Двенадцать (9)
Пророк Софония
Цефания
«День ярости — этот день!»
Книга пророка Цефании (в русской традиции: Софония) — девятая в составе Двенадцати. 3 главы, 53 стиха. Существует множество толкований имени, наиболее вероятное: хранит (таит) Господь. Возможно, пророк был потомком в четвёртом поколении царя Хизкияѓу и дальним родственником царя Иошияѓу (Иосия), в годы правления которого (640-609 гг. до н.э.) разворачивалась его деятельность.
Пророчество Цефании в русле реформы царя Иошияѓу направлено против языческих культов. Цефания, развивая традиции Иешаяѓу и Амоса, пророчествует о дне Господнем (в различных вариациях выражение встречается в тексте более 20 раз), когда огонь пожрёт всё живое.
Ни один из малых пророков не удостоился такой серьёзной родословной, вполне подходящей потомку царя, пусть и дальнему представителю великого рода, как Цефания: «Слово Господа, бывшее Цефании сыну Куши сына Гедальи сына Амарьи сына Хизкии…» (1:1)
Иошияѓу очистил Храм от символов язычества, произвёл централизацию культа. Во время очищения Храма была найдена Книга завета (по мнению многих исследователей, Слова), и царь торжественно обновил союз Бога с еврейским народом. Погиб Иошияѓу в бою.
Слово «день» в первой главе пророчества Цефании встречается 14 раз. Пророк предвещает наступление дня Господа, когда за грехи, как в дни Потопа, будет уничтожено всё живое. В описании этого дня, дня гнева и ярости Господа, Цефания следует за Амосом и Иешаяѓу.
В мощном, от общего к частному движущемся поэтическом тексте Цефании немало аллюзий, которые, надо думать, пророк рассчитывал, будут услышаны. «Сказал Господь: Сотру человека, которого сотворил, с лица земли, от человека и до скота…» (Вначале 6:7); «Потому опустошена будет эта земля, зачахнут в ней обитающие, зверь полевой, птица небесная, и рыбы морские погибнут» (Ѓошея 4:3); «Дома Иерушалаима, дома царей Иеѓуды, нечистые, Тофету [языческое возвышение] будут подобны,// все дома, на крышах которых небесному воинству [звёзды и/или ангелы] воскуряли, возлияния чужим богам возливали» (Ирмеяѓу 19:13).
Пророк предрекает день ярости и гнева Господня, разрушение и уничтожение ближним и дальним соседям евреев, в том числе и Нинве, великому и богатому, столице великой империи. Нинве станет пустыней, «в нём возлягут стада», в домах сова и филин поселятся. «Это — радостный город, живущий беспечно, в сердце своём говорящий: 'Я — и больше никто'.// Как стал руинами, лежбищем для скота? Всякий проходящий присвистнет, рукою махнёт» (там же 2:14-15).
Предрёкший день гнева и ярости миру, Израилю, ближним и дальним соседям его, пророк обличает Иерушалаим, который «не слушал голоса, назидания не принимал,// на Господа не уповал, к Богу своему не приближался». «Рычащие львы — вельможи его», «судьи — волки вечерние», «его пророки пусты, люди — отступники,// коѓены оскверняли святое, Учение попирали» (там же 3:2-4).
Если столь безотрадна картина от мира до града, то приговор неизбежен: «народы собрав, царства соединив, на них гнев Свой излить,// ярость неистовства, огонь гнева мести Моей всю землю пожрёт» (там же 8).
И завершается пророчество предсказанием прощения и возвращения изгнанников. День ярости и гнева обернётся днём радости и веселья.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы