Двенадцать (7)
Пророк Наум. Икона Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (фрагмент). Кириллов. 1497 г.
Нахум
«Горе кровавому городу»
Книга пророка Нахума (значение имени: утешенный, в русской традиции: Наум) — седьмая в составе Двенадцати. 3 главы, 47 стихов. Книга Нахума — пророчество о падении Нинве, столицы Ашура и всей империи, которое произошло за 26 лет до крушения Первого храма (около 612 г. до н.э.). Книга была, вероятно, написана незадолго до события или некоторое время спустя.
Книга Нахума — образец поэтической выразительности и исключительного мастерства пророка-поэта.
Первый стих этого по объёму скромного текста — его заглавие: «Пророчество о Нинве, книга видения Нахума из Элкоша [Наум Елкосеянин]». В нём, по сравнению с другими текстами Двенадцати, кроме места рождения и/или жизни Нахума, которое идентифицировать не удалось, звучит всё по-новому. Во-первых, указан предмет пророчества — древний город, упомянутый ещё в книге Вначале (10:11). Санхерив сделал Нинве столицей Ашура, каковой он и был вплоть до крушения. Во-вторых, нет часто встречающегося «слова Господа», вместо чего — «книга видения», что, вероятно, указывает на «способ», которым пророк в будущее заглянул: картины крушения получились яркими, очень зримыми. Они — во второй и третьей главах «видения». А первая, которая может быть сочтена случайно соединённой с «видением», представляет восхваление Господа. В нём видят неполный алфавитный акростих, возможно, речь идёт о плохо сохранившемся тексте, который редактор решил предпослать яркой картине крушения твердыни язычества.
Первая глава, текст восхваления Господа для Двенадцати весьма характерен. Всевышний назван ревнивым, мстящим, яростным по отношению к врагам народа Израиля. Он осушает реки и море, перед Ним трясутся горы и тают высоты. «Перед яростью Его кто устоит, перед гневом неистовства выстоит?» Но Он благ, Он — «твердыня в день бедствия», «Он ведает уповающих на Него» (Нахум 1:1-7).
«Как прекрасны на горах ноги вестника, мир возвещающего, благовествующего, спасение возглашающего,// Сиону вещающего: 'Твой Бог воцарился'», — говорит восторженно Иешаяѓу (52:7). С не меньшим восторгом вторит Нахум: «Вот, на горах — ноги вестника, мир возвещающего, свои праздники празднуй, Иеѓуда, исполняй обеты свои,// не пройдёт по тебе больше злодей, будет он истреблён без остатка». Злодей этот — могущественный Ашур со своей столицей Нинве. А будет он истреблён потому, что «возвратил Господь Яакову величие» (Нахум 2:1,3).
С этого мгновения и начинается видение Нахума, которое он передал ярко, экспрессивно воспроизводя краски, гром и скрежет вторжения врагов, крушащих великий город великой империи, символ которой царственный лев.
И, продолжая передавать словом видение, пророк рисует тягостную картину захваченного города, картину разорения и унижения Нинве, сравнивая его падение с городами и странами, которые захватывал и грабил Ашур.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы