Чудо перехода через Ярден
Следующая глава книги полностью посвящена переходу Израиля через Ярден, во время которого воды остановились, встали стеной, как это было при переходе Ям Суф:
Простёр Моше руку свою на море, уводил Господь море могучим ветром восточным всю ночь, превратив море в сушу,
вода расступилась.
Пошли сыны Израиля в море по суше,
вода им стеной справа и слева (Имена 14:21-22).
Тогда Израиль прошёл по дну моря. Теперь — по дну реки. Переход Ям Суф и Ярдена — рифмующиеся метафоры рождения свободного народа и свободного народа в Земле обетованной.
Дойдя до реки, сыны Израиля ночевали. По истечении трёх дней прошли по стану смотрители, говоря, чтобы, завидев ковчег завета, снимались, шли за ним, сохраняя от ковчега расстояние две тысячи локтей.
Сказал Иеѓошуа народу: «Освятитесь,
ибо завтра Господь совершит вам чудеса».
Говорил коѓенам Иеѓошуа, сказав: «Возьмите ковчег завета и пройдите перед народом»,
взяв ковчег завета, прошли они перед народом.
Сказал Господь Иеѓошуе: В этот день начну Я тебя возвеличивать в глазах всего Израиля,
чтобы знали, что как был Я с Моше, так и с тобой буду.
А ты вели коѓенам, ковчег завета несущим, скажи:
«Дойдя до края вод Ярдена, остановитесь в Ярдене» (3:5-8).
Сказал Иеѓошуа израильтянам:
Вот, ковчег завета Владыки земли всей
перед вами в Ярдене проходит.
Теперь двенадцать человек из колен Израиля возьмите себе,
по одному из колена.
Будет: когда стопы коѓенов, несущих ковчег завета всей земли Властелина, вод Ярдена коснутся, воды Ярдена прервутся, воды сверху текущие,
одной стеной встанут.
Было: когда народ двинулся из шатров своих Ярден переходить,
коѓены, ковчег завета несущие, — перед народом.
Лишь ковчег завета несущие дошли до Ярдена, и стопы коѓенов, ковчег завета несущих, края воды коснулись —
Ярден все дни жатвы берега свои переполняет.
Сверху воды текущие остановились, встали одной стеной очень далеко… (там же 11-16)
Когда все перешли, обратился Господь к Иеѓошуе — взять двенадцать человек, по одному из колена, поднять из Ярдена, «где прочно стоят ноги коѓенов» (4:3), двенадцать камней и поставить их на месте первого ночлега Израиля на новой земле. Призвав двенадцать, по одному из колена, Иеѓошуа велит им пройти перед ковчегом, взять по камню «чтобы это было знаком для вас,// когда сыновья завтра спросят у вас, что это за камни у вас? Скажете им, что иссякли воды Ярдена перед ковчегом завета Господа при переходе через Ярден, иссякли воды Ярдена,// камни эти будут навечно для памяти сынам Израиля» (там же 6-7). По примеру предков чудо Господне Иеѓошуа отмечает знаком для поколений.
И вновь, в третий раз повествователь повторяет рассказ: сыновья Израиля «подняли двенадцать камней из Ярдена, как говорил Господь Иеѓошуе, по числу колен Израиля» (там же 8) и установили их на месте ночлега. Казалось бы, всё, сколько ещё можно об этом, тем более в таком скупом на детали и на слова тексте, но повествователь настойчиво каменно и невозмутимо, как некий народный певец, не столько словами, сколько ритмом фраз, их музыкой завораживающий, ещё один стих, ещё один камень в память вбивает:
Двенадцать камней установил Иеѓошуа в Ярдене на месте, где коѓенов ноги стояли,
до сего дня они там (там же 9).
Сомневаться, что были установлены камни, никак не приходится. Повествователь застал их. Мы уже нет. Что в который раз убеждает: слова камней долговечней.
Рассказ об Израиле периода Иеѓошуи — и продолжение повествования об Израиле эпохи Моше, и его зеркальное отражение: Моше — бегство, движение, войны; Иеѓошуа — пришли, остановились, разве что война — дело всегдашнее. Моше послал двенадцать разведчиков, поверил двоим. Иеѓошуа посылает двоих, которым он верит, и лишь затем возникают двенадцать камни несущих.
Пока переходил народ, коѓены, несущие ковчег, стояли среди Ярдена. Все перешли — за ними ковчег понесли. Перешли вооружёнными и мужи Реувена, Гада и половины колена Менаше, «около сорока тысяч передового войска» (там же 13).
В этот день возвеличил Господь Иеѓошуу в глазах Израиля,
боялись его, как боялись Моше, все дни его жизни (там же 14).
Когда ноги коѓенов суши коснулись, воды Ярдена по-прежнему потекли, и повествователь к излюбленной теме вернулся.
Двенадцать этих камней, взятых в Ярдене,
установил Иеѓошуа в Гилгале [Галгал, предположительно в трёх километрах от современного Иерихо].
Сынам Израиля он сказал, говоря:
«Сыновья ваши завтра спросят отцов, говоря, что это за камни?
Расскажите сыновьям своим, говоря,
что по суше перешёл Израиль этот Ярден.
Осушил Господь Бог ваш перед вами воды Ярдена, пока не перешли,
как сотворил Господь Бог, перед нами Ям Суф осушив, пока не перешли.
Чтобы знали все народы земли: могуча рука Господня,
чтобы все дни страшились Господа вашего Бога» (там же 20-24).
Число семь и чудо Иерихо
Узнав, что «осушил Господь» воды Ярдена перед Израилем, цари народов к западу от Ярдена, устрашились, сердца их растаяли (5:1). Господь велит Иеѓошуе сделать кремневые ножи, обрезать сынов Израиля, подобно тому — отметим ещё одну рифму — как были обрезаны вышедшие из Египта (Имена 12:43-51). Поколение, вышедшее из Египта, умерло, в Землю Израиля не вошло, а поколение, родившееся в пустыне, обрезано не было. «Сделал Иеѓошуа кремневые ножи// и обрезал сыновей Израиля у холма Аралот» (5:3), топонимом (холм Крайних плотей) отметив это событие.
Здесь, на равнинах Иерихо, сыны Израиля отметили Песах, со следующего дня стали есть от плодов этой земли: прекратил падать ман (манна). Некогда Господь обещал послать посланника, который перед Израилем народы изгонит (Имена 23:23, 33:2). Подняв глаза, Иеѓошуа увидел мужа, стоящего против него с мечом обнажённым в руке, сказавшего: «Я глава воинства Господа, сейчас я пришёл». Падает ниц, простирается перед ним Иеѓошуа, а глава воинства Господа, повторяя приказание Бога Моше (Имена 3:4-5), говорит: «С ног обувь сними: свято место, на котором стоишь» (5:15). Преемник Моше получает ещё один, теперь уже окончательный знак избранничества и преемничества своего.
После Ярдена новое испытание на пути завоевания — Иерихо. Новое испытание — и новое чудо, сотворённое Богом народу, оставившему в прошлом еду младенчества ман. Надо думать, посланник Всевышнего не зря явился Иеѓошуе, ранее действовавшему, подражая Моше, учителю своему. Чудо завоевания Иерихо назовут чудом Иеѓошуи. Если «два» и «двенадцать» зеркально позаимствованы у Моше, то в чуде завоевания Иерихо семь, число Иеѓошуи, играет важнейшую роль.
Заперся Иерихо перед сынами Израиля, закрылся,
не входят и не выходят.
Сказал Господь Иеѓошуе: Смотри, отдал Я в руку твою Иерихо, царя его,
храбрых воинов.
Обойдите город все воины, один раз его окружая,
шесть дней делайте так.
Семь коѓенов понесут семь бараньих рогов перед ковчегом, в день седьмой обойдите город семь раз,
и в рога коѓены протрубят.
Будет: в бараний рог затрубят — звук рога услышав, весь народ закричит криком могучим:
падёт стена города на месте своём — взойдёт народ, каждый со своей стороны.
Призвал Иеѓошуа сын Нуна коѓенов и сказал: «Ковчег завета несите,
семь коѓенов понесут семь бараньих рогов пред ковчегом Господним».
Сказал он народу: «Идите, обойдите город,
передовой пойдёт перед ковчегом Господним».
Было: когда сказал Иеѓошуа, семь коѓенов, семь бараньих рогов несущих пред Господом, пошли и в рога трубили они,
и двинулся ковчег завета Господня за ними.
Передовой перед коѓенами, трубящими в рога, идёт,
замыкающий идёт за ковчегом, идёт и трубит в рога.
Повелел Иеѓошуа народу, сказав: «Не кричите, голос не поднимайте, из уст ваших не выйдет ни слова
до дня, когда скажу вам кричать, — закричите».
Обошёл ковчег Господа город, один раз его окружив,
пришли в стан, в стане они ночевали.
Утром встал Иеѓошуа,
и коѓены ковчег Господа понесли.
Семь коѓенов, семь бараньих рогов несущих перед ковчегом Господним, пошли, идут, в рога трубят,
передовой перед ними идёт, замыкающий идёт за ковчегом Господним, идёт, в рога трубит.
Обошли на второй день город один раз и в стан возвратились,
так шесть дней делали.
Было: в седьмой день, встав с восходом зари, обошли, как положено, город семь раз,
только в тот день обошли город семь раз.
Было: в седьмой раз в рога коѓены затрубили,
сказал Иеѓошуа народу: «Кричите — отдал Господь вам этот город!
Этот город и всё, что в нём, будет Господу отделён,
только Рахав-блудница, она и все, что с ней в доме, жить будут, за то, что посланцев, которых мы посылали, укрыла.
Только отделенного остерегайтесь, чтобы, громя, не взять из отделенного,
заклятие на стан Израиля наведёте, навлечёте беду.
Всё серебро, золото, утварь медная и железная — отделённое Господу,
в сокровищницу Господню поступит.
Закричал народ, в рога затрубили,
было: когда народ голос рога услышал, закричал народ криком могучим —
пала стена города на месте своём, взошёл народ в город, каждый со своей стороны, город они захватили.
Всё в городе уничтожили: от мужчин, женщин, юношей, стариков
до быков, овец, ослов — остриём меча.
Двум людям, эту землю оглядывавшим, Иеѓошуа сказал: «Пойдите в дом женщины той, блудницы,
выведите оттуда женщину и всех, кто в доме её, как вы ей поклялись».
Придя, юноши-разведчики вывели Рахав, отца её, мать, братьев её и всех, кто у неё, и всю семью её вывели,
оставив вне стана Израиля.
В огне город и всё в нем сожгли,
лишь серебро, золото, утварь медную и железную отдали в сокровищницу дома Господня.
А блудницу Рахав, весь дом отца её и всех, кто у неё, оставил в живых Иеѓошуа, и жила она среди Израиля до сего дня,
ибо укрыла посланцев, которых послал Иеѓошуа оглядеть Иерихо.
Заклял Иеѓошуа в то время, сказав:
«Проклят пред Господом человек, который поднимется и этот город Иерихо отстроит: на первенце заложит его, на младшем ворота поставит».
Был Господь с Иеѓошуей,
по всей земле была его слава (6).
Предсказание Иеѓошуи сбылось. В дни Ахава, царя Израиля Хиэль из Бейт Эля [Ахиил Вефилянин] отстроил Иерихо, первенцем своим основание заложил, а младшим ворота поставил — «по слову Господа, сказанному через Иеѓошуу бин Нуна» (Цари 1, Третья книга Царств 16:34).
(Продолжение следует)