стегать будут плетью
(Миха 4).

 

Нынешнего судью Израиля «стегать будут плетью», но будущий «правитель Израиля» из Бейт-Лехема (Вифлеем), родины царя Давида, «происхождения древнего», «поднявшись, пасти будет силой Господней, величием имени Господа Бога», и Господь (может быть, прочитано: властитель) «от Ашура спасёт, когда тот в землю нашу придёт, войдёт в наши пределы» (там же 5:1-5).

Миха провидит будущее, в котором спасённому и возрождённому Израилю не нужны будут ни кони, ни колесницы, как сказал Иешаяѓу: «Горе сходящим в Египет за помощью, надеющимся на коней,// уповающим на множество колесниц могучих и всадников, Святого Израиля не вопрошающим, не ищущим Господа» (31:1). «Среди множества народов будет уцелевший Яаков Господней росой, каплями на траве», сынам Израиля не нужно будет «на человека надеяться, на сынов Адамовых уповать» (Миха 5:6).

 

Будет уцелевший Яаков среди племён, среди многих народов львом для зверя лесного, львом в стаде овечьем:
прошёл — растоптал, растерзал, — нет спасителя.
 
Поднимется рука твоя на врага —
все враги твои будут истреблены.
 
Будет в тот день, — слово Господа, — всех коней твоих истреблю,
колесницы твои уничтожу.
 
Города страны твоей истреблю,
разобью все твои крепости.
 
Колдунов у тебя истреблю,
у тебя чародеев не будет.
 
Истуканов, идолов твоих истреблю,
перед творением рук твоих преклоняться больше не будешь.
В гневе и ярости воздам отмщением Я народам,
Меня не послушавшим
(там же 7-12,14).

 

Миха, как почти все другие пророки, обвиняет народ в «весах преступных», неверных гирях (там же 6:11), во лжи и обмане, богатстве, неправедно нажитом, лицемерии. Но, в отличие от других, эти обвинения у него — словно капли во время потопа, словно щепки в час вселенского бурелома. Понятно — это его предшественники очень внятно читателю объяснили — что именно капли и щепки лежат в основе великого жестокого предательства Израилем Бога, выведшего его из рабства, о чём многие подробно, а Миха вскользь напоминают современникам и потомкам. То же —жертвоприношения, о них Израиль забывает, или исполняет, дань обычаю отдавая, или, хуже того, лицемеря. За это за всё Господь поражает Израиль, удары ему нанося. Потому «будешь есть — не насытишься», «понесёшь — не родишь, а что родишь» — мечу Всевышний предаст. «Посеешь — и не пожнёшь,// будешь маслины топтать — маслом умащаться не будешь, из винограда — вина пить не будешь» (там же 13-15).

Господь вызывает Израиль на суд, на котором судьи — горы, холмы, «земли могучие основания».

 
Слушайте, Господь сказал.
Встань, судись перед горами, холмы твой голос услышат.
 
Слушайте, горы, земли могучие основания, спор Господа,
спор Господа с народом Его, Он с Израилем судится.
 
Народ Мой, что Я сделал тебе, чем тебя Я измучил?
Ответь Мне.
 
Из Земли египетской вывел, вызволил из дома рабства тебя,
послал перед тобой Моше, Аѓарона [Аарон], Мирьям [Мариам, пророчица, сестра Моше и Аѓарона].
 
И ответчик-народ размышляет:
 
С чем Господа встречу, преклонюсь перед Богом Всевышним?
Телятами однолетними встречу Его, всесожжениями?
 
Тысячи баранов, десятки тысяч потоков масла Господь возжелает?
Первенца своего за преступление своё я отдам? Плод чрева — за грех души?
 
И — в суде звучит третий голос, вероятно, пророка:
 
Сказано тебе, человек, что есть добро.
Что Господь требует от тебя? Только справедливость творить и любить милосердие, в скромности пред Богом ходить
(там же 1-4,6-8).

 

«Горе мне!» — последнюю главу пророк начинает, сравнивая себя с неспелым инжиром, с недозрелым виноградом. Мир несовершенен? Жизнь человека горька? Особенно того, чья душа «плод созревший желает». В чём же горечь? «Пропал верный с земли», «брата человек стережёт — сетью его уловить», самый лучший из людей — «как колючка», «самый прямой — колючая изгородь» (там же 7:1-4).

«Остерегайтесь друг друга, брату не верьте:// брат, лукавя, обманет, клевету друг разнесёт», — говорит Иешаяѓу (9:3). «Другу не верьте, на товарища не надейтесь,// от лежащей у тебя на груди двери уст своих стереги», — Миха вторит ему (7:5). И дальше совсем в духе Восхвалений, где личное с национальным и универсально всемирным тесно переплетаются:

 

Сын позорит отца, дочь против матери восстаёт, невестка — против свекрови:
враги человеку домашние.
 
Я на Господа надеяться буду, на Бога спасения моего уповать,
меня Бог мой услышит.
 
Не радуйся, со мной враждующая, упал я — и встану,
во мраке сижу — свет мне Господь
(там же 6-8).

 

            Пророк принимает гнев Господа, ведь перед Ним согрешил, а Всевышний его «боем сразится», его «отмщение совершит», его на свет выведет, и он праведность Господню увидит» (там же 9).

            И день этот наступит!

«В тот день к тебе придут из Ашура и городов Египта:// от Египта и до реки, от моря до моря, от горы до горы» (там же 12). О чём этот стих? Смысл первого полустишия: в день возвращения изгнанники придут из всех мест, куда были изгнаны. Вернутся из Ашура, могучей империи к северу от еврейских государств. Вернутся из Египта, могучей страны к югу от них. Во втором полустишии говорится о границах будущего государства, обетованных праотцу Авраѓаму (Вначале 15:18). От Египта и до реки: имеется в виду река Прат (Эвфрат). От моря до моря: от Ям Суф (Красное море) на юге до Великого (Средиземного) на западе. От горы до горы: вероятно, от гор Негева на юге до гор Ливана на севере.

«Бичом народ Свой паси, овец Твоего удела, обитающих одиноко» (Миха 7:14) — пророк обращается к Господу. И завершается глава и вся книга Михи словами Господа, который явит чудо Израилю, и словами пророка, Всевышнего прославляющего, гимном, полным надежд.

 

Как в дни исхода твоего из Египта,
явлю Я вам чудеса.
 
Народы увидят — силы своей устыдятся,
на рот руку положат, их уши оглохнут.
Кто Бог, подобный Тебе, прощающий прегрешение, минующий преступление уцелевших Своих,
чей гнев не вечен, ибо жаждет Он милосердия.
 
Вновь нас помилует, наши прегрешения у нас отберёт,
швырни все грехи их в бездну морскую.
 
Ты даруешь верность Яакову, милосердие Авраѓаму,
как в давние времена отцам нашим поклялся
(там же 15-16, 18-20).

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS