Иеѓошуа (Иисус Навин) - 3
Долина Ахор
Говорящие топонимы и памятные камни — излюбленные знаки книги Иеѓошуа, что не удивительно. Во-первых, привычно: и раньше сыны Израиля так поступали, путь из дома рабства в свою страну отмечая. Во-вторых, наверняка во время завоевания, т.е. перманентной вражды и войны, не было кому и когда летописи сочинять. Понимание того, что слова долговечней всего, придёт, разумеется, позже. Как бы то ни было, новая груда камней была насыпана и сохранилась до дней повествования, а долина, где печальное событие произошло, была названа Мрачной, долиной Ахор.
Имущество побеждённого врага — трофей победителя. Надо думать, нищие израильтяне, сорок лет по пустыне шагавшие и маном кормившиеся, до всего были охочи, и в древнем городе Иерихо были многому рады. Но Иеѓошуа велел золото, серебро, утварь медную и железную не брать себе — для сокровищницы дома Господня оставить. Повествователь, не стремясь читателя заинтриговать, сообщает имя взявшего из Всевышнему отделённого, за что на всех сынов Израиля Его гнев разгорелся.
Как любому национальному лидеру, тем более преемнику великого из великих, Иеѓошуе надо доказать свою избранность Богом, что происходит при переходе Ярдена и завоевании Иерихо, и свою власть над людьми, что происходит после разгрома в городе Ай (Гай). Туда, эту землю разведать, Иеѓошуа посылает людей, те, вернувшись, сказали: «Пусть весь народ не встаёт, около двух тысяч или около трёх тысяч человек, поднявшись, Ай поразят,// не заботь весь народ: их мало». Поднявшиеся туда три тысячи человек «от людей Айя бежали», триста шесть человек оставив убитыми: «растаяло сердце народа, стало водой». «Разорвал Иеѓошуа одежды свои, пал на землю ниц перед ковчегом Господним — до вечера, он и старейшины Израиля,// прах на головы свои возложили» (7:3-6).
Потрясённый случившимся Иеѓошуа неожиданно заговорил словами народа, пожелавшего к горшкам своим в Египет вернуться. «О, Боже Владыка! Зачем провёл, перевёл Ты этот народ через Ярден?..» «Молю, Владыка, тебя! [так обращается Моше к Господу, Имена 4:10]// Что мне сказать, когда Израиль тыл свой врагам обратил?» (7:7-8) Верный себе и своему дидактическому призванию повествователь теперь новое слово-понятие в сознание читателей, современников и потомков, «вбивает».
Уличён был Ахан из колена Иеѓуды (Иуда), который признаётся в содеянном. Нашли в шатре спрятанное, положили пред Господом, а Ахана «и серебро, плащ, слиток золота, и сыновей его, дочерей, и быка, осла, овец и шатер, и всё его, отвели их в долину Ахор», там «весь Израиль камнями его забросал, сожгли их огнём, забросали камнями» (там же 24-25).
После этого отдал Господь Ай, его царя и народ в руки Иеѓошуе, велев ему к западу от города поставить засаду. Так он и поступил. Увидев израильтян, царь и люди его вышли с Израилем воевать, те, притворившись испуганными, убежали, никого в городе не осталось, «оставили они город открытым, Израиль преследуя». По Господню слову «простёр Иеѓошуа на город копьё, что в руке его», засада «помчалась вдоль простёртой руки», захватили город и подожгли. Увидели жители Айя дым, «и не было сил у них бежать ни туда, ни сюда». Окружили жителей Айя израильтяне, «убивали их, пока ни одного спасшегося и уцелевшего не осталось», их царя живым захватили и привели к Иеѓошуе. Сожгли город Ай, «в вечный пустынный холм» обратили (8:17-20,22,28), а царя «на дереве до вечернего часа» повесили, как велит Учение: труп повешенного нельзя оставлять на ночь не погребенным, ибо это поругание Господа и осквернение земли (Слова 21:23), сняли его и бросили «у входа в городские ворота, возвели над ним большую груду камней — до сего дня» (8:29).
А к северу от Шхема, на горе высотой почти тысяча метров возвёл Иеѓошуа жертвенник Богу Израиля. Название горы этой — Эйваль (Гевал). Моше заповедал, а Иеѓошуа исполнил: установил на горе этой, как предписано (Слова 27:5-6), «жертвенник цельных камней, на которые железо не заносили» (8:31), жертвоприношения на нём принесли. На камнях начертали «Второученье Моше, написанное перед сынами Израиля» (там же 32). Название второй горы напротив первой — Гризим (Гаризим).
Что же было Моше заповедано совершить преемнику своему сразу после перехода реки?
Дровосеки, водочерпии и цари
Овладевая землёй, Израиль соседей теснит, осуществляя волю Господню, воюет. Народы, на земле этой живущие, — враги, Израиль — их общий враг, так что, распри между собой позабыв, они против перешедших Ярден объединились. А жители Гивона (Гаваон), прослышав, что «сделал Иеѓошуа Иерихо и Айю» (9:3), «поступили лукаво: пошли, посланниками прикинувшись,// взяв мешки ветхие на ослов, мехи вина, ветхие, лопнувшие, перевязанные. Обувь ветхая, заплатанная на ногах, ветхая одежда на них,// весь хлеб, еда, сухая, заплесневелая» (там же 4-5). Так нарядившись, так снарядившись, приходят в Гилгал, в стан Израиля, к Иеѓошуе, утверждая, что пришли из далёкой страны союз с Израилем заключить «ради Господа вашего Бога»: «слышали о славе Его и обо всём сделанном Им в Египте» (там же 9), и всё, что сделал царям за Ярденом, когда шёл Израиль в землю, Господом обетованную.
Задача ряженых — убедить евреев в том, что они из дальней страны, не враги, не соперники. Коль так, почему бы не заключить союз с людьми, о могуществе Всевышнего слышавшими, которые так долго к ним шли, что хлеб, взятый тёплым, заплесневел, меха, взятые новыми, лопнули, одежда и обувь «от дальнего пути обветшали», людьми, шедшими так долго, чтобы заключить союз и сказать: «мы ваши рабы». Господа не вопросив, Иеѓошуа заключил с ними союз. А три дня спустя стало известно: пришедшие их соседи, «живут среди них» (там же 13,11,16). Лукавых наказать — обманувших убить — клятву нарушить — гнев Господа вызвать: замкнутый круг.
Призвал их Иеѓошуа, спросил: «Зачем нас обманули?..» Ответили: «Перед вами за наши души очень мы испугались и такое мы совершили». И были они, заключает повествователь, дровосеками и водочерпиями «до сего дня» (там же 22,24,27).
Этим, однако, история Гивона не завершилась. Появляется ещё один персонаж, о временах былых напоминающий. Это Адони-Цедек, царь Иерушалаима (Иерусалим). Значение имени: Господин (Господь) праведный. В рассказе о праотце Авраме, ещё не получившем нового имени, назван Малки-цедек, царь Шалема (Царь праведный, Вначале 14:18, а также Восхваления 110:4). Этот Адони-Цедек, услышавший о том, что случилось с Иерихо и Айем, что Гивон с Израилем союз заключили, посылает к окрестным царям, призывая Гивон поразить «ибо в мире они с Иеѓошуей и сынами Израиля» (10:4). Адони-Цедек сколачивает коалицию не против могущественного Израиля, всех напугавшего, а против его союзника, полагая победой над Гивоном пыл Израиля охладить, мужество в сердца дрожащих от страха вселить.
Собрались пять царей, стан против Гивона разбили, а тот мольбу посылает Израилю: «спешно к нам поднимись, спаси, помоги». Господь говорит Иеѓошуе: «Не бойся, в твою руку их отдал,// никто из них перед тобой не устоит (там же 6,8). Появившись внезапно, Иеѓошуа наносит тяжёлый удар врагам, приведенным Господом в ужас. Они бегут, и Господь в них огромные камни с неба бросает: от камней больше, чем от меча, было погибших. И произнёс в этот день Иеѓошуа при всём Израиле знаменитое: «Стой солнце в Гивоне, в долине Яалона [долина Аиалонская] — луна» (там же 12).
И мы остановимся, услышав не только о чуде, к чему, читая книгу Иеѓошуа, привыкли, но и редчайшее в ТАНАХе признание повествователя, сообщившего поколениям читателей об источнике своих знаний — книге Яшар, не сохранившейся книге, в которой описывались войны Господни. Упомянута она и в книге Шмуэль 2 1:18 (Вторая книга Царств) и, вероятно, идентична «Книге войн Господа» (В пустыне 21:14).
О самом же чуде коротко сообщается: «Такого дня не было ни раньше, ни позже: Господь голос человека услышал,// ибо Господь за Израиль сражался» (10:14).
Израиль преследует врагов, пять царей в пещере укрылись, вход в неё по приказу Иеѓошуи завалили камнями, людей приставили охранять. А после того, как Израиль вернулся в стан, велел Иеѓошуа открыть вход в пещеру, пять царей к нему привести, сказав военачальникам, с ним ходившим: «Подойдите, ноги ваши на шеи этих царей поставьте» (там же 24).
После этого продолжил воевать Иеѓошуа, и повествователь не устаёт повторять «остриём меча царя поразил, разбил их», из всех душ, что в городе, «уцелевшего не оставил», «все души в нём остриём меча поразил», «уцелевшего не оставил», «остриём меча поразил, все души в нём перебил» (там же 28,30,32-33,35). И так далее, слегка варьируя выражения, меняя названия завоёванных мест и имена царей уничтоженных. «Разом всех этих царей, их земли захватил Иеѓошуа,// ибо Господь Бог Израиля за Израиль сражался (там же 42).
И ещё одну попытку местных царей собраться — Израиль разбить, описывает повествователь. И вновь Господь отдаёт врагов в руку Израиля, их громящего, коней истребляющего, колесницы сжигающего. Тем самым утверждается: никакая самая мощная современная армия (кони и колесницы!) не способна противостоять народу, которого Всевышний ведёт.
так поступил Иеѓошуа, не отступив ни от чего, что Господь Моше заповедал.
Но немало земель осталось не завоёванными ко времени, когда «состарился Иеѓошуа, вошёл в лета» (13:1). Повествователь скрупулёзно перечисляет не завоёванные земли и границы уделов колен. А левитам, служителям Господа, не дали участков земли, «но — города жить и участки для скота и имущества». «Как заповедал Господь Моше, так сыны Израиля поступили,// разделив эту землю» (14:1,4-5).
Приходят к Иеѓошуе сыны колена Иеѓуды, и Калев напоминает ему рассказ о двенадцати разведчиках, посланных Моше, двое из которых не испугались многочисленных народов, населявших землю, обетованную народу Израиля. Моше поклялся Калеву дать удел, о чём сыны Иеѓуды и он говорят Иеѓошуе (В пустыне 14:24,30, 32:12, Слова 1:36). «Поклялся Моше в тот день, говоря, что земля, на которую ступила твоя нога, будет тебе и твоим сыновьям уделом,// ибо следовал ты за Господом Богом своим» (14:8). Речь о Хевроне, который стал уделом Калева «до сего дня» (там же 14).
Текст подробно описывает границы сынов «Иеѓуды по их семействам» (15:1), границы удела сынов Иосефа (Иосиф, там же 16-17). Чтобы разделить оставшуюся землю между семью коленами, Иеѓошуа посылает по три человека от каждого нераспределённое описать, на семь частей разделить, о них он бросит жребий пред Господом. Пошли люди, «обошли эту землю, по городам, по семи уделам в книге её описали» (18:9), к Иеѓошуе вернулись. Бросил он жребий, землю между коленами разделил. После чего и самому Иеѓошуе сыны Израиля дали удел (19:49).
Особо о городах-убежищах напоминает Господь. О них и о неумышленных убийцах, которым города эти назначены, подробно говорится в книге В пустыне (35). Смысл в том, чтобы в города-убежища от руки кровомстителя мог бежать убивший неумышленно, по ошибке.
И левитам по их родам были выделены города с участками для скота.
После этого призвал «Иеѓошуа Реувена, Гада и половину колена Менаше» (22:1).
Итак, под водительством Иеѓошуи сыны Израиля Ярден перешли. В честь этого жертвенник Богу воздвигли, врагов победили, силу рук своих ощутили, духом окрепли, Землю обетованную между коленами разделили, города-убежища отделили, города и выпасы для скота левитам, служителям Господа, определили, братьев, вместе с ними сражавшихся, долг свой исполнивших, в земли их с благодарностью отпустили. Заветы Господни исполнили, завещанное Моше воплотили.
Но всё хорошо никогда не бывает. Далеко не всю землю сыны Израиля отвоевали. Возвращаясь домой, сыновья Гада, Реувена и половины колена Менаше у Ярдена, на стороне сыновей остального Израиля построили «жертвенник огромный, заметный» (там же 10).
Собралась вся община Израиля — на них подняться войной. Посылают сыны Израиля к заиорданским коленам, в землю Гилад (Галаад) Пинхаса сына Элазара-коѓена (Финеес сын Елеазара, священника) и с ним десять вельмож, по одному от колена, которые, придя, обвинили братьев в кощунстве, за которое вся община Израиля будет наказана, и предложили: «Если нечиста земля владения вашего, перейдите в землю владения Господа, туда, где находится Переносной храм Господень, среди нас возьмите удел,// но против Господа не восставайте, против нас не бунтуйте, жертвенник строя себе, кроме жертвенника Господа Бога» (там же 19). Отвечали им удивлённо, взволнованно: «Бог, Бог Господь, Бог, Бог Господь ведает Он, и Израиль узнает!// Бунт, кощунство над Господом?! Сегодня же нас не спаси!» Почему же они построили жертвенник отдельно от остального Израиля? Отвечают: «Не для всесожжения, не для жертвы». Для чего? Чтобы не сказали «завтра сыновья ваши сыновьям нашим: нет вам в Господе доли», а для того, чтобы могли ответить в будущем им: «Смотрите, вот подобие жертвенника Господня, которое сделали наши отцы не для всесожжения, не для жертвы, но быть свидетелем между нами и вами» (там же 19,22,26-28).
Пинхасу и вельможам это объяснение по сердцу было: «Сегодня узнали мы, что Господь среди нас: это кощунство против Господа вы не учинили». Наречён был жертвенник «Он между нами свидетель, что Господь — Бог» (там же 31,34).
(Окончание следует)
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы